Нансово-хозяйственной деятельности — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Нансово-хозяйственной деятельности

2021-05-28 26
Нансово-хозяйственной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Перед тем как начать анализ результатов деятельности Сбытовой сети «Пятерочка» необходимо произвести анализ текущего состояния фирмы. 

Приложение Б дает характеристики изменения финансового положения предприятия, приводятся основные финансовые показатели за 2 года, приводятся данные по предприятию, касающиеся прибыли от реализации товаров за 2 года.

 Собственный капитал в 2005 году возрос на 250 тыс. руб., что является позитивной тенденцией, так как происходит рост активов (диаграмма 2).

 

     Диаграмма 2 – Динамика выручки себестоимости и прибыли

         от реализации Сбытовой сети «Пятерочка» Ульяновск

Негативной тенденцией является увеличение кредитов банка почти в 1,5 раза в 2005 году по сравнению с 2004 годом (с 360 до 500 тыс. рублей), что привело к увеличению общей кредиторской задолженности с 560 до 750 тыс. руб. Также это вызвало рост процентов к уплате на 100 тыс. руб. (диаграмма 2).

Уставный фонд организации остался неизменным, так как для его изменения не было причин.

Сумма основных фондов увеличилась на 110 тыс. руб. вследствие покупки нового торгового оборудования для открывшихся магазинов, что является положительной тенденцией развития финансово-хозяйственной деятельности. Это стало причиной увеличения выручки от реализации в 2005 году сумма, которой увеличилась на 11600 тыс. руб. (диаграмма 2). Основной причиной увеличения чистой прибыли предприятия (на +4400 тыс. руб.) явилось резкое увеличение выручки в 2005 году на 58%, а также одновременного уменьшения себестоимости продукции на 3% и увеличения прибыли от реализации с 6300 до 11200 тыс. руб. В 2005 году произошло увеличение численности персонала с 255 до 270 человек, что повлияло на увеличение затрат на персонал со 110 до 140 тыс. руб. Наблюдается небольшое увеличение оборотных фондов в течение 2005 года в размере семи тысяч рублей (диаграмма 2).

Для того чтобы эффективно управлять прибылью предприятия необходимо провести тщательный анализ факторов, влияющих на размер прибыли, далее провести оценку показателей прибыли и в итоге осуществить планирование прибыли. Если качественно произвести все выше перечисленные действия, то вероятность получения максимальной прибыли резко возрастает. Произведем данный анализ прибыли на предприятии Сбытовая сеть «Пятерочка». Сначала сделаем анализ факторный анализ прибыли от реализации, т.к. она является основной составляющей чистой прибыли, получаемой Компанией «Пятерочка».

В  таблице 4 приводятся данные по предприятию Сбытовая сеть «Пятерочка», касающиеся прибыли от реализации товаров за 2 года.

 

 Таблица 4 - Показатели необходимые для расчета факторов, влияющих на

 прибыль (тыс. руб.)

Слагаемые прибыли По бази- су (2004 год) По базису на фактически реализованную продукцию Фактические данные по отчету (2005 год) Фактические данные с корректировкой на изменение цен
Реализация товаров в отпускных ценах предприятия 20100 27000 31700 27000
Полная себестоимость товаров 12000 15000 18000 17800
Прибыль 6300 9700 11200 9800

    Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; транспортных расходов; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Произведем формализованный расчет факторных влияний на прибыль от реализации товаров.

1. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованные товары (∆Р1). Рассчитывается разность между выручкой от реализации товарной продукции в действующих ценах и реализацией в отчетном году в ценах базисного года(формула 4):

                   ∆Р1 = Nр1 - Nр1,0 = Σ р1φ1 - Σ р0φ0,                                             (4)

где

Nр1 = Σ р1φ1 -  реализация  в отчетном году в ценах отчетного года;

р1 - цена товара в отчетном году;

φ -  количество товаров;

Nр1,0 = Σ р1φ1 - Σ р0φ0 - реализация в отчетном году в ценах базисного года;

р0 - цена товара в базисном году.

                    ∆Р1 = 31700 – 27000 = 4700 тыс. руб.

2. Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров объема товаров в оценке по плановой (базисной) себестоимости (∆Р2). Исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости(формула 5):

                     ∆Р2 = Р0 х К1 – Р0 = Р0 х (К1 – 1),                                            (5)

где

Р0 - прибыль базисного года;

К1- коэффициент роста объема реализации товаров(формула 6):

                                       К1 = S1,0 : S0,                                                            (6) где

S1,0 — фактическая себестоимость реализованных товаров за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;

S0— себестоимость базисного года (периода).

В нашем примере: К1 = 1,25 (15000: 12000). Затем корректируют базисную прибыль и вычитают из неё базисную величину прибыли:

                ∆Р2 = 6300 х 1,25 – 6300 =1575 тыс. руб.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров, обусловленных изменениями в структуре товара (∆Р3). Подсчет сводится к определению разницы между коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по базисной себестоимости (формула 7):

                                   ∆Р3 = Р0 х (К2 – К1),                                                          (7)

 где

К2 -  коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:

                                                  К2 = N1,0 : N0,                                                      (8)  где

N1,0  - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

N0 - реализация в базисном периоде.

                             К2 = 27000: 20100 = 1,343

              ∆Р3 = 6300 х (1,343 – 1,25) = 585,9 тыс. руб.

4. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости товаров (∆Р4):

                                      ∆Р4 = S1,0 – S1,                                                              (9)

где

S1,0 - себестоимость реализованных товаров отчетного периода в ценах и условиях базисного периода.

S1 - фактическая себестоимость реализованных товаров отчетного периода.

                     ∆Р4 = 15000 – 18000 = 3000 тыс. руб.

5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости товаров за счет структурных сдвигов в составе товаров (∆Р5). Исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции(формула10):

 

                              ∆Р5 = S0К2 – S1,0                                                             (10)

          ∆Р5 = 12000 х 1,343 – 15000 = 1116 тыс. руб.

6. Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменения цен на материалы и тарифов на услуги (∆Р6). Для этого используют сведения о себестоимости продукции. В данном случае цены на материалы, тарифы на энергию и перевозки были повышены на 18900 руб.лей, оплата труда на 58000 руб.лей, что дало снижение прибыли в сумме ∆Р6= 76,9 тыс. руб.

7. Расчет экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (∆Р7). Это устанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. В данном предприятии не выявлено дополнительной прибыли, полученной за счет перечисленных причин, т.е. ∆Р7 = 0.

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

           ∆Р = Р1 - Р0 = ∆Р1 + ∆Р2 + ∆Р3 + ∆Р4 + ∆Р5 + ∆Р6 + ∆Р7                                      (11)

или

                                         ∆Р = ∑7i=1 Рi,                                                           (12)                                                                                                                                                                                                              где
∆Р - общее изменение прибыли;

Рi -  изменение прибыли за счет 1-го фактора.

      ∆Р = 4700 + 1575 + 585,9 – 3000 + 1116 – 76,9 = 4900 тыс. руб.

Общее отклонение по прибыли составляет 4900 тыс.
руб., что соответствует сумме факторных влияний.

Таким образом, на данном предприятии основными факторами, повлиявшими на величину прибыли, являются:

  - увеличение объема продукции на 1575 тыс. py6.;

  - структурные сдвиги в составе продукции дали увеличение прибыли на 585,9 тыс. руб. Это увеличение прибыли вследствие деления предприятием Компания «Пятерочка» всех продаваемых им товаров на группы. Это деление показывает за счет каких групп товаров предприятие получает основную долю прибыли, а какой товар выполняет роль лишь привлечения покупателей. В зависимости от этого идет распределение этих товаров по: расположению на витрине, ассортименту, позиции по введению новинок.

 - изменение себестоимости за счет структурных сдвигов на 1116 тыс. руб.

  - изменение отпускных цен на реализованную продукцию дало повышение прибыли на 4700 тыс. руб. Такое резкое увеличение данного показателя объясняется тем, что Компания «Пятерочка» открыл еще два магазина, что резко увеличило товарооборот.

Нельзя не обойти такой фактор, как инфляция. Именно ее влияние на изменение отпускных цен, наиболее сложно учитывать. Но стоит отметить, что уровень закупочных цен в течение года постепенно повышался, и в результате в среднем цены повысились в магазинах розничной торговли Компания «Пятерочка» на 9%-18%, в зависимости от категории продукции.

Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль от реализации товарной продукции следует составить следующую таблицу:

 

Таблица 5 - Факторы, воздействующие на прибыль

 

Фактор Абсолютная величина, тыс. руб. Удельный вес, %
∆Р1 4700 42,5
∆Р2 1575 14,2
∆Р3 585,9 5,3
∆Р4 3000 27,1
∆Р5 1116 10,1
∆Р6 76,9 0,8
∆Р7 0 0
Абсолютная сумма отклонений 11053,8 100

 

Данные таблицы 5 демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют два фактора, а именно — изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции. Также немало важное влияние оказывают: изменений в объёме товаров объема товаров в оценке по плановой (базисной) себестоимости и от снижения себестоимости товаров за счет структурных сдвигов в составе товаров. Влияние же других факторов не столь заметно — менее 10%.

Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции на предприятии Компания «Пятерочка» возрастает, в основном, за счет фактора изменения отпускных цен, причиной которого является увеличение сети магазинов и выручки от реализации, а также инфляции. Это ставит предприятие в зависимость от поставщиков товаров, влияния инфляционных процессов в стране. Такие же факторы, как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли оказывают незначительное влияние. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансовое состояние предприятия является устойчивым. Но необходимо увеличивать влияние факторов, которые увеличивают прибыль за счет структурных сдвигов в составе продукции. Анализ влияния факторов прибыли усложняется тем, что цены на ряд услуг регулируется Правительством РФ и, следовательно, не могут адекватно меняться вслед за изменениями себестоимости, так как предприятие приобретает энергию, газ, воду по ценам, которые диктуются монополиями, то становится очевидным, что предприятие попало в своеобразные тиски: “наверху”-  «пожелание» о стабильности на цены на продукты первой необходимости для малообеспеченных слоев населения, а “внизу” — необходимость закупки товаров и материалов по ценам свободного рынка.

После выявления факторов прибыли необходимо провести анализ показателей оценки прибыли предприятия [15,с. 321]. Среди множества показателей оценки прибыли следует выделить основной из них – рентабельность. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, доходность капитала, окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Рассмотрим основные показатели рентабельности предприятия.

   1) Рентабельность продаж. Наиболее распространенным показателем рентабельности предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.

 

 Таблица 6 - Расчет показателей рентабельности продаж Сбытовой сети «Пятероч-                             

 ка» (тыс. руб.)

 

Показатель Базисный год 2004г. Отчетный год  2005г.
Выручка (нетто) от реализации товаров 20100 31700
Себестоимость реализации товаров 12000 18000
Коммерческие расходы 1000 1100
Прибыль от реализации 6300 11200
Проценты к уплате 100 200
Результат от прочей реализации 1100 1500
Балансовая прибыль отчетного периода 5300 9900
Рентабельность продаж (%) - по прибыли от реализации товаров 31,3 35,3
- по балансовой прибыли 26,4 31,2

 

Заметим, что, как видно из таблицы 6, в 2005 году, по сравнению с 2004 годом, разность между рентабельностью по прибыли от реализации и рентабельностью по балансовой прибыли увеличилась с 1,8 до 2,2. Это связано с резким увеличением выручки от реализации (на 11600 тыс. руб.), а также резким ростом прибыли от реализации (на 4900 тыс. руб.) более быстрыми темпами, чем выручка от реализации. Это означает, что менеджеры организации провели эффективную политику в области маркетинга: продвижения своих товаров, рекламная деятельность и так далее.

Таким образом, данные рентабельности продаж свидетельствуют, что Компания «Пятерочка» добилось максимального размера отдачи от каждой денежной единицы товарооборота, спрос на товары, предлагаемые предприятием растет.

2) Рентабельность деятельности. Прибыль образуется как разность между доходами и затратами, что обуславливает правомерность использования в анализе показателя рентабельности, исчисляемого как отношение полученной прибыли к затратам предприятия. Уровень рентабельности деятельности может выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам обращения. Эти показатели существенно дополняют друг друга, так как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров.

С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия (таблица 7).

 

Таблица 7 - Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной деятельности Компании «Пятерочка» (тыс. руб.)

 

Показатель Базисный год 2004 г. Отчетный год 2005г.
Издержки обращения 15750 22000
Затраты предприятия 14350 23000
Прибыль от реализации 6300 11200
Балансовая прибыль 5300 9900
Рентабельность издержек обращения, % 40 45
Рентабельность текущих расходов, % 37 43

 

Из таблицы видно, что рентабельность издержек обращения намного выше рентабельности текущих расходов, что в 2004году, что в 2005году. Это говорит о том, что предприятию очень прибыльно заниматься своей основной деятельностью: торгово-закупочной, и как можно скорее надо прекратить нерентабельные сферы деятельности и сконцентрировать все свои силы на максимизации прибыли от основной деятельности.

Кроме того, можно оценивать рентабельность капитала (рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных средств, рентабельность экономического потенциала и т.п.) и другие показатели рентабельности.

Оценка уровней показателей рентабельности связана с серьезными ограничениями, с которыми необходимо считаться. Определенные трудности представляет отсутствие общепринятых стандартов или норм различных показателей рентабельности для организаций. Такие трудности могут быть частично преодолены посредством:

         - сопоставлением показателей предприятия с показателями других предприятий отрасли;

          - определения показателей за ряд лет;

          - сопоставление фактических и плановых показателей;

          - внутрифирменного сопоставления показателей (например, по структурным подразделениям или по товарным группам);

           - сопоставление альтернатив с целью выбора наиболее оптимального варианта при принятии управленческого решения[10,с.345].

 3) Рентабельность капитала. Этот показатель показывает эффективность использования ресурсов Сбытовой сети «Пятерочка» характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает определенными возможностями и ограничениями.

С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине.

Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках (таблица 8).

Рентабельность собственного капитала показывает, что идет очень эффективное использование собственного капитала, так как произошло незначительное увеличение собственного капитала в 1,26 раза, тогда как прибыль возросла в 2,76 раза. Рост рентабельности собственного капитала говорит о том, что на предприятии нет перенакопления активов. Это является положительной тенденцией[10,с.346].

 Таблица 8 - Расчет рентабельности собственного капитала Компании «Пятерочка» (тыс. руб.)

 

Показатель Базисный год 2004г. Отчетный год 2005г.
Собственный капитал: на начало года на конец года 2500 2500 2500 2750
Средняя величина собственного капитала в течение года 2500 2625
Чистая прибыль 5100 9500
Рентабельность собственного капитала, % 204 362

 

4) Рентабельность используемых трудовых ресурсов. Самостоятельное значение имеет показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к расходам на оплату труда. В расчетах данного показателя может использоваться либо вся сумма расходов на оплату труда, либо только расходы, включаемые в издержки обращения. Интерес представляет также такой показатель, как отношение прибыли к численности работников. По сравнению с предыдущим показателем стоимостный знаменатель в расчетной формуле заменяется натуральным, что обеспечивает универсальность такого показателя рентабельности для сравнительного анализа предприятий торговли (таблица 9).

 

Таблица 9 - Расчет рентабельности трудовых ресурсов Сбытовой сети «Пятерочка» (тыс. руб.)

 

Показатель Базисный год 2004г. Отчетный год 2005г.
Балансовая прибыль 5300 9900
Затраты на персонал 2900 3960
Численность работников 255 270
Рентабельность расходов на оплату труда, % 183 250
Прибыль на одного работника 96,4 141,4

 

Данные таблицы показывают, что в 2005 году по сравнению с 2004 годом сумма прибыли на одного работника увеличилась в 1,4 раза, а балансовая прибыль увеличилась в 1,8 раза. При этом затраты на оплату труда персонала уменьшились значительно (на 56%). Коэффициент рентабельности расходов на оплату труда показывает, что расходы, вложенные в оплату труда, приносят прибыль. Причем рост прибыли носит возрастающий характер. Рентабельность расходов на оплату труда увеличилась в 1,4 раза. Это благодаря проведению качественной кадровой политике и работе с персоналом[9,с.123].

Существует большое число показателей прибыли и рентабельности. Но нет необходимости производить расчет и анализ всех из них, так как показателей будет больше, а, следовательно, время на их обработку резко возрастает. Проведя анализ показателей прибыли вышеизложенным способом можно эффективно и адекватно принять необходимые управленческие решения с целью увеличения прибыли предприятия.

После проведения анализа коэффициентов рентабельности необходимо осуществить планирование прибыли. Произведем планирование прибыли от реализации продукции. Эффективнее осуществлять планирование по каждому виду продукции отдельно, а потом суммировать результаты по всем видам [11,с.342]. В качестве примера рассмотрим планирование прибыли только по одному виду продукции. В таблице 10 представлены данные о производстве, реализации, налогах, отчислениях и прибыли предприятия, которые представлены на основе планов и прогнозов экспертов предприятия:

 

Таблица 10 - Показатели, необходимые для планирования прибыли предприятия (тыс. руб.)

 

 

Показатели

Планируемый год

  в ценах базисного года в ценах планируемого года
Остатки нереализованной продукции на начало планируемого года: По производственной себестоимости По отпускным ценам Доход 2200 3000 1230 2800 4000 1600
Товарная продукция: По полной себестоимости По отпускным ценам Доход 22000 35000 12200 28000 42000 15500

 Продолжение таблицы 10

                              

                              Показатели

 

Планируемый год

В ценах базисного года В ценах планируемого года
         Остатки нереализованной продукции на конец планируемого года: По полной себестоимости По отпускным ценам Доход 2000 2800 1100 2600 3600 1400
Реализация продукции: По полной себестоимости (стр.1.1 +стр.2.1 -стр.3.1) По отпускным ценам (стр.1.2 +стр.2.2 -стр.3.2) Доход (стр.1.3 +стр.2.3 -стр.3.3) 22200 35200 12330 28200 42400 15700
5. Отчисления во внебюджетные фонды 5 7
6. Акциз - -
7. Налог на добавленную стоимость 400 440

 

Произведем расчет планируемой прибыли в ценах базисного года:

Прибыль от реализации составляет:

       Пб = 35200 – 5 – 0 – 400 – 22200 = 12595 тыс. руб.

Остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого года, если норматив остатков продукции на складе равен НО = 15 дней, равны:

                        ОПК = (2800 х 15): 360 = 117 тыс. руб.

Доход от реализации данного вида продукции:

          ДВ = 12200 + 1230 – 1100 = 12330 тыс. руб.

Плановый объем прибыли от реализации данной продукции равен:

               Пбi = 12330 – 5 – 400 = 11925 тыс. руб.

Произведем расчет планируемой прибыли в ценах планируемого года:

Прибыль от реализации составляет:

        Пб = 42400 – 7 – 0 – 440 – 28200 = 13753 тыс. руб.

Остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого года, если норматив остатков продукции на складе равен НО = 15 дней, равны:

              ОПК = (3600 х 15):  360 = 150 тыс. руб.

Доход от реализации данного вида продукции:

           ДВ = 15500 + 1600 – 1400 = 15700 тыс. руб.

Плановый объем прибыли от реализации данной продукции равен:

       Пбi = 15700 – 7 – 0 – 440 = 15253 тыс. руб.

 Положительные тенденции в развитии основных показателей

деятельности Сбытовой сети «Пятерочка»» были обусловлены следующими факторами:

- более эффективным использованием основных фондов;

  - ускорением оборачиваемости оборотных средств;

  - повышением показателей производительности труда;

  - снижением трудоемкости продукции;

  - повышением деловой активности сотрудников отдела маркетинга;

  - грамотным менеджментом руководства.

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, это положительно влияет на финансовое положение предприятия. Напротив, в результате спада производства и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие-ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.