Глава 3. Средиземноморский ТВД накануне Второй мировой — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 3. Средиземноморский ТВД накануне Второй мировой

2021-06-02 42
Глава 3. Средиземноморский ТВД накануне Второй мировой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В связи с прогрессом в развитии военно-морских сил и политическими изменениями на карте Средиземноморья его реальные требования и возможности выглядели совершенно иначе, чем в эпоху Мальтийского ордена или Наполеоновских войн. Однако волей истории проблема Мальты по-прежнему сохранялась, поскольку архипелаг не изменил своего положения на пересечении коммуникаций уже совсем иных противников.

В 1930–1940 годах в Риме полагали, что в будущей борьбе за «маре нострум» (наше море), распространявшейся на все Средиземноморье, само положение «итальянского сапога» определяет наступательный характер будущих операций итальянского флота, разумеется, при интенсивной поддержке ВВС, базирующейся на сухопутные аэродромы. При этом флот и авиация должны были действовать независимо друг от друга, подчиняясь разному командованию и действуя на нескольких удаленных друга от друга ТВД от Апеннинского полуострова до Ливии и Эфиопии и Сомали.

Лидер фашистской Италии Б. Муссолини, уже ввязавшись в военные действия в Африке с 1935 года, а потом последовательно участвуя в нападении на Албанию и Грецию в 1939–1940 годах, первоначально планировал начать активное участие в военных действиях не раньше 1942 года. К этому сроку планировалось вступление в строй четырех новых линкоров (из них половина так и осталась недостроенными) водоизмещением свыше 40 тыс. тонн, вооруженных каждый девятью орудиями главного калибра 381 мм и со скоростью хода до 30 узлов, помимо оставшихся в строю после Первой мировой войны четырех единиц не столь мощных кораблей постройки 1910–1913 годов, что в сумме представляло весьма внушительные силы, превосходившие силы вероятного противника Англии и Франции, вместе взятые, на Средиземноморском ТВД.

Реджиа Аэронаутика (итальянские ВВС) насчитывали до 3100 самолетов, не считая 280 устаревших одномоторных гидросамолетов и еще 20 единиц корабельного базирования, приспособленных для взлета с катапульты. Серьезным недостатком итальянской авиации было отсутствие в ней самолетов-торпедоносцев, которые появились лишь в 1941 году, после урока, полученного итальянскими ВМС от англичан в своей главной базе Таранто на юге Апеннинского полуострова в ноябре 1940 года.

Транспортный флот Италии в 1940–1943 годах, как показали события, смог обеспечить боевые действия 37 дивизий, включая африканский корпус Э. Роммеля, при возрастающем среднемесячном объеме перевозок в Ливию с 37 тыс. тонн грузов летом 1940-го до 74 тыс. тонн в первой половине 1942 года. Наиболее слабым местом итальянского транспортного флота был недостаток жидкого топлива, запасы которого к началу военных действий немного превышали 1,5 млн тонн, поскольку, по мнению Муссолини, война не будет продолжительной. На практике потребность в топливе оказалась значительно выше, порядка 200 тыс. тонн в месяц.

Внимательный читатель отметит, что по сравнению с первой осадой Мальты 1565 года исход операций определялся уже не личной отвагой участников и количеством галер, и напором массы морских солдат, еще не превратившихся в морскую пехоту, а некой особой военно-морской бухгалтерией с подсчетом сил и средств, задействованных в операции, начиная со шкиперского имущества и кончая содержимым секретных сейфов министерств и адмиралтейств. Это помимо реально существующей, но трудно определимой субстанции, названной Толстым «духом войска», присутствующего в определенный исторический момент также и на просторах Мирового океана.

Специалисты отмечают, что «итальянский флот был хорошо построен. Его линейные корабли и крейсера были превосходными, но легкие корабли имели определенные технические недостатки. Из 129 эскадренных миноносцев, находившихся в строю в 1940 году, 65 были водоизмещением по 650 тонн, вооруженные 100-мм пушками, и только 64 корабля водоизмещением от 1000 до 1700 тонн были вооружены 120 мм орудиями» (Баржо. С. 65). Однако торпедные катера итальянцев показали себя серьезным противником в 1941–1942 годах вблизи побережья и в узкостях, характерных для акваторий вокруг Мальты.

Захват Мальты планировался в итальянских штабах еще до вступления Италии в войну на стороне Германии летом 1940 года, причем ведущая роль в этой операции отводилась авиации. В дальнейшем эти планы неоднократно подвергались корректировке уже непосредственно в ходе военных действий, так что какое-то время Мальта даже оказалась в стороне от главных событий Второй мировой на Средиземноморье. Но с «духом войска» у итальянцев традиционно дело обстояло плохо, что отмечают большинство источников, нередко объясняя это попыткой заменить его «духом фашизма» в варианте Муссолини.

Возвращаясь в своих воспоминаниях к событиям того времени, артиллерийский офицер с британского эсминца «Файрдрейк» А. Д. Дивайн, несомненно обладавший образным мышлением, так представил свой ТВД, где оперировал его корабль: «Средиземное море состоит из двух больших бассейнов, разделенных посередине длинным языком Апеннинского полуострова. С точки зрения стратегии о такой позиции можно только мечтать. Отечественные воды Муссолини находились в самом центре театра. Он имел отлично защищенный проход из западного бассейна в восточный в виде Мессинского пролива. Он имел прекрасные военно-морские базы, расположенные в центре моря… Он располагал многочисленными вспомогательными авиабазами на Сицилии и Сардинии…

…Существовало два прохода с запада на восток: первый узкий пролив между Сицилией и собственно Италией. Пользоваться им во время войны было просто немыслимо. Второй, более широкий, отделял Сицилию от Африканского континента… На бумаге задача Муссолини выглядела до смешного просто. Он имел пролив шириной 90 миль… У него было достаточно подводных лодок, более чем достаточно торпедных катеров, у него в избытке имелись эсминцы, он располагал крейсерами, чтобы поддерживать эти эсминцы. В качестве основы любой операции могли выступить шесть линейных кораблей. У него была авиация для поддержки действий флота. Казалось бы, что у него в руках абсолютно все козыри…

В качестве противовеса мы имели на Средиземном море три базы. Одна из них, Мальта, находилась в конце Сицилийского пролива. Две остальные базы закрывали западные и восточные ворота, ведущие в то внутреннее море: Гибралтар и Александрия. Гибралтар находился в тысяче миль от Мальты. Мальта – в тысяче миль от Суэцкого канала… Мальту от сицилийского берега отделяло всего 40 миль и 50 миль от ближайшего итальянского аэродрома» (Дивайн. С. 257–259).

Таким образом, для Великобритании Средиземное море вместе с Суэцким каналом было частью единой морской коммуникации, соединявшей различные части Британской империи в одно целое в ходе Второй мировой войны 1939–1945 годов. Для сохранения этой коммуникации англичанам даже пришлось пойти на уничтожение части французского флота, совсем недавно своего союзника в противостоянии флоту Муссолини с его идеей «маре нострум», о чем подробнее пойдет речь ниже.

За четыреста прошедших лет со времени первой осады Мальты 1565 года изменилась карта Средиземного моря, изменилось оружие противостоящих держав, появились его новые виды, не существовавшие прежде: например, авиация, обычные подводные лодки и даже мини-подлодки для специальных диверсий и т. д. С военной точки зрения изменилось буквально всё оружие. Неизменным осталось лишь значение Мальты на Средиземноморском ТВД! Так возник из мрака столетий своеобразный одновременно исторический и военно-морской феномен Мальты, с которым ведущим державам, участникам битвы за Средиземное море в условиях Второй мировой войны предстояло разбираться на всем пространстве его акватории, совсем как четыре века назад. Значение Мальты в сложившейся ситуации подтверждают все заинтересованные стороны.

Так, У. Черчилль прямо утверждал, что стратегическое значение Мальты никогда еще не было так велико, как во время последней войны» (Черчилль. Т. 2. С. 35). Не отрицая реального вклада этого выдающегося политика в победу союзников во Второй мировой войне, всё же отметим, что он не придумал ничего нового по сравнению со своим предшественником Уильямом Питом (старшим) в части периферийной стратегии (нам ли в России этого не знать!), что полностью относится и к событиям на Мальте. В этом ему вторит С. У. Роскилл: «Единственным вариантом оставалось использование Мальты, господствующей над узкостями» (Роскилл. С. 136). Понятно, что особое значение придавали захвату Мальты немцы, союзники итальянцев. Роммель поставил вопрос об этом еще до своего отъезда в Африку, возвращаясь к этой идее позднее, например, 19 июля 1941 года: «Я продолжаю считать, что проблема Мальты должна быть решена безотлагательно». Спустя полгода адмирал Редер, командующий кригсмарине, настаивал: «Необходимо как можно скорее захватить Мальту» (Баржо. С. 71) и т. д. и т. п.

Прежде чем обратиться непосредственно к баталиям вокруг крохотного архипелага на перекрестке морских путей Средиземного моря, отметим преобладающее направление военных усилий из Италии на Африканский континент в связи с необходимостью снабжения итало-немецкой группировки в Ливии, целью которой было стремление перерезать Суэцкий канал, военное значение которого в системе коммуникаций Британской империи в те годы было трудно переоценить. Таким образом, значение Мальты определялась обстоятельствами далеко за ее пределами.

Соотношение сил на Средиземноморском ТВД к моменту их столкновения выглядело следующим образом. Итальянский флот на тот момент мог выставить со своей стороны четыре линкора эпохи Первой мировой (правда, подвергшиеся модернизации), строительство еще двух новых близилось к завершению, семь тяжелых и 15 легких крейсеров, почти 120 эсминцев, столько же подводных лодок, 13 минных заградителей,14 тральщиков, 73 торпедных катера помимо учебных и вспомогательных судов. Англичане (испытав на себе удары немецкого подводного флота) не могли оставаться спокойными перед лицом огромной численности итальянских подлодок на Средиземноморском ТВД, превышавшей сотню. Однако как раз эта угроза в значительной мере на будущее оставалась в значительной степени мнимой по совокупности причин как технического, так человеческого плана, прежде всего, из-за плохой подготовки экипажей, особенно командиров, к военным действиям. По сравнению с немецкой итальянская подводная угроза оказалась просто несопоставимой, тем более что в Атлантике и в водах, примыкающих к самой Великобритании, англичане уже получили богатый опыт борьбы с этой опасностью.

Соединенный флот союзников (до падения Франции летом 1940 года) с баз в Гибралтаре и в Александрии в разное время противостоял ему в количестве 8 линкоров (включая устаревшие), нескольких авианосцев, довольно значительного количества крейсеров (тяжелых и легких), а также подводных лодок. Главное техническое преимущество союзников на Средиземноморском ТВД заключалось, однако, в использовании асдика (гидролокатора) и радиолокатора, а также использовании ВВС флота в борьбе с подводными лодками противника. Однако союзники совсем не были готовы к тому, что англичанам придется сражаться на просторах Средиземноиморья не столько с итальянцами, сколько с немцами, причем продолжительное время в одиночестве, без надежного союзника в лице французского флота, который после Дюнкерка и Компьенского соглашения перестал быть таковым, чего лорды Адмиралтейства не могли представить в страшном сне.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.