Меры регионального уровня по достижению необходимого уровня безопасности наиболее посещаемых туристских маршрутов — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Меры регионального уровня по достижению необходимого уровня безопасности наиболее посещаемых туристских маршрутов

2021-10-05 25
Меры регионального уровня по достижению необходимого уровня безопасности наиболее посещаемых туристских маршрутов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время вопросы формирования современной системы обеспечения безопасности российских и зарубежных туристов являются одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в сфере туризма.

Россия обладает уникальными туристскими ресурсами, различными географическими ландшафтами. Растет число россиян занимающихся активными видами туризма. Многие из этих видов стали коммерческими. Все больше и больше туристских предприятий предлагают активные туры, которые в последние годы стали очень популярным видом отдыха.

Зачастую при организации туристских мероприятий организации, занимающиеся туристской деятельностью, не уделяется должного внимания вопросам обеспечения безопасности туристов, соблюдению федеральных законов, что ведет к росту числа несчастных случаев, в том числе связанных с гибелью людей. Такая ситуация вызывает серьезную озабоченность.

Права граждан на отдых, своду перемещения и иные права при совершении путешествий являются незыблемыми. В настоящее время назрела необходимость особое внимание обратить на вопросы обеспечения безопасности туристов, в том числе на разработку требований по обеспечению их безопасности.

К туристской деятельности непосредственно примыкают экстремальные виды отдыха (ЭВО). Однако, в отличие от туризма по ЭВО не только нет никакой нормативной базы, но даже не определены основные понятия ЭВО.

Поскольку по экстремальным видам отдыха нормативных документов в Российской Федерации нет, а этот вид деятельности во многих случаях близок к туризму, то имеющиеся нормативные документы по туризму в некоторой мере могут быть использованы при рассмотрении требований безопасности к ЭВО.

Безопасность является важнейшей потребностью человека наряду с потребностью в пище, воде, одежде, жилище, информации. Эта общенаучная категория выступает интегральной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости различных объектов конкретного мира во внутренней и внешней политики, обороне, экономике, экологии, социальной политике, здоровье народа, информатике, технологии и т.п.

Обеспечение безопасности достигается проведением единой государственной политики как системы мер экономического, политического, организационного, научно-технического и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Безопасность можно обеспечить двумя путями:

Устранением источников опасности, самой возможности каких-либо стихийных бедствий, аварий, потрясений и катаклизмов;

Повышение защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им.

К сожалению, правительство Российской Федерации только подходит к разработке комплекса мер, обеспечивающих безопасность путешествий. Поэтому, начинать следует с регионального уровня, где и возможно принятие наиболее эффективных мер обеспечения безопасности туризма, с учётом особенностей конкретных территорий.

Результаты проведённого нами исследования показывают, что протяжённые в пространстве территории имеют зоны и узлы группировки (концентрации) ресурсов для активного туризма. Учёт группировки и специфики этих ресурсов (обоснование выделения и эксплуатации туристско-рекреационных зон и узлов) способен привести к оптимизированию территориальной организации туризма и обеспечению его безопасности.

Рис 16. Наиболее популярные водные маршруты Пермского края: классы опасности и тактическое обеспечение безопасности извне (составлено автором)

 

Одним из основных элементов каркаса туристско-рекреационных зон являются маршруты водного туризма. С одной стороны, именно вдоль них расположены объекты, наиболее часто посещаемые туристами, к которым тяготеют и объекты туристской инфраструктуры и на которых сосредоточено внимание лиц и организаций, формирующих и реализующие туристские услуги. С другой – именно на них и в их недалёких окрестностях имеет место большинство нештатных ситуаций, характерных для активного туризма. Поэтому закономерно, что именно маршруты водного туризма и должны выступать в качестве опорных линий и для обеспечения безопасности туризма в пределах туристско-рекреационных зон.

В Пермском крае наиболее интенсивно эксплуатируемые ресурсы водного туризма локализованы в трёх туристско-рекреационных зонах – Колво-Вишерской, Усьво-Чусовской и Сылвенской. Исторически сложилось так, что наибольшим разнообразием туристских ресурсов в сочетании с приемлемой для массового туризма транспортной доступностью отличается Усьво-Чусовская туристско-рекреационная зона.

На рис. 17 показаны классы опасности наиболее популярных водных туристских маршрутов Усьво-Чусовской зоны Пермского края и локализации предлагаемых практических мер по повышению их безопасности – размещение сезонных контрольно-спасательных постов, пунктов односторонней связи, точек аварийной выброски туристов с маршрута, которые могут использоваться как туристами, так и спасателями. При условии дополнения тактическими схемами прохождения конкретных маршрутов.

Предлагаемые в данной диссертационной работе методики позволяют осуществлять профилактику нештатных ситуаций на маршрутах активного туризма, выявлять локализацию факторов опасности и определять географические точки эффективного реагирования на них. Разработанные методики применимы практически для любой территории России.

 

Рис. 17. Наиболее популярные водные маршруты Усьво-Чусовской туристской зоны Пермского края: классы опасности и тактическое обеспечение безопасности извне (составлено автором)

 

Одним из непременных условий обеспечения безопасности туристских групп на маршруте должно стать лицензирование инструкторской деятельности. В настоящее время существует «мода на здоровый образ жизни». Растет популярность активного туризма. Все больше турфирм предлагают как летние, так и зимние активные туры: водные, спелео- и пешие маршруты. Большинство клиентов турфирм – это люди, которые были в походах в лучшем случае 2-3 раза, т.е. люди, не обладающие опытом в сфере активного туризма. Компании всегда направляют с группой инструктора, который и должен познакомить новичков с экстремальными для городского жителя природными условиями.

Суровая реальность заключается в том, что инструктор далеко не всегда достаточно опытен и квалифицирован. Встречаются случаи, когда отношения инструктора и турфирмы не оформлены юридически. А если что-то случится с туристами на маршруте, кто и какую несет ответственность в этой ситуации?

Почти всегда в группах новичков происходят случаи мелкого травматизма, т.е. травмы, не связанные с потерей трудоспособности: кто-то запнется за выступающий корень дерева, кто-то случайно схватится за горячий котелок, а кто-то натрет мозоль веслом и т.п.

Чаще всего случаи мелкого травматизма не связаны с нарушением техники безопасности в чистом виде, скорее они связаны с отсутствием сноровки, определенной «привычки к лесу». Но даже небольшой кровоподтек может испортить впечатление от путешествия и навсегда отпугнуть от дальнейших походов. Официальной статистики по случаям мелкого травматизма просто не существует.

Поскольку активный маршрут сам по себе является источником повышенной опасности, помимо незначительных травм, в путешествии могут произойти более существенные несчастные случаи. В данной ситуации главное своевременно оказать помощь, во избежание осложнений. Оказание быстрой и квалифицированной помощи должно стать обязанностью инструктора.

На основании всего вышесказанного мы предлагаем ввести обязательное лицензирование инструкторской деятельности. Это означает, что инструктор, работающий с коммерческой группой, должен иметь личную лицензию.

Основными условиями получения и пунктами инструкторской Лицензии должны быть следующие:

1. Маршруты, на которых имеет право работать инструктор. Данный пункт говорит о том, что инструктор досконально знает маршрут и уже проходил его неоднократно. Эта мера поможет избежать группе таких ситуаций как: неожиданное препятствие или поиск места для ночлега после захода солнца. К неожиданным препятствиям можно отнести, например, появление шиверы в результате резкого подъема уровня воды в реке после обильных осадков. Сложность с поиском места для ночлега может возникнуть в том случае, если группа прошла мимо возможных стоянок, предполагая, что у них еще есть в запасе ходовой час, не зная что до ближайшей стоянки необходимо идти еще пять часов. Детальное знание маршрута инструктором поможет свести к минимуму риск в подобных ситуациях, а клиенты не будут подвергаться дополнительной опасности.

2. Знания и навыки оказания первой медицинской помощи и по проведению спасательных работ в условиях природной среды. Конечно, эти знания не помогут избежать несчастных случаев, но помогут избежать усугубления ситуации при том или ином происшествии. Оказание своевременной грамотной помощи сводит к минимуму различные виды осложнений полученных травм.

3. Навыки выживания в экстремальных ситуациях, т.е. знания о том, как выжить и выбраться из района маршрута без использования какого-либо снаряжения, а при помощи только даров природы. К такого рода знаниям относятся: аварийное ориентирование на местности; умение добыть огонь; знание о том, что есть съедобного в лесу и как добыть еду; умение построить убежище; умение подать сигнал спасателям; знание о том, как выжить в зоне стихийных бедствий (например, в зоне лесных пожаров); а также умения защититься от опасных животных и насекомых.

4. Умение разрешать конфликтные ситуации. Инструктор на маршруте является руководителем группы. Непривычная окружающая среда способствует нетипичному поведению людей, т.е. лучшие городские друзья в условиях леса могут быстро превратиться во врагов. Поэтому возникновение конфликтов между туристами-новичками вполне типично и распространено. Хотя бы минимальные знания по разрешению конфликтов помогут инструктору не потерять контроль над группой.

Естественно все выше перечисленные условия должны быть дополнением к тому, что инструктор сам по себе является опытным туристом.

Под программу обязательного лицензирования инструкторов должны создаваться обучающие центры, которые будут выдавать документ, подтверждающий право водить на активных маршрутах коммерческие группы.

Также должны быть контролирующие организации. Функцию контроля можно возложить на подразделения спасателей. В случае, если турфирма пользуется услугами нелицензированного инструктора, она должна быть привлечена к административной ответственности в виде существенного штрафа. Встает, конечно, вопрос: как отличить коммерческую группу от самодеятельных туристов. На самом деле для опытного специалиста это не составит большого труда, так как коммерческая группа отличается одинаковым снаряжением и робким поведением.

На данный момент в разных регионах Российской Федерации созданы школы инструкторов. Фактически эти школы учат «ходить в походы», а не особенностям работы с туристами-новичками. Такого рода школы существуют не во всех регионах. Мы предлагаем создание так называемых школ инструкторов туризма в каждом региональном центре и изменение учебного плана в соответствии с предложенными ранее условиями получения Лицензии инструкторской деятельности. Также мы предлагаем возможность школами инструкторов туризма выдавать лицензии инструкторской деятельности лицам без прохождения обучения или после сокращенного обучения в случаях, если лицо, получающее Лицензию, представит документы о прохождении подобного обучения, о прохождении того или иного маршрута ранее.

В качестве дополнительной меры обеспечения безопасности туристов на активных маршрутах целесообразно использовать электронные и радио- системы безопасности.

В век компьютерных технологий мы предлагаем ввести автоматизированную систему контроля прохождения туристских маршрутов. Предлагаемая ниже система позволит получать долее достоверные статистические данные, а также ускорить предоставление помощи со стороны спасателей.

Очевидно, что оперативность оказания помощи ведет к повышению ее эффективности. Поэтому описанная ниже система направлена на увеличение скорости оказания помощи пострадавшим туристам.

На данный момент регистрация туристских групп в поисково-спасательной службе (далее ПСС) не обязательна, и многие группы пренебрегают этой процедурой. На сегодняшний день это выглядит следующим образом:

Регистрация туристской группы в службе спасения по Пермскому краю по телефону;

Предоставление необходимой для регистрации информации: срок начала и окончания туристического похода; маршрут похода (с уточнением начального, промежуточного и конечного пунктов); количество туристов в группе; фамилия, имя, отчество руководителя группы; контактные телефоны;

Присвоение туристской группе номера и занесение записи в журнал регистрации;

В случае каких-либо изменений в составе группы, маршруте похода или сроках его проведения, необходимо при первой возможности сообщить уточненную информацию в ПСС;

После выхода с маршрута необходимо обязательно в этот же день сообщить об окончании похода по указанным выше телефонам.

Сотрудники ПСС просят туристов не пренебрегать процедурой регистрации, которая занимает 1-2 минуты, и поясняют, что данная процедура и предоставленная информация необходимы спасателям Пермского края для того, чтобы в случае возникновения непредвиденных ситуаций группе можно было своевременно оказать помощь.

Имея поверхностное представление о механизме проведения спасательных работ, предположим вполне вероятную ситуацию.

Допустим, что Группа-N, состоящая из 4-х человек, решила пойти на весенний сплав по реке Вижай от поселка Сараны до автомобильного моста через реку Вильву недалеко от Усть-Вижая. Протяженность данного маршрута составляет порядка 110 км. Туристы запланировали пройти задуманный маршрут за 7 дней. Допустим, что весна в этот год выдалась ранняя и теплая, и река вскрылась полностью 15 апреля, т.е. на 2 недели раньше обычного срока освобождения ото льда. Группа-N перед выходом на маршрут зарегистрировалась в ПСС по Пермскому краю, указав сроки прохождения маршрута с 17 по 23 апреля. В это время на достаточно популярном весеннем маршруте туристы встречаются очень редко, так как большинство групп планируют весенние сплавы на майские праздники (из-за длинных выходных и обычного вскрытия реки).

Предположим, что в первый день маршрута через несколько километров после старта произошел несчастный случай в месте, где отсутствует телефонная связь, и группе срочно требуется помощь спасательной службы. В ПСС по Пермскому краю узнают, что с Группой N что-то случилось только 24 апреля после того, как 23 апреля туристы не снялись с учета. Даже если спасательная операция начнется в этот же день, т.е. 24 апреля, с момента происшествия уже пройдет 8 дней. За такое время к моменту прибытия спасателей пострадавшие могут погибнуть.

Подобная ситуация «когда спасать уже поздно» также может случиться как на водном маршруте, так и с пешими группами, и в любом другом виде туризма.

Из описанной ситуации следует, что существующая система не обеспечивает оперативности оказания помощи и требует усовершенствования.

Мы предлагаем заменить регистрацию по телефону на регистрацию через интернет.

Предоставляемая при онлайн-регистрации информация должна быть следующей:

· Фамилия, имя, отчество, адрес регистрации и контактный телефон руководителя группы;

· Фамилия, имя, отчество всех участников группы;

· Вид туризма;

· Средства сплава для водного туризма;

· Маршрут с обязательным указанием начального, промежуточных и конечного пунктов;

· Сроки похода с указанием дат прохождения промежуточных пунктов;

· Планируемая длительность (контрольное время) пребывания в каждой пещере для спелеомаршрутов;

· Степень общей подготовленности группы (новички, любители, опытные туристы, спортсмены);

· Адрес электронной почты для получения подтверждения регистрации группы в ПСС.

После завершения онлайн-регистрации, в качестве подтверждения на указанный адрес электронной почты автоматически высылается файл, содержащий уникальный код группы, действительный только во время прохождения маршрута. В данном коде должна быть зашифрована вся информация о группе. Полученный файл необходимо сохранить на USB флэш-карте в том случае, если планируемый маршрут оборудован терминалами контроля.

Мы предлагаем оборудовать терминалами контроля наиболее посещаемые пещеры и популярные водные маршруты.

Для спелеотуризма терминал должен быть установлен у входа в пещеру и иметь радиосвязь с ближайшим подразделением спасательной службы. Группа, входя в пещеру, при помощи флэш-карты (содержащей код группы, полученный при регистрации) отмечается. С этого момента начинается отчет контрольного времени, указанного туристами при регистрации. При выходе из пещеры группа также должна отметиться через терминал контроля. В том случае, если после истечения отведенного времени группа не обозначает свой выход из пещеры, терминал посылает сигнал SOS на пульт спасателей и издает звуковой сигнал для привлечения других групп, находящихся рядом (чтобы они также могли прийти на помощь).

Пещеры, посещение которых занимает более 12 часов, следует оборудовать дополнительными тревожными кнопками внутри. Нажатие тревожной кнопки возможно только при наличии флэш-карты с кодом.

Также спелео-терминалы следует дополнить сейсмодатчиком. В том случае, если в момент нахождения туристов в пещере срабатывает датчик, подается сигнал тревоги.

При ложном вызове спасателей руководитель группы, на которой поступила информация о происшествии, привлекается к административной ответственности. Это приведет к тому, что при регистрации будет указываться реальная длительность посещения пещеры. А для сокращения вандализма каждый терминал должен иметь встроенную видеокамеру.

Терминал можно дополнить односторонним телефоном, т.е. просто при поднятии трубки, без набора номера, звонящий связывается с сразу с диспетчером спасательных служб. Данным телефоном можно воспользоваться без флэш-карты, содержащей регистрационный код.

Для водных маршрутов терминалы контроля должны устанавливаться в начальных, промежуточных и конечных пунктах. При прохождении маршрута туристы должны отмечаться на каждом терминале. Все отметки делаются при помощи флэш-карты с индивидуальным кодом группы. Терминалы должны быть установлены в местах хорошо заметных с воды и легких для зачаливания.

Также как спелеотерминалы, терминалы контроля на водных маршрутах следует дополнить односторонним телефоном для возможности незарегистрированным группам в случае экстренной ситуации связаться с диспетчером спасательных служб.

В отличии от спелеосистемы данные терминалы не подают сигнала тревоги, а просто отправляют информацию на пульт для дальнейшей обработки. Связано это с тем, что водный туризм является более популярным, и на маршруте одновременно может находится несколько десятков групп. Непосредственно в подразделении спасательной службы, в которое поступает вся информация от терминалов, анализируя все данные, принимается решение о необходимости направления спасателей в район маршрута.

В первую очередь терминалы контроля на водных маршрутах следует установить вдоль наиболее опасных рек Пермского края, которые являются наиболее популярными для весеннего сплава – Вильве, Вижае, Усьве и Койве.

Альтернативой терминалам контроля на водных маршрутах является обеспечение сотовой связи вдоль всех популярных среди туристов рек. К сожалению, в настоящее время это фактически невозможно, так как районы пролегания маршрутов мало населены, и ни одна телефонная компания не пойдет на неоправданные расходы на установку и содержание ретрансляторов мобильной связи.

Все терминалы контроля должны находиться в ведомстве региональных спасательных служб. Безусловно, для данной системы необходимо питание. Обеспечить ее питанием от ближайших населенных пунктов во многих случаях не представляется возможным. Поэтому мы прилагаем обеспечить предлагаемую систему автономным питанием, т.е. аккумуляторами. Об уровне заряда батареи терминал должен подавать сигнал на пульт, с которым он связан. Заменой элементов питания должны заниматься спасательные службы, к которым относится тот или иной терминал контроля.

Описанная выше, электронная система контроля поможет создать региональную базу туристов, а в дальнейшем и всероссийскую. Также повысится оперативность предоставления помощи, что является важным показателем ее эффективности. Полученные статистические данные будут крайне полезными для разработки государственных программ по развитию туризма.

В целом сеть туристских терминалов контроля похожа на систему обеспечения безопасности на немецких скоростных автострадах (автобанах), где через каждые несколько километров установлены специальные телефоны, имеющие прямую связь только со службой спасения.

 Немаловажным звеном обеспечения безопасности туризма на любой территории являются ориентированные на работу с туристами подразделения спасательных служб и их полномочия.

Наиболее посещаемые водные туристские маршруты Пермского края имеют классы опасности I, III, IV, V, VI. Для обеспечения достаточного уровня безопасности на них должны предприниматься меры как со с стороны туристов, так и со стороны обеспечивающих структур – ПСС и КСС.

В последнее десятилетие все действия по профилактике несчастных случаев в активном туризме со стороны спасательных служб ограничиваются лишь пропагандой через средства массовой информации. И то происходит это следующим образом: перед майскими праздниками по радио и телевидению передаются сообщения МЧС и ПСС по Пермскому краю о степени освобождения ото льда рек Пермского края и обращение к туристам с просьбой быть внимательными и осторожными. Безусловно, пропаганда должна проводиться, но это должно происходить более регулярно и активно. Как показывает практика, большое количество несчастных случаев происходит из-за безалаберности и безответственности самих пострадавших или их товарищей. Активная пропаганда приведет к более серьезному отношению туристов к соблюдению техники безопасности.

По пояснениям сотрудников ПСС по Пермскому краю несчастные случаи происходят регулярно, включая летальный исход (до нескольких случаев гибели каждый год – только те, информация о которых дошла до сотрудников спасательной службы). К сожалению статистических данных по количеству и видам несчастных случаев натуристских маршрутах просто не существует. Среди зарегистрированных групп может происходить один случай гибели за десять лет. А информация о различных происшествиях на активных маршрутах, доходящая до ПСС по Пермскому краю, никак не систематизируется.

Сотрудники ПСС сообщают, что очень часто им приходится совершать «ложные» выезды. В действительности оказывается, что туристы просто решили продлить свой отдых, например из-за хорошей погоды, и не предупредили о таких своих намерениях никого. На наш взгляд, руководитель туристской группы при регистрации в ПСС должен предупреждаться об административной ответственности в виде штрафа за подобные вынужденные, но бесполезные выезды спасателей.

Лишь после сильно нашумевшего происшествия на Вильвинском дюкере, когда погибло 10 человек, включая сотрудника службы спасения при поисковых работах, в ПСС стала стекаться информация обо всех изменениях на Пермских реках. Тогда в нижнем течении реки Вильвы образовался порог высотой около двух метров, незафиксированный ранее в туристских лоциях. Неожиданное для всех туристов препятствие образовалось из-за того, что в 2008 году ООО «Газпром-Трансгаз-Чайковсткий» установили защиту газопровода «Ямбург-Елец» в виде бетонного желоба – дюкера (приложение 20). Оперативные дежурные ПСС по Пермскому краю предупреждали руководителей групп, собирающихся на эти реки, при регистрации. Раньше сотрудники ПСС просто не могли сообщить о каких-либо изменениях, так как сами не владели информацией. Отсутствие информации у ПСС, как следствие – невозможность предупредить об опасности, стало основной причиной трагедии 2009г. на реке Вильве.

В 2010г. на опасном участке реки Вильвы был выставлен предупредительно-спасательный пост, также за 1,5 км до порога на дюкере были установлены предупредительные знаки. ГУ МЧС по Пермскому краю сообщают, что за период майских праздников 2010г. по опасному участку прошло 6 туристских групп (84 чел), все были в спасательных жилетах и касках, были зарегистрированы в ПСС. Хотя согласно журналу регистрации на весенний сплав по реке Вильве ушло 24 группы (245 человек). Даже эта цифра не соответствует действительности. Поверить можно лишь в том случае, если сказать прошло 6 групп за 1 час наблюдения, это больше соответствует реальному количеству туристов на реке Вильве в период майских праздников. Из личного опыта, в период майских праздников по рекам идет непрерывный поток сплавляющихся так, что группы находятся в пределах прямой видимости даже на извилистых участках.

На наш взгляд, предупредительный щит, который был установлен на реке Вильве, является слабо-читаемым, так как красный текст на белом фоне плохо виден издалека и является сложным для прочтения во время движения. Мы предлагаем продублировать его знаками по типу дорожных.

Знаки должны бросаться в глаза (оранжевое пятно на фоне темно-зеленой тайги будет заметно за несколько сотен метров) и обозначать через какое расстояние и какой сложности будет опасный участок и возможные места зачаливания перед препятствием. Такие знаки вместе с предупредительными щитами следует установить перед всеми опасными участками на реках Пермского края, даже если препятствие указано в туристских лоциях.

Следуя выражению «Предупрежден, значит вооружен», даже те туристы, которые не знакомились с лоцией перед сплавом, будут в какой-то мере готовы к прохождению препятствия, а возможно и откажутся от его прохождения. Так установленный на реке Вильве предупредительный щит помог избежать новых смертей.

Для заблаговременного предупреждения туристов спасательным службам следует создать специальный туристический интернет-сайт. На сайте должна быть представлена достоверная информация обо всех туристских маршрутах в Пермском регионе и о каких-либо изменениях на них. Также через этот сайт должна быть возможность зарегистрироваться в ПСС по Пермскому краю. В настоящий момент информация об изменениях, о тех или иных препятствиях, о маршрутах в целом передается от туриста к туристу по средствам туристических интернет-форумов или личного общения, как следствие передаваемая информация может быть необъективной или устаревшей.

Помимо всех предупредительных действий следует ввести строгий контроль туристских групп, выходящих на сложные весенние водные маршруты. Для этого в период с 25 апреля по 15 мая ежегодно на пунктах старта должны выставляться контрольно-спасательные посты. Под контроль следует брать группы, выходящие на следующие реки: р. Вижай (п. Сараны), р. Вильву (посёлок Нововильвинский), р. Усьву (посёлок Средняя Усьва, посёлок Усьва), р. Койву (посёлок Теплая Гора, турбаза Усть-Койва), р. Чусовая (в Пермском крае – урочище Журавлик, посёлок Кын, турбаза Усть-Койва), р. Сылву (в Пермском крае – деревня Молебка, посёлок Суксун, посёлок Спасо-Барда, город Кунгур).

В качестве мест развёртывания опорных постов ПСС в период паводка предлагаются, в частности, поселки Тёплая гора (заброска групп на Койву, Вильву и верхнее течение Усьвы), Усть-Вижай (нежилой, выход с маршрутов по Вильве и Вижаю), Вижайский прииск (выход с маршрутов по Вижаю), Усьва (выход с маршрутов по верхнему течению Усьвы, заброска групп на её среднее и нижнее течение), Кусье-Александровский (выход с маршрутов по Койве) и город Чусовой (возможный выход со всех перечисленных маршрутов, а так же с Чусовой). Более подробно пункты тактического обеспечения безопасности водных маршрутов показаны на рис. 9 и в приложении 31.

Для того, чтобы контрольно-спасательные посты действительно были эффективным мероприятием по профилактике несчастных случаев, их необходимо наделить основополагающим полномочием – возможностью снятия туристской группы или отдельного участника с маршрута в случае, если они не соответствует сложности маршрута.

Признаками несоответствия предлагается считать следующие.

· Отсутствие у участников необходимых средств индивидуальной защиты (например, спасательных жилетов и касок).

· Техническое несоответствие как минимум одного средства сплава в группе минимальным техническим характеристикам для данного типа туристских судов (дублирование элементов плавучести и непотопляемости, их объём; отсутствие или недостаточное количество групповых спасательных средств и средств страховки т.п.).

· Техническое несоответствие как минимум одного средства сплава в группе классу опасности маршрута (систему такого несоответствия ещё предстоит разработать).

· Нахождение участников в состоянии алкогольного опьянения в степени выше средней (> 1,5 промилле). Именно при средней степени у человека появляются такие признаки опьянения, как то неустойчивость позы, нарушение координации, выраженное дрожание пальцев рук, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, не соответствующее окружающей обстановке поведение. Для этого на контрольно-спасательном посту должны иметься алкометры, подобные тем, что используют сотрудники ДПС.

Безусловно, возникает вопрос, как запретить выход на маршрут группы. Автор предлагает решать эту проблему радикально – изымать под протокол средство сплава в случае, если группа отказывается добровольно покинуть маршрут. В таких случаях необходимо взаимодействие ПСС с полицией и обязательное присутствие представителей последней в пунктах развёртывания постов ПСС.

Такие действия со стороны спасательных служб приведут к тому, что на весенние водные маршруты будут выходить более ответственные и подготовленные группы, и как следствие, снизится риск несчастных случаев из-за человеческой безалаберности.

Если активная пропаганда, доступность информации о маршрутах и предупредительные знаки могут быть введены уже сейчас, то создание и внедрение контрольно-спасательных постов должно решаться на законодательном уровне, так как в их полномочия входит ограничение свободы перемещения, гарантированной Конституцией РФ.


Заключение

Опасность антропогенного воздействия на природную среду формирует глобальную проблему безопасности функционирования системы «природа – общество». Реальная угроза необратимых изменений климата и в целом условий для жизни людей на земле ставит её в первом ряду по значимости использования концептуального подхода, включающего необходимость перехода от использования природы обществом к более внимательному и щадящему взаимодействию с ней.

В этой связи концепция сочетания производственного использования вмещающего ландшафта, как наиболее масштабно обостряющего проблему безопасности, и рекреационного его использования, наоборот, щадящего среду обитания, имеет большую перспективу не только изучения проблемы безопасности как таковой, но включает также необходимость реальных практических действий по снижению её остроты.

Имеется и другая сторона неизбежного исследовательского внимания к проблеме безопасности в виду наличия тенденций развития общества по пути изменения пропорций в видах занятий, приносящих экономический результат. Последнее есть атрибут используемых в настоящее время рыночных отношений, требующих получения в результате деятельности дохода на всех уровнях образованных обществом систем – мирового масштаба, национального, регионального, коммерческих организаций и их объединений, семейного, индивидуального.

Как известно, получение дохода возможно не только в результате производства и продажи товаров, но и при продаже услуг, которые становятся все более востребованными. Это выражается в тенденции постепенной эволюции соотношения в видах занятий людей от преобладания первичного (в смысле временной последовательности развития) сельскохозяйственного вида деятельности к вторичному – индустриальному с последующим преобладанием по доле занятых и наполнению национального дохода функционирующей во все большем объеме, как по числу предоставляемых услуг, так и по доходу, непроизводственной сферы. В ее составе туризму принадлежит значительная роль, причем в условиях успешного социально-экономического развития эта роль становится все более значимой. В работе изложена концепция сочетания производственной и рекреационной функций, которая аргументирована возможностью оптимизации аграрного производства с одновременным снижением антропогенного воздействия (в сравнении с материальным производством, особенно промышленным) при развитии туристской практики, как части рекреационной деятельности.

Развитие туризма в определенной мере служит решению проблемы безопасности, проявляющейся исчерпанием ресурсов, изменением климата и переменами в территориальном соотношении природных зон, нарушением поверхностного слоя земной коры, истощением возможностей промышленного развития ресурсоемких отраслей производства во многих регионах и другими специфическими признаками. Проявляют себя аспекты проблемы безопасности и иного свойства и характера. Они определяются уже другими изменениями, такими как изменения в возможностях, предпочтениях и интересах людей, все более склонных к путешествиям, различного рода перемещениям, в том числе и в природной, потенциально опасной среде.

Результативному географическому исследованию проблемы безопасности с этих позиций способствует использование традиций комплексности в ее изучении с применением классификаций, основанных на координационном и субординационном (иерархическом) подходах.

Иерархию идей, состоящую в соподчиненности общего видения проблемы с дальнейшим более подробным ее толкованием, в особенности с рассмотрением и разработкой ряда решений, мы относим к числу новых моментов многофакторности и многоаспектности при использовании комплексности в методологическом подходе к исследованию.

Конкретизируя проблему безопасности туристской практики, мы выявили необходимость рассмотрения ее с позиций участвующих в этом процессе агентов. В работе представлены наиболее яркие процессуальные связи между главными участниками туристской практики – самими туристами, производителями туристских услуг и территорией, принимающей туристов. С позиций ответа на вопрос – «какая» безопасность использована дифференциация безопасности на три вида: экономическая, социальная, экологическая с указанием основных характеристик данных видов.

Ответу на вопрос «чья» безопасность способствовало выделение трех названных агентов туристской практики. Само понятие «безопасность» трактуется как противоположная по смыслу понятию «опасность» и кроме того, как содержащая конструктивное смысловое значение, направленное на полное, либо частичное исключение опасности.

Исследование проблемы безопасности в представленной работе опирается на рассмотрение туризма как сферы взаимодействия с потенциально опасной средой. В ходе этого взаимодействия туризм как способ поддержания и восстановления работоспособности людей довольно сильно различается по способу использования или, наоборот, не использования специальных стационарных объектов определенной специализа<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.