Оценка фигуры Президента РФ в системе органов государственной власти — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Оценка фигуры Президента РФ в системе органов государственной власти

2021-12-11 18
Оценка фигуры Президента РФ в системе органов государственной власти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фигура Президента РФ — фактически самая сильная среди других конституционных органов власти. Полномочия у Президента РФ весьма широкие. Сразу после принятия Конституции РФ Президент РФ Борис Ельцин продемонстрировал возможность принятия неподзаконных указов, подменяющих отсутствующее на тот момент правовое регулирование. Россия является президентской республикой по форме правления, фактически Президент РФ возглавляет исполнительную власть в России. Заявления в листовках НОДа о том, что «реально у президента нет никакой власти, т. к. (по ст. 80) он является гарантом Конституции» ошибочны. Реальные полномочия Президента РФ были рассмотрены выше, однако на практике это далеко не все, что может сделать Президент РФ.

Наши доводы о широких полномочиях Президента РФ и еще более широком их толковании на практике (концепция «скрытых полномочий», разделяемая Конституционным Судом РФ) могут быть подкреплены «тяжелой артиллерией» в виде цитат трудов академиков и других видных ученых.

Начнем с тех, кто принимал непосредственное участие в создании Конституции РФ. О том, что в основу Конституции РФ была положена модель «суперпрезидентской» республики, писал еще Олег Румянцев, бывший ответственный секретарь Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР. Вот что он пишет о конституционных полномочиях Президента РФ: «В Конституции 1993 глава о Президенте помещена перед главой о Парламенте. Конституционный статус Президента очерчен прямолинейно: он не только выводится за рамки трех властей, но и ставится над ними, что присуще, главным образом, для весьма далеких от демократии форм правления. Отсутствие реального контроля за его действиями проходит рефреном по всему тексту. Он не назван главой исполнительной власти, но объем полномочий свидетельствует о фактическом его верховенстве в этой сфере. Вместе с тем, заложена возможность конфликта с премьером, ибо зампреды и министры назначаются и освобождаются по предложению последнего. Закреплены такие чрезвычайные единоличные полномочия, как решение об отставке Правительства, руководство внешней политикой, утверждение военной доктрины, назначение всех судей (кроме федеральных), назначение референдума, предложение кандидатур не только руководителей исполнительной власти, но и Председателя Центробанка, Генерального прокурора, федеральных судей. Обращает на себя внимание вольное право на роспуск Парламента при весьма сомнительных и даже — гипотетически — спровоцированных посредством выдвижения заранее неподходящей кандидатуры Премьера либо «просьбы» Правительства проголосовать за доверие ему (ст. 111 и ст. 117) обстоятельствах. Парламент превращается в безвластный орган, над которым постоянно нависает «дамоклов меч» досрочного роспуска»[41].

В комментарии к Конституции РФ 1994 г., вышедшем в издательстве Администрации Президента «Юридическая литература», Академик РАН Борис Николаевич Топорнин (тоже принимавший участие в разработке Конституции РФ) отмечает, что «Конституцию 1993 г. отличает прежде всего то, что она трактует назначение и функции российского Президента намного шире и более значимо, чем прежняя Конституция. Президент теперь предстает не в качестве составной части, вершины или даже воплощения системы исполнительной власти, а как сильный, авторитетный, наделенный важными полномочиями глава государства»[42].

Академик Топорнин подчеркивает, что «Президент не просто объявляется главой государства. Его роль не сводится к простому представительству РФ внутри страны и в международных отношениях, что само по себе является важной государственной функцией. Российского Президента нельзя упрекнуть и в том, что он только олицетворяет государственную власть, персонифицирует ее облик, ибо на него возложены реальные и ответственные функции по осуществлению обязанностей главы государства».

Конституционной формуле «гарант Конституции РФ» ученый придает серьезное значение: «Характерно, что данная формула не знает ни оговорок, ни ограничений. Общество вправе ожидать, что в соответствии с порядком, установленным самой Конституцией, Президент предпримет все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности».

              IV. Пути изменения Конституции РФ

Порядок изменения Конституции РФ заложен в ней самой, и референдум там не значится. Поэтому призывы того же НОДа к референдуму об изменении Конституции РФ вызывают вопросы. Возможно, стратегия НОДа на референдум уже претерпела изменения: 2 сентября 2015 г. Евгений Федоров и Антон Романов внесли в Государственную Думу законопроект № 874565–6 «О Конституционном Собрании РФ». Однако на сайте НОД остался раздел о референдуме по изменению Конституции РФ, сохранились и множественные листовки с призывами к референдуму. В настоящее время такой референдум не может быть проведен, единственным легальным путем для изменения Конституции РФ является созыв Конституционного Собрания.

В разделе сайта НОД о референдуме есть информация о сборе подписей не менее 90 депутатов Думы для внесения законодательной инициативы о внесении поправок в Конституцию РФ в части статей, касающихся «приоритетности общепризнанных принципов и норм международного права и запрете на государственную идеологию», как противоречащих статье о государственном суверенитете России. Однако эти положения находятся в главе 1 Конституции РФ, которая не может быть изменена поправками и для изменения которой потребуется созывать Конституционное Собрание и пересматривать Конституцию РФ. Таким образом, вносить этот проект через депутатов бессмысленно.

НОД объявил и о других не устраивающих его положениях Конституции РФ: здесь и антисуверенная роль Центрального Банка, и антинародное регулирование в отношении прав на землю и природные ресурсы, и статус республик-государств. Опять же, дельные и правильные предложения. И опять негодные методы реализации.

Такие изменения конституции, о которых говорит НОД и которые стоит поддержать, не могут вводиться точечно. Они требуют смены всей государственной парадигмы: полностью новой конституции, основанной на ценностях другой, нелиберальной, идеологии. Надо открыто говорить о необходимости принятия новой конституции законным путем — через Конституционное Собрание. Надо вести широкую общественную дискуссию по поводу составления новой цивилизационно-идентичной суверенной Конституции России. Такой проект конституции уже есть[43], и нужна политическая воля для его принятия и перехода к новой модели государства — понастоящему суверенного, свободного от внешнего управления, имеющего основанную на ценностях цивилизационно-идентичную идеологию.

Выводы

1. Запрет на государственную идеологию не мешает России на государственном уровне в своих действиях и решениях проводить либеральную идеологию. Ответственность за это не предусмотрена действующим законодательством. Никто не был наказан за либеральную Конституцию РФ 1993 г. и либеральную политику государства. Это означает, что на практике точно так же можно на государственном уровне транслировать нелиберальную и суверенную государственную идеологию.

2. Суверенитет не сводится к отсутствию в конституции ссылок на общепризнанные принципы и нормы международного права, это понятие значительно шире. Чтобы вернуть России суверенитет, недостаточно внести изменения в Конституцию РФ или законы. Действенной мерой для восстановления суверенитета может быть, например, переход от сырьевой экономики к самостоятельному производству и подобные практические шаги. Конституционный Суд РФ неоднократно высказывался по поводу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в том смысле, что верховенством в любом случае обладает Конституция РФ, а не общепризнанные нормы и принципы международного права. Как факт: Крым присоединен в условиях действия международного принципа суверенитета и целостности государств, российскоукраинского договора и обсуждаемой статьи Конституции, которая не помешала присоединению.

3. С точки зрения действующего законодательства и правил юридической техники при внесении изменений в какую-либо норму Конституции РФ (или закона) необходимо учитывать ее взаимосвязи с другими нормами. При этом проведение анализа законодательства на предмет необходимости приведения его в соответствие с изменениями является обязательным. Обязательным является и представление соответствующего перечня законодательных актов, требующих внесения изменений в пакете законодательной инициативы. В случае с законопроектами о поправках к Конституции РФ такой перечень не может быть пустым: конституционные нормы конкретизированы во многих законодательных актах, изменение одной нормы неизбежно влечет за собой необходимость внесения изменений в эти законы.

4. Изменения в ст. 13 и 15 Конституции РФ никак не могут быть внесены законами о поправках к Конституции РФ, т. к. данные статьи содержатся в защищенной главе 1 Конституции РФ. Данные статьи также не могут быть изменены и на референдуме: такой порядок не предусмотрен главой 9 Конституции РФ. С этих позиций ошибочен подход НОД как в части призывов к референдуму по Конституции РФ, так и в части отрицания цели написания «хорошей Конституции». По смыслу ст. 135 Конституции РФ для изменения положений главы 1 Конституции РФ необходим созыв Конституционного Собрания РФ, которое «либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ». Таким образом, желание изменить ст. 13 и 15 Конституции РФ влечет за собой необходимость разработки проекта новой Конституции РФ. Иначе это имитация.

5. В Конституцию РФ изначально заложены сверхширокие полномочия Президента РФ, которые на практике реализуются еще в более широкой интерпретации. Дальнейшее расширение президентских полномочий, в том числе наделение Президента РФ законодательными полномочиями вроде «принимать законы», «давать толкование законов», «изменить Конституцию» нецелесообразно, т. к. приведет к крайнему авторитаризму и тирании. Кроме того, это коренным образом противоречит действующей Конституции РФ.

6. Точечные изменения Конституции РФ не дадут искомого эффекта: они не сделают Россию суверенным сильным государством, свободным от внешнего управления, они не дадут стране идеологию. Для этого нужна комплексная программа перехода от существующей модели государства к новой, основанной на ценностях и цивилизационной идентичности России. Нужна новая Конституция России.


Для заметок

Для заметок

Для заметок


Научное издание

                        Ы Ц           А

         Cу а           .C., а а А.А.

                                ы ы         а

Я К                       у                   : у,

У а         ая я, я а

Выпуск № 17

Ноябрь 2015 г.

Формат 60×90 1/16. Бумага офсетная № 1.

Гарнитура Minion. Печать офсетная.

Отпечатано в типографии № 4

Тираж 500 экз. Заказ № 1234


[1] Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 30 (Часть I). Ст. 4202.

[2] URL: http://rg.ru/2015/04/28/bastrykin.html («Российская газета». Федеральный выпуск № 6661(90). 28 апреля 2015 г..)

[3] СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

[4] URL: http://rusnod.ru/referendum/referendum_13.html 5 СЗ РФ. 2015. № 30. Ст. 4658.

[5] URL: http://www.ksrf.ru/ru/News/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=3244

[6] http://rusrand.ru/docconf/kategorija-struktura-gosudarstvennogo-suvereniteta-isostojanie-rossii

[7] http://rusrand.ru/library/reports/conference/problema-suverennosti-sovremennojrossii

[8] http://rusrand.ru/actuals/glazev-prav

[9] URL: http://rusnod.ru/referendum/referendum_10.html

[10] URL: http://rusrand.ru/analytics/o-zaprete-gosudarstvennoj-ideologii-v-konstitutsii-rf

[11] СЗ РФ. 2014. № 26 (часть I). Ст. 3378.

[12] САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5086.

[13] СЗ РФ. 1994. № 11. Ст. 1199.

[14] СЗ РФ. 1994. № 24. Ст. 2598.

[15] САПП РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.

[16] САПП РФ. 1993. № 41. Ст. 3924.

[17] САПП РФ. 1993. № 44. Ст. 4188.

[18] ВСНДВС РФ. 1993. № 11. Ст. 400.

[19] СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1024.

[20] СЗ РФ. 1997. № 20. Ст. 2383.

[21] СЗ РФ. 2000. № 40. Ст. 3936.

[22] СЗ РФ. 2001. № 27. Ст. 2804.

[23] Российская газета. № 36. 17.02.1995.

[24] См. например: Окуньков Л.А. Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования // Законодательство. № 12. Декабрь, 2000.

[25] URL: http://government.ru/orders/17967/

[26] URL: http://top.rbc.ru/politics/14/11/2013/888820.shtml

[27] Здесь и далее данные исследования: Сулакшин С.С., Гаганов А.А. Постсоветский российский парламентаризм взглядом аналитика. Труды Центра научной политической мысли и идеологии. Вып. № 13, август 2015 г. М.: Наука и политика, 2015.

[28] По данным базы Lawstream. Кирдина С.Г., Рубинштейн А.А., Толмачева И.В.

Анализ законов Российской Федерации (1994-2013) // URL: http://kirdina.ru/

[29] СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

[30] СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6447.

[31] СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

[32] СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2754.

[33] СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

[34] СЗ РФ. 2015. № 34. Ст. 4963.

[35] URL: http://kommersant.ru/doc/2792434 38 СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 862.

[36] СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

[37] Российская газета. № 298. 30.12.2014.

[38] СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

[39] СЗ РФ. 2015. № 45. Ст. 6241.

[40] СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.

[41] Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. М., 1994. С. 126

[42] Конституция Российской Федерации. Комментарий /под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юридическая литература. 1994. С. 43 – 45.

[43] Конституция России (проект) / Под общ. ред. С.С. Сулакшина. М., 2013.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.