Методы вербовки и контроля сознания в культах. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Методы вербовки и контроля сознания в культах.

2021-05-28 25
Методы вербовки и контроля сознания в культах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сознание отдельного человека не все­гда может противостоять натиску группового воздействия, организованного и целенаправленного. Деструктивные куль­ты интенсивно используют данное обстоятельство, стремясь быс­тро завлечь потенциальных адептов на свои коллективные меро­приятия: семинары, собрания, службы. Эмиссары групп при­глашают людей на бесплатные медитации или концерты «духов­ной музыки», в центры «дианетики» и «хаббард-колледжи» - вер­бовочные структуры церкви саентологии. В группе, тем более незнакомой, человеку легче что-то внушить, в чем-то убедить, незаметно им манипулиро­вать.

Членство в деструктивном культе является результатом взаи­модействия различных сил: тактики, которой пользуются культы, умения вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать членов культа, а также уязвимости потенциального новичка. Вербовщи­ки культа чаще всего обращаются к тем, кто находится в данный момент в неустойчи­вом или неприятном социальном и психологическом положении. Это могут быть люди на отдыхе, студенты вузов, пожилые люди, наивные подростки с их кри­зисом самоопределения, любой человек, переживающий какой-либо стресс (болезнь, смерть близких, развод и т.п.), беженцы, безработные, из которых все, вероятно, испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установле­ния связей.

Особую группу риска составляют личности, занятые интенсив­ными духовными поисками, стремящиеся к «полной и абсолют­ной Истине» (часто понимаемой как простые и однозначные от­веты на сложные вопросы), а также индивиды с художественным складом мышления. Эта группа частично совпадает с категорией лиц, которых на Западе называют «true believers» («истинно веру­ющие») и которые характеризуются преобладанием внешнего локуса контроля в поведении и сознании. При некотором стечении обстоятельств жертвой манипу­лирования со стороны культов может оказаться любой человек.

В брошюре Американского семейного фонда приводятся признака вербовщика:

1) это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали в своей жизни;

2) это человек, слишком заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать;

3) это тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и при этом хлад­нокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллект, деньги, квартиру или что-то другое;

4) это тот, у кого есть ответы на все вопросы.

Коль скоро предполагаемый клиент выглядит восприимчивым, вербовщик предпринимает попыт­ку вовлечь его в беседу, разжечь его интерес и увлечь следующи­ми средствами:

- показывая заботу о благополучии, выражая хоро­шую осведомленность о чувствах и эмоциональном состоянии человека, заставляет предполагаемого клиента поверить, что его действительно понимают. Например, узнав о поездках вербуемо­го, вербовщик может сказать: «Итак, ты был в дороге два месяца. Ты устал, чувствуешь себя одиноко, без каких-либо реальных корней?»;

- демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям вер­буемого, к его надеждам, целям, говоря, например: «О, ты музы­кант. Ну, мне как раз случилось жить с группой музыкантов...»;

- удерживая контакт глазами, поддерживая тесную физическую близость, «нападая» сексуально (в психологическом смысле);

- извлекая личную информацию о текущем положении вербу­емого, о его заботах, проблемах, стрессах. Например, вербовщик может спросить: «Что твои родители думают о твоих путешестви­ях через всю страну?», или «Есть ли у тебя интимные отношения с кем-нибудь?», или «Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей жизнью?»

Если вербовщик добивается успеха, вербуемый ощутит эмо­циональную связь с вербовщиком, а также готовность поддерживать контакт. Когда вербуемые клиенты считаются готовыми, - а это может быть после 15-и минут разговора или после нескольких случайных встреч, их могут пригласить при­соединиться или посетить группу. Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам вербуемого.

Для неинформированного наблюдателя вербов­щики культов кажутся очень озабоченными благополучием тех, с кем они вступают в разговор. Однако их истинное намерение - быстро оценить, будет ли вербуе­мый клиент ценным приобретением для группы, т.е. способным приносить деньги и привлекать последователей. Если его считают заслуживающим «вложения», то на вербуемого будет об­рушиваться ливень внимания и заботы до тех пор, пока он не примет обязательство присоединиться к группе. В этот мо­мент забота вербовщика перемещается на других кандидатов.

Цель культов заключается в том, чтобы вербу­емый безусловно принял верования, практику и характерные чер­ты личности, предписанные группой. Длительность времени, тре­бующегося на обращение, варьируется от одного вербуемого к другому и от группы к группе. Некоторые культы пытаются со­вершить полное обращение в течение интенсивного уик-энда; другие имеют более смягченный подход, раззадоривая аппетиты потенциальных новообращенных в течение недель или месяцев перед тем, как позволить им формально быть принятыми в груп­пу.

Успешное обращение часто сопровождается радикальным из­менением новообращенных - они принимают на себя идеальную культовую личность (соглашаются с требованием культа, чтобы они «стали как дети», «стали полностью спокойными», «были от­деленными от материального мира» и т.п.) и заменяют свой преж­ний жизненный стиль, словарный запас, интересы, друзей и цен­ности тем, что предписано культом. Этот разрыв с прошлым может первоначально вызывать у новообращенных стресс, они чувствуют ра­зорванность своей прежней и теперешней жизни, притягиваемые противоположными привязанностями и сбитые с толку в отноше­нии своей истинной сущности. Непрерывное подчинение прак­тике и верованиям культов ослабляет этот стресс, и, в конце концов, прежние убеждения и прошлый жизненный опыт выглядят отдаленными, частично забытыми и отделенными от сегодняшне­го сознания.

Хотя специфические средства могут варьироваться от группы к группе, существует ряд общих тактических приемов, ис­пользуемых культами, чтобы добить­ся обращения. Рассмотрим некоторые из них.

1. Контроль времени и деятельности -  подчи­нение потенциальных новообращенных рассчитанному строго­му временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физически и эмоционально напряженной деятельностью. Это не оставляет времени для уединения и размышления. Такой график может включать: лек­ционный марафон, длительные заседания - встречи группы, интенсивные консультации один на один, произвольные танцы или энергичные виды спорта, гипнотические упражнения, со­здание зрительных образов, медита­ция, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания, недо­статочные сон и еда.

Результаты. Снижается психологическая защита, уменьша­ется внимание, возникает физическое и эмоциональное истоще­ние, ослабляется способность критически оценивать группу, воз­никают трансоподобные состояния, которые являются от­влекающими и делают человека внушаемым.

2. Информационный контроль. Отсечение внешних ис­точников информации, таких как телевидение, газеты, связь с людьми за пределами группы или клевета на них; «бомбарди­ровка» вербуемых культовой литературой, записями по идеологической обработке; классифицирование определенной информации о культе как «секретной»; иска­жение информации и открытая ложь.

Результаты. Информационный контроль мешает осознанному принятию решений и предотвращает критическую оценку культа.

3. Манипуляция речью. Это может быть осуществлено путем при­писывания новых и дополнительных значений обычным словам. Например, в Миссии Божественного Света слово «знание» озна­чает 4-е методики медитации, которым учат в течение началь­ного занятия, что вроде бы дает человеку знание Бога; слово «разум» синонимично силам внутри лю­дей, которые уводят их от Бога и от Истины; «мир» относится к тому, что находится за пределами Миссии Божественного Света и поэтому объявляется непросвещенным.

Результаты. Вербуемые чувствуют себя посвященными в ис­ключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя более удобно, общаясь с адептами культа, и как только этот язык становится частью их повсе­дневной речи, чувствуют себя заторможено в общении с людьми вне культа, которые явно не могут этого понять.

4. Отучение от критического, рационального мышления. Так многие культы отделываются от сомнений, критики и во­просов своих членов утверждениями типа «Все станет ясно со вре­менем», или угрозами типа «В корне всякого сомнения Сатана», или увещеваниями вроде «Если ты хочешь узнать Бога, ты должен выйти за пределы рациональности».

Результаты. Вербуемые испытывают чувство вины из-за своих со­мнений, вопросов или использования своих интеллектуальных спо­собностей для оценки культа.

5. Обучение методикам, вызывающим транс. Оно может включать в себя: медитацию, монотонное пение, говорение на языках (произнесение бессвязных и бессмысленных звукосо­четаний в состоянии индивидуального или группового экстаза), самогипноз, создание ярких мысленных образов и контролируемые дыхательные упражнения (приводящие к обед­нению или перенасыщению крови кислородом и изменяющие процесс мозговой деятельности).

Результаты. Эти методики, особенно если они раскрыва­ются перед новообращенным в ходе напряженных цере­моний посвящения, заставляют вербуемых чувствовать себя причастными к особенным и/или божественным силам.

6. Исповедальные сессии. Во время них членов культа принужда­ют выдавать крайне личную информацию о прошлых и настоя­щих проступках и грехах, реальных или воображаемых.

Результаты. Вербуемые, которые открывают такую инфор­мацию, могут испытывать сначала чувство вины и стыда, а после признания - облегчения. Они могут стать зависимыми от этой самоопорочивающей деятельности как способа облегчения чувства вины. Однако те, кто хочет покинуть культ, часто боятся, что культ может воспользоваться раскрытой ими информацией.

7. Групповое давление. Т.е. предложение позитивного подкреп­ления, такого как одобрение, привязанность или повышенный статус, когда последователи культа соглашаются с целя­ми группы, и отказ от такого подкрепления или наказание тех, кто говорит или действует вопреки культовым предписаниям.

Результаты. Вербуемые могут поддаться групповому давле­нию, несмотря на устойчиво удерживающиеся убеждения, проти­воречащие культовым верованиям и практике.

 

Деструктивные культы учитывают, что даже самые преданные обращенные поддаются сомнениям и могут отступиться, если толь­ко они не подвергаются интенсивной и постоянной программе поддержки, для поддержания верности обращенных используются тактики:

1. Убеждение обращенного в необходимости придерживаться суро­ вого стиля жизни, который отражает культовые ценности. Многие культы содержат своего рода общежития, где вся деятельность концентрируется вокруг культовых це­лей. На обращенных часто оказывается давление с целью заста­вить их жить в этих домах, например: «Гуру любит всех своих детей, но он особенно любит тех, кто присоединяется к его мона­шескому дому и посвящает ему всю свою жизнь».

Результаты. Строгое следование культовому стилю жизни служит подчинению и усилению преданности обращенного веро­ваниям культа. Энергичные программы добывания средств, вербовки и другой деятельно­сти истощают обращенных, не оставляя времени или энергии на то, чтобы подвергать сомнению культовые верования.

2. Обучение и чрезмерное использование методик, вызывающих транс. Этим целям служат медитация, молитва, монотонное пе­ние, самогипноз и говорение на языках. Эти мето­дики не вредны при уместном и контролируе­мом (профессиональным врачом или психологом) применении. Они причиняют вред в деструктивных культах потому, что ис­пользуются для подавления самостоятельного мышления, а не для разрешения умственных затруднений.

Результаты. Подавление мыслей, чувств и сомнений; ос­лабленная интеллектуальная и критическая способность.

3. Публичное заявление о верности. В том числе поощрение жела­ния новых обращенных вербовать других (некоторые культы пред­лагают более высокий статус и вознаграждение преуспева­ющим вербовщикам), делать торжественные заявления на пуб­личных встречах, подписывать заявления о верности.

Результаты. Публичное заявление усиливает преданность обращенных культу, а уходящие выглядят предающими доверие.

4. Повторяющиеся угрозы санкций за уход. Например: «Если ты уйдешь, твоя жизнь развалится на куски»; «Твоя душа сгниет»; «Ты отправишься в ад»; «Пострадают твои родственники».

Результат - обращенные боятся покинуть культ.

5. Обещание немедленного осуществления мира, спасения. Напри­мер, говоря обращенным, что если они только чуть-чуть сильнее постараются, отдадут немного больше себя, то они достигнут обещанного культом вознаграждения.

Результат -обращенные постоянно стремятся достичь уто­пических идеалов и обвиняют самих себя за то, что стараются недостаточно усердно.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.