Глава 8. Лето 1875 в Павловске — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава 8. Лето 1875 в Павловске

2021-05-27 32
Глава 8. Лето 1875 в Павловске 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1 … повторением той работы Витали… — Оба памятника (в Павловске и в Гатчине) представляют собой две одинаковые отливки с одной модели.

2 … гроссмейстер иоаннитов… — Мальтийский рыцарский орден (орден св. Иоанна, основанный в Иерусалиме в XI в.) в конце XVIII в. стал пользоваться покровительством Павла I. Когда (после французской революции) орден лишился своих {639} владений во Франции, новое приорство ордена было учреждено в России в 1797 г. В 1798 г. был издан манифест об установлении в пользу российского дворянства ордена св. Иоанна Иерусалимского, и в том же году, после того как остров Мальта оказался занятым французскими войсками, резиденция ордена была перенесена в Петербург и в Гатчину, а Павел I избран его великим магистром. В 1798 – 1800 гг. Д. Кваренги построил при Воронцовском дворце (Садовая ул., 26) католическую капеллу (с. 541) и православную церковь Мальтийского ордена; тогда же Павел I готовил флот для освобождения Мальты. Однако после смерти Павла популярность ордена пошла на убыль, и в 1817 г. было официально объявлено, что орден в Российской империи более не существует.

3 … носящая шутливое название «Бип». — См. I, с. 26.

4 А не взрослым ли ребенком он проехался по той же Европе… — В 1781 – 1782 гг. Павел Петрович и его супруга Мария Федоровна совершили по строго предписанному Екатериной II маршруту путешествие по Западной Европе под именем графа и графини Северных. Описание их поездки в кн.: Шильдер Н. К. Император Павел Первый. Историко-биографический очерк. СПб., 1901.

5 Vaux- Hall — село под Лондоном, которое начиная с XVIII в. было местом гуляний и увеселений сначала привилегированной публики, а затем и простонародья.

6 Главач Войцех Иванович (1849 – 1911) — чешский композитор и дирижер, переехавший в Россию в начале 70‑х годов. С 1881 по 1886 г. он управлял ежегодными летними Павловскими концертами, а в сезоны 1876 и 1877 гг. дирижировал на концертной эстраде в саду в Озерках. Возможно, что в 70‑х годах Главач выступал с отдельными концертами и на Павловской эстраде.

7 Штраус Иоганн (1825 – 1899), впервые приглашенный для выступлений в Павловске в 1856 г., когда он еще не пользовался европейской известностью, затем в течение десяти лет бессменно дирижировал концертами на Павловской эстраде. Возможно, что в последующие годы Штраус появлялся в Павловске уже в качестве гастролера. Последние концерты в России (в Павловске и Петербурге) он дал в 1886 г.

8 … авторам «La fdle de madam Angot» и «La belle Hé lené». — Имеются в виду композиторы Ш. Лекок и Ж. Оффенбах.

9 … прическа à la Capoule… — По имени французского певца Виктора Капуля (1839 – 1924), гастролировавшего в Петербурге в 70‑х годах.

Глава 9. Снова в Петергофе

1 … столбы этих ворот были украшены любимыми растреллиевскими шныркулями…Шныркуль — причудливая декоративная деталь — от немецк. Schnirkel или Schnörkel — необязательное украшение.

2 … были выкрашены в «казенные краски»: ярко-оранжевую и белую. — В желтую и белую краску красилось в первой трети XIX в. большинство официальных и множество частных построек, как современных, так и принадлежащих прошлому веку и рассчитанных на иную раскраску.

3 … о главнейшей достопримечательности Петергофа, о Монплезире. — Монплезир — группа зданий на прибрежной полосе Петергофа с небольшим «голландским» дворцом Петра I, построенным в конце 1710‑х годов И. Браунштейном, Ж. Леблоном, Н. Микетти. Отделка здания была закончена в 1721 г. при участии живописца Ф. Пильмана и резчика Н. Пино.

4 Живопись, изображавшая пейзажи… сильно от времени поблекла… — Это была живопись известного пейзажиста и театрального декоратора XVIII в. И. М. Тонкова (1739 – 1799).

5 … то были Марли и Эрмитаж. — Обе постройки воздвигнуты в 1720 – 1725 гг. по проекту И. Браунштейна.

6 … искажение какого-либо финского слова… — Бабигоны — искаженное финское название Papinkunta (поповский приход), здесь некогда (в шведские времена) находилась {640} приходская лютеранская церковь. Название «Царское Село» произошло, по-видимому, от существовавшей там ранее «Сарской мызы», которая дала имя и вновь возникшей резиденции.

7 … под увитой плющом перголой…Пергола — пристройка, навес, длинный трельяж — сооружение из ряда арок или парных столбов, связанных между собой поверху деревянной решеткой и обсаженных вьющимися растениями.

8 … в котором блистала Черрито… — Имеется в виду итальянская танцовщица Франческа (Фанни) Черрито (1817 – 1909), приехавшая в Петербург в 1855 г.

9 Первый из трех Бабигонских холмов украшен дворцом Бельведер… — Здание, построенное А. И. Штакеншнейдером в 1852 – 1856 гг., с нижним массивным этажом из серого гранита и верхним, облегченным, в виде греческого храма с мраморными колоннами.

10 … силуэтом двухэтажной избы «Никольского домика». — Домик «в русском стиле» (1834), выстроенный А. И. Штакеншнейдером по желанию Николая I для императрицы. При первом посещении «домика» царицей Николай Павлович в качестве сюрприза встретил ее у крыльца с хлебом-солью, одетый в форму гвардейского инвалида-сторожа, и вывел всех своих детей, одетых в «русские» костюмы.

11 … построенному… немецким архитектором… — А. Н. Бенуа без оснований называет строителя Никольского домика «немецким архитектором». Андрей Иванович Штакеншнейдер родился, сформировался и всю жизнь проработал в России.

12 … выездом à la Daumont… — Имеется в виду упряжка, введенная в 30‑е годы XIX в. во Франции герцогом Домоном.

Книга вторая

Глава 1. Первые зрелища

1 … спектакли фантошей Томаса Ольдена… — Речь идет о спектаклях американского театра марионеток Томаса Ольдена, проходивших в Петербурге в сезон 1882 – 1883 гг. Первое представление состоялось в театре «Ренессанс» (Офицерская, 35) 5 декабря 1882 г. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» (7 декабря 1882 г.) писала: «Американец Ольден довел механизм этих кукол до возможной степени совершенства. Они повторяют почти все движения живых людей. Его акробаты, клоуны, танцоры выделывают положительно изумительные вещи, раскланиваются с публикою, подражают всем приемам и ужимкам актеров… Публика осталась очень довольна представлением… от которого в особенный восторг приходили дети». Некоторое время спустя в представление были введены новые номера, среди которых особенно занимательным был «Электрический скелет», разнимавшийся по частям и снова складывающийся, и «“Большой концерт негров”, в котором шесть фигур играли на пианино, гитаре, бубнах и кастаньетах и пели галоп, хоровую песню, теноровое соло и комические шансонетки» («Санкт-Петербургские ведомости», 23 января 1883).

Глава 2. Балаганы

1 1874 год был последним (или предпоследним) годом устройства балаганов на Адмиралтейской площади… — Эту дату оспаривает Е. Кузнецов, опиравшийся на воспоминания одного из предпринимателей петербургских театров «на балаганах» А. Я. Алексеева-Яковлева («Русские народные гулянья по рассказам А. Я. Алексеева-Яковлева в записи и обработке Евг. Кузнецова». Л.‑М., 1948). По его словам, гулянья на Адмиралтейской площади были прекращены уже в 1872 г., а если {641} это так, то А. Н. Бенуа, по-видимому, описывает свое посещение уже не Адмиралтейской площади, а Царицына Луга (Марсова поля). Подтверждается это тем, что среди упомянутых А. Н. Бенуа театров фигурирует театр «Развлечение и польза», а это заведение принадлежало как раз А. Я. Алексееву-Яковлеву и устраивалось им на Царицыном Лугу после переноса гуляний на эту площадь. Более того, если доверять свидетельству Е. Кузнецова, то театр «Развлечение и польза» существовал на Царицыном Лугу с 1880 по 1897 г., а это противоречит и отнесению описываемого посещения балаганов к 1874 году. Вполне вероятно, что в своем образе петербургских балаганов А. Н. Бенуа невольно объединил те впечатления, которые накапливались у него за несколько детских лет, и к памяти о Масляной 1874 г. (с братом Ишей) присоединились воспоминания о последующих посещениях. А. Н. Бенуа рассказал о своих впечатлениях от петербургских балаганов в статье «Масленица (Воспоминания)» («Речь», 1917, 1 февраля), перепечатанной с добавлениями в кн. А. Лейферта «Балаганы». (Пг., 1922).

2 При лунном свете мой друг Пьеро (Au claire de la lune mon ami Pierrot) — знаменитая французская народная песенка, музыка которой приписывается Ж.‑Б. Люлли (1633 – 1687).

3 … на далеком и грязном Семеновском плацу… — Народные гуляния просуществовали здесь только до 1898 г. Ныне этот плац не существует. Он располагался между Обводным каналом и Загородным проспектом, у полотна Царскосельской железной дороги. До переноса на Семеновский плац балаганов это было место казней, так, именно здесь в апреле 1881 г. были повешены причастные к покушению на Александра II члены «Народной воли».

4 … в каменном цирке Чинизелли. — Цирк был построен на Симеоновской площади (ныне пл. Белинского) в 70‑х годах архитектором В. А. Кеннелем. Его директором был Ч. Г. Чинизелли.

Глава 3. Театр

1 … совершил в 80 дней путешествие вокруг земного шара. — Сюжет романа Жюля Верна «Вокруг света в 80 дней».

2 … знаменитая Жюдик сообщала антрепризе особенный блеск. — Псевдоним Анны Дамьен (Damiens, 1850 – 1911), одной из лучших французских артисток оперетты. После 1875 г. Жюдик неоднократно гастролировала в Петербурге.

3 … тему, которой целиком посвящены мои специально балетные воспоминания. — Бенуа А. Н. Воспоминания о балете. — Русские записки, кн. XVI – XXI. Paris, 1939 (заключительные главы этих воспоминаний публикуются в настоящем издании. См. II, с. 497 – 544); более развернутый вариант: Benois Ahxandre. Reminiscences of the Russian Ballet. London, 1941 (повторные издания 1945 и 1947 гг.).

4 … одной фантастической повестью Теофиля Готье. — Имеется в виду новелла «Омфала». О постановке А. Н. Бенуа балета «Павильон Армиды» см. II, с. 459 – 470.

5 То была Вирджиния Цукки, появившаяся в Петербурге летом 1885 г. — Вирджиния Цукки (1347 – 1930) гастролировала в России в 1885 – 1892 гг. сначала в частной антрепризе М. В. Лентовского, а затем в Мариинском театре, позднее танцевала в частных театрах Петербурга и Москвы.

6 … в сцене, которая ей давала возможность показать всю силу своего темперамента… — В «Воспоминаниях о русском балете» (Benois Alexandre. Reminiscences of the Russian Ballet) А. Н. Бенуа подробно рассказывает о выступлении Цукки в отрывках из «Брамы» (балет Ипполита Монплезира на музыку К. Даль Аржини). Его описание сцены Падманы и заговорщиков процитировано В. М. Красовской в ее книге «Русский балетный театр второй половины XIX в.» (Л.‑М., 1963, стр. 452 – 453).

7 … «священные тени Лимидо, Дельэры». — Имеются в виду итальянские танцовщицы второй половины XIX в. Джиованнина Лимидо и Антониетта Дель-Эра, в разные годы выступавшие в России.

{642} 8 … в ней «мало баллона»… — Terre-à-terre — балетный термин, отвечающий танцу, где преобладает впечатление не отрыва от земли, но напротив, устойчивости и опоры; ballon (воздушный шар. — франц.) — балетный термин, отвечающий способности танцовщиков фиксировать различные позы в воздухе во время прыжков.

9 Теорба — род лютни, бывший в употреблении в XVI – XVII вв.

Глава 4. Кушелевка

1 … пристанище «самому» Александру Дюма-отцу… — А. Дюма побывал в России в 1858 – 1859 гг., совершив поездку из Петербурга в Москву, по Волге до Астрахани и далее — по Кавказу. О пребывании Дюма в гостях у Г. А. Кушелева-Безбородко А. Н. Бенуа мог слышать рассказы Д. В. Григоровича, сопровождавшего в свое время Дюма в великосветских визитах; а о днях, проведенных писателем в Астрахани, — от семьи Сапожниковых (родственников жены брата Леонтия), в астраханском доме которых он останавливался. Описание своей поездки Дюма публиковал в 1858 г. в собственном журнале «Monté-Cristo» («De Paris à Astrakan»), а затем в двух книгах: «En Russie» и «Le Caucase». Путешествие Дюма в Россию подробно описано в работе: Дурылин С. Александр Дюма-отец и Россия. — «Литературное наследство», т. 31 – 32. М., 1937.

2 … дворец, построенный Кваренги… — Сохранившийся до наших дней дом бывшей усадьбы А. А. Безбородко сооружен по проекту Д. Кваренги в 1783 – 1787 гг. Архитектор включил в качестве центральной части нового здания существовавший до этого в усадьбе Полюстрово дом сенатора Г. Н. Теплова (возведенный в 1777 г., предположительно по проекту В. И. Баженова), в огромном парке Кваренги построил «Руину» — двухэтажный павильон с помещением для библиотеки, и «Ротонду» — двенадцатиколонный круглый павильон с бронзовой статуей Екатерины II в виде Цереры по модели Ж. Д. Рашетта (1744 – 1809). (См.: «Fabbriche e diseqni di Giacomo Quarenghi architetto di S. M. L’lmperatore di Russia cavaliere di Malta e di S. Wolodimiro». Milano, 1821). В 40‑х годах дворец Кваренги был основательно перестроен, в 1896 г. в усадьбе поместилась Елизаветинская община сестер милосердия, и фасад здания был опять отделан заново. Ныне здание бывшего дворца занимает больница.

3 От «моей» Кушелевки к… образованию «Общества охраны памятников», — лежит прямой путь. — О большинстве этапов этого пути А. Н. Бенуа подробно рассказывает в кн. IV – V «Моих воспоминаний». «Русское имп. общество защиты и охранения памятников искусства и старины» было основано в 1911 – 1912 гг. А. Н. Бенуа способствовал его деятельности, войдя в «Комиссию» по изучению и описанию Старого Петербурга.

4 Самая церковь… была построена отцом в 50‑х годах… — Церковь св. девы Марии была построена Н. Л. Бенуа на Выборгском католическом кладбище в 1856 – 1858 гг. (кладбище не сохранилось).

5 … в качестве синдика св. Екатерины… — В пределах петербургской «немецкой колонии» (по примеру Западной Европы) синдиками называли и старост церквей, и лиц, ведущих судебные или иные гражданские дела различных учреждений.

6 … посетить… кабинет восковых фигур. — Музей восковых фигур типа паноптикума существовал в описываемые А. Н. Бенуа годы в Кронверкском парке на Петербургской стороне, устроенном еще в середине XIX в.

7 … Литейного моста еще не существовало… — Литейный мост строился по проекту инженера А. Е. Струве в 1875 – 1879 гг.

Глава 5. Первая школа

1 Фребель Фридрих (1782 – 1852) — известный немецкий педагог, создатель популярной системы воспитания детей младшего возраста. Система предусматривала {643} усвоение гигиенических навыков, изучение естествознания, математики, закона божия. Фребелю принадлежит само понятие «детского сада» (Kindergarten), означавшего уголок естественной природы, а в переносном смысле — идею выращивания юношества.

2 … большие во всю страницу картины… принадлежали… немецкому художнику Шнорру… — «Библия в картинах» Ю. Шнорра фон Карольсфельда (1796 – 1872) издавалась в Лейпциге в 1852 – 1860 гг. и содержала 240 гравюр на дереве по его рисункам. Издание приобрело большую популярность в Германии и других странах.

3 … отвечали программе передвижников, ибо изображали… печальные события из крестьянского быта… — Изображение «печальных событий из крестьянского быта» было типично не столько для передвижников, сколько для предшествующего периода русского искусства — для «шестидесятников», для В. Г. Перова. В пору расцвета передвижнического искусства в 70 – 80‑е годы подобные темы отошли на второй план. Достаточно сказать, что они не были характерны для таких столпов передвижничества, как И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.