Кадровый потенциал безопасности туристской практики — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кадровый потенциал безопасности туристской практики

2021-10-05 28
Кадровый потенциал безопасности туристской практики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каковы же в свете вышесказанного перспективные направления подготовки кадров для возрождающейся индустрии туризма?

Высшие учебные заведения выпускают специалистов по менеджменту туризма, социально-культурному сервису и туризму, туризму и экскурсионному делу, туризму и гостиничному делу и иным смежным направлениям. Фактически они готовят менеджеров, руководителей и владельцев туристских предприятий. Вполне закономерно, что большинство из них ещё в процессе обучения не готовит себя для прямой работы с клиентом. В результате перспектива войти в гостиничный номер в качестве горничной или выйти на активный тур в качестве гида-инструктора (даже в ходе учебной практики) вызывает у будущих специалистов как минимум стресс. То же можно сказать и о большинстве заведений среднеспециального образования и их выпускниках.

Опыт же, мировой и отечественный, показывает, что наибольший дефицит квалифицированных кадров наблюдается на уровне среднего и младшего звена. Что же этому дефициту противопоставить?

В сложившейся на данный момент ситуации наиболее логично было бы предпринять следующие шаги.

Во-первых, при точном оконтуривании и разграничении понятий «туризм», «культура» и «спорт» и в следствие этого – сфер деятельности станет возможной целенаправленная подготовка специалистов для каждой из них, без подмены и ненужного смешения направлений деятельности.

При этом приоритет должен отдаваться подготовке организаторов различного уровня, а обучение по специальности «менеджер туризма» не должно быть модификацией подготовки по специальности «менеджер продаж», хотя это направление отнюдь не должно игнорироваться.

Во-вторых, следовало бы начать подготовку кадров (в том числе и в высших учебных заведениях) по специальности «активный туризм», сочетая обучение с выполнением спортивно-туристских нормативов и привитием навыков учебно-методической и туристско-краеведческой деятельности. При этом необходимо ужесточение требований к психологическим и физическим данным обучаемых, усиление внимания к их аттестации на каждой стадии подготовки, создания одновременно системы льготного, а в ряде случаев – бесплатного обучения в рамках этой специальности. Целесообразно, так же, обязать работодателей принимать на работу только обученных и сертифицированных специалистов (тенденция к этому объективно наметилась уже сейчас).

Это позволило бы уже через десять – пятнадцать лет получить поколение высококвалифицированных кадров, способных работать на маршрутах активного туризма и, кроме того, способствовало бы росту популярности этого типа туризма, создания своеобразного паритета туризму пассивному и уменьшая при этом степень опасности общения туристов с неблагоприятными проявлениями природной среды.

Нельзя забывать также, о спортивном туризме (явлении характерном только для постсоветского пространства и не имеющего аналогов в мире), как о подспорье в подготовке специалистов в области активного туризма.

В-третьих, при наличии специально подготовленных кадров реально возможным стало бы возрождение социального туризма. Скорее всего, он будет развиваться по пяти основным направлениям: детский и подростковый туризм (с совершенствованием его образа сопоставимого с советским периодом, например – движение «Отечество»), взрослый самодеятельный туризм (на уровне туристских клубов), исправительно-профилактический (его опыт представлен, в частности, пермской программой областного уровня «Туризм против преступности»), семейный туризм и, наконец, лечебно-реабилитационный (туризм инвалидов, конные оздоровительные маршруты и другие оздоровительные направления).

В-четвёртых, на базе кадров, обученных по специальности «активный туризм», возможна была бы дифференциация, объективное разграничение профессий «инструктор активного туризма», «гид-экскурсовод» (применительно и к активному и к пассивному туризму).

Имеет смысл подробнее остановиться на содержании названных понятий во избежание неверной трактовки, вызванной их семантикой и устоявшемся восприятием слова «инструктор», что может привести к подмене, этих понятий, а значит, и неверному пониманию отражаемых ими профессий.

В данном случае предлагается понятие «инструктор» воспринимать не только как способного «инструктировать», «давать инструкции», «обучать»; а, скорее, «приводящего действительность к положениям инструкции» - т. е. к ситуации, максимально безопасной, комфортной, интересной, благоприятствующей эстетическому восприятию каждого данного туристски аттрактивного объекта, превращающего в аттрактивную практически любую ситуацию на маршруте. При этом могут использоваться различные методы и приёмы, зависящие от каждой конкретной ситуации, типа и вида туризма, ведущей мотивации тура. Манипулирование методами экзо- и эндогенного воздействия, которыми есть одна из составляющих работы профессионального инструктора.

Гид-экскурсовод должен восприниматься, как знаток данной территории, специализирующийся на ней краевед, наилучшим образом осведомлённый обо всех её туристски-аттрактивных объектах, способный участвовать в формировании туров различной длительности и специфики, а также сделать пребывание группы на маршруте (туре) максимально интересным и содержательным.

Работа инструктора-проводника близка к работе гида-экскурсовода, но связана преимущественно с линейно-протяжёнными маршрутами активного туризма. При этом инструктор-проводник не обязательно должен быть руководителем группы, его основная функция – предложить наиболее рациональное и содержательное прохождение, как при условии инвариантности маршрута, так и без неё.

Инструктор-организатор сочетает выполнение функций формирования самодеятельной группы (например, в социальном туризме) и её подготовки к прохождению маршрутов (возможно, принимая на себя руководство прохождением), а также имеет возможность обучать инструкторов других направлений и повышать их квалификацию (особенно при работе в обучающих организациях). Это профессионал, формирующий изначальный, позитивный образ туризма у участников своей группы (групп) и обучаемых им специалистов, по сути, это аналог туристского тренера советских времён, с поправкой на изменившиеся цели и характер современного туризма.

Наконец, инструктор активного туризма – универсал, сочетающий в себе возможности остальных инструкторских кадров, ни в чём не умаляющий их важности, и пользующийся при необходимости их услугами на маршруте. Это специалист, умеющий работать на любом активном, а частично – и на пассивных турах. Его работа подразумевает сочетание обеспечения безаварийности и максимально возможного комфорта, что является обязанностью проводника; обеспечение смысловой и технической содержательности тура, являющейся прерогативой гида-экскурсовода, формирование благоприятного психологического климата в группе, свойственное для грамотного инструктора-организатора, владение основами тактической и технической подготовки в наиболее распространённых видах туризма, туристской анимации и другими специфическими знаниями и навыками.

Рис. 15. ПГНИУ, учебная практика по туризму: работа инструктора

 

Нельзя не отметить, что реализация каждого из предложенных направлений включает решение множества частных проблем (прежде всего – формирование специальности «активный туризм» в высших учебных заведениях и придание профессии инструктора активного туризма официального статуса). В то же время следует полагать, что рациональное разрешение основных проблем, связанных с кадровым обеспечением, позитивно скажется на развитии туризма как на отдельных территориях, так и России в целом.

В каком бы направлении ни развивался туризм в России – безоговорочного следования мировым стандартам и тенденциям, связанным с глобализацией, по своему ли индивидуальному пути, обусловленному сложившимися образами и традициями, наиболее перспективные направления развития – это достижение равновесия между выездным и внутренним туризмом и привлечение иностранных туристов в Россию. И для обоих этих направлений необходима оптимизация кадровой структуры индустрии туризма.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.