К бессловесному типу общения относятся: — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

К бессловесному типу общения относятся:

2021-12-07 37
К бессловесному типу общения относятся: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.

Внешний вид и поведение отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, в частности, степень его заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию. Еще Гиппократ указывал, что «следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных». Яркая губная помада, ультрамодная прическа, унизанные кольцами руки, высокие каблуки – все это напоминает тяжело больному радости, которых он временно или навсегда лишился. У него возникает жалость к себе, невольная зависть, ощущение своей ущербности, недовольство медсестрой. Страдани усугубляется.

Б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ («язык тела»)

Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику и слова иллюстрирует следующий пример из воспоминаний врача Ибрагима Шамова

«В октябре 1983 г. В Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, которого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказа:

- Вы знаете, весь этот месяц он жил в какой-то тревоге, беспокойстве. Дело в том, что когда он в последний раз был у Вас, то приехал совершенно убитый и сказал нам: «Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой!» и эту фразу он повторял многократно в дни перед кончиной».

В) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ

Соблюдайте дистанцию «психологического комфорта».

Обычно выделяют четыре психологических расстояния:

Интимное – менее 40 см

Личное – 40 см – 2 м   

Социальное – 2 – 4 м

Открытое – более 4 м

Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя «вламываться» в его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием. На бессознательном уровне это вызывает резко негативную реакцию., будучи расценено как неуважение, определенное насилие. Для того, чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны впустить друг друга в личную зону. Если больной подвигается к Вас или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, «не нависайте» над ним, лучше присядьте рядом с кроватью. Полезно расположиться так, чтобы Ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.

Г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ

Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность.

Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, предоставляемую пациенту.

Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально скажет ему необходимо помочь.

К невербальному типу общения примыкают так называемые

Д) ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:

Паузы

Интонация

Возгласы и восклицания                                                             

Тон, звучность, тембр голоса

Дикция

Скорость речи

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ИЛИ ПРИПЯТСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ:

Тишина

Конфиденциальность

Адекватное освещение, отопление и вентиляция

Удобная поза

Помимо внешней стороны общения (вербального и невербального) существует еще и внутренняя, скрытая сторона общения – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТНИЯ людьми друг друга. Эти закономерности определяет:

ü Степень знакомства

ü Предшествующая информация об этом человеке

ü Личный жизненный опыт общения, например, с категорией медицинских работников

ü Эмоциональный фон

Важную роль играет «эффект ареола» - первый образ восприятия, доминирующий впоследствии достаточно длительное время.

СТИЛИ ОБЩЕНИЯ

Различают 5 стилей общения:

Давление (авторитарный)

Уступки

Компромисса

Сотрудничества

Избегания

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями:

ü деловой (достижение целей и задач каждого в обществе)

ü межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В том случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ:

терапевтическое, эффективное

нетерапевтическое, неэффективное

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.

Пример терапевтического общения:

«Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько плаче. Как снять боль у малыша?

Можно применить раствор новокаина, можно дать обезболивающие средства, - анальгин или морфий, можно, наконец, предложить наркоз. Однако мать ребенка просто берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а еще через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало. Что же произошло? Ведь не поцелуй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувствительных нервов!» (Шамов). Уместно снова вспомнить слова М.Я. Мудрова, еще в 1820 году писавшего: «Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело».

                                     

                                        ЗАПОМНИТЕ!

                   ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ –

                     ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.

 

 

Медицинский работник в борьбе с болезнью должен искать и готовить союзника в лице самого пациента.

ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:

1) Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом и близкими пределах.

Медсестра должна быть готова ответить на много численные вопросы ее пациента. Например:

- Что со мной случилось?

- Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни?

- А не вредно ли принимать это лекарство так долго?

- Почему мне дают кислород, разве мое состояние настолько критическое? Я знаю, что кислород дают только умирающим.

2) Снятие страха перед заболеванием и его лечением.

Страх – это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни. Обычная среда, заботы семьи, привычное место работы и отдыха, друзья и знакомы создают чувство внутренней уверенности, защищенности. При любом заболевании стабильность нарушается временно или навсегда. Пациент страдает не только от неприятных ощущений (боль, одышка, тошнота, озноб), он страдает так же от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягостных чувств. Он не понимает, что с ним случилось, он не уверен, что с ним случилось, он не уверен, смогут ли ему помочь врачи, он тревожится за свое будущее. Внешне проявления страха различны. От взволнованности и возбуждения до внутреннего оцепенения и кажущегося безразличия («ушел в себя»). Отсюда и «странные» поступки и разговоры пациента, нытье, плаксивость, вечные жалобы, агрессивность, придирчивость. Чувство страха утяжеляет исход заболевания, и гуманность медицинского работника заключается в том, чтобы помочь их преодолеть

3) Вселение надежды и уверенности в улучшение самочувствия

                                        ЗАПОМНИТЕ!

        ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ-

 ПОМОЩЬ ПАЦИЕНТУ В АДАПТАЦИИ, СВЯЗАННОЙ С БОЛЕЗНЬЮ.

  НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ -неблагоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.

Пример нетерапевтического общения: медсестра говорит пациентке, дважды обратившейся к ней за таблеткой анальгина: «От головной болт не умрете, скорее умрете от той болезни, с которой пришли сюда».

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ  

ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Александр Флинт, директор Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия, пишет:

«Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общаться: с больным, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может даже во многих случаях заменить другие умения. Для пациента общение с Вами – часть лечения.

Вы должны хорошо знать больного. Не только его фамилию, имя и отчество. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть вам интересна. Любой человек нуждается во внимании. Больные, как и старики, и дети – особенно. Для многих несчастных Ваше внимание – единственная настоящая ценность в жизни. Смотрите, не отнимайте ее!

Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте и одобряйте его.

Делайте это даже тогда, когда Вам кажется, что больной Вас не слышит и ничего не понимает. Делайте это всегда. Говорите внятно, уверенно и ласково: «Ничего, Иван Петрович, не волнуйтесь, мы Вам обязательно поможем. Все будет хорошо. Мы вас не оставим.»

Как можно чаще спрашивайте больного:

- Может быть, Вам что-нибудь нужно?

Это поможет разрешить множество проблем. И простые вещи могут досаждать человеку, например, капающая ночью вода из незакрытого крана, или жесткая складка на подушке, глаз, который чешется.                         

                                            ЗАПОМНИТЕ!\

                        ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ-  

ИСКУССТВО ОКАЗАНИЯ ЗНАКОВ ВНИМАНИЯ К БОЛЬНОМУ.

 

Когда Вы называете его по имени и отчеству, это уже первый знак. Когда Вы знаете, на каком боку ему спать и какую газету он любит читать, как зовут его любимую непутевую внучку или невестку, что его радует и печалит, когда Вы можете расшевелить его, развеселить, порадовать – Вы уже мастер своего дела. Попробуйте для моряка найти фотографию моря, а для бабушки, прожившей всю жизнь в Туле – фотографию старой Тулы, и вы поймете цену мелочей».

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ

Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение – единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут сообщать не только о моральной личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.

Недаром добрые руки медсестры стали как-бы символом профессии. Имеется в виду любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи или слегка дотронуться до плеча, погладить по голове – это и будет та «тридцатисекундная терапия, которая иному пациенту необходима до боли сердечной» и для проведения которой совершенно не нужно дополнительного времени.

Говорит медсестра: «Это же очень по-человечески – просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему. А иногда, так просто чувство близости возникает. Страшно человеку – так сядь, выслушай, подержи за руку, даже говорить ничего не надо. И по-моему, это очень важно, потому-что мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то тогда даже лучше все получается, чем когда говорю. Тут сам факт, что вот сидят с ними, выслушивают, что их беспокоит, и тут не в том дело, что они от тебя ответа ждут или совета, а просто иначе им и выговорится некому. А так им сразу легче становится». (Патриция Беннер).

КОНТАКТ ГЛАЗ

Известный французский хирург Лериш рассказывал, что его – тогда еще молодого врача – пригласили проконсультировать знаменитого маршала Фоше. После осмотра он посоветовал операцию. Маршал сказал ему: «Я общался со многими медицинскими светилами, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сейчас я хочу, чтобы эту операцию мне сделали Вы, потому что Вы первый, кто говорил со мной, глядя мне прямо в глаза. Вам я поверил».

Что же такое контакт глаз? Вы смотрите прямо в глаза другому человеку. Большинство людей не осознает, насколько это решающий фактор. Пробовали ли вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть Вам в лицо? Это трудно и очень резко влияет на ваше отношение к нему. Контакт глаз должен нести только положительные эмоции. Нам нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружелюбным выражением лица, с преимущественно низким голосом.

НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ  

  ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИВАНИЕ

КОНСТАТИРОВАННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Например, на приему пришел пациент, у которого диагноз «чесотка» был, что называется, «написан» на руках и на лице. Врач повернулся к медсестре и произнес одно-единственное слово: «Вилькинсон». Это означало, что больному следует выписать специальное лекарственное средство для лечения чесотки мазь – Вилькинсона. Медсестра выписала рецепт и молча протянула его больному. Тот взял бумажку, вышел из кабинета, а придя домой, написал жалобу.

БЕЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «ревматик». Эти неологизмы затеняют, отдвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негативную реакци. Во избежание упрека в невежливости, а то и в грубости иногда используют, обращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: «голубушка», «бабуля» и так далее. Медицинские работники словно отгораживаются ими от больного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду

НЕОПРАВДАННОЕ ДОВЕРИ Е

Медсестра поручает престарелому пациенту самому в определенные часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забывает об этом и лечение становится неэффективным.

СТОЙКОЕ ИЛИ ИСПУГАННОЕ МОЛЧАНИЕ

ФАЛЬШИВОЕ УСПОКАИВАНИЕ

В приемном покое врач моет руки и машинально, не задумываясь над своими словами, говорит пациенту, доставленному после автокатастрофы: «Не волнуйтесь, нога у Вас еще вырастет».

МОРАЛИЗИРОВАНИЕ

Медсестра внушает пациенту: «Болезнь есть наказание за ваши грехи. Подумайте, за что Вас Бог наказывает, и покайтесь».

КРИТИКА, НАСМЕШКА, УГРОЗА

Акушерка говорит на приему молодой беременной женщине: «И кого же ты родишь, такая худющая и бледная, с таким-то гемоглобином, интересно мне знать!»


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.