Вопрос № 2. Работа ОВД, прокуратуры, суда и иных правоохранительных органов по предупреждению криминальных явлений — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Вопрос № 2. Работа ОВД, прокуратуры, суда и иных правоохранительных органов по предупреждению криминальных явлений

2021-05-28 28
Вопрос № 2. Работа ОВД, прокуратуры, суда и иных правоохранительных органов по предупреждению криминальных явлений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Координирующие функции по предупреждению преступлений в СССР выполняла Прокуратура СССР. В настоящее время в соответ­ствии с постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. «О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступ­ностью на 1999 - 2000 годы» и другими нормативными актами госу­дарственным заказчиком-координатором Программы является МВД России, государственными заказчиками - ФСБ, прокуратура, МЧС и другие силовые ведомства.

Организация деятельности органов внутренних дел по предупреж­дению преступлений регулируется многочисленными нормативными актами, в соответствии с которыми функция предупреждения пре­ступлений возложена на все подразделения органов внутренних дел.

Функции федеральных и региональных подразделений ОВД заключаются в организации деятельности нижестоящих подразделений: а) определение приоритетов в этой об­ласти, целей и задач; б) разработка нормативных актов в этой сфере; в) криминологическая экспертиза нормативных актов; г) координа­ция деятельности нижестоящих подразделений; д) методическая и организационная помощь (перераспределение сил по ре­гионам); е) профилактические операции; ж) планирование и предло­жения в программы предупреждения преступлений, их реализация; з) кадровое, материально-техническое, финансовое, информацион­ное и др. обеспечение нижестоящих подразделений.

Управления и отделы внутренних дел на муниципальных уровнях: а) ежемесячно анализируют криминологическую ситуацию на своей территории; б) разрабатыва­ют и реализуют организационные и практические меры по предупре­ждению преступлений; в) осуществляют подготовку материалов по комплексной оценке результатов работы сотрудников подразделений по предупреждению преступлений; г) направляют информацию в ор­ганы местного самоуправления о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений; д) привлекают негосударственные организации к деятельности по предупреждению преступлений и др.

Федеральные и региональные управления (отделы) профилактики преступлений осуществляют: а) выработку стратегии и тактики полиции общественной безопасности, организационное обеспече­ние; б) руководство участковыми инспекторами милиции; в) органи­зацию деятельности по предупреждению преступлений несовершен­нолетних; г) анализ деятельности различных профилактических под­разделений, определение приоритетов; д) обобщение, анализ и внедрение передового опыта работы нижестоящих подразделений по предупреждению преступлений.

Подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних осуществляют: а) выявление, анализ, устранение при­чин и условий правонарушений несовершеннолетних; б) сбор ин­формации и предложений по аспектам предупреждения преступле­ний и иных правонарушений несовершеннолетних, их воспитанию, обучению, досуговой и трудовой занятости, наркологическому, вене­рологическому, психиатрическому лечению, социальной защите и др.; в) выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совер­шение преступлений и иных правонарушений, употребления алкого­ля, наркотиков, психотропных и иных одурманивающих веществ, и принятие к ним принудительных мер воздействия; г) выявление ро­дителей, не исполняющих или ненадлежаще исполняющих свои обя­занности по воспитанию и обучению детей; иных лиц, нарушающих права подростков, принятие к ним принудительных мер; д) оказание помощи несовершеннолетним, находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни и др.

Подобные же функции по предупреждению преступлений осу­ществляют участковые инспектора полиции.

Органы прокуратуры осуществляют работу по предупреждению преступлений в процессе своей деятельности по прокурорскому над­зору за деятельностью ОВД, уголовно-исполнительными учреждениями и по другим направлениям. Эту же деятельность прокуратура осуществляет в процессе поддержания го­сударственного обвинения в суде по уголовным делам.

Суд в соответствии с ч. 4 ст. 29 Уголовно-процессуального кодекса РФ, если при судебном рас­смотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способ­ствовавшие совершению преступления, вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные об­стоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необ­ходимых мер. Кроме того, за федеральными судами сохранена их обязанность (право) на выездные заседания по месту жительства, ра­боты, учебы подсудимого (подсудимых). Подчеркну роль мировых су­дей, разбирающих мелкие правонарушения и преступления, с кото­рых обычно начинается преступное поведение.

Следователи органов МВД, ФСБ, прокуратуры достигают цели профилактики всей своей деятельностью по обеспечению неотврати­мости ответственности и наказанию преступников. Кроме того на основании ч. 2 ст. 73 УПК РФ при расследовании уголовного дела они обязаны выявлять обстоятельства, способствовавшие соверше­нию преступления и вправе направлять информацию в соответст­вующие организации и должностным лицам.

Сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний и службы судебных приставов применяют при профилактике следующие методы:

1) методы выявления внешних условий при исполнении заключенными уголовных наказаний: а) криминологическое исследование и выявление: криминогенных зон при исполнении наказаний, т.е. болевых точек мест, где наиболее часто совершаются преступления; недостатков в деятельности уголовно-исполнительных ор­ганов; технического оснащения исполнения наказания; кадровых упущений; б) уголовно-исполнительный и статистический анализ количест­венного и качественного состава осужденных; в) оперативные приемы работы и др.

2) методы нейтрализации, компенсации и устранения внешних условий при исполнении наказаний: а) компьютерное обеспечение уголовно-исполнительных органов; б) конструктивные и технологические разработки технических средств наблюдения за осужденными, в работе с ними по их исправ­лению; в) работа с кадрами уголовно-исполнительных органов - от под­готовки до переподготовки специально ориентированных юристов, психологов, экономистов, инженеров; г) комплексные профилактические операции с привлечением собственных средств и сил, а также подразделений ОВД; д) организация обмена оперативной информацией между уголовно-исполнительными органами и иными службами ОВД и прокуратуры; е) изучение и внедрение современных направлений организа­ции труда осужденных, должного быть прибыльным и обеспечивающим достаточный минимум средств для жизнедеятельности осужденных; ж) развитие физкультурного и спортивного дела среди осужден­ных и др.

ФСБ, МЧС и другие силовые ведомства принимают в пределах своей компетенции решения и меры по выявлению и устранению причин и условий преступлений и правонарушений.

Частные детективные и охранные структуры, иные негосударст­венные организации организуют свою деятельность по предупрежде­нию преступлений на основе своих уставов.

Вопрос № 3. Прогнозирование преступности и программирование (планирование) борьбы с ней.

Профилактика преступлений будет неэффективной, если она бу­дет осуществляться не на научной основе прогнозирования и плани­рования, программирования борьбы с преступностью, т.е. иначе го­воря - вслепую.

Прогнозирование преступности - это научно обоснованное предвидение и предсказание развития тенденций преступности в бу­дущем, а также возможности преступного поведения со стороны конкретного лица, на основе учета изменений в причинах, условиях и факторах, влияющих на них.

Программирование (планирование) борьбы с преступностью - это составление  про­граммы (плана) профилактики (предупреждения) преступлений, соз­дающей основы для управления преступностью, воздействия на нее, борьбы с нею. При этом необходимо соблюдать правило взаи­мосвязи между прогнозированием и планированием: прогнозирование предшествует и сопровождает (в качестве мониторинга) планирование на всех его этапах.

В основе прогнозирования преступности находится по­знание закономерностей преступности и преступного поведения, их причин, условий, а также их состояния в прошлом и настоящем. Г.А. Аванесов в структуре прогнозирования преступности выделяет субъекты, объекты, содержание, формы, цели и задачи (Аванесов Г.А. Теория и методология криминологического прогнозирова­ния. М., 1972. С. 30):

1) субъектами являются: а) органы, ведущие борьбу с преступностью, б) научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем преступности, в) коллективы ученых и практических работников. Основную работу по составлению прогнозов преступности ведет МВД;

2) объектами являются: а) преступность, тенденции и закономерности ее изменения, ее со­стояние, уровень, структура, а также причины и условия; б) преступ­ное поведение отдельного лица, его виды, причины и условия, при индивидуальном прогнозировании;

3) содержание - это дан­ные, информация, сведения о будущей преступности (о ее тенденциях и закономерностях, уровне, структуре), данные о закономерностях преступного поведения.

4) форма - это конкретно выра­женные в каком-либо документе результаты прогнозирования, про­гностическое заключение. Форма прогноза не может быть постоян­ной. В связи с тем, что в сам прогноз постоянно вносятся корректи­вы, изменения, форма его каждый раз выступает в особом виде.

5) основными целями яв­ляются подготовка материалов для разработки общей концепции, программы управления преступностью, выбор оптимального пути развития (совершенствования) деятельности правоохранительных органов. Цели прогнозирования определяются стратеги­ей предвидения изменений преступности и мер воздействия на нее, а задачи - тактикой управления ею в настоящее время с учетом про­гноза на ближайшее будущее.

В зависимости от сроков различают краткосрочные, среднесроч­ ные и долгосрочные прогнозы: краткосрочные используются для повседневной организации воздействия на преступность и определения тактики этой деятельности (например, сезонные прогнозы в курортных городах); долгосрочные (на 20-25 лет) лежат в основе главной стратегической линии уголовной политики. Их назначение состоит в определении ведущих тенденций преступности с учетом изменений, происходящих в социальных условиях и системе мер воздействия на нее.; среднесрочные с вязывают между собой долгосрочные и краткосрочные прогнозы, т.е. стратегию и тактику воздействия на преступность, ее управления. Они рассчиты­ваются обычно на пять лет.

В зависимости от уровня прогнозирования криминального явле­ ния выделяют обобщенный и индивидуальный прогноз. Обобщенный - это предвидение территориальных и отраслевых изменений в преступности, по соци­альным группам и т.п. на основе учета общесоциальных явлений и процессов. Индивидуальный - это предвидение вероятности совершения преступления со стороны кон­кретного лица на основе учета степени напряженности криминоген­ной ситуации и уровня устойчивости ее криминогенной мотивации, определения физиологиче­ских, социально-психологических особенностей личности в каждом конкретном случае.

Также выделяют многовариантный, простой и нормативный вариации прогноза. Многовариантный прогноз предусматривает разновидности изменений в уровне и тенденциях преступности в за­висимости от характера, масштаба, типа применяемых профилакти­ческих мероприятий. При простом прогнозе расписывается лишь однозначная, одновариантная зависимость преступности от конкрет­ных мероприятий и социальных изменений. Нормативные прогнозы строятся на подроб­ном расчете сил, ресурсов, последовательности определенных опера­ций в целях выполнения конкретных задач.

В прогнозировании преступности используются обычно три метода: а) экстраполирования, б) экспертных оце нок, в) моделирования.

Экстраполирование - это продолжение в будущее динамико-статистических рядов, закономерности построения которых в про­шлом и настоящем известны. Этот метод применя­ется, если факторы, воздействующие на преступность, устойчивы, он эффективен только в краткосрочных и в среднесрочных видовых (т.е. по видам преступного поведения) прогнозах.

Метод экспертных оценок состоит в выяснении мнения эксперт­ных групп ученых и практиков о будущем развитии преступности с последующей обработкой полученных оценок по специальным шка­лам. Этот метод используется при долгосрочных прогнозах, когда не требуется детализированных выводов.

Метод математического моделирования - это разработка и приме­нение в компьютерных программах комплекса математических формул, отражающих взаимодействие процессов и явлений, существенно влияющих на преступность. Это наиболее точный и обоснованный метод, он может применяться во всех видах прогнозов, но очень трудоемок, зато современен и эффек­тивен.

Прогноз преступности состав­ляет основу программирования (планирования) предупреждения преступности.

В структуре программирования (планирования) борьбы с преступностью следует выде­лять принципы, этапы, систему программы и показатели.

Принципами являются: а) законность; б) научность; в) реальность и эко­номическая; г) дифференциация и многоуровневость мероприятий программы; д) конкретность (учет местных особен­ностей, определение исполнителей, сроков исполнения и форм кон­троля и т.п.); е) директивный характер (обязательность для всех субъектов профилактики).

Выделяют четыре этапа програм­ мирования борьбы с преступностью:

1) организационно-подготовительный (определение пер­сонального состава разработчиков программы; выделение ответственных за отдельные направления, инструктаж, составление плана-графика работы);

2) информационно-аналитический (разработка программы по изучению состояния преступности и иных правонару­шений, их причин и условий, опыта профилактической деятельно­сти; сбор информации, статистическая обработка и анализ с оцен­кой, выводы, ознакомление с результатами всех разработчиков про­граммы и конкретных исполнителей);

3) непосредственная разработка программы (определение цели и главных задач, структу­ры, конкретных взаимоувязанных мероприятий, ответственных ис­полнителей и сроков, рецензирование и доработка);

4) исполнение программы (доведение заданий до исполнителей, определение орга­нов, ответственных за исполнение; организация контроля за испол­нением, корректировка).

Система программы (плана) профилактики криминальных явлений включает чаще всего 13 направлений, разделяемых на пять блоков:

1-ый блок (общий): а) формулирование целей, основных направлений профилактики и иерархии задач; б) предложения, в ос­новном юридического характера, по общесоциальным мероприяти­ям (экономические, организационно-управленческие, технические и т.п.);

2-ой блок (типовой): в) анализ корыстных преступлений, экономической организованной преступности, их видов, причин и условий, разработка мер профилактики; г) анализ насильственных преступлений, их видов, причин и условий, мер профилактики; д) анализ неосторожных преступлений, в том числе экологических, их видов, причин и условий, мер профилактики; е) анализ преступ­лений несовершеннолетних и молодежи, их видов, причин и усло­вий, мер профилактики; ж) изучение состояния общеуголовной ор­ганизованной, профессиональной и рецидивной преступности, ее особенных общесоциальных причин и условий, мер профилактики; з) анализ наказательной преступности, существующей во время исполнения уголовных наказаний, ее видов, причин и условий, раз­работка мер профилактики; и) специальное изучение состояния, причин и условий социальных отклонений и разработка мер их про­филактики: пьянства, наркотизма, токсикомании; социального пара­зитизма; половых эксцессов, в том числе проституции и половых из­вращений; бюрократизма; самоубийств и др.;

3-ий блок (региональный): к) анализ преступности по ре­гионам, особенностей причин и условий, факторов, а также мер про­филактики;

4 блок (ведомственно-отраслевой): л) анализ состоя­ния преступности в отрасли, ведомстве, особенностей ее  причин иусловий, меры профилактики;

5-ый блок (субъектный): м) особенности профилактической деятельности системы правоохранительных государственных органов и негосударственных организаций; неправоохранительных государ­ственных органов и негосударственных формирований; граждан - специалистов и экспертов и просто граждан, безотносительно к их профессиональным качествам; н) раз­работка предложений о порядке исполнения программы и контроле за ходом исполнения (первый блок).

К показателям программы относятся: а) цели и содержание ме­роприятия; б) исполнители, а при совместной организации испол­нения - головной орган; в) время действия каждого мероприятия; г) территориальные границы действия меропри­ятий; д) предполагаемые изменения в уровне и структуре преступ­ности и правонарушаемости; е) группы населения, которым ад­ресованы мероприятия; ж) мероприятия по сферам жизнедея­тельности людей; з) материально-ресурс­ное обеспечение каждого мероприятия (финансы, кадры, материа­лы, техника); и) указание на контролирующий орган и формы контроля.

Кроме того, при программировании борьбы с преступностью выделяют:

1) проблемные преступления и социальные отклонения - наиболее распространенные, наиболее опасные преступления, и те, число которых растет, и те, которым не уделяется внимания;

2) про­ блемные криминогенные зоны региона, отрасли - территориально-отраслевые единицы с особо неблагоприятными показателями пре­ступности, криминальной концентрации, где чаще всего совершают­ся преступления, места, где скапливаются носители социальных от­клонений, например, проститутки, бродяги (так, в г. Москве - район трех вокзалов, практически в любом городе - парки);

3) про­блемные группы людей - это социальные группы наибольшей криминальной зараженности (безработные, освободившиеся из мест ли­шения свободы).

Криминологическое программирование бывает перспективным и текущим.

Перспективноепрограммирование рассчитано на длительный срок и предусматривает мероприятия по достижению главной цели - наиболее полной регуляции преступности. Перспективное программирование основано на долгосрочных и среднесрочных прогнозах.

Текущее программирование предназначено для решения проме­жуточных задач с учетом криминологической ситуации, оперативной обстановки в регионе в определенный краткий период времени, со­ставляется на основе краткосрочного прогноза.

В зависимости от направлений деятельности выделяется:

комплексно-территориальное программирова­ние (мероприятия в региональном разрезе, т.е. это региональные программы борьбы с преступностью);

комплексно-отраслевое (по отраслям экономики);

ведомст­ венно-отраслевое (специальные мероприятия по воздействию и управлению всей преступностью или ее отдельными ти­пами).

Методы криминологического программирования бывают общими и спе­ циальными.

Общими методами программирования являются те, которые применяются и в программах социального разви­тия. Кним относятся:

- балансовый метод (обеспечении равновесия различных, равнозначимых и разноха­рактерных процессов социального развития - экономических, куль­турных, политических и т.п. вих воздействии на преступность);

- программно-целевой подход (предусматривает не только мероприятия, сроки, исполнителей, но и их ресурсное (кадровое, финансовое, материально-техническое) обеспечение, расписание конкретных задач по субъектам).

Специальные методы используются только при программировании борьбы с преступностью. К их числу относятся: криминологическая экспертиза и мероприятия по управлению преступностью, выделяемые в отдельный раздел программы экономического или социального развития или разрабатываемые самостоятельно, которые получают наименование программы предупреждения преступности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и состоят из ряда подразделов, расписаны по субъектам (структуру подобного программирования мы рассматривали - пять блоков, 13 подразделов), как общей компетенции (выделении задач для муниципалитетов, учебных заведений и т.п.), так и специально осуществляющим эту деятельность.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под организацией предупреждения преступлений?

2. Каковы основные задачи в предупреждении преступлений?

3. Какие требования предъявляются к криминологической информации?

4. В чем заключаются обязанности по борьбе с преступностью и ее профилактики правоохранительных органов России?

5. Прогнозирование преступности: понятие, сущность, предназначение.

6. Программирование (планирование) борьбы с преступностью: понятие, сущность, структура, разновидности, предназначение.

 

 

Тема 4.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ И В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Основные понятия: бытовая преступность, уровни профилактики преступности: общесоциальный, микросредовый, групповой, индивидуальный, правовое воспитание, правовое пространство школы, педагогика ненасилия, программа профилактики преступности школы.

Вопросы:


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.