Речевая игра: «Поговорим о природе» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Речевая игра: «Поговорим о природе»

2021-05-27 31
Речевая игра: «Поговорим о природе» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А вы любите природу? Тогда ответьте на мои вопросы:

· В какое время года снегопад?

· В какое время года листопад?

· В какое время года ледоход?

· В какое время года появляются на деревьях?

· В какое время года появляются птенцы?

· В какое время года бывает иней?

· В какое время года появляются подснежники?

· В какое время года птицы улетают на юг?

· В какое время года у клестов появляются птенцы?

· В какое время года у медведицы рождаются медвежата?

· В какое время года появляются комары?

· В какое время года желтеют листья?

· В какое время года собирают урожай?

· В какое время года сажают семена?

· В какое время года готовят сани, а в какое – телегу?

 

    Игра: Найди противоположное по смыслу слово

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыс­лу слова.

Воспитатель называет словосочетания, делая паузы. Ребенок дол­жен сказать пропущенное слово. Например:

сахар сладкий, а лимон...;

луна видна ночью, а солнце...;

огонь горячий, а лед...;

тополь высокий, а шиповник...;

река широкая, а ручей...;

камень тяжелый, а пух...;

редька горькая, а груша...

Взрослый говорит:  Если суп не горячий, то, значит, какой? (Хо­лодный.) Если в комнате не светло, то в ней как? (Темно.) Если сумка не тяжелая, то, значит, она какая? (Легкая.) Если нож не тупой, то, значит, он какой? (Острый.)

Для уточнения значения антонимов можно задавать дополнитель­ные вопросы, например: «Что бывает широким? Что бывает узким?»

                   Игра: Это правда или нет?

Цель: формировать умение находить неточности в тексте.

Воспитатель. Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы должны слушать внимательно, чтобы заметить, чего на свете не бывает.

«Это правда или нет?» Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га!» — пел соловей. Быстро дайте мне ответ — Это правда или нет?

Л. Станчева

                       Игра: Скажи другими словами

Цель: формировать умение подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу.

Воспитатель. У одного мальчика было плохое настроение. Ка­кими словами можно про него сказать, какой мальчик? (Печальный, грустный.)

Да, слова печальный, грустный — это слова, близкие по значе­нию, слова-друзья. Послушайте, какое я назову предложение: дождь идет (льет) и мальчик идет (шагает). Какое слово повторялось? Давайте попробуем заменить слово идет. Весна идет — как можно сказать по-другому? (Наступает.)

Воспитатель дает детям задание подобрать слова-друзья к следую­щим словосочетаниям:

чистый воздух (свежий воздух,); чистая вода (прозрачная вода); чистая посуда (вымытая посуда,);

самолет сел (приземлился; солнце село (зашло);

река бежит (течет, струится); мальчик бежит (мчится, не­сется).

Как сказать одним словом:

очень большой (громадный, огромный);

очень маленький (малюсенький)?

 

Игра: Что это значит?

Цели: формировать умение сочетать слова по смыслу, углублять

представления о прямом и переносном значении слов.

Воспитатель произносит словосочетания. Дети определяют, мож­но ли так сказать, и объясняют смысл этих выражений. Лексический материал: свежий ветер (прохладный);

свежая рыба (недавно выловленная, неиспортившаяся);

свежий хлеб (мягкий, только что испеченный);

свежая рубашка (чистая, выглаженная, выстиранная);

свежая газета (новая, только что купленная);

свежие краски (незасохшие, яркие)

свежая голова (отдохнувшая);

глухой (старик) (тот, кто ничего не слышит);

глухая ночь (тихая, безлюдная, темная);

глухой шум поезда (отдаленный, приглушенный, неслышный).

          Игра: Скажи наоборот

Цель: учить подбирать слова, противоположные по смыслу.

Материал: плюшевый медвежонок.

Медвежонок приходит к ребятам в гости, здоровается.

Медвежонок. Ребята, я забыл, подскажите мне слова наобо­рот к тем, которые я вам назову.

Лексический материал: день — ночь; утро — вечер; смельчак — трус; северный — южный; горький — сладкий; легкий — тяжелый; друзья — враги; быстро — медленно; светло — темно; много — мало; горячий — холодный; сесть — встать; смеяться — плакать; говорить — молчать; взять — отдать; закрывать — открывать; при­носить — уносить; надевать — снимать; входить — выходить; ост­рый — тупой; высокий — низкий; большой — маленький; длин­ный — короткий.

         Придумай другое слово

Цели: углублять знания о лексическом значении слова, форми­ровать умение образовывать новые конструкции с помощью пре­фиксов и суффиксов.

Воспитатель. А вы знаете, что из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать «бутылка из-под молока», а можно — «молочная бутылка». Я вам буду называть слова, а вы придумывайте похожее.

Примерный лексический материал:

кисель из клюквы (клюквенный кисель)]

суп из овощей (овощной суп)]

переход для пешеходов (пешеходный переход)]

шкаф для книг (книжный шкаф)]

варенье из брусники (брусничное варенье)]

ваза для сухарей (сухарница).

Игра: Какое что бывает?

Цели: формировать умение классифицировать предметы по цве­ту, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под за­данное определение.

Воспитатель предлагает детям рассказать Незнайке, что бывает:

зеленым (огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки)]

широким (река, дорога, лента, бульвар, улица);

новым (шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, автомо­биль, журнал, мебель);

маленьким (котенок, мышка, лисенок, брат, хомячок, мальчик);

вкусным (конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт);

пушистым (белка, кошка, пух, елка, волосы, кофта, шарф, лиса);

холодным (чай, снег, молоко, лед, погода, ветер, зима, комната, перчатки, солнце, мороженое, сосулька, компот);

высоким (дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура);

круглым (стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, лицо, глаза, солнце, помидор).

                Речевая игра: «Скажи наоборот»

Цель, формировать умение дополнять предложение словом с про­тивоположным значением.

Воспитатель начинает фразу, ребенок заканчивает словом с про­тивоположным значением.

сахар сладкий, а перец... (горький);

летом листья зеленые, а осенью... (желтые);

дорога широкая, а тропинка... (узкая);

ручей мелкий, а река... (глубокая);

пластилин мягкий, а камень... (твердый);

девочка говорит громко, а мальчик... (тихо);

мама несет тяжелую сумку, а сын... (легкую). Вариант игры:

деревья в лесу высокие и... (низкие);

кашу варят густую и... (жидкую);

звери бывают смелые и... (трусливые);

лекарства делают горькие и... (сладкие);

морковь можно есть сырую и... (вареную);

яблоки бывают мелкие и... (крупные).


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.