Учебники, учебные пособия и УМК — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Учебники, учебные пособия и УМК

2021-05-27 34
Учебники, учебные пособия и УМК 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кредитная система обучения существенным образом меняет работу преподавателей, ставит их перед необходимостью постоянного самосовершенствования и самообучения, создания нового учебно-методического обеспечения учебного процесса, обеспечивая прежде всего более высокую качественную значимость самостоятельной работы студентов, уделив при этом серьезное внимание содержанию материала для аудиторной работы. Организация и управление познавательной деятельностью студентов, особенно на аудиторных занятиях, предполагают специальный комплекс методических и дидактических разработок.

Реализация социального заказа общества в образовательной системе предполагает создание и внедрение учебников и УМК нового поколения по каждой дисциплине.

Учебно-методические комплексы дисциплин разрабатываются в соответствии с содержанием ГОСО РК, квалификационной характеристикой, типовым и рабочим учебными планами специальностей и направлений подготовки и отражают основное содержание преподаваемой дисциплины, что призвано облегчить выбор студентом предмета и соответственно траектории обучения.

УМК дисциплины состоит из типовой программы, рабочей программы дисциплины, глоссария, краткого конспекта лекций, методических материалов, учебно-практического материала для самостоятельной работы студента, контрольно-измерительных средств и необходимого списка литературы. УМКД обсуждается на заседании кафедры и учебно-методической комиссии.

Учебник  - книга, в которой систематически излага­ются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебника, а также для самообразова­ния создаются учебники, отвечающие целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возраст­ных и социальных групп.

Разработки теории учебной книги позволили опреде­лить двуединую сущность учебника. С одной стороны, он является для подавляющей массы обучающихся важным источником знаний. С другой стороны, учебник — важ­нейшее средство обучения. Как средство обучения учеб­ник обладает определенной материальной формой, кото­рая жестко связана с содержанием образования, с про­цессом и результатами усвоения.

Через учебник осуществляется организация процесса усвоения содержания образования как в плане познава­тельной, самостоятельной творческой деятельности, так и в эмоционально-ценностном отношении. Учебник при­зван формировать способность обучающихся к накопле­нию личного социального опыта, развивать у него уме­ния оценивать явления и события окружающей действи­тельности, определять свое место в жизни

Основным критерием оценки качества учебника явля­ется его соответствие базисному инвариантному учебному плану или вариативным региональным учебным планам, а также государственному образовательному стандарту.

 

 

Учебные программы учебных дисциплин

При многообразии типов образовательных учреждений, дифференциация обучения предполагает значительную вариативность учебных программ. Вариативные учеб­ные программы должны включать объем базового образования независимо от типа учебного учреждения и его региональных особенностей.

Создание учебной программы требует большой подго­товительной работы - анализа имеющихся программ и опыта их реализации, отбора и распределения учебного материала в соответствии с научными принципами, осу­ществления процедур минимизации учебного материала в связи с временными рамками курса, опытной проверки фрагментов учебной программы в практике образователь­ного учреждения.

Учебные программы строятся по принципу:

- концентричности;

- линейному.

При концентрическом спо­собе построения учебной программы учебный материал дан­ной ступени обучения в более усложненном виде проходят на последующих ступенях обучения. Линейного способа построения учебных программ состоит в том, что учебный материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы или в предыдущих учебных курсах.

Конкретизация учебных программ и полная провер­ка их реализации находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях. Это основной источник знаний и орга­низации самостоятельной работы обучающихся, важней­шее средство обучения.

 

 

Учебные планы по конкретным специальностям

Вузы республики, где была внедрена кредитная технология обучения, пришли к выводу, что академическая свобода выбора является одним из основных преимуществ кредитной системы обучения: обучающиеся имеют возможность как выбирать преподавателей, так и формировать свою образовательную траекторию. В этой связи, наряду с типовыми и рабочими учебными планами, внедряются индивидуальные учебные планы обучающихся (ИУП – Curriculum), определяющие содержание образования и организацию их обучения.

С целью совмещения гибкости планирования с требованиями образовательных стандартов, а также обеспечения вариативности обучения, наряду с обязательными дисциплинами, введены дисциплины, но выбору – элективные. Опыт, однако, показывает, что фактически "свободный выбор дисциплин" должен сопровождаться некоторыми ограничениями, обусловленными логической последовательностью изучения учебных дисциплин, потребностями заказчиков. В рабочих учебных планах значительно увеличилась элективная часть, которая подразделяется на дисциплины специальности, специализации, профили и дисциплины по видам профессиональной деятельности.

Самозапись студентов на элективные курсы осуществляется по завершении изучения общеобязательных и базовых дисциплин с учетом выбранной специализации и вида профессиональной деятельности. При этом результаты выбранной траектории обучения отражаются в индивидуальных учебных планах.

Кредитная технология обучения обязывает строить учебно-методическую работу по-новому. Основной целью методической работы преподавателей становится обеспечение, создание и постоянное совершенствование единой системы методических документов, объединяемых в учебно-методические комплексы.

В настоящее время в вузах республики сформулированы научно-методические принципы создания учебно-методических комплексов (УМК). Определены три вида УМК: 1) УМК специальности; 2) УМК учебной дисциплины; 3) УМК студента.

Первый включает государственный общеобязательный стандарт образования, типовой учебный план, УМК дисциплин, каталог элективных дисциплин.

УМК дисциплины включает рабочую программу дисциплины, опорный курс лекций, методические разработки по выполнению различных видов учебных заданий, контрольно-измерительные средства (КИС).

 

Учреждения высшего образования и их характеристика

 

Характеристика многоуровневой системы высшего образования

 

 Многоуровневая система образования, которая сложи­лась в Казахстане,  позволила реализовать новые образовательные возможности.                                                                           

В Казахстане установлены следующие ступени высшего профессионального образования: «бака­лавр», «дипломированный специалист», «магистр».

Бакалавр  (от лат. baccalarius, первоначальное значе­ние — подвассал, от baccalaria — поместье) — академи­ческая степень или квалификация, приобретаемая сту­дентом после освоения базовой программы обучения.

Нормативный срок программы подготовки бакалавра (при очной форме обучения) - 4 года. Квалификация присва­ивается по результатам защиты выпускной работы или Государственного экзамена на заседании Государственной аттестационной комиссии и дает право на поступление в магистратуру.

Магистр  (от лат. Magister - наставник, учитель, ру­ководитель) - высшая академическая степень, квалифи­кация, приобретаемая магистрантом после освоения специальной программы обучения магистрату­ры.

Нормативный срок программы подготовки магистра (при очной форме обучения) - 2 года научно-педагогическое направление и 1 год профильное. Квалификация присваивается по результатам защиты магистерской дис­сертации на заседании Государственной аттестационной комиссии и дает право поступления в докторантуру.

Дипломированный специалист (Certified specialist) — лицо, получившее высшее профессиональное образование, успешно прошедшее итоговую аттестацию, подтвержден­ную присвоением ему квалификации дипломированного специалиста. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования для получения квалификации дипломированного специалис­та составляют не менее 5 лет. Хотя данный уровень постепенно упраздняется.

Эдвайзер и его функции

Для выбора и реализации индивидуальной образовательной траектории обучения, а также для обеспечения мобильности и гибкости учебных планов в условиях кредитной системы обучения в высших учебных заведениях организуется консультационная служба, или так называемая служба академических консультантов – эдвайзеров. Их число устанавливается в зависимости от числа студентов на факультете.

Эдвайзеры должны представлять академические интересы обучающихся и участвовать в подготовке всех необходимых информационных материалов по организации учебного процесса, предоставлять их студенту на электронном носителе и содействовать ему в составлении и корректировке индивидуального учебного плана; контролировать своевременную подготовку и наличие методических материалов и выполнение правил проведения рубежного и итогового Контроля по всем дисциплинам специальности.

Эдвайзер – преподаватель, оказывающий содействие в выборе индивидуальной траектории обучения и освоении образовательной программы в период обучения. Кроме того, эдвайзер может оказывать консультационную помощь в решении вопросов будущей карьеры, определении темы выпускной работы, определении базы профессиональной практики.

Задачи эдвайзера:

• оказание помощи обучающимся в определении индивидуальной траектории обучения и освоении образовательной программы;

• выявление потребностей, интересов и наклонностей, обучающихся при выборе траектории обучения по соответствующей специальности;

• проведение консультаций для обучающихся при выборе дисциплин;

• содействие обучающимся в составлении индивидуальных учебных планов, в случае необходимости – их корректировка;

• участие в работе экспертных комиссий, рассматривающих вопросы успеваемости и академического статуса студентов.

Эдвайзеры назначаются приказом ректора университета по согласованию с заведующим кафедрой.

Эдвайзер знакомит обучающихся с особенностями академической жизни университета, содержанием рабочего учебного плана, требованиями к получению диплома, возможностями выбранной специальности и является помощником в выборе индивидуальной траектории обучения в соответствии со склонностями, возможностями, интересами и целями обучающихся.

Эдвайзер участвует в процедуре регистрации в соответствии с Правилами регистрации. За каждым эдвайзером закрепляется определенное число обучающихся, которое определяется офисом Регистратора. После закрепления обучающихся эдвайзер переходит на индивидуальный режим работы с ними.

Эдвайзер участвует в организационно-методических и консультационных работах по выбору и процедуре записи на дисциплины, знакомит с каталогом элективных дисциплин и рабочими учебными планами специальностей.

В течение учебного года эдвайзер работает согласно расписанию консультаций, которое хранится в деканате факультета. Для решения срочных академических проблем обучающихся эдвайзер может назначать индивидуальные встречи сверхустановленного графика.

Консультационная деятельность эдвайзера включает:

• знакомство обучающихся с правилами организации образовательного процесса;

• определение приоритетов обучающихся, их склонностей и возможностей;

• знакомство с типовым учебным планом и каталогом элективных дисциплин (требованиями к составлению: перечень дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору, пререквизиты курсов);

• разъяснение о количестве кредитов и способах их освоения.

При кредитной системе обучения в высших учебных заведениях могут создаваться различные комитеты, способствующие эффективной организации учебного процесса. Изучение опыта показало, что во многих зарубежных высших учебных заведениях в качестве таких комитетов выступают: комитет по учебным планам, комитет по рабочим программам, комитет по контролю качества СРО, комитет по контролю и оценке деятельности преподавателей, комитет по профориентации, комитет по внедрению научных достижений в учебный процесс и др.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.