Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2021-05-28 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Координирующие функции по предупреждению преступлений в СССР выполняла Прокуратура СССР. В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. «О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 годы» и другими нормативными актами государственным заказчиком-координатором Программы является МВД России, государственными заказчиками - ФСБ, прокуратура, МЧС и другие силовые ведомства.
Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений регулируется многочисленными нормативными актами, в соответствии с которыми функция предупреждения преступлений возложена на все подразделения органов внутренних дел.
Функции федеральных и региональных подразделений ОВД заключаются в организации деятельности нижестоящих подразделений: а) определение приоритетов в этой области, целей и задач; б) разработка нормативных актов в этой сфере; в) криминологическая экспертиза нормативных актов; г) координация деятельности нижестоящих подразделений; д) методическая и организационная помощь (перераспределение сил по регионам); е) профилактические операции; ж) планирование и предложения в программы предупреждения преступлений, их реализация; з) кадровое, материально-техническое, финансовое, информационное и др. обеспечение нижестоящих подразделений.
Управления и отделы внутренних дел на муниципальных уровнях: а) ежемесячно анализируют криминологическую ситуацию на своей территории; б) разрабатывают и реализуют организационные и практические меры по предупреждению преступлений; в) осуществляют подготовку материалов по комплексной оценке результатов работы сотрудников подразделений по предупреждению преступлений; г) направляют информацию в органы местного самоуправления о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений; д) привлекают негосударственные организации к деятельности по предупреждению преступлений и др.
|
Федеральные и региональные управления (отделы) профилактики преступлений осуществляют: а) выработку стратегии и тактики полиции общественной безопасности, организационное обеспечение; б) руководство участковыми инспекторами милиции; в) организацию деятельности по предупреждению преступлений несовершеннолетних; г) анализ деятельности различных профилактических подразделений, определение приоритетов; д) обобщение, анализ и внедрение передового опыта работы нижестоящих подразделений по предупреждению преступлений.
Подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних осуществляют: а) выявление, анализ, устранение причин и условий правонарушений несовершеннолетних; б) сбор информации и предложений по аспектам предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних, их воспитанию, обучению, досуговой и трудовой занятости, наркологическому, венерологическому, психиатрическому лечению, социальной защите и др.; в) выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных правонарушений, употребления алкоголя, наркотиков, психотропных и иных одурманивающих веществ, и принятие к ним принудительных мер воздействия; г) выявление родителей, не исполняющих или ненадлежаще исполняющих свои обязанности по воспитанию и обучению детей; иных лиц, нарушающих права подростков, принятие к ним принудительных мер; д) оказание помощи несовершеннолетним, находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни и др.
Подобные же функции по предупреждению преступлений осуществляют участковые инспектора полиции.
|
Органы прокуратуры осуществляют работу по предупреждению преступлений в процессе своей деятельности по прокурорскому надзору за деятельностью ОВД, уголовно-исполнительными учреждениями и по другим направлениям. Эту же деятельность прокуратура осуществляет в процессе поддержания государственного обвинения в суде по уголовным делам.
Суд в соответствии с ч. 4 ст. 29 Уголовно-процессуального кодекса РФ, если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Кроме того, за федеральными судами сохранена их обязанность (право) на выездные заседания по месту жительства, работы, учебы подсудимого (подсудимых). Подчеркну роль мировых судей, разбирающих мелкие правонарушения и преступления, с которых обычно начинается преступное поведение.
Следователи органов МВД, ФСБ, прокуратуры достигают цели профилактики всей своей деятельностью по обеспечению неотвратимости ответственности и наказанию преступников. Кроме того на основании ч. 2 ст. 73 УПК РФ при расследовании уголовного дела они обязаны выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и вправе направлять информацию в соответствующие организации и должностным лицам.
Сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний и службы судебных приставов применяют при профилактике следующие методы:
1) методы выявления внешних условий при исполнении заключенными уголовных наказаний: а) криминологическое исследование и выявление: криминогенных зон при исполнении наказаний, т.е. болевых точек мест, где наиболее часто совершаются преступления; недостатков в деятельности уголовно-исполнительных органов; технического оснащения исполнения наказания; кадровых упущений; б) уголовно-исполнительный и статистический анализ количественного и качественного состава осужденных; в) оперативные приемы работы и др.
2) методы нейтрализации, компенсации и устранения внешних условий при исполнении наказаний: а) компьютерное обеспечение уголовно-исполнительных органов; б) конструктивные и технологические разработки технических средств наблюдения за осужденными, в работе с ними по их исправлению; в) работа с кадрами уголовно-исполнительных органов - от подготовки до переподготовки специально ориентированных юристов, психологов, экономистов, инженеров; г) комплексные профилактические операции с привлечением собственных средств и сил, а также подразделений ОВД; д) организация обмена оперативной информацией между уголовно-исполнительными органами и иными службами ОВД и прокуратуры; е) изучение и внедрение современных направлений организации труда осужденных, должного быть прибыльным и обеспечивающим достаточный минимум средств для жизнедеятельности осужденных; ж) развитие физкультурного и спортивного дела среди осужденных и др.
|
ФСБ, МЧС и другие силовые ведомства принимают в пределах своей компетенции решения и меры по выявлению и устранению причин и условий преступлений и правонарушений.
Частные детективные и охранные структуры, иные негосударственные организации организуют свою деятельность по предупреждению преступлений на основе своих уставов.
Вопрос № 3. Прогнозирование преступности и программирование (планирование) борьбы с ней.
Профилактика преступлений будет неэффективной, если она будет осуществляться не на научной основе прогнозирования и планирования, программирования борьбы с преступностью, т.е. иначе говоря - вслепую.
Прогнозирование преступности - это научно обоснованное предвидение и предсказание развития тенденций преступности в будущем, а также возможности преступного поведения со стороны конкретного лица, на основе учета изменений в причинах, условиях и факторах, влияющих на них.
Программирование (планирование) борьбы с преступностью - это составление программы (плана) профилактики (предупреждения) преступлений, создающей основы для управления преступностью, воздействия на нее, борьбы с нею. При этом необходимо соблюдать правило взаимосвязи между прогнозированием и планированием: прогнозирование предшествует и сопровождает (в качестве мониторинга) планирование на всех его этапах.
|
В основе прогнозирования преступности находится познание закономерностей преступности и преступного поведения, их причин, условий, а также их состояния в прошлом и настоящем. Г.А. Аванесов в структуре прогнозирования преступности выделяет субъекты, объекты, содержание, формы, цели и задачи (Аванесов Г.А. Теория и методология криминологического прогнозирования. М., 1972. С. 30):
1) субъектами являются: а) органы, ведущие борьбу с преступностью, б) научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем преступности, в) коллективы ученых и практических работников. Основную работу по составлению прогнозов преступности ведет МВД;
2) объектами являются: а) преступность, тенденции и закономерности ее изменения, ее состояние, уровень, структура, а также причины и условия; б) преступное поведение отдельного лица, его виды, причины и условия, при индивидуальном прогнозировании;
3) содержание - это данные, информация, сведения о будущей преступности (о ее тенденциях и закономерностях, уровне, структуре), данные о закономерностях преступного поведения.
4) форма - это конкретно выраженные в каком-либо документе результаты прогнозирования, прогностическое заключение. Форма прогноза не может быть постоянной. В связи с тем, что в сам прогноз постоянно вносятся коррективы, изменения, форма его каждый раз выступает в особом виде.
5) основными целями являются подготовка материалов для разработки общей концепции, программы управления преступностью, выбор оптимального пути развития (совершенствования) деятельности правоохранительных органов. Цели прогнозирования определяются стратегией предвидения изменений преступности и мер воздействия на нее, а задачи - тактикой управления ею в настоящее время с учетом прогноза на ближайшее будущее.
В зависимости от сроков различают краткосрочные, среднесроч ные и долгосрочные прогнозы: краткосрочные используются для повседневной организации воздействия на преступность и определения тактики этой деятельности (например, сезонные прогнозы в курортных городах); долгосрочные (на 20-25 лет) лежат в основе главной стратегической линии уголовной политики. Их назначение состоит в определении ведущих тенденций преступности с учетом изменений, происходящих в социальных условиях и системе мер воздействия на нее.; среднесрочные с вязывают между собой долгосрочные и краткосрочные прогнозы, т.е. стратегию и тактику воздействия на преступность, ее управления. Они рассчитываются обычно на пять лет.
В зависимости от уровня прогнозирования криминального явле ния выделяют обобщенный и индивидуальный прогноз. Обобщенный - это предвидение территориальных и отраслевых изменений в преступности, по социальным группам и т.п. на основе учета общесоциальных явлений и процессов. Индивидуальный - это предвидение вероятности совершения преступления со стороны конкретного лица на основе учета степени напряженности криминогенной ситуации и уровня устойчивости ее криминогенной мотивации, определения физиологических, социально-психологических особенностей личности в каждом конкретном случае.
|
Также выделяют многовариантный, простой и нормативный вариации прогноза. Многовариантный прогноз предусматривает разновидности изменений в уровне и тенденциях преступности в зависимости от характера, масштаба, типа применяемых профилактических мероприятий. При простом прогнозе расписывается лишь однозначная, одновариантная зависимость преступности от конкретных мероприятий и социальных изменений. Нормативные прогнозы строятся на подробном расчете сил, ресурсов, последовательности определенных операций в целях выполнения конкретных задач.
В прогнозировании преступности используются обычно три метода: а) экстраполирования, б) экспертных оце нок, в) моделирования.
Экстраполирование - это продолжение в будущее динамико-статистических рядов, закономерности построения которых в прошлом и настоящем известны. Этот метод применяется, если факторы, воздействующие на преступность, устойчивы, он эффективен только в краткосрочных и в среднесрочных видовых (т.е. по видам преступного поведения) прогнозах.
Метод экспертных оценок состоит в выяснении мнения экспертных групп ученых и практиков о будущем развитии преступности с последующей обработкой полученных оценок по специальным шкалам. Этот метод используется при долгосрочных прогнозах, когда не требуется детализированных выводов.
Метод математического моделирования - это разработка и применение в компьютерных программах комплекса математических формул, отражающих взаимодействие процессов и явлений, существенно влияющих на преступность. Это наиболее точный и обоснованный метод, он может применяться во всех видах прогнозов, но очень трудоемок, зато современен и эффективен.
Прогноз преступности составляет основу программирования (планирования) предупреждения преступности.
В структуре программирования (планирования) борьбы с преступностью следует выделять принципы, этапы, систему программы и показатели.
Принципами являются: а) законность; б) научность; в) реальность и экономическая; г) дифференциация и многоуровневость мероприятий программы; д) конкретность (учет местных особенностей, определение исполнителей, сроков исполнения и форм контроля и т.п.); е) директивный характер (обязательность для всех субъектов профилактики).
Выделяют четыре этапа програм мирования борьбы с преступностью:
1) организационно-подготовительный (определение персонального состава разработчиков программы; выделение ответственных за отдельные направления, инструктаж, составление плана-графика работы);
2) информационно-аналитический (разработка программы по изучению состояния преступности и иных правонарушений, их причин и условий, опыта профилактической деятельности; сбор информации, статистическая обработка и анализ с оценкой, выводы, ознакомление с результатами всех разработчиков программы и конкретных исполнителей);
3) непосредственная разработка программы (определение цели и главных задач, структуры, конкретных взаимоувязанных мероприятий, ответственных исполнителей и сроков, рецензирование и доработка);
4) исполнение программы (доведение заданий до исполнителей, определение органов, ответственных за исполнение; организация контроля за исполнением, корректировка).
Система программы (плана) профилактики криминальных явлений включает чаще всего 13 направлений, разделяемых на пять блоков:
1-ый блок (общий): а) формулирование целей, основных направлений профилактики и иерархии задач; б) предложения, в основном юридического характера, по общесоциальным мероприятиям (экономические, организационно-управленческие, технические и т.п.);
2-ой блок (типовой): в) анализ корыстных преступлений, экономической организованной преступности, их видов, причин и условий, разработка мер профилактики; г) анализ насильственных преступлений, их видов, причин и условий, мер профилактики; д) анализ неосторожных преступлений, в том числе экологических, их видов, причин и условий, мер профилактики; е) анализ преступлений несовершеннолетних и молодежи, их видов, причин и условий, мер профилактики; ж) изучение состояния общеуголовной организованной, профессиональной и рецидивной преступности, ее особенных общесоциальных причин и условий, мер профилактики; з) анализ наказательной преступности, существующей во время исполнения уголовных наказаний, ее видов, причин и условий, разработка мер профилактики; и) специальное изучение состояния, причин и условий социальных отклонений и разработка мер их профилактики: пьянства, наркотизма, токсикомании; социального паразитизма; половых эксцессов, в том числе проституции и половых извращений; бюрократизма; самоубийств и др.;
3-ий блок (региональный): к) анализ преступности по регионам, особенностей причин и условий, факторов, а также мер профилактики;
4 блок (ведомственно-отраслевой): л) анализ состояния преступности в отрасли, ведомстве, особенностей ее причин иусловий, меры профилактики;
5-ый блок (субъектный): м) особенности профилактической деятельности системы правоохранительных государственных органов и негосударственных организаций; неправоохранительных государственных органов и негосударственных формирований; граждан - специалистов и экспертов и просто граждан, безотносительно к их профессиональным качествам; н) разработка предложений о порядке исполнения программы и контроле за ходом исполнения (первый блок).
К показателям программы относятся: а) цели и содержание мероприятия; б) исполнители, а при совместной организации исполнения - головной орган; в) время действия каждого мероприятия; г) территориальные границы действия мероприятий; д) предполагаемые изменения в уровне и структуре преступности и правонарушаемости; е) группы населения, которым адресованы мероприятия; ж) мероприятия по сферам жизнедеятельности людей; з) материально-ресурсное обеспечение каждого мероприятия (финансы, кадры, материалы, техника); и) указание на контролирующий орган и формы контроля.
Кроме того, при программировании борьбы с преступностью выделяют:
1) проблемные преступления и социальные отклонения - наиболее распространенные, наиболее опасные преступления, и те, число которых растет, и те, которым не уделяется внимания;
2) про блемные криминогенные зоны региона, отрасли - территориально-отраслевые единицы с особо неблагоприятными показателями преступности, криминальной концентрации, где чаще всего совершаются преступления, места, где скапливаются носители социальных отклонений, например, проститутки, бродяги (так, в г. Москве - район трех вокзалов, практически в любом городе - парки);
3) проблемные группы людей - это социальные группы наибольшей криминальной зараженности (безработные, освободившиеся из мест лишения свободы).
Криминологическое программирование бывает перспективным и текущим.
Перспективноепрограммирование рассчитано на длительный срок и предусматривает мероприятия по достижению главной цели - наиболее полной регуляции преступности. Перспективное программирование основано на долгосрочных и среднесрочных прогнозах.
Текущее программирование предназначено для решения промежуточных задач с учетом криминологической ситуации, оперативной обстановки в регионе в определенный краткий период времени, составляется на основе краткосрочного прогноза.
В зависимости от направлений деятельности выделяется:
комплексно-территориальное программирование (мероприятия в региональном разрезе, т.е. это региональные программы борьбы с преступностью);
комплексно-отраслевое (по отраслям экономики);
ведомст венно-отраслевое (специальные мероприятия по воздействию и управлению всей преступностью или ее отдельными типами).
Методы криминологического программирования бывают общими и спе циальными.
Общими методами программирования являются те, которые применяются и в программах социального развития. Кним относятся:
- балансовый метод (обеспечении равновесия различных, равнозначимых и разнохарактерных процессов социального развития - экономических, культурных, политических и т.п. вих воздействии на преступность);
- программно-целевой подход (предусматривает не только мероприятия, сроки, исполнителей, но и их ресурсное (кадровое, финансовое, материально-техническое) обеспечение, расписание конкретных задач по субъектам).
Специальные методы используются только при программировании борьбы с преступностью. К их числу относятся: криминологическая экспертиза и мероприятия по управлению преступностью, выделяемые в отдельный раздел программы экономического или социального развития или разрабатываемые самостоятельно, которые получают наименование программы предупреждения преступности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и состоят из ряда подразделов, расписаны по субъектам (структуру подобного программирования мы рассматривали - пять блоков, 13 подразделов), как общей компетенции (выделении задач для муниципалитетов, учебных заведений и т.п.), так и специально осуществляющим эту деятельность.
Вопросы для самопроверки:
1. Что понимается под организацией предупреждения преступлений?
2. Каковы основные задачи в предупреждении преступлений?
3. Какие требования предъявляются к криминологической информации?
4. В чем заключаются обязанности по борьбе с преступностью и ее профилактики правоохранительных органов России?
5. Прогнозирование преступности: понятие, сущность, предназначение.
6. Программирование (планирование) борьбы с преступностью: понятие, сущность, структура, разновидности, предназначение.
Тема 4.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ И В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Основные понятия: бытовая преступность, уровни профилактики преступности: общесоциальный, микросредовый, групповой, индивидуальный, правовое воспитание, правовое пространство школы, педагогика ненасилия, программа профилактики преступности школы.
Вопросы:
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!