Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе.

2021-12-07 34
Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С появлением в детском саду детей с ОВЗ администрацией и педагогами создаются необходимые условия, в максимальной степени способствующие получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей.

На данный момент созданы следующие специальные условия:

- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

- использование специальных учебных пособий (серия методических пособий Благотворительного фонда «Даунсайд Ап») и дидактических материалов (массажные шарики, массажные кольца, игрушки для развития сенсорного восприятия и др.), специальных технических средств обучения и индивидуального пользования (укороченные кисти, насадки на карандаши и кисти);

- проведение индивидуальных коррекционных занятий;

- обеспечение доступа в здание детского сада (пандусы с резиновым покрытием, двусторонние поручни с двумя уровнями высоты);

- предоставление платной услуги «Кислородный коктейль».

При проведении коррекционно-развивающей работы с ребенком с проблемами в развитии большое значение имеет правильная организация предметно-пространственной развивающей среды, как в кабинетах специалистов, так и в групповом помещении. Известно, что развивающая среда создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия ребенка раннего возраста со взрослыми и сверстниками и позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

Групповое помещение представляет собой хорошо оборудованное, эстетически оформленное, полузамкнутое пространство для игр небольшими подгруппами. Игровые зоны не перегружены оборудованием, так как это затрудняет выбор игр ребенком, - оборудование меняется 1 раз в 2 недели. Общение вне занятий со сверстниками и педагогом положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу выбора действий.

При организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении нужно учитывать, что дети раннего возраста с синдромом Дауна плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому расположение мебели и количество развивающих модулей в группе меняется редко.

С возрастом у детей возрастает двигательная активность. У детей с синдромом Дауна движения плохо скоординированы, дети моторно неловки, не обладают быстротой реакции. Поэтому помещение группы должно одновременно и обеспечивать безопасность и стимулировать двигательную активность. Центр группового помещения рекомендуется остается свободным. Для формирования сенсорных способностей (в первый период работы акцент делается на развитие слухового и зрительного восприятия), в групповом помещении есть достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек и предметов-заместителей.

Так как развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой (пальцевой) моторики, в группе есть большое количеством игр и пособий для развития мелкой моторики. Дети раннего возраста предпочитают крупные яркие игрушки, которые сделаны из различных материалов чистых цветов и несложных форм. При этом в группе нет неестественно окрашенных игрушек, так как у детей формируются первичные представления об окружающем.

Организация развивающего пространства в кабинетах специалистов, как правило имеющих небольшие размеры, является сложной задачей. В кабинетах созданы комфортные, безопасные условия для занятий. Обязательно учитывается такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Особое внимание уделено оформлению места для занятий за столом и у зеркала (в кабинете логопеда). Достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересные игрушки – важные детали для создания комфортного состояния и детей и специалистов.

Помимо эстетической и психологической составляющих для правильного оснащения логопедического кабинета соблюдаются технические условия. На одной из стен кабинета закреплено большое зеркало с лампой дополнительного местного освещения. Перед зеркалом установлены стол и стулья, рассчитанные на малую подгруппу детей.

Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики, а также для того, чтобы приучить ребенка к занятиям у зеркала и сделать эти занятия привлекательными, имеется набор игрушек. С такими игрушками – «помощниками» для выполнения каждого упражнения артикуляционной и мимической гимнастики логопеду быстрее удается добиться от ребенка точности выполнения движений.

Пол логопедического кабинета покрыт ковром, что позволяет начинать работу над дыханием с положения лежа, уложив ребенка на животик или посадив его по-турецки.

Игры, игрушки и пособия размещены в шкафах и на стеллажах. Полки на уровне роста ребенка открыты, с тем чтобы на них размещался сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности детей. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Это и позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета.

В кабинете логопеда для детей раннего возраста создана особая сенсорная зона, содержащая игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирования первичных представлений о цвете и форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторной сферы.

На закрытых полках и шкафах в специальных папках хранится материал по изученным лексическим темам. В каждой папке есть крупные предметные и сюжетные картинки, настольно-печатные дидактические игры и пособия для уточнения и расширения словаря, формирования и совершенствования грамматического строя речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, неречевых психических функций.

В кабинете есть крупные и мелкие игрушки по всем лексическим темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок.

На отдельном стенде логопеда размещены советы и методические рекомендации родителям.

В кабинете психолога созданы особые условия для всестороннего развития ребенка.

Большое значение имеет подбор средств, форм и методов коррекционной работы. Для обогащения сенсорного опыта, развития зрительного, слухового и тактильного восприятия, формирования первичных представлений о цвете, форме и величине предметов, развития высших психических функций и эмоциональной сферы создание особая сенсорная зона.

Эффективность использования в работе различных средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств как в условиях диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким можно отнести аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением.

Для занятий корригирующей гимнастикой и релаксационными упражнениями имеется мягкое покрытие пола: это важно также и для освоения так называемой «детской территории» в кабинете.

Игры, игрушки и пособия размещаются в шкафах и на стеллажах. Полки на уровне роста ребенка открыты, с тем чтобы на них размещался сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности детей. Материал обновляется в соответствии с индивидуальными коррекционными маршрутами.

В кабинете есть крупные и мелкие игрушки по всем изучаемым темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок.

Так же в кабинете создана музыкальная библиотека, так как музыка и специально подобранные музыкальные программы являются одним из важнейших психологических средств воздействия. Музыка оказывает на человека своеобразное действие: так, варьируя музыкальный фон, можно управлять работоспособностью человека или усиливать релаксацию.

На отдельном стенде психолога размещены советы и методические рекомендации родителям.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.