Глава 8. Операция «Хаски» и далее — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 8. Операция «Хаски» и далее

2021-06-02 29
Глава 8. Операция «Хаски» и далее 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вероятно, наша книга будет неполной, если читателю останется неизвестной роль Мальты в военных событиях на противоположных берегах Средиземного моря. Автор уже излагал точку зрения Черчилля про поводу причин вторжения в мягкое подбрюшье Европы, хотя, по мнению других источников, «высадка на Сицилию (операция “Хаски”) планировалась и проводилась как самостоятельная операция с ограниченной целью. Союзные руководители предложили вторгнуться на Сицилию, с тем чтобы посмотреть, что из этого получится, прежде чем выбирать районы для последующих военных операций на Средиземном море» (Нимиц, Поттер. 1999. С. 215). Такая точка зрения ни сколько не противоречит авторской, тем более, что во всех вариантах Черчилля его устремление на север в попытке отсечь Западную Европу от натиска Красной армии оставалось неизменным. Правда, можно было ожидать, что одним из первых результатов такого броска на север станет падение режима Муссолини и выход фашистской Италии из войны, как это предусматривалось планами, принятыми союзниками в январе 1943 года в Касабланке, которые в общем виде на Средиземноморском ТВД выглядели так:

«Продолжение периферийных операций на Средиземноморском театре военных действий, по мнению англичан, позволяло вывести из войны Италию и вовлечь в нее Турцию. Если это произойдет, то для разгрома Гитлера вторжения через Ла-Манш вообще не понадобится. Считая, однако, что это вторжение все-таки должно быть проведено, и при том при больших шансах на успех, они предлагали вначале ослабить немецкие войска в Западной Европе ударами союзников в других местах (ну как не вспомнить пресловутого мистера Уильяма Питта старшего! – В. К.).

Хотя члены комитета начальников штабов США и не были убеждены в правильности рассуждений англичан, они не нашли веских контраргументов. Им не хотелось направлять еще больше союзных сил на Средиземное море, которое они не считали главным стратегическим направлением. Англичане же не хотели подвергать себя риску, возвращаясь во Францию в 1943 году, а без полного согласия и взаимодействия обеих сторон о вторжении через Ла-Манш не могло быть и речи…

…Американцы в свою очередь согласились с отсрочкой вторжения через Ла-Манш до 1944 года. Тем временем силы противника были бы отвлечены из Европы наступательными действиями союзников в зоне Средиземного моря… Оставшееся время на конференции было посвящено выбору направлений для нанесения ударов в районе Средиземного моря. В конце конференции участники рассмотрели две возможные цели ближайших операций – острова Сицилию и Сардинию. Из этих двух островов Сардиния имела более слабую оборону и располагала базами, с которых союзные бомбардировщики могли производить налеты на промышленные центры Северной Италии, но она не имела достаточно большой гавани для развития успеха крупной морской десантной операции. В то же время захват Сицилии, хотя и намного более трудный, позволял создать непосредственную угрозу самой Италии и, возможно, заставил бы выйти ее из войны. Кроме того, захватив Сицилию, союзники установили бы контроль над Тунисским проливом, и поэтому могли бы уничтожить больше сил противника. Поэтому Сицилия была избрана в качестве первого объекта операций союзников в этом районе. Эта операция должна была начаться в один из дней июля 1943 года» (Нимиц, Поттер. 1999. С. 211–212).

Однако прежде союзникам предстояло разделаться с гарнизонами сравнительно небольших островов в Тунисском проливе (Пантеллерия, по размерам несколько уступавшая Мальте) и в группе Пелагских островов в ста километрах западнее Мальты. Пантеллерию дуче мечтал превратить в итальянскую Мальту, усиленно укрепляя ее с 1937 года. За Пантелерию англичане принялись тут же по завершении операций в Тунисе, подвергнув ее обстрелу уже 13 мая с крейсера «Орион», сопровождаемого двумя эсминцами. Огневое воздействие корабельной артиллерии продолжалось по крайней мере еще две недели, прежде чем 11 июня начался решительный штурм. Теперь на этот остров площадью всего 83 квадратных километра, не считая авиации, обрушился огонь четырех крейсеров и восьми эсминцев. Затем последовал десант, которому гарнизон численностью в 11 тысяч солдат и офицеров не оказал сколько-либо длительного сопротивления. Потери союзников при «штурме» Пантеллерии составили всего одного «раненого» солдата – его укусил местный осел, продемонстрировавший, таким образом, явно антибританские настроения… Определенно итальянцы не хотели сражаться, и это было показательно. Спустя сутки настала очередь Лампедузы, гарнизон которой численностью до 5 тыс. солдат и офицеров также капитулировал 12 июня. Для Лианозы и Лампиони столь внушительных сил уже не потребовалось, с этой задачей справился крейсер «Ньюфаундлед» и эсминец «Нубиен», оперировавшие с Мальты. Теперь вырисовывалась очередная перспектива развития событий в виде высадки на Сицилию, которая готовилась очень тщательно, хотя трудно было ожидать от итальянцев, не видящих смысла в продолжении войны в союзе с немцами, готовности к сопротивлению после многочисленных поражений на суше и на море. Возглавлять эту операцию в качестве Верховного главнокомандующего предстояло генералу Дуайту Эйзенхауэру, заместителями которого на море оставался адмирал Кэнингхэм, от ВВС – английский маршал авиации Теддер.

На суше английская 8-я армия (генерал-лейтенант Монтгомери) должна была наступать по восточному побережью Сицилии, а 7-я американская армия (генерал-лейтенант Паттон) решала ту же задачу на западном. Чтобы лишенный топлива и подавленный серией неудач итальянский флот не мог помешать этому замыслу, ему противостояла английская группа прикрытия в составе шести линкоров, двух авианосцев, шести легких крейсеров и 24 эсминцев, не считая сил непосредственной поддержки сухопутных сил с моря на западе (американец вице-адмирал Хьюит) и на востоке (англичанин вице-адмирал Рамсей). При таком перевесе сил сомневаться в успехе не приходилось.

Еще до эвакуации своих сил из Северной Африки Генеральный штаб сухопутных сил Германии определил направления ударов союзных сил на Средиземноморском ТВД следующим образом: «Они надеются, что их военные успехи приведут к отпадению наших южноевропейских союзников… Первой целью десантной операции представляется Сицилия. Овладев ею, противник получит не только наилучшие условия для ведения воздушной и сухопутной войны против Итальянского полуострова, но и сможет возобновить движение судов через Средиземное море». Как в воду глядело ведомство Канариса, но, разумеется, отменить операцию «Цитадель» на Курской дуге оно было не в состоянии, тем более что наши силы оказались в курсе предстоящих событий, как, впрочем, и союзники, сделавшие всё, чтобы озадачить противника в части своих намерений.

Для начала они начали периодически менять кодовые наименования как частей, предназначенных для высадки, так и разных этапов самой операции. Контакты офицеров, участвовавших в разработке этой операции, были предельно ограничены и контролировались спецслужбами. Использование специальных высадочных средств в виде особых десантных судов позволило исключить участки побережья, на которых можно было проводить десантирование с боевых кораблей, в задачу которых входила только огневая поддержка десанта на удалении от берега.

В распоряжение франкистских спецслужб, активно сотрудничавших с державами оси, был подброшен труп «майора Уильяма Мартина», предварительно снабженного материалами дезинформационного характера. Все эти усилия не пропали даром, поскольку в день капитуляции немцев и итальянцев в Тунисе в докладной записке ведомства Канариса сообщалось: «Обнаруженное у английского курьера письмо начальника Генерального штаба генералу Александеру от 23 апреля содержит следующие данные: командование англосаксов планирует провести две десантные операции на Средиземном море: а) против Греции (кодовое название “Хаски”), б) предположительно на западе Средиземного моря (Бримстоун). Кроме подтверждения о планах вражеского командования на Средиземноморском ТВД, в донесении содержатся сведения, подтверждающие намерения противника высадить десант на восточном побережье Пелопоннеса и провести демонстрацию против Сицилии».

Таким образом, англичане практически назвали оба вероятных направления, правда, сместив акценты: демонстративное направление в итоге оказалось главным, а главное в бумагах безвременно почившего майора Мартина – демонстративным, причем, как показали ближайшие события, немцы «купились» на эту тонкость. 12 мая на стол начальника штаба Верховного командования вермахта легла телеграмма следующего содержания: «Можно считать, что противник закончил подготовку (точнее – разработку. – В. К.) к операции. Наиболее угрожаемыми районами являются: а) в западной части Средиземного моря – Сардиния, Корсика и Сицилия; в восточной части Средиземного моря – Пелопонес и Додеканес».

Только 20 мая Кэнингхэм довел морскую часть операции до своих подчиненных. После захвата островов Пантеллерия и Лампедуза 11–12 июня определились ближайшие перспективы десанта на Сицилию в соответствии с решениями, принятыми еще на конференции в Касабланке. В первых числах июля адмирал Рамзай перевел свой штаб на Мальту, а 4 июля главнокомандующий Эйзенхауер отдал приказ о начале операции «Хаски», совсем не там, где ее ожидали немцы. Забегая вперед, сообщу, что Гитлер отправил в Грецию Роммеля только 23 июня (спустя две недели после высадки союзников на Сицилии!), продолжая считать события на этом острове отвлекающими. Союзная разведка переиграла немецкую, впрочем, совсем как наша в событиях на Курской дуге в те же самые дни.

Особенностью предстоящей операции было планирование высадки десанта по принципу с берега на берег, для чего были построены специальные корабли, с малой осадкой, внешне напоминающие огромную плоскую коробку от сардин, как для пехоты, так и для техники, включая танки. По замыслу, упираясь в берег, такой корабль высаживал технику и людей по откидной аппарели в носовой части. Определенным недостатком таких плавсредств представлялась неустойчивость к сильному волнению. Учитывая численность задействованных сухопутных сил (в пределах от 337 до 470 тыс. участников по разным источникам), проблема десантирования имела огромное значение, и не случайно ей уделялось особое внимание, потому что впереди предстояли еще более грандиозные и сложные десантные операции, где морской фактор играл важнейшую роль.

Пусть читатель представит, что его танко-десантная в полном смысле «коробка» с характерным скрежетом садится на дно в ста метрах от берега, и теперь ему в качестве участника событий предстоит добираться до берега вброд под тяжестью навьюченной амуниции, чувствуя с каждым шагом, как песок и галька под его подошвами то и дело уходят из под ног…

Новый тип кораблей позволял их использовать по принципу «от берега до берега», когда десантники, заняв отведенные им места на этих суденышках на своем берегу, оставались на них вплоть до высадки на вражеском побережье. Однако никто не мог поручиться за состояние этих людей на плоскодонных «коробках», не отличавшихся мореходными качествами, при сильном волнении, что предстояло проверить в реальных боевых условиях. Очевидно, эти «кораблики» с аббревиатурой LST (для морской пехоты) и LCT (для перевозки техники, включая танки) можно было использовать лишь на коротких расстояниях с учетом непродолжительного пребывания в море, что требовало соответствующей организации самого десанта с учетом всех обстоятельств. Затем с высадкой техники и десантников их можно было привлекать на помощь крупным транспортам, ставшим на якорь дальше от побережья.

Противника эти приготовления не насторожили, поскольку была проведена специальная операция британских спецслужб. В первых числах июля адмирал Рамсей, которому предстояло высаживать десант на специальных десантных судах на восточное побережье Сицилии, перенес свой штаб на Мальту. Всё говорило о приближении дня «Д», о котором 9 июля возвестил приказ Эйзенхауэра о начале операции «Хаски».

На самом деле она началась задолго до означенной даты, когда из портов восточного побережья США в конце мая вышли транспорты с войсками, предназначенными для высадки в Сицилии. Из портов Британии в Средиземное море между 20 июня и 1 июля вышли транспорты с канадскими войсками, к которым позднее присоединились транспорты из портов Ближнего Востока. Движение этих конвоев проходило в соответствии с решениями высшего командования во главе с Эйзенхауэром, строго по графику. Окончательный сбор американских сил вторжения происходил между Мальтой и Пантеллерией, британских – восточнее Мальты. Мелководный Тунисский пролив защищался авиацией и малыми судами из портов Туниса. Зато с востока это скопление судов самого разного типа прикрывали корабли самого мощного соединения Эйч из Гибралтара под командованием вице-адмирала Э. У. Уиллиса в составе четырех линкоров, двух авианосцев, четырех крейсеров и 17 эсминцев. В операции участвовало также крейсерско-миноносное соединение контр-адмирала К. Г. Дж. Харкуорта, задачей которого была поддержка десантников при высадке на берег огнем по вызову. Сама высадка была намечена на 2 часа 45 мин. 10 июля за три часа до рассвета.

Разумеется, сама операция включала не только технические проблемы, но и элементы детектива, присущие любой военной операции нашего времени, в стиле описанной выше «дезы», попавшей к немцам с трупом «майора Мартина». В результате немецкие силы были переброшены в Грецию и на Сардинию, а итальянские минные заградители вовремя так и не оказались у берегов Сицилии.

Вместе с тем, самая тщательная подготовка, разумеется, не исключает эффект непредвиденной ситуации, как это произошло, например, при пролете самолетов с парашютистами над скоплениями собственных боевых кораблей, не получивших вовремя предупреждения, был открыт огонь всех зенитных средств. В результате количество сбитых самолетов измерялось десятками, погибших десантников – сотнями. Хотя адмирал Кэнигхэм специально предупредил командиров парашютистов: «До сих пор каждый самолет, который появлялся над нашими кораблями в Средиземном море, был вражеским. И хотя флот сейчас переживает переходный период, всё еще очень трудно убедить легких на нажим спускового крючка молодчиков, что вполне реальна такая вещь, как появление над нашими кораблями своих самолетов».

С самого начала погода не благоприятствовала десантированию, прежде всего из за сильного ветра и волнения с накатом на намеченных участках к высадке. Получая информацию от флотских метеорологов, руководство операцией решило продолжать ее без внесения существенных изменений, хотя состояние десантников на судах нового типа внушало серьезные сомнения к их готовности к предстоящему. Хотя скорость десантных кораблей существенно упала, они выдержали намеченный порядок при подходе к берегу, чему способствовали английские подводные лодки заранее развернутые у побережья, игравшие роль своеобразных маяков, указателей мест высадки и целей на берегу. Новый тип кораблей, достаточно дешевый в постройке, в высшей степени оправдал себя на будущее, но, что важно, впервые по настоящему был задействован (причем успешно) в значительных масштабах именно в Сицилии.

Итало-немецкое командование было введено в заблуждение не только фальшивками с телом и документами «майора Уильяма Мартина», но и результатами собственной воздушной разведки, прозевавшей изменение направления кораблей десанта на меридиане Триполи, из залива Сирта устремившихся на север через район Мальты к местам высадки. Дополнительный фактор, который отвлек внимание оборонявших Сицилию войск, был обстрел корабельной артиллерией союзников районов, удаленных от мест запланированной высадки. По совокупности этих причин сопротивление союзному десанту (особенно со стороны итальянских войск) оказалось гораздо слабее, чем ожидалось. Тем не менее восприятие событий по американским и английским источникам самого первого дня высадки существенно отличается.

К западу от мыса Пассера (служившего разграничением в действиях американцев и англичан) события поначалу развивались достаточно напряженно. По мнению американцев, при высадке была «тактическая внезапность утеряна. Над водой вспыхнули огни прожекторов, затрещали пулеметы противника, заухала артиллерия. Когда снаряды противника стали рваться между волнами атакующих катеров, корабли поддержки открыли огонь. Как только высадочные средства подошли к берегу и были спущены сходни, пехота устремилась на берег и, стремясь захватить назначенные позиции, сразу же углубилась в расположение противника.

Самый сильный огонь противник открыл у Ликаты. Здесь группа пехотно-десантных катеров по плану должна была высадить свои войска после первой волны десантных катеров с техникой и транспортом, которые должны были уничтожить оборонительные сооружения на участке высадки. Вместо этого группа пехотно-десантных катеров направилась к другому участку побережья и оказалась там первой. Несмотря на сильный ружейно-пулеметный огонь противника, катера подошли к берегу и под прикрытием своих огневых средств высадили находившихся на них десантников.

Постепенно огонь противника ослабевал по всему фронту высадки. Наступающие войска быстро захватывали закрытые огневые позиции противника, а поддерживающие эсминцы и канонерские лодки уничтожали опорные пункты его обороны. К 08.00 большинство артиллерийских позиций противника было подавлено. Американцы вышли к намеченным им в качестве задачи дня “Д” рубежам со значительным опережением» (Нимиц, Поттер. С. 227–228).

Англичане также были довольны достигнутыми результатами первого дня. «К вечеру Д-дня (т. е. 10 июля. – В. К.), несмотря на все проблемы, ударные части 8-й армии прочно закрепились на берегу Сицилии. Прибыли первые конвои с подкреплениями, а потери оказались незначительными. Самой лучшей новостью оказалось, что наши войска в первый же день захватили Сиракузы. Тральщики очистили подходы к порту так быстро, что уже 13 июля там разгружался первый конвой. Так как портовые сооружения почти не были разрушены, армия теперь почти не зависела от разгрузки прямо на побережье. В тот же день была захвачена Августа. И снова флот достаточно быстро привел порт в рабочее состояние. Эти успехи позволили нам отказаться от разгрузки снабжения на открытом побережье, гораздо раньше, чем предполагалось» (Роскилл. С. 365).

Просчет немцев в оценке времени высадки союзников дорого им обошелся. «Всего несколько дней назад германская авиация упустила благоприятную возможность нанести удар по нашим конвоям с войсками вторжения, когда они, как утки, растянулись по Тунисскому проливу. Теперь у побережья стояли на рейде тысячи судов, высаживавших десант, но противник по-прежнему воздерживался от решительного удара с воздуха. Либо немцы хотели нанести удар неожиданно, либо их положение было значительно хуже, чем мы ожидали… Только в процессе операции мы узнали, насколько эффективны были действия союзной авиации перед вторжением» (Брэдли. С. 149). Так отметил один из американских генералов. (Правда, возможно и другое объяснение: немцы не могли оказать летом 1943 года достойного сопротивления в Сицилии, поскольку их вооруженные силы были заняты подготовкой к сражению на Курской дуге, финал которой читателю известен.) Однако картина побережья оставляла, по тому же источнику, сложное впечатление: «Более 200 десантных судов застряло на отмелях, не дойдя до берега. Бульдозеры взрывали мягкий песок, оттаскивая волокуши с грузом подальше от воды за поросшие травой дюны, где грузы складывались в кучи. Более 700 автомобилий-амфибий сновали между кораблями и берегом, перевозя грузы. Везде на протяжении 25-километровой лини побережья до Джелы на песке валялись спасательные пояса, брошенные солдатами после высадки» (Брэдли. С. 250–251).

Определенно даже в самых рискованных операциях (а десанты, несомненно, являются таковыми) союзники уделяли главное внимание использованию новой техники и организации, стараясь снизить напряжение боя непосредственно на участвующих в нем, что облегчалось состоянием войск противника. Немцы продолжали отчаянное сопротивление даже на чужой земле, в то время как итальянцы (тем более сицилийцы) уже не видели для своего участия в войне какого-либо смысла. Это не значит, что они целиком утратили свои боевые качества. Совсем не случайно их недавние союзники немцы позднее неоднократно отмечали, что с обретением цели войны (освобождения страны от гитлеровцев) боевой дух потомков Гарибальди возродился, что, несомненно, присутствовало в скрытой форме и во время боев в Сицилии. Тем не менее за несколько дней между 14 и 17 августа немцы в количестве примерно 70 тыс. человек благополучно переправились через узкий Мессинский пролив, используя попутные плавсредства, включая до 10 тысяч машин и других транспортных средств, и даже вывезли до 17 тыс. тонн боеприпасов.

В результате, когда бои в середине августа бои за Сицилию закончились, в распоряжении союзников оказалось 150 тысяч пленных (в основном итальянцев), тогда как убитыми и ранеными противник потерял всего 12 тысяч. Правда, потери союзников оказались несколько выше, и, хотя масштаб событий на острове оказался несравнимым по сравнению с тем, что происходило у нас только на Курской дуге, другие следствия победы союзников нельзя было сбрасывать со счета: выход Италии из войны на стороне Германии. Перед Гитлером обозначилась повсеместная ситуация замены итальянских войск от самой Италии до России, Балкан, на островах Эгейского моря и так далее, тем более, что он не мог позволить себе оккупировать Апеннинский полуостров после поражения на Курской дуге в такой далекой России, особенности войны в которой большинство сражавшихся на берегах Средиземного моря просто не представляли. Если раньше гитлеровское руководство видело в Средиземном море некий ров, отделяющий оккупированную Европы от угрозы вторжения с юга, теперь такая точка зрения не казалась бесспорной. Правда, британские военные руководители по-своему истолковали результаты высадки на Сицилию. В частности, «компания в Италии, доказывали они, свяжет не только немецкие, но и союзные войска в такой степени, что вторжение через Ла-Манш задержится на неопределенный срок. В ответ на это начальник имперского Генерального штаба генерал Аллан Брук заявил, что вторжение во Францию в любом случае не будет возможно до 1945–1946 года» (Нимиц, Поттер. С. 237). Определенно наш британский союзник продолжал при любой возможности держаться за свою периферийную стратегию, которая служила ему верой и правдой на протяжении столетий.

Итальянский флот практически устранился от боев за остров, несмотря на то, что потери в подводных лодках, включая немецкие, достигли двенадцати. Такую цену за три транспорта и два десантных судна нельзя не признать чрезмерно высокой, если не критической. Но главное, в правящих кругах самой Италии обозначился такой кризис, справиться с которым Муссолини уже не мог, несмотря на немецкую поддержку и благополучную переправу немцев через Мессинский пролив. Крах фашистского режима в Италии приближался неотвратимо.

25 июля Муссолини был отстранен от власти, фашистская партия объявлена распущенной, последовал его арест, и к власти пришел маршал Паоло Бадальо, вскоре вступивший в тайные переговоры с союзниками, результатом которого стал переход Италии на сторону союзников и капитуляция ее вооруженных сил, включая флот, а также последующая высадка союзных сил, теперь уже на материковую часть итальянского сапога в районе Салерно, которую союзники могли поддерживать не только корабельными силами, но и авиацией с захваченных аэродромов в Сицилии.

Со вступлением в силу указанного соглашения король Эммануил III бросил правительство и страну на произвол судьбы. В последний момент до вмешательства немцев он успел бежать в Бриндизи, где получил укрытие у союзников. Соответственно сложилась судьба итальянского флота. Пункт IV упомянутого соглашения предусматривал прибытие военных кораблей итальянского флота в военно-морские базы союзников для последующего разоружения и нейтрализации. В соответствии с этим документом, 9 сентября из Специи вышли уцелевшие новейшие линкоры «Рома» (флагман адмирала Бергамини), «Витторио Венето» и «Литорио» в сопровождении эскадры легких крейсеров и эсминцев, которая по мере движения на юг пополнялась другими крейсерами и эсминцами.

Во второй половине дня на траверзе острова Асинара эскадра была атакована немецкими самолетами До-217 с управляемыми планирующими бомбами с аэродромов вблизи Марселя, причем ими были поражены два линкора, из которых погиб только один. На «Литторио» бомба прошила палубу у носовых башен главного калибра и уже изнутри прошла через борт и взорвалась в воде, причинив кораблю практически минимум повреждений. Флагманскому «Рома» не повезло, поскольку он получил две такие летающие торпеды. Первая в районе кормовой трубы также прошила корабль насквозь и взорвалась под днищем, в результате чего вышли из строя кормовое машинное отделение и два котельных, со значительным поступление воды в корпус, отчего корабль значительно сбавил ход. Фатальным оказалось второе попадание, когда взрыв произошел сначала в носовом машинном отделении, в результате которого детонировали зарядные погреба второй башни главного калибра, причем сама башня взрывом была сброшена за борт. В результате линкор перевернулся, а затем переломился пополам, что привело к большому количеству жертв (1253 моряка, включая самого адмирала Бергамини, было спасено только 596 человек). Гибель «Ромы» заставило Кэнингхэма на заключительной стадии похода итальянских кораблей отправить им на помощь линкоры «Уорспайт» и «Велиэнт» для защиты от бывших союзников. Немцы, мешая капитуляции бывшего союзника, в частности, препятствовали передаче военных кораблей, отправив на дно ряд эсминцев эскорта и какое-то количество более мелких кораблей, заставив несколько итальянских кораблей уйти в испанский Порт-Маон на Балеарских островах.

Главные силы итальянского флота продолжили путь к Мальте, где уже находились старые линкоры «Андреа Дориа» и «Кайо Дуилио», крейсера «Луиджи Кадорна» и «Помпео Магно», пришедшие туда из Таранто, к которым спустя четверо суток присоединился «Джулио Чезаре», сумевший вырваться из Полы на севере Адриатики. В адрес Адмиралтейства за подписью адмирала Кэнингхэма поступила радиограмма, в которой был изложен главный результат его деятельности на Средиземном море: «С удовольствием сообщаю Вашим лордствам, что итальянский флот стоит на якоре под дулами орудий фортов Мальты». Таким результатом в переломном 1943 из адмиралов мог заслуженно гордиться только он единственный.

Интересно провести анализ потерь итальянского флота до капитуляции 8 сентября: один линкор, 13 крейсеров, 96 эсминцев и миноносцев, 91 подводная лодка, 42 торпедных и сторожевых катеров, 17 канонерских лодок и некоторые другие, более мелкие корабли общим количеством 418 единиц, на которых погибло почти 25 тысяч моряков. Безвозвратные потери транспортного флота составили 565 крупных судов суммарным водоизмещением свыше двух миллионов брутто-тонн. В результате капитуляции в распоряжении союзников оказались 5 линкоров, 8 крейсеров, 33 эсминца и миноносца, 34 подводных лодки, 20 эскортных кораблей, 27 вспомогательных судов разного назначения, всего только 101 торговое судно суммарным водоизмещением менее 200 тыс. брутто-тонн, то есть лишь десятая часть того, что было потоплено ими за три предшествующих военных года.

Война показала снижение роли линкоров в военных операциях, что отразилось на судьбе военных трофеев союзников. По условиям раздела итальянского флота «Литторио» подлежал передаче США, но с окончанием Второй мировой американцы не знали, как избавиться от собственного устаревшего добра, пережившего войну, и в конце концов линкор был разобран на металл в Специи в 1953–1955 годах. Одновременно с ним та же участь постигла «Виттория Венето» и в том же месте, который при первоначальном разделе достался Великобритании. Из «старичков» постройки до Первой мировой пережили Вторую мировую в качестве учебных кораблей под итальянским флагом «Андреа Дориа» и «Кайо Дулио», исключенные из списков «по возрасту» в 1956 году.

История «Джулио Чезаре» оказалась более сложной, а главное, драматичной. Товарищ Сталин, будучи поклонником крупных кораблей, в нетерпении от предстоящего раздела итальянского флота, потребовал своей доли от союзников еще за год до завершения военных действий, получив летом 1944 года британские корабли в счет будущих итальянских. В частности, вместо намеченного «Джулио Чезаре» в состав нашего Северного флота был передан бывший британский линкор «Ройял Северин», постройки 1914 года, получившего название «Архангельск». До конца войны он простоял в Кольском заливе, не выпустив по противнику ни одного снаряда, не считая отражений налетов вражеской авиации. С этой точки зрения можно считать, что его пребывание в составе Северного флота определялось не военными, а скорее политическими соображениями грядущей эпохи будущей холодной войны. Действительно, по получении в 1948 году в качестве трофея «Джулио Чезаре», переименованного по случаю направления на Черноморский флот в «Новороссийск», линкор «Архангельск» (он же «Ройял Северин») был в 1949 году возвращен англичанам, которые, не включая его даже в состав своего флота, тут же отправили на слом.

«Джулио Чезаре» в феврале 1949 года в Валоне (Албания) принят от итальянцев советским экипажем, переименован в «Новороссийск» и под этим названием перешел в Севастополь, где с мая по октябрь 1955 года считался флагманом нашего Черноморского флота. 28 октября 1955 года погиб от наружного взрыва, вероятно, от оставшейся с военной поры немецкой донной мины, при подрыве с ним погибло 604 моряка из состава экипажа. Иногда к гибели «Новороссийска» некоторые историки считают причастными переживших войну итальянцев из подразделений Боргезе, но такая версия представляется нам спекулятивной и не подкрепленной надежными фактическими сведениями.

Вслед за вторжением на побережье Италии настала пора расположенных поблизости крупных островов. Первой была эвакуирована Сардиния, немецкий гарнизон которой численностью до 35 тыс. человек был переведен на Корсику, не встретив там со стороны оккупантов-итальянцев дружеского отношения. Самим немцам оставалось довольствоваться тем, что с последующей эвакуаций на собственно итальянское побережье они оказались в достаточно боеспособном состоянии. Разумеется, при этом были потеряны аэродромы, что значительно облегчило положение союзных сил.

Победа на Средиземноморском ТВД коренным образом изменила соотношение сил ВМС на других океанских ТВД. В частности, освободившиеся авианосцы «Илластриес» и «Формидейл» вместе с линкором «Вэлиент» ушли в Индийский океан. Крейсера под итальянским бело-зеленым-красным триколором «Дука делли Абруцци», «Дука д’Аоста» и «Гарибальди» в дальнейшем участвовали в проводке союзных конвоев через Атлантику, а итальянские специалисты из подразделений князя Боргезе (их командир предпочел не встречаться с союзниками) вместе с английскими коллегами сотрудничали в атаках на Специю в июне 1944 года и в потоплении бывшего итальянского тяжелого крейсера «Больцано», захваченного немцами.

Успехи союзников англичан и американцев на Средиземноморском ТВД позволили командованию остатков французского флота, разбросанного по многочисленным заморским базам, сделать окончательный выбор отнюдь не в пользу правительства Виши. Тем самым союзные силы на Средиземном море получили солидное пополнение, включая линкоры «Ришелье», «Жан Бар» и уже известный читателю «Лоренн», а также авианосец «Беарн», 9 крейсеров, 13 эсминцев и миноносцев, 19 подводных лодок и до сотни более мелких и вспомогательных кораблей. Часть этих сил участвовала позднее в освобождении Корсики, а также в боевых действиях на Тирренском море и в Адриатике. В наиболее отдаленных акваториях Индийского и Тихого океана довелось сражаться только линкору «Ришелье», но в составе британских и американских соединений.

С Мальты при высадке в заливе Салерно действовали линкоры «Уорспайт» и «Велиэнт», участие которых во многом способствовало отражению немецких попыток уничтожить этот плацдарм, что позволило союзникам овладеть важнейшим портом в Неаполе уже 1 октября. Однако в этой операции «Уорспайт» получил настолько сильные повреждения, что его пришлось буксировать для ремонта на Мальту. Таким образом, после снятия осады этой военно-морской базы она еще долго сохраняло свое значение на будущее.

В заключение настоящей главы остановимся еще на одной особенности антигитлеровской коалиции Второй мировой – как на событиях на Мальте отразился русский фактор, что признают многие участники самого высокого ранга.

Ф. Д. Рузвельт еще в письме к Черчиллю от 3 апреля 1942 года написал: «Ваш народ и мой требуют создания фронта, который бы ослабил давление на русских, и эти народы достаточно мудры, чтобы понимать, что русские убивают сегодня больше немцев и уничтожают больше снаряжения, чем Вы и я вместе взятые» (Черчилль. Т. 2. С. 448). В свою очередь сам Черчилль не сомневался в том, что «германская программа против России поглотит крупные ресурсы и, следовательно, сократит рискованность наших операций» (Черчилль. Т. 2. С. 450–451). Объясняя причины проведения операции «Пьедестал», он прямо указывает: «Прекращение отправки конвоев в Северную Россию после катастрофы в июле (речь идет о разгроме конвоя PQ-17 вследствие ошибки в оценке обстановки, допущенной британским Адмиралтейством. – В. К.) сделало возможным военно-морскому министерству воспользоваться флотом метрополии» (Черчилль. Т. 2. С. 526).

Мнения других крупнейших специалистов из других стран по интересующему нас поводу также совпадают. Француз П. Баржо полагает: «В то время, когда Мальта находилась в очень тяжелом положении и была почти полностью отрезана от баз снабжения, Гитлер принимает неожиданное решение направить часть 2-го воздушного флота на русский фронт, заявляя при этом: “Взятие Кавказа сделает Мальту бесполезной для англичан”» (Баржо. С. 71). Американцы Ч. Нимиц и Э. Поттер неоднократно обращаются к нашей роли в событиях на далеком Средиземноморье: «Уже 12 ноября 1940 года Гитлер решил, что Италии необходимо выпутаться из положения, в которое она попала в результате “печальных и грубых ошибок” в Греции. Однако в это время Германия была занята другими делами, включая разработку штабом операции “Барбаросса” – вторжения в Россию» (Нимиц, Поттер. С. 85). «Произошло невероятное. Подкрепления, которые были предназначены для Африки, Гитлер направил на русский фронт… Роммель был вынужден остановиться всего в 60 милях от Александрии» (Нимиц, Поттер. С. 111).

Чтобы не возвращаться более к этой проблеме, в который раз сошлемся на авторитет Роскилла: «В мае немцы перебросили большую часть самолетов из Сицилии на восток, готовясь напасть на Россию. Изнемогающий гарнизон Мальты получил желанную передышку» (Роскилл. С. 205). В более общем виде этот источник, анализируя причины неудач держав оси в 1941 году, среди прочих причин отмечает также: «Гитлер совершил ошибку, напав на Россию, хотя он еще не покорил упорных островитян, которых поддерживали страны содружества и могущественный заокеанский союзник» (Роскилл. С. 220). Пожалуй, достаточно…

 

Глава 9. Заключительная

 

Главная особенность описанных событий на Мальте заключалась в особой роли десантных операций. Если первая осада Мальты 1565 года, продолжительностью почти четыре месяца, заключалась в отражении десанта мусульман местными силами на суше при участии сил с соседней Сицилии, то во второй отражение угрозы десанта заключалось, прежде всего, в его предотвращении.

Сравнение осад, включая события на грани XVIII и XIX веков, позволяет сделать своеобразный исторический срез, отражающий изменения в технике и та<


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.