I. Восстановление суверенитета через отказ от примата международного права — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

I. Восстановление суверенитета через отказ от примата международного права

2021-12-11 19
I. Восстановление суверенитета через отказ от примата международного права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НОД предлагает простые поправки к Конституции РФ, введение которых в действие, по его мнению, позволит восстановить суверенитет страны. Поправка в отношении примата международного права заключается в том, чтобы в п. 4 ст. 15 Конституции РФ исключить слова «Общепризнанные принципы и нормы международного права и». Таким образом, в результате должна получиться следующая конституционная формулировка: «Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Что получится, если убрать из ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права? Получится, что эти принципы и нормы останутся в других статьях Конституции РФ, а именно:

− ст. 17: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией»;

− ст. 63: «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права»;

− ст. 69: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

При этом бросается в глаза, что в оставшихся конституционных формулировках общепризнанные принципы и нормы стоят на первых позициях.

Поэтому с точки зрения юридической техники некорректно исключать данное положение только из одной статьи Конституции РФ. Правила юридической техники предполагают согласование всего текста нормативного акта с предлагаемым изменением. За 12 лет действия Конституции РФ на ее основе было принято множество федеральных законов, реализующих ее положения, в том числе положения ст. 15. Для сохранения внутренней логики системы законодательства законы, связанные со ст. 15 Конституции РФ, также следует проанализировать. Потребуется привести и их в соответствие с новой конституционной формулировкой.

Безусловно, при изменении ст. 15 Конституции РФ нужны изменения в Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах РФ»[3], который воспроизводит действующие конституционные формулировки. Подготовить проект закона о внесении изменений в этот закон можно наряду с разработкой проекта закона о поправке к Конституции РФ. Если такая минимальная работа не выполнена, можно считать не соблюденными требования ст. 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ. ст. 105 Регламента Государственной Думы обязывает депутатов (и иных субъектов права законодательной инициативы) при внесении законопроекта в Думу прилагать перечень законов РФ и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и РФ, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона.

Вызывает возражения то, что в сопроводительных материалах к законопроекту о поправках к Конституции РФ НОД указывает на отсутствие необходимости «признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства»[4] в случае принятия поправок к Конституции РФ. Это просто недостоверная позиция. Качественный анализ законодательства позволит выявить многие другие правовые акты, помимо закона о международных договорах, куда нужно внести изменения в случае принятия поправок в Конституции.

Насколько острая необходимость в изменении ст. 15 Конституции РФ? Это можно оценить после ознакомления с Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П5. Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу — это записано в ч. 1 ст. 15 самой Конституции РФ. Именно в этом контексте можно толковать ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Позиция Суда кратко изложена на сайте Конституционного Суда РФ: «Участие РФ в международном договоре не означает отказа от государственного суверенитета. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и основанные на ней правовые позиции ЕСПЧ не могут отменять приоритет Конституции. Их практическая реализация в российской правовой системе возможна только при условии признания за Основным Законом нашей страны высшей юридической силы»[5].

И самое главное: изменение одной конституционной нормы принципиально не может привести к тому, что суверенитет России резко усилится. Де-юре суверенитет у России есть по определению (Россия — государство) и по Конституции РФ (преамбула, ст. 3, 4, 67 и другие).

Но что такое суверенитет на самом деле? В науке под суверенитетом понимают независимость государства во внешних и верховенство государственной власти во внутренних делах во имя национальных интересов. Важно уточнение этого определения: суверенитет это еще и реальная возможность государства принимать и реализовывать решения в национальных интересах на самостоятельной основе[6]. Можно обсуждать различные грани суверенитета[7], но для целей настоящего анализа достаточно отметить экономический аспект российского суверенитета: «Если страна не производит материальные блага, если она только торгует, и в основном сырьем и чужим товаром, то экономическая суверенность у этой страны отсутствует»[8]. Изменение ст. 15 Конституции РФ не повлечет за собой автоматический переход от сырьевой экономики к самостоятельному производству. Суверенитет не вернется.

Если не рассматривать тему суверенитета со всей серьезностью и со всех сторон, можно никогда не достичь цели избавления от внешнего управления и восстановления суверенитета. А саму проблему попросту заболтать. Умолчание о различных аспектах суверенитета, уход от дискуссии с отговорками «нам не нужно заниматься мелочами», «мы не ставим задачу написать хорошую конституцию», а также упрощение понимания внешнего управления до того, что закреплено в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, может восприниматься как желание подменить псевдоактивностью реальную борьбу за суверенитет. Есть такие специальные политтехнологии. Например, следующая: «заполнить патриотическую протестную нишу подставной и беспомощной ложной риторикой». Больше всего в такой деятельности были бы заинтересованы именно те, чьей целью по-прежнему остается десуверенизация нашей страны. Кроме того, даже не юристу понятно, что далеко не только законы виноваты во «внешнем управлении» страной.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.