О некоторых вызовах изменения Конституции РФ: суверенитет, государственная идеология, полномочия Президента. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

О некоторых вызовах изменения Конституции РФ: суверенитет, государственная идеология, полномочия Президента.

2021-12-11 14
О некоторых вызовах изменения Конституции РФ: суверенитет, государственная идеология, полномочия Президента. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О некоторых вызовах изменения Конституции РФ: суверенитет, государственная идеология, полномочия Президента.

                                                           Выпуск № 17

Ноябрь 2015 г.

 

Москва

Наука и политика 2015

УДК 330(470+571) ББК 65.9(2Рос)-5

С 89

Сулакшин С.С., Гаганов А.А.

C 89 О некоторых вызовах изменения Конституции РФ: суверенитет, государственная идеология, полномочия Президента. Труды Центра научной политической мысли и идеологии. Вып. № 17, ноябрь 2015 г. М.: Наука и политика, 2015. 40 с.

УДК 330(470+571)

ББК 65.9(2Рос)-5

© Центр научной политической мысли и идеологии, 2015

© Сулакшин С.С., Гаганов А.А., 2015

 

Введение

 

В Государственную Думу неоднократно, начиная с 1995 г., вносились проекты законов о поправках к Конституции РФ. Предлагалось увеличить срок полномочий Президента РФ, разрешить ему пребывать в должности более двух сроков подряд, расширить полномочия парламента в отношении парламентского контроля, перераспределить полномочия палат парламента. Приняты были лишь инициативы Президента РФ, а также инициатива депутатов о введении в Совет Федерации «президентских сенаторов». Первые поправки в Конституцию РФ 1993 г. были приняты в 2008 г. по инициативе Президента РФ. Они касались увеличения сроков полномочий Государственной Думы и Президента РФ, а также установления контрольных полномочий парламента в отношении Правительства РФ. В 2014 г. Конституция РФ была изменена в рамках судебной реформы (объединение Верховного и Высшего Арбитражного судов), кроме того, в Конституцию РФ ввели «президентских сенаторов», которых до сих пор не назначили[1].

Помимо тех проектов, которые вносились в Государственную Думу, идет обсуждение других проектов конституционных поправок: об изменении ст. 13 и разрешении государственной идеологии, об исключении из ст. 15 Конституции РФ приоритета общепризнанных принципов и норм международного права, о расширении полномочий Президента РФ. Все это делается под лозунгами возвращения России суверенитета. К сожалению, в обсуждениях много легковесного.

Следует разобраться в том, какие предложения реально способны усилить суверенитет России, а какие являются лишь популистскими и даже подставными и ложными лозунгами.

Основным источником идей изменения Конституции РФ в части разрешения государственной идеологии, исключения примата международного права является Национально-освободительное движение (далее — НОД) под руководством депутата Государственной Думы Евгения Федорова, много делающее по созданию общественного мнения неприятия российского государственного космополитизма и десуверенизации.


В частности, НОД выдвигает тезис о том, что Президенту РФ не хватает полномочий, поэтому он не может обеспечить России суверенитет. По мнению НОД, Президенту РФ необходимо дать больше полномочий, однако, при этом НОД пока не разработал соответствующий законопроект (например, проект закона о поправке к Конституции РФ) и не внес его в Государственную Думу через депутата Евгения Федорова, как это делалось по некоторым другим поводам. Политический тяжеловес, глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин неоднократно заявлял, что из Конституции РФ необходимо убрать принцип приоритета международного права[2].

Анализ основных вопросов, по которым предлагается откорректировать Конституцию РФ, позволяет выделить три направления:

− восстановление суверенитета через отказ от примата международного права;

− отмену запрета на государственную идеологию; − расширение полномочий Президента РФ.

Следует сделать оговорку о том, что все три направления, так или иначе, ведут к одной цели: восстановление суверенитета России и избавление страны от внешнего управления, что является весьма актуальным.

Отдельным вопросом является механизм изменения Конституции РФ. Конституция РФ предусматривает различные механизмы изменения разных глав. Например, преамбулу Конституции РФ изменить невозможно, потому что нет соответствующего порядка. Однако фактически ее можно изменить при принятии новой Конституции в случае необходимости изменения «защищенных» глав. Таким образом, какие-то статьи Конституции РФ (например, о полномочиях Президента РФ) теоретически можно было бы изменить путем внесения изменений в Конституцию РФ законами о поправках, а какие-то положения нельзя изменить без участия Конституционного Собрания и без разработки нового текста документа.

Таким образом, при правильных посылках НОД о том, что государственная идеология необходима для того, чтобы вернуть России суверенитет, цель предлагаемыми НОД средствами, а именно, изменением Конституции РФ в указанной части, достигнута не будет.

Иные полномочия

НОДовцы ссылаются на то, что Президент РФ не может сам провести референдум. Согласно ст. 84 Конституции РФ Президент РФ назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Такой порядок установлен Законом «О референдуме РФ»[40]. Президент РФ, как и любой другой федеральный орган государственной власти, может быть инициатором референдума согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона. Случаи и порядок инициирования Президентом РФ референдума не установлены. Но установить такие случаи можно в Законе «О референдуме РФ» без внесения изменения в Конституцию РФ. Кроме того, Президенту не составит большого труда организовать референдум по инициативе граждан — через возглавляемые им организации вроде Общероссийского Народного Фронта и другие.

Следует учитывать, что ссылки НОД на отсутствие у Президента РФ права «проводить референдум» терминологически некорректны. Согласно закону референдум проводится комиссиями референдума.

Встает вопрос: есть ли актуальная необходимость в таком президентском полномочии? Если это полномочие нужно для того, чтобы инициировать референдум по изменению Конституции РФ, то это ошибочная цель. Легальным путем изменить конституцию на референдуме, без участия Конституционного Собрания РФ, нельзя. Согласно Конституции РФ и Закону о референдуме вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ может только Конституционное Собрание РФ. Изменить этот порядок без замены Конституции РФ также нельзя, потому что основные положения этого порядка содержатся в «защищенной» главе 9 Конституции РФ.

Выводы

1. Запрет на государственную идеологию не мешает России на государственном уровне в своих действиях и решениях проводить либеральную идеологию. Ответственность за это не предусмотрена действующим законодательством. Никто не был наказан за либеральную Конституцию РФ 1993 г. и либеральную политику государства. Это означает, что на практике точно так же можно на государственном уровне транслировать нелиберальную и суверенную государственную идеологию.

2. Суверенитет не сводится к отсутствию в конституции ссылок на общепризнанные принципы и нормы международного права, это понятие значительно шире. Чтобы вернуть России суверенитет, недостаточно внести изменения в Конституцию РФ или законы. Действенной мерой для восстановления суверенитета может быть, например, переход от сырьевой экономики к самостоятельному производству и подобные практические шаги. Конституционный Суд РФ неоднократно высказывался по поводу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в том смысле, что верховенством в любом случае обладает Конституция РФ, а не общепризнанные нормы и принципы международного права. Как факт: Крым присоединен в условиях действия международного принципа суверенитета и целостности государств, российскоукраинского договора и обсуждаемой статьи Конституции, которая не помешала присоединению.

3. С точки зрения действующего законодательства и правил юридической техники при внесении изменений в какую-либо норму Конституции РФ (или закона) необходимо учитывать ее взаимосвязи с другими нормами. При этом проведение анализа законодательства на предмет необходимости приведения его в соответствие с изменениями является обязательным. Обязательным является и представление соответствующего перечня законодательных актов, требующих внесения изменений в пакете законодательной инициативы. В случае с законопроектами о поправках к Конституции РФ такой перечень не может быть пустым: конституционные нормы конкретизированы во многих законодательных актах, изменение одной нормы неизбежно влечет за собой необходимость внесения изменений в эти законы.

4. Изменения в ст. 13 и 15 Конституции РФ никак не могут быть внесены законами о поправках к Конституции РФ, т. к. данные статьи содержатся в защищенной главе 1 Конституции РФ. Данные статьи также не могут быть изменены и на референдуме: такой порядок не предусмотрен главой 9 Конституции РФ. С этих позиций ошибочен подход НОД как в части призывов к референдуму по Конституции РФ, так и в части отрицания цели написания «хорошей Конституции». По смыслу ст. 135 Конституции РФ для изменения положений главы 1 Конституции РФ необходим созыв Конституционного Собрания РФ, которое «либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ». Таким образом, желание изменить ст. 13 и 15 Конституции РФ влечет за собой необходимость разработки проекта новой Конституции РФ. Иначе это имитация.

5. В Конституцию РФ изначально заложены сверхширокие полномочия Президента РФ, которые на практике реализуются еще в более широкой интерпретации. Дальнейшее расширение президентских полномочий, в том числе наделение Президента РФ законодательными полномочиями вроде «принимать законы», «давать толкование законов», «изменить Конституцию» нецелесообразно, т. к. приведет к крайнему авторитаризму и тирании. Кроме того, это коренным образом противоречит действующей Конституции РФ.

6. Точечные изменения Конституции РФ не дадут искомого эффекта: они не сделают Россию суверенным сильным государством, свободным от внешнего управления, они не дадут стране идеологию. Для этого нужна комплексная программа перехода от существующей модели государства к новой, основанной на ценностях и цивилизационной идентичности России. Нужна новая Конституция России.


Для заметок

Для заметок

Для заметок


Научное издание

                        Ы Ц           А

         Cу а           .C., а а А.А.

                                ы ы         а

Я К                       у                   : у,

У а         ая я, я а

Выпуск № 17

Ноябрь 2015 г.

Формат 60×90 1/16. Бумага офсетная № 1.

Гарнитура Minion. Печать офсетная.

Отпечатано в типографии № 4

Тираж 500 экз. Заказ № 1234


[1] Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 30 (Часть I). Ст. 4202.

[2] URL: http://rg.ru/2015/04/28/bastrykin.html («Российская газета». Федеральный выпуск № 6661(90). 28 апреля 2015 г..)

[3] СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

[4] URL: http://rusnod.ru/referendum/referendum_13.html 5 СЗ РФ. 2015. № 30. Ст. 4658.

[5] URL: http://www.ksrf.ru/ru/News/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=3244

[6] http://rusrand.ru/docconf/kategorija-struktura-gosudarstvennogo-suvereniteta-isostojanie-rossii

[7] http://rusrand.ru/library/reports/conference/problema-suverennosti-sovremennojrossii

[8] http://rusrand.ru/actuals/glazev-prav

[9] URL: http://rusnod.ru/referendum/referendum_10.html

[10] URL: http://rusrand.ru/analytics/o-zaprete-gosudarstvennoj-ideologii-v-konstitutsii-rf

[11] СЗ РФ. 2014. № 26 (часть I). Ст. 3378.

[12] САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5086.

[13] СЗ РФ. 1994. № 11. Ст. 1199.

[14] СЗ РФ. 1994. № 24. Ст. 2598.

[15] САПП РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.

[16] САПП РФ. 1993. № 41. Ст. 3924.

[17] САПП РФ. 1993. № 44. Ст. 4188.

[18] ВСНДВС РФ. 1993. № 11. Ст. 400.

[19] СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1024.

[20] СЗ РФ. 1997. № 20. Ст. 2383.

[21] СЗ РФ. 2000. № 40. Ст. 3936.

[22] СЗ РФ. 2001. № 27. Ст. 2804.

[23] Российская газета. № 36. 17.02.1995.

[24] См. например: Окуньков Л.А. Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования // Законодательство. № 12. Декабрь, 2000.

[25] URL: http://government.ru/orders/17967/

[26] URL: http://top.rbc.ru/politics/14/11/2013/888820.shtml

[27] Здесь и далее данные исследования: Сулакшин С.С., Гаганов А.А. Постсоветский российский парламентаризм взглядом аналитика. Труды Центра научной политической мысли и идеологии. Вып. № 13, август 2015 г. М.: Наука и политика, 2015.

[28] По данным базы Lawstream. Кирдина С.Г., Рубинштейн А.А., Толмачева И.В.

Анализ законов Российской Федерации (1994-2013) // URL: http://kirdina.ru/

[29] СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

[30] СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6447.

[31] СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

[32] СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2754.

[33] СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

[34] СЗ РФ. 2015. № 34. Ст. 4963.

[35] URL: http://kommersant.ru/doc/2792434 38 СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 862.

[36] СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

[37] Российская газета. № 298. 30.12.2014.

[38] СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

[39] СЗ РФ. 2015. № 45. Ст. 6241.

[40] СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.

[41] Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. М., 1994. С. 126

[42] Конституция Российской Федерации. Комментарий /под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юридическая литература. 1994. С. 43 – 45.

[43] Конституция России (проект) / Под общ. ред. С.С. Сулакшина. М., 2013.

О некоторых вызовах изменения Конституции РФ: суверенитет, государственная идеология, полномочия Президента.

                                                           Выпуск № 17

Ноябрь 2015 г.

 

Москва

Наука и политика 2015

УДК 330(470+571) ББК 65.9(2Рос)-5

С 89

Сулакшин С.С., Гаганов А.А.

C 89 О некоторых вызовах изменения Конституции РФ: суверенитет, государственная идеология, полномочия Президента. Труды Центра научной политической мысли и идеологии. Вып. № 17, ноябрь 2015 г. М.: Наука и политика, 2015. 40 с.

УДК 330(470+571)

ББК 65.9(2Рос)-5

© Центр научной политической мысли и идеологии, 2015

© Сулакшин С.С., Гаганов А.А., 2015

 

Введение

 

В Государственную Думу неоднократно, начиная с 1995 г., вносились проекты законов о поправках к Конституции РФ. Предлагалось увеличить срок полномочий Президента РФ, разрешить ему пребывать в должности более двух сроков подряд, расширить полномочия парламента в отношении парламентского контроля, перераспределить полномочия палат парламента. Приняты были лишь инициативы Президента РФ, а также инициатива депутатов о введении в Совет Федерации «президентских сенаторов». Первые поправки в Конституцию РФ 1993 г. были приняты в 2008 г. по инициативе Президента РФ. Они касались увеличения сроков полномочий Государственной Думы и Президента РФ, а также установления контрольных полномочий парламента в отношении Правительства РФ. В 2014 г. Конституция РФ была изменена в рамках судебной реформы (объединение Верховного и Высшего Арбитражного судов), кроме того, в Конституцию РФ ввели «президентских сенаторов», которых до сих пор не назначили[1].

Помимо тех проектов, которые вносились в Государственную Думу, идет обсуждение других проектов конституционных поправок: об изменении ст. 13 и разрешении государственной идеологии, об исключении из ст. 15 Конституции РФ приоритета общепризнанных принципов и норм международного права, о расширении полномочий Президента РФ. Все это делается под лозунгами возвращения России суверенитета. К сожалению, в обсуждениях много легковесного.

Следует разобраться в том, какие предложения реально способны усилить суверенитет России, а какие являются лишь популистскими и даже подставными и ложными лозунгами.

Основным источником идей изменения Конституции РФ в части разрешения государственной идеологии, исключения примата международного права является Национально-освободительное движение (далее — НОД) под руководством депутата Государственной Думы Евгения Федорова, много делающее по созданию общественного мнения неприятия российского государственного космополитизма и десуверенизации.


В частности, НОД выдвигает тезис о том, что Президенту РФ не хватает полномочий, поэтому он не может обеспечить России суверенитет. По мнению НОД, Президенту РФ необходимо дать больше полномочий, однако, при этом НОД пока не разработал соответствующий законопроект (например, проект закона о поправке к Конституции РФ) и не внес его в Государственную Думу через депутата Евгения Федорова, как это делалось по некоторым другим поводам. Политический тяжеловес, глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин неоднократно заявлял, что из Конституции РФ необходимо убрать принцип приоритета международного права[2].

Анализ основных вопросов, по которым предлагается откорректировать Конституцию РФ, позволяет выделить три направления:

− восстановление суверенитета через отказ от примата международного права;

− отмену запрета на государственную идеологию; − расширение полномочий Президента РФ.

Следует сделать оговорку о том, что все три направления, так или иначе, ведут к одной цели: восстановление суверенитета России и избавление страны от внешнего управления, что является весьма актуальным.

Отдельным вопросом является механизм изменения Конституции РФ. Конституция РФ предусматривает различные механизмы изменения разных глав. Например, преамбулу Конституции РФ изменить невозможно, потому что нет соответствующего порядка. Однако фактически ее можно изменить при принятии новой Конституции в случае необходимости изменения «защищенных» глав. Таким образом, какие-то статьи Конституции РФ (например, о полномочиях Президента РФ) теоретически можно было бы изменить путем внесения изменений в Конституцию РФ законами о поправках, а какие-то положения нельзя изменить без участия Конституционного Собрания и без разработки нового текста документа.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.