Общение в сестринском деле. Обучение в сестринском деле — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Общение в сестринском деле. Обучение в сестринском деле

2021-12-07 30
Общение в сестринском деле. Обучение в сестринском деле 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общение в сестринском деле. Обучение в сестринском деле

Глоссарий

Термин                             Определение
 Общение Непрерывные динамические серии событии которые вовлекают передачу информации и эмоций от отправителя к получателю
 Невербальное общение Общение с использованием выражений жестов осанки и позиции вместо слов 
Вербальное общение  Процесс передачи информации от одной личности к другой
Терапевтическое общение Благоприятное воздействие на психику при передачи информации от одной личности к другой
Нетерапевтическое общение  Отрицательное влияние на психику при передачи информации от одной личности к другой
Обучение Целенаправленный процесс взаимодействия сестринского персонала с обучаемыми, в ходе которого последние получают определенные теоретические знания, овладевают практическими навыками
Словесный метод Информация излагается в устной форме: рассказ, беседы, лекции
Наглядный (иллюстративный) метод Используются медицинские атласы, картинки, видеофильмы, показывают предметы ухода, инструментарий и т.д.
Практический метод Проводится отработка практических манипуляций: измерение артериального давления (АД), смены повязки, введения инсулина, применения карманного ингалятора.
Терапевтическое обучение Комплекс важных действий, призванных помочь больному управлять своим лечением, предотвратить или отсрочить развитие возможных осложнений.
Формальное обучение Проводится в ЛПУ или домашней обстановке
Неформальное обучение Проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, беседует с пациентом о волнующих его проблемах

 

Этапы занятия

Этап занятия – Организационный момент (2 мин.).

Преподаватель проверяет присутствующих, их внешний вид, готовность к занятию.

Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия.

 

Этап занятия - Актуализация опорных знаний (15мин).

Преподаватель акцентирует внимание студентов на важности изучаемых понятий, на внутримодульной связи темы занятия. Инструктирует студентов, раздает тесты

(см. Приложение 1), затем проводит фронтальный опрос (см. Приложение 2).

Организует обсуждение результатов работы, задает вопросы, корректирует ответы студентов по тестам.

 

Внутримодульные связи


Основная цель 2 этапа это

Ø  актуализация обучающихся на изучение темы. Определение важности и значимости ее  в практической деятельности медицинской сестры.

Ø возможность определить объем и знания, которые имеются у обучающихся по данной теме.

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

1.ИНФОРМАЦИОННАЯ

Получение и сообщение необходимой информации. Медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приему лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и другое.

2.ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная)

Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих.

3. РЕГУЛЯТИВНАЯ

В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми.

В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациентов.

Например, медсестры в отдельных реанимациях зачастую работают в условиях хронического стресса.

ТИПЫ ОБЩЕНИЯ:

1.СЛОВЕСНЫЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ) – наиболее распространенное средство выражения мыслей между людьми.

Беседа с пациентом – целая наука и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве невозможно без высокой культуры профессиональной речи. Необходимо не только иметь глубокие знания по специальности, но и хорошо владеть литературным языком, уметь грамотно излагать свои мысли. Диалог с пациентом следует вести так, чтобы все сказанное воспринималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформулированы и убедительны. Избегайте языковых стандартов, всевозможного словестного мусора, профессионального жаргона, развязности.

2. БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ )

Бессловесный тип общения представляет собой более достоверное выражение чувств, так как межличностный контакт происходит на подсознательном уровне. Вспомните общение матери и младенца – они прекрасно понимают друг друга, хотя речь матери не осмысливается ребенком.

СТИЛИ ОБЩЕНИЯ

Различают 5 стилей общения:

Давление (авторитарный)

Уступки

Компромисса

Сотрудничества

Избегания

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями:

ü деловой (достижение целей и задач каждого в обществе)

ü межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В том случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ:

терапевтическое, эффективное

нетерапевтическое, неэффективное

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.

Пример терапевтического общения:

«Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько плаче. Как снять боль у малыша?

Можно применить раствор новокаина, можно дать обезболивающие средства, - анальгин или морфий, можно, наконец, предложить наркоз. Однако мать ребенка просто берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а еще через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало. Что же произошло? Ведь не поцелуй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувствительных нервов!» (Шамов). Уместно снова вспомнить слова М.Я. Мудрова, еще в 1820 году писавшего: «Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело».

                                     

                                        ЗАПОМНИТЕ!

                   ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ –

                     ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.

 

 

Медицинский работник в борьбе с болезнью должен искать и готовить союзника в лице самого пациента.

ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:

1) Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом и близкими пределах.

Медсестра должна быть готова ответить на много численные вопросы ее пациента. Например:

- Что со мной случилось?

- Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни?

- А не вредно ли принимать это лекарство так долго?

- Почему мне дают кислород, разве мое состояние настолько критическое? Я знаю, что кислород дают только умирающим.

2) Снятие страха перед заболеванием и его лечением.

Страх – это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни. Обычная среда, заботы семьи, привычное место работы и отдыха, друзья и знакомы создают чувство внутренней уверенности, защищенности. При любом заболевании стабильность нарушается временно или навсегда. Пациент страдает не только от неприятных ощущений (боль, одышка, тошнота, озноб), он страдает так же от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягостных чувств. Он не понимает, что с ним случилось, он не уверен, что с ним случилось, он не уверен, смогут ли ему помочь врачи, он тревожится за свое будущее. Внешне проявления страха различны. От взволнованности и возбуждения до внутреннего оцепенения и кажущегося безразличия («ушел в себя»). Отсюда и «странные» поступки и разговоры пациента, нытье, плаксивость, вечные жалобы, агрессивность, придирчивость. Чувство страха утяжеляет исход заболевания, и гуманность медицинского работника заключается в том, чтобы помочь их преодолеть

3) Вселение надежды и уверенности в улучшение самочувствия

                                        ЗАПОМНИТЕ!

        ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ-

 ПОМОЩЬ ПАЦИЕНТУ В АДАПТАЦИИ, СВЯЗАННОЙ С БОЛЕЗНЬЮ.

  НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ -неблагоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.

Пример нетерапевтического общения: медсестра говорит пациентке, дважды обратившейся к ней за таблеткой анальгина: «От головной болт не умрете, скорее умрете от той болезни, с которой пришли сюда».

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ  

ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Александр Флинт, директор Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия, пишет:

«Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общаться: с больным, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может даже во многих случаях заменить другие умения. Для пациента общение с Вами – часть лечения.

Вы должны хорошо знать больного. Не только его фамилию, имя и отчество. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть вам интересна. Любой человек нуждается во внимании. Больные, как и старики, и дети – особенно. Для многих несчастных Ваше внимание – единственная настоящая ценность в жизни. Смотрите, не отнимайте ее!

Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте и одобряйте его.

Делайте это даже тогда, когда Вам кажется, что больной Вас не слышит и ничего не понимает. Делайте это всегда. Говорите внятно, уверенно и ласково: «Ничего, Иван Петрович, не волнуйтесь, мы Вам обязательно поможем. Все будет хорошо. Мы вас не оставим.»

Как можно чаще спрашивайте больного:

- Может быть, Вам что-нибудь нужно?

Это поможет разрешить множество проблем. И простые вещи могут досаждать человеку, например, капающая ночью вода из незакрытого крана, или жесткая складка на подушке, глаз, который чешется.                         

                                            ЗАПОМНИТЕ!\

                        ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ-  

ИСКУССТВО ОКАЗАНИЯ ЗНАКОВ ВНИМАНИЯ К БОЛЬНОМУ.

 

Когда Вы называете его по имени и отчеству, это уже первый знак. Когда Вы знаете, на каком боку ему спать и какую газету он любит читать, как зовут его любимую непутевую внучку или невестку, что его радует и печалит, когда Вы можете расшевелить его, развеселить, порадовать – Вы уже мастер своего дела. Попробуйте для моряка найти фотографию моря, а для бабушки, прожившей всю жизнь в Туле – фотографию старой Тулы, и вы поймете цену мелочей».

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ

Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение – единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут сообщать не только о моральной личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.

Недаром добрые руки медсестры стали как-бы символом профессии. Имеется в виду любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи или слегка дотронуться до плеча, погладить по голове – это и будет та «тридцатисекундная терапия, которая иному пациенту необходима до боли сердечной» и для проведения которой совершенно не нужно дополнительного времени.

Говорит медсестра: «Это же очень по-человечески – просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему. А иногда, так просто чувство близости возникает. Страшно человеку – так сядь, выслушай, подержи за руку, даже говорить ничего не надо. И по-моему, это очень важно, потому-что мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то тогда даже лучше все получается, чем когда говорю. Тут сам факт, что вот сидят с ними, выслушивают, что их беспокоит, и тут не в том дело, что они от тебя ответа ждут или совета, а просто иначе им и выговорится некому. А так им сразу легче становится». (Патриция Беннер).

КОНТАКТ ГЛАЗ

Известный французский хирург Лериш рассказывал, что его – тогда еще молодого врача – пригласили проконсультировать знаменитого маршала Фоше. После осмотра он посоветовал операцию. Маршал сказал ему: «Я общался со многими медицинскими светилами, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сейчас я хочу, чтобы эту операцию мне сделали Вы, потому что Вы первый, кто говорил со мной, глядя мне прямо в глаза. Вам я поверил».

Что же такое контакт глаз? Вы смотрите прямо в глаза другому человеку. Большинство людей не осознает, насколько это решающий фактор. Пробовали ли вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть Вам в лицо? Это трудно и очень резко влияет на ваше отношение к нему. Контакт глаз должен нести только положительные эмоции. Нам нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружелюбным выражением лица, с преимущественно низким голосом.

НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ  

  ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИВАНИЕ

КОНСТАТИРОВАННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Например, на приему пришел пациент, у которого диагноз «чесотка» был, что называется, «написан» на руках и на лице. Врач повернулся к медсестре и произнес одно-единственное слово: «Вилькинсон». Это означало, что больному следует выписать специальное лекарственное средство для лечения чесотки мазь – Вилькинсона. Медсестра выписала рецепт и молча протянула его больному. Тот взял бумажку, вышел из кабинета, а придя домой, написал жалобу.

БЕЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «ревматик». Эти неологизмы затеняют, отдвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негативную реакци. Во избежание упрека в невежливости, а то и в грубости иногда используют, обращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: «голубушка», «бабуля» и так далее. Медицинские работники словно отгораживаются ими от больного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду

НЕОПРАВДАННОЕ ДОВЕРИ Е

Медсестра поручает престарелому пациенту самому в определенные часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забывает об этом и лечение становится неэффективным.

СТОЙКОЕ ИЛИ ИСПУГАННОЕ МОЛЧАНИЕ

ФАЛЬШИВОЕ УСПОКАИВАНИЕ

В приемном покое врач моет руки и машинально, не задумываясь над своими словами, говорит пациенту, доставленному после автокатастрофы: «Не волнуйтесь, нога у Вас еще вырастет».

МОРАЛИЗИРОВАНИЕ

Медсестра внушает пациенту: «Болезнь есть наказание за ваши грехи. Подумайте, за что Вас Бог наказывает, и покайтесь».

КРИТИКА, НАСМЕШКА, УГРОЗА

Акушерка говорит на приему молодой беременной женщине: «И кого же ты родишь, такая худющая и бледная, с таким-то гемоглобином, интересно мне знать!»

Этапы обучения

    

                                      1.Оценка исходного уровня знаний пациента

                                      2.Определение целей и плана действий

                                      3.Реализация плана

                                      4.Оценка итогового уровня знаний пациента

 1. Особое значение имеет оценка исходного уровня знаний и умений пациента. Если человек уже имеет представление о своем заболевании, режиме активности, диете, профилактике, рецидивах, то его обучение будет более успешным.

Но в то же время если имеющаяся информация не будет совпадать с той, которую ему сообщает медицинская сестра, то эффективность обучения снижается. Важно учитывать мнение пациента о новой информации и его отношение к тому, что нужно изменить в своем поведении. Например, если пациент всегда был уверен в том, что упитанность является признаком здоровья, то ему трудно будет принять информацию о разгрузочных диетах.

 2.Определение целей и плана действий

Перед составлением плана обучения медицинская сестра должна поставить перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента:

1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения;

2) временные рамки — интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, месяц);

3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей).

Формулировка целей в приведенной ситуации может быть следующей:

• в познавательной сфере — Елена Ивановна будет знать и понимать суть определения водного баланса через 2 суток;

• психологической сфере — Елена Ивановна будет психологически готова самостоятельно определять водный баланс через 5 суток;

• эмоциональной сфере — Елена Ивановна будет правильно понимать важность контроля за водным балансом ко вторым суткам.

 

В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми.

После определения обучения медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. В план включаются время (утром, перед обедом, после ужина) и продолжительность обучения (по 10 минут в течение 3 суток, по 20 минут через сутки и т.д.).

 Медицинская сестра должна привлекать пациента и/или его близких к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние. 

В рассматриваемой ситуации план обучения может быть следующим:

1) в течение 20 минут пациентке объясняют значение и суть определения водного баланса, чтобы убедить больную в необходимости его самостоятельного определения

2) в течение 15 минут пациентке рассказывают о диурезе, правилах сбора мочи и подсчета ее суточного количества

3) в течение 15 минут пациентке объясняют правила измерения и подсчета количества выпитой жидкости

4) в течение 2 суток пациентку учат заполнять таблицу и подсчитывать водный баланс в процентах

5) в течение 3 суток медицинская сестра контролирует правильность заполнения дневника самонаблюдения и проводит коррекцию знаний и умений пациентки

6) на 6-е сутки медицинская сестра оценивает результаты обучения.

3.Реализация плана. Для реализации намеченного плана обучения медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Процесс обучения не должен наслаиваться на время обхода, выполнения процедур, приема пищи, посещения родственников. Пациент должен быть отдохнувшим, сытым, его не должны беспокоить чрезмерные неприятные ощущения (боль, рвота, лихорадка).  

Если микроклимат помещения неблагоприятен (плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усилились боли, одышка), то обучение лучше отложить.

Медицинская сестра может обучить пациентов вести дневник наблюдения, в котором они будут отражать показатели своего здоровья: пульс, АД, массу тела, количество выпитой и выделенной жидкости.

Чтобы пациент усвоил необходимую информацию, медицинская сестра должна правильно определить продолжительность занятия. Нецелесообразно увеличивать длительность занятий более 20 – 25 минут, так как после этого периода внимание обучаемого значительно ослабевает. В течении всего процесса обучения медицинская сестра должна поощрять активное участие и заинтересованность пациента в обучении.

 

В процессе обучения необходимо постоянно поддерживать у обучаемого интерес, задавать ему наводящие вопросы или строить беседу по принципу ≪вопрос — ответ≫, подчеркивать информацию важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию.

Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемой правильно понял передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает знания и умения пациента.

Понимание медицинской сестрой целей, задач и принципов обучения, умение использовать разнообразные методы, способы и средства обучения будут способствовать эффективному обучению больных и их близких и, следовательно, повышению качества их жизни.

5 этап занятия -Рубежный контроль (20мин)

Осуществляет контроль по оценочным листам выполненных заданий, в виде имитационной игры(см.Приложение4)

 

6 этап занятия -Рефлексия        (5мин)     

Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей.

7 этап занятия -Итоги занятия (5мин)

Преподаватель оценивает работу группы,(см.Приложение5) выставляет отметки за занятие и комментирует их, дает задание на дом.

 

Общение в сестринском деле. Обучение в сестринском деле

Глоссарий

Термин                             Определение
 Общение Непрерывные динамические серии событии которые вовлекают передачу информации и эмоций от отправителя к получателю
 Невербальное общение Общение с использованием выражений жестов осанки и позиции вместо слов 
Вербальное общение  Процесс передачи информации от одной личности к другой
Терапевтическое общение Благоприятное воздействие на психику при передачи информации от одной личности к другой
Нетерапевтическое общение  Отрицательное влияние на психику при передачи информации от одной личности к другой
Обучение Целенаправленный процесс взаимодействия сестринского персонала с обучаемыми, в ходе которого последние получают определенные теоретические знания, овладевают практическими навыками
Словесный метод Информация излагается в устной форме: рассказ, беседы, лекции
Наглядный (иллюстративный) метод Используются медицинские атласы, картинки, видеофильмы, показывают предметы ухода, инструментарий и т.д.
Практический метод Проводится отработка практических манипуляций: измерение артериального давления (АД), смены повязки, введения инсулина, применения карманного ингалятора.
Терапевтическое обучение Комплекс важных действий, призванных помочь больному управлять своим лечением, предотвратить или отсрочить развитие возможных осложнений.
Формальное обучение Проводится в ЛПУ или домашней обстановке
Неформальное обучение Проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, беседует с пациентом о волнующих его проблемах

 

Этапы занятия


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.