Распределение дошкольников в зависимости от особенностей       — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Распределение дошкольников в зависимости от особенностей      

2021-05-28 20
Распределение дошкольников в зависимости от особенностей       0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

конфликтности, %

                                                                                                   

Наиболее конфликтогенным в данной группе дошкольников является препятственно-доминантный тип реакции экстрапунитивного направления (21,6%), который предполагает мотивацию активно – оборонительного поведения и самоутверждения.

Наименее конфликтогенным – необходимо-упорствующий тип реакции экстрапунитивного направления(12,4 %). Как уже было сказано выше, дети этого типа хорошо социализированы и успешны в своей деятельности.

 

 

На третьем этапе производили обработку данных.

Для выявления взаимосвязи уровней конфликтности старших дошкольников и их самооценки, мы ввели в протокол полученные данные каждого ребенка по уровню их конфликтности и самооценки. (Таблица 5, Приложения 3).

Обработанные данные внесены в таблицу 6.

Таблица 6

Взаимосвязь уровней конфликтности старших дошкольников и характера их самооценки.

Уровни конфл-ти % Самооценка Низкий Средний Высокий  
Адекватная ++ + + + + + + 8 человек 21,6% + + + + 4человека    10,8 % ____  
Завышенная + + 2 человека      5,4 % + + + + + + + + + 9 человек 24,3 %

+ + +

3 человека 8,1%

Заниженная + 1 человек        2,7 % + + + 3 человека      8,1 % + + + + + + + + 8 человек 21,6%  

 

Из данной таблицы можно сделать вывод, что у исследуемой группы старших дошкольников, неадекватная самооценка взаимосвязана в основном со средней и высокой степенью конфликтности.

Для большей наглядности, полученные результаты из данной таблицы, отобразили в диаграммах.


Диаграмма 3 и 4

Соотношение уровней конфликтности  и самооценки

старших дошкольников, %

Уровни самооценки

Уровни конфликтности

Уровни самооценки

Уровни конфликтности

В завершении третьего этапа нами был применен метод метематико - статистической обработки результатов. Был проведен корреляционный анализ влияния самооценки на уровень конфликтности. Мы провели расчет коэффициента корреляции по формуле К. Пирсона:

 

 

xy

Nσxσy

rxy=
 


х, у- величины отклонений каждого из первичных результатов от среднего арифметического  х= Мх-Х; у= Му-У,

М – среднее арифметическое,

Х,У – сопоставляемые переменные, в нашем случае – самооценка и уровень конфликтности,

- сумма,   N – количество испытуемых,

σх, σу – среднее квадратичное отклонение,

σх =√ ∑х2 / N                        σу =√ ∑у2 / N

 

Данные промежуточного расчета коэффициент корреляции Пирсона представлены в Таблице 7 Приложения 4.

 

                

G x = √146.31/37=1.987                     G у = √130.6/37=1.878

rxy = – 48,31/37*1,987*1,878 = – 0,34

 

 

Полученный показатель свидетельствует о наличии обратной корреляционной связи между неадекватно завышенной самооценкой и низким уровнем конфликтности. Отрицательная корреляция показывает, что высокий уровень конфликтности исследуемой группы старших дошкольников вызван неадекватной заниженной самооценкой.

Заключение

 

На основе проведенного нами исследования можно сделать вывод, что нам удалось реализовать все поставленные задачи.

1. В теоретической части исследования при анализе психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу о том, что не существует единого общепринятого определения понятия "конфликт". Каждый автор дает свою трактовку данному понятию. Мы в своем исследовании придерживаемся определения, взятого из краткого психологического словаря А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в межличностных взаимодействиях и взаимоотношениях индивидов, групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

В основе любого конфликта всегда лежит некоторая ситуация, которая содержит противоречие либо в позициях сторон по какому-либо вопросу, либо в несовпадении целей или средств их достижения, либо в несовпадении потребностей людей, их интересов и желаний.

Детские конфликты в старшем дошкольном возрасте – это не просто негативные явления в детской жизни. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношений человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия.

Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важная задача педагогов и психологов и от ее решения будет зависеть полноценное развитие детей.

Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. В ее основе лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. По определению Л.И. Рувинского, самооценка это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве; включающее выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. Самооценка может быть адекватной, либо неадекватной (завышенной, заниженной).

Адекватное или неадекватное отношение к себе поддерживает достоинство человека, ведет к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, ведущему к нарушениям душевного равновесия.

2. В практической части исследования были выявлены уровни конфликтности (высокий, средний, низкий) и самооценки (неадекватно заниженная, адекватная, неадекватно завышенная). У детей старшего дошкольного возраста преобладает неадекватная завышенная самооценка – 48,6 %. Дети высокий уровень конфликтности имеют 27,0% детей, средний – 43,2%.

Среди старших дошкольников с неадекватной самооценкой, их 68,5%, подавляющее большинство конфликтных детей. Дети с адекватной самооценкой, их 31,5 %, имеют низкий уровень конфликтности – 21,6 % и средний уровень конфликтности – 10,8 % детей.

Сопоставление диагностических данных позволило вычислить коэффициент корреляции К. Пирсона, который составил r = – 0,34.

Полученный показатель свидетельствует о наличии обратной корреляционной связи между неадекватно завышенной самооценкой и низким уровнем конфликтности. Отрицательная корреляция показывает, что высокий уровень конфликтности исследуемой группы старших дошкольников вызван неадекватной заниженной самооценкой. Таким образом, наша гипотеза нашла свое подтверждение.


Библиографический список

1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет //Воспитание, обучение и психическое развитие. – М., 1977. С. 29.
2.   Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания /Избранные психологические труды: В 2–х т. Т. I /Под ред. А.А. Бодалева и др.– М.: Педагогика, 1980. С. 103–127.
3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. – М.: МГУ, 1978. – С. 167 – 169.
4. Анкудинова Н.Е. О развитии самосознания у детей /Психология дошко­льника: Хрестоматия. – М, 1998. С. 260–271.
5. Антипов Л.В., Кудряшов А.П. Лучшие психологические тесты. –     М., 1992.
6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2000.
7. Батаршев А.В. Тестирование. Основной инструментарий практического психолога. М.: Дело, 1990.
8. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М., 1986. С.420
9. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд–во МГУ, 1988. – 187с.
10. Бодалева и др.–М.: Педагогика, 1980. С. 103–127.
11. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формиро­вания личности /Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Межд. пед. академия, 1995.–209с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. – М.: Просвещение 1968.–468 с.
13. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей //Вопросы психологии, 1975. № 1. С. 80–89.
14. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука. 1989. – С. 18 – 21.  
15. Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. – М.: RISC, 1998. – 183 с.
16. Вегнер А.Л. Психологические рисуночные тесты.– М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.–159 с.
17. Вовчик–Блакитная Е.А. Детские контакты и их мотивы //Дошк. воспитание, 1988. №6. С. 56–59.
18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – пресс, 1999.–533с.
19. Гайдамак А.Н., Ковчак О. Диагностические и коррекционные задания в работе с трудными детьми. – Шадринск, 1999
20. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от 1 –7 лет. – М., 1992.  
21. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988.
22. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000. – 464с.
23.    Гинзбург М.Н. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии. – 1988. – № 2. С. 19–26
24. Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т.А. Репиной. – М.: Педагогика, 1987. – 192с.
25.    Демина А.А. Трудный ребенок. //Дошкольное воспитание. – 1990 – № 3.
26. Елагина О.А. Почему ребенок становится несговорчивым, а порой трудным //Дошкольное воспитание. –1988 №4,7
27. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2001.
28. Ершов А.А. Социально–психологические аспекты конфликтов. /Социальная психология и психологическое планирование /Под ред. Е.С. Кузьмина, А.А. Бодалева. – Л., 1972. С. 33–39.
29. Журбин В. И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К. Роджерса //Вопросы психологии. – 1990 – № 4.
30. Запорожец А.В, Психология развития ребенка /Избранные психологические труды: в 2–х т. Т.1. –М.: Педагогика, 1986. –316с.
31. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1986. – 127с.
32. Захарова А.Е. Структурно – динамическая модель самооценки         //Вопросы психологии. – 1989. – № 1.
33. Захарова А.Е., Тагиева Г.Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению //Новые исследования в психологии. – 1985 – № 2; 1986 № 1.
34. Зейгарник Б.В. Теории личности. – М.:МГУ, 1981
35. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. – М.: Просве­щение, 1981. – 195с.
36.    Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2001 – 416 с.
37. Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1970. –392с.
38. Коменская В.Г. Психология защиты и мотивации в структуре конфликта. – СПб., 1999, 287 с.
39. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. – М. 1991.
40. Коломинский Я.Л. А как ты ко мне относишься? // Семья и школа. –1996.–№ 10
41. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально–психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности. // Вопросы психоло­гии, 1990. №2.
42. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.,1988
43. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978.
44. Кон И.С. Социализация личности. – М., 1967.
45. Конфликтология /Аллахвердова О.В., Викторов О.В., Иванов М.В., Иванова Е.Н., Кармин А.С., Липницкий А.В.; под ред. Кармина А.С. – СПб.: Лань, 2001. – 470с.  
46. Краткий психологический словарь. /Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. – М., 1996, 298 с.
47. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. – Л.: ЛГУ, 1977.
48. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971.
49. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – М., 1989.
50. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие /Под ред. проф. Д.И. Фельдштейна. – М.: Ин–т практ.психологии, 1999.
51. Люблинская А.А. Детская психология. М., 1971.
52. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей: Посо­бие по практической психологии. – М.: Линка–Пресс, 1998. – 176с.
53. Марцинковская Т.Д. Психологические причины трудностей общения ребенка со сверстниками //Проблемы формирования ценностных ориен­тации и активности личности в онтогенезе. –М.:МГПИ, 1987.
54. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1985.
55. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6–7 лет. – М.: Педаго­гика, 1992.– 160с.
56. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1997
57. Общение детей в детском саду и семье /Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М.: Педагогика, 1990.– 152 с.
58. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.
59. Психологические особенности дошкольного возраста. Тестирование детей. /Составитель В. Богомолов – Изд.3–е – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
60. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: Учеб. пособие. – М., 1994. С. 308–322.
61. Психология личности и деятельности дошкольника. /Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1965.
62. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек //Дошкольное воспитание, 1984. №4.
63. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996г.
64. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М., 1988. – 120с.
65. Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания: Учеб. пособие для студ. пед. ин–тов. – М.: Просвещение, 1982. – 143с.
66. Румянцева Т.Т. Понятие агрессивности в зарубежной психологии. //Вопросы психологии. – 1991. №1.
67. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989. Т. 1.–486с
68. Семеновских Т.В. Формирование мотивов позитивного поведения в конфликтных ситуациях и способы их разрешения: Автореферат дис. на соискание док. степ. канд.психологических наук.реф.19.00.07. Казань 2003.
69. Смирнова Е.О., Калягина Е.В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам //Вопр. психологии, 1998. №3. С. 50–60.
70. Общение детей в детском саду и семье /Под ред.Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М.: Педагогика, 1990. – 152 с.
71. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье. //Вопросы психологии. – 1985. – №4.
72. Столин В.В. Самосознание личности. – М., –1983
73. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие. – М., 1997.
74. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. –М.:Владос, 1995.–291с.
75. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошколь­ника: Практикум. – М.: Академия, 1996. – 96с.  
76. Хасан Б.И. Операции рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии. – Новосибирск, 1986, 433 с.)  
77. Шаграева О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Владос, 2001.
78. Шрайнер К. Понравиться самому себе гораздо легче, чем кажется //Семья и школа. –1993 –№ 6
79. Щур В.Г. Способы разрешения реальных и воображаемых конфликтов между участниками совместной деятельности. Исследование по пробле­мам возрастной педагогической психологии. – М., 1978. С. 120–127.
80.  Эльконин Д.Б. Психологические игры. – М.: Владос, 1999.–360с.
81. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников //Вопросы психологии, 1989. №6.
82. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения чело­века. – М.: Просвещение, 1969. – 317 с.
   
   

 

Приложения


 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.