Общие сведения о ребенке с ОВЗ — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие сведения о ребенке с ОВЗ

2021-12-07 26
Общие сведения о ребенке с ОВЗ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общие сведения о ребенке с ОВЗ

Общие данные

ФИО ребенка   Пол мужской Дата рождения / возраст … / 4 года Социальный статус ребенка: инвалид

Характеристика семьи

Социальный статус семьи полная, многодетная Проживает совместно с (указать родственников) Мать, отец, 2 брата, 2 сестры. Микроклимат семьи благополучный

Состояние здоровья ребенка

Перенесенные заболевания пневмония, ФРЖ Соматическое здоровье относительно здоров Физическое развитие низкое дисгармоничное Группа здоровья V Режим дня общий Питание общее

Дополнительная информация

 

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

Пояснительная записка.

 

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Количество детей с ОВЗ, к которым относятся дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и с трудностями в обучении, возрастает с каждым годом.

Усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов.

Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого могут достичь дети с синдромом Дауна весьма различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.

Таким образом, поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ДЦП составлена на базе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.

Программа рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка.

Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении ребенка, что позволит сформировать у него достаточно прочные знания и умения.

В программе предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации в условиях детского сада. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения ребенка с синдромом Дауна на 2014-2015 учебный год.

Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В, В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

Программа включает 3 раздела: целевой, содержательный и организационный, что соответствует требованиям ФГОС.

Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка. Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем и дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных математических представлений.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

В программе выделены следующие разделы:

· Познавательное развитие

· Социально-коммуникативное развитие

· Речевое развитие

· Художественно-эстетическое

· Физическое развитие

Программа для ребенка с синдромом Дауна построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях.

Программа составлена с учетом:

• характера ведущей деятельности;

• структуры и степени выраженности нарушения;

• ведущих мотивов и потребностей ребенка;

• целей дошкольного воспитания.

Также при составлении программы учитывались данные Индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, заключение и рекомендации городской ПМПК, индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.

Работа по активизации компенсаторных механизмов у ребенка с синдромом Дауна опирается на сильные стороны его развития:

• относительная сохранность эмоций;

• сохранность зрительно-двигательного восприятия;

• достаточно высокий уровень имитационных способностей;

• относительная сохранность тактильной чувствительности;

• сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;

• сохранность эмоциональной памяти.

Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка.

Работа специалистов с ребенком включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь), в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май). Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на гПМПК, по итогам которого, ребенок получает рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте.

Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) и взаимодействие с педагогами дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

1.    Консультативно-рекомендательная.

2.    Информационно-просветительская.

3.    Организация детских утренников, праздников.

4.    Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации.

Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, специалистов и воспитателя.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы.

 

 

1.2 Целевые ориентиры освоения индивидуальной образовательной программы

В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с ОВЗ – фамилия имя, данная программа предполагает освоение следующих целевых ориентиров:

· Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

· Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться ими.

· Овладевает простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.

· Владеет первоначальными навыками активной речи, формируется пассивный словарь; может выразить просьбу с помощью односложных слов, использования жестов, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.

· Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого.

· Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

· Обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусств.

· У ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной моторики; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

 

 

Примерный перечень игр и оборудования.

«Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик», «Покажи, где такой кубик», «Кто тебя позвал?», «Ку-ку», «Покажи, где ляля», «Покажи, где ту-ту (паровоз)», «Дай, что катится (не катится)», «Спрячь шарик», «Спрячь кубик», «Кто в домике живет?».

Разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки; коробки форм (разного вида); надувные мячи (большие, средние и маленькие); разнообразные матрешки (от трехместных до восьмиместных); пирамидки разного размера и разной конструкции; игрушки сюжетные: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и др.; неваляшки разного размера; различные музыкальные инструменты: колокольчики, погремушки, бубен, детский музыкальный центр, барабан, и др.; магнитофон; аудиокассеты с записями различных мелодий; пластмассовые кегли и шары; набор муляжей овощей, фруктов, грибов; корзины разной величины, мисочки, кувшины, бутылки, банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек; лото-вкладки; шарики и кубик с дырочками для надевания на пальцы, для соединения с помощью палки; коробки-вкладыши разных размеров; бочки-вкладыши; шароброс с шарами двух размеров; тележки, машины разных размеров; лоточки для скатывания шариков, для прокатывания автомобилей; набор «Достань колечко»; трубки прозрачные и непрозрачные с цветными пыжами и палочками; тележки со съемными фигурками, палочки с кольцом на конце и без кольца; трафареты; различные доски Сегена; дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т. п.); мелкие игрушки животных и их детенышей; наборы сыпучих материалов (горох, речной песок, крупа).

1.2. Ознакомление с окружающим.

Ознакомление с окружающим направлено на формирование у ребенка целостного восприятия представлений о предметном мире. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. В ходе занятий накапливаются представления и элементарные понятия о явлениях неживой природы, о животных, о растительном мире, о бытовых явлениях и назначении предметов домашнего обихода, начинает активизироваться связная речь. Важно научить ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, а затем обобщать увиденное в словесных высказываниях

Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по следующим темам: «Части тела», «Игрушки», «Семья», «Домашние животные», «Мебель», «Одежда», «Посуда».

ЗАДАЧИ:

· формировать целостное восприятие представлений об окружающем мире;

· знакомить с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями;

· расширять представления о ближайшем окружении.

Примерный перечень игр.

«Паровозик», «Передай мяч», «Найди мишку», «Шумит лес», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «По грибы», «Найди пару», «Одень куклу», «Лото», «Сугробы», «Снеговички», «Блестят на елке бусы», «Что лишнее?», «Мы посуду мыли, мыли», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Ай дили-дили-дили», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы», «Маленькие помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и др.

1.3. Развитие психических функций

Для большинства детей с синдромом Дауна характерно нарушение развития всех психических функций.

У ребенка с синдромом Дауна наблюдается неравномерность развития, то есть навыки, в норме относящиеся к его возрасту, у Ромы могут наблюдаться не одновременно, а быть значительно разнесены во времени.

Развитие внимания.

Внимание является оной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной.

Уровень развития внимания определяется различными характеристиками. К ним относятся объем внимания, концентрация, переключение, устойчивость, распределение. Внимание зависит от возраста ребенка.

Для детей с синдромом Дауна характерна неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания. Значительное влияние на его развитие оказывают нарушения слуха и зрения или даже просто плохое самочувствие, а также неустойчивость позы, в которой находится ребенок.

Развитие памяти

Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием – узнаванием. Она носит непроизвольный характер и теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте принимает участие в развитии всех видов познания.

Память детей с синдромом Дауна характеризуется уменьшенным объёмом, а также недостаточностью слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух. Осложнен переход из кратковременной и оперативной памяти в долговременную. Для запоминания требуется большое количество повторений.

Развитие мышления

Мышление у ребенка раннего возраста формируется тесной взаимосвязи с общим развитием, с опорой на восприятие, развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях. Все особенности, характерные для ребенка с синдромом Дауна, находят свое отражение в особенностях развития мышления:

• Отставание и своеобразие развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации отрицательно сказываются на формировании поисковых способов ориентировки и исследования окружающей среды.

• Позднее формирование ползанья и ходьбы снижает возможности исследования окружающего мира, нарушает развитие способности планировать действия.

• Нарушения восприятия, памяти и внимания отрицательно сказываются на процессе формирования представлений. Понятийный уровень мышления, предполагающий соединение представления со словом, из-за задержки речевого развития появляется позже.

• Затруднено обобщение и перенос усвоенных навыков из одной ситуации в другую.

• Резко уменьшен объем информации, полученной из самостоятельных наблюдений. В основном ребенок знает то, чему его специально учили.

ЗАДАЧИ:

Развитие внимания:

• привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей;

• стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей разной модальности;

• развитие устойчивости непроизвольного внимания;

• формирование предпосылок для развития произвольного внимания; расширение объема внимания;

• развитие способности к переключению внимания.

Развитие памяти:

• развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;

• расширение круга узнаваемых предметов;

• развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;

• развитие непроизвольной памяти;

• увеличение объема запоминаемого материала;

• совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.

Формирование мышления:

• развивать наглядно-действенное мышление;

• создавать предпосылки к развитию наглядно-образного мышления;

• установление связей «восприятие - образ», «предмет - действие», «действие - его результат»;

• установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами;

• установление причинно-следственных связей.

Примерный перечень игр

Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба»; «Азбука настроений», «Нравится – не нравится», «Кошка и котята», «Зайчики на полянке», «В гостях у ежика», «Зоопарк настроений» и др.

Раздел 3. Речевое развитие.

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей является важным подразделом программы.

Одной из основных особенностей развития детей с синдромом Дауна – значительное отставание экспрессивной речи. Даже на фоне отставания в других областях развития активная речь оказывается самым слабым звеном. Помимо уменьшенного объема словаря наблюдается нарушение формирования грамматического строя.

Анализ данных по развитию речи детей до 3 лет с нормой и с синдромом Дауна, а также опыт работы с детьми с Синдромом Дауна позволяют выделить сильные и слабые стороны развития, что помогает адекватно организовать систему работы по развитию речи.

Следует иметь в виду, что у детей с синдромом Дауна: понимание речи намного опережает развитие активной речи; зрительная память развита гораздо лучше слуховой; социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой; нарушение речи может быть усилено нарушением слуха; сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания; сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения; отставание речи при отсутствии других форм общения, вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.

Таким образом, формирование навыков невербального общения, как частичной и временной замены устной речи, помогает во многом избежать перечисленных проблем.

Коррекционная работа по развитию речи осуществляется:

• в живом общении с ребенком (развитие социальной направленности речи, развитие коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных высказываний);

• на занятиях рисованием и конструированием (регулирующая функция речи, связь воспринятого со словом с целью формирования пригодных для изображения представлений, актуализация представлений по слову);

• на занятиях по развитию речи (все виды и формы речи), построенных по принципу моделирования коммуникативных ситуаций;

• в индивидуальной коррекционной работе с учителем-логопедом.

ЗАДАЧИ:

• расширение объема понимания обращенной речи;

• формирование доступных средств общения;

• использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков;

• развитие правильных движений органов речи, что является хорошей базой для активизации звукопроизношения;

• активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи у детей с синдромом Дауна.

Развитие импрессивной речи. Развитие пассивного словаря.

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

• существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом).

• глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт).

• прилагательные (аналогичная методика).

• предложение (сложность предложения зависит от количества слов, влияющих на понимание (ключевые слова, несущие информацию)).

Понимание связной речи

Работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:

1. Изолированные действия

• демонстрируются и называются простые бытовые действия, включаются в бытовую игру детей;

• жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;

• демонстрация и называние этого же действия по картинке.

2. Цепочки действий: работа ведется в той же последовательности что и при освоении изолированных действий. Цепочки действий постепенно усложняются.

3. Работа над простой адаптивной сказкой:

• демонстрация, сопровождаемая простым текстом и ключевыми жестами;

• работа с книгой по той же сказке.

Развитие экспрессивной речи. Развитие активного словаря.

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

• называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания).

• ответы на вопросы с использованием подражания.

• самостоятельные ответы детей на вопросы (принимается любая форма ответа, обращается внимание на качество звукоподражания).

• спонтанное использование речевых средств (поощряется речь детей в виде звукоподражаний и слов, что способствует постепенной жестовой речи устной).

• появление фразы (возможно активное использование жестов при построении фразы).

Работа по вызыванию звуков

Побуждение ребенка с синдромом Дауна к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:

• повторение за ребенком имеющихся у него звуков.

• поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков.

• побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения.

• имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы.

• спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку.

• использование усвоенных звуков в речи.

• включение звуков в слоги и в слова.

Примерный перечень игр.

«Валенки», «Травка-муравка», «Буренушка», «Сидит зайка», «Скок-скок-поскок», «Как у нашего кота», «Пошел кот под мосток», «У Аленки в гостях», «Котик серенький», «Сорока-белобока», «Заинька», «Едем, едем на лошадке» и др.

Так же можно использовать сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят» (обработка А.Толстого), «Теремок», «Колобок» и т.д.

Раздел 4. Художественно-эстетическое развитие

Сохранность эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна позволяет им проявлять свои способности и достигать значительных результатов в творческих видах деятельности, в том числе, таких как изобразительная, театральная деятельности.

Во второй младшей группе проходят занятия по изобразительной деятельности, одной из основных задач которых является развитие тонких движений пальцев рук. При организации работы над развитием тонкой моторики выделяется ряд приоритетных направлений, связанных с особенностями развития детей с синдромом Дауна:

1. Формирование готовности к развитию навыков мелкой моторики: развитие чувства равновесия, координация «рука – глаз» (игра в мяч), согласованных движений рук, имитация (можно достичь, обучая пенею песенок с движениями или пальчиковым играм).

2. Формирование стабильности, а затем и вращательных движений запястья (формируются параллельно с усложнением захвата).

3. Формирование захвата, то есть умение дотягиваться до предмета, брать и удерживать его, а также умения им манипулировать, брать, класть в определенное место.

Развитие захвата у ребенка с синдромом Дауна во время рисования.

* Ладонный захват. Ребенок берет предметы, подгребая его пальцами к ладони.

* Первая ступень формирования ладонного захвата. Мелок, фломастер или толстый карандаш ребенок держит в кулачке, наискосок ладони. Рабочий конец направлен к мизинцу. Большой палец направлен вверх. Такой способ захвата подходит для рисования на горизонтальной поверхности и удобен при обучении рисованию. Ребенок рисует, двигая всей рукой от плеча.

* Вторая ступень формирования ладонного захвата. Ребенок захватывает мелок противопоставляя большой палец («грабельки»). Рабочий конец направлен вверх. Удобно использовать при рисовании на вертикальной поверхности.

* Ладонно-пальцевый захват. (формируется у детей с синдромом дауна к 2-5 годам). Предмет лежит в ладони наискосок, рабочий конец зажат между средним, указательным и большим пальцами (удобно при рисовании на вертикальной поверхности).

* Захват щепотью(подразумевает способность брать и удерживать предмет большим, средним и указательным пальцами). У детей с синдромом Дауна при рисовании используется к 4-8 годам. В более простых видах деятельности используется параллельно с ладонно-пальцевым с трех лет.

Для облегчения перехода от ладонно-пальцевого захвата к захвату щепотью можно использовать короткие мелки, которые нельзя захватить ладонью. В это время ребенок начинает рисовать кисточкой способом примакивания и касания.

* Захват пинцетом (наблюдается после 5-8 лет).При захвате «пинцетом» ребенок берет и удерживает предмет, зажимая его большим и указательным пальцами. На первой ступени формирования этого захвата ребенок берет предмет подушечками большого и указательного пальцев. Этот захват используется при работе с пластилином, при создании аппликации из бумаги, мелких бытовых предметов и природного материала.

На второй ступени формирования пинцетного захвата ребенок берет предмет кончиками большого и указательного пальцев. Такой захват довольно редко используется в быту, но нужен в работе с бисером и мелкими бусинами, при вытаскивании тонкой нити из ткани.

Развитие захвата во время лепки.

* Работы, требующие использования ладонного захвата:

разминать пластилин в ладони, расплющивать его на столе, позже между ладонями («блинчики», «тарелочки», «диски для пирамидки»);

раскатывать пластилиновые столбики на столе. прямое движение руки («колбаски», «конфетки»);

раскатывать пластилиновые столбики прямыми движениями между ладонями рук «бревнышки для домика» (сам домик собирает педагог);

задание скатывать шарики из пластилина круговыми движениями рук на столе, затем между ладонями предполагает умение устойчиво фиксировать запястье на весу («колобок», «мячик», «неваляшка», «ягодки»);

втыкать в пластилин палочки, держа их в кулачке («ежики»);

разрывать пластилиновый столбик («покормим зверят»).

* Работы, предполагающие использование «щепотного» и «пинцетного» захвата:

разрывать пластилиновый столбик («зернышки для курочки»);

соединять края пластилинового столбика («сушки», «колечки для пирамидки»);

втыкать в пластилин палочку, держа ее щепотью («яблоко», «ежик»);

после лепки фигуры круглой формы оттягивать острый кончик («овощи-фрукты»);

прищипывать края изделия из пластилина («пирожок», «цветок»);

делать стеком вмятины в пластилине («глазки у ежика», «пуговки у неваляшки»).

* Развитие захвата во время аппликации.Начинать это вид деятельности малыш может только тогда, когда у него сформирован захват тремя и двумя пальцами, а также умение достаточно точно помещать предмет в определенное место. На первых этапах для соединения деталей используется пластилин или клей-карандаш. Виды работ:

отрывать куски тонкой бумаги, ваты, прикладывать к поверхности, намазанной клеем («снег», «листочки», «цветы»);

прикреплять природный материал и мелкие бытовые предметы к картону с помощью камка пластилина, прижимая их ладонью или указательным пальцем (пуговицы: «игрушки на елку», «колеса к машине», «глазки зверятам»; ракушки: «цветочки», «бабочки» и т. д.);

расплющивать пластилин на картоне, делать вмятины стеком («пуговки», «глазки», «цветочки»).

Сниженный мышечный тонус в разной степени представленный практически у всех детей с синдромом Дауна, что сказывается на формировании навыков мелкой моторики, затрудняя формирование захвата, удержание и манипулирование предметами. Очень важно постепенно развивать способность поворачивать запястье в разных плоскостях и удерживать его в среднем положении.

Сильной стороной детей с синдромом Дауна является способность к подражанию. Дети охотно имитируют простые движения, необходимые при занятиях музыкой, рисованием, аппликацией и лепкой.

ЗАДАЧИ:

• готовить к восприятию произведений искусства;

• приобщать к декоративной деятельности;

• способствовать развитию певческих навыков;

• познакомить с тремя музыкальными жанрами;

• вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;

• познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;

• научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;

• развивать «щепотный» и «пинцетный» захваты.

Примерный перечень игр.

Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Поезд», «Самолеты», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто тише», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Лошадки» и др.

Пальчиковые игры: «Засолка капусты», «Белочка», «Сорока-ворона», «Цветок», «Замок» и др.

 

 

С ребенком с ОВЗ

Организация коррекционно-развивающей работы с ребенком с синдромом Дауна предполагает тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. На заседании ПМПк была разработана программа комплексного сопровождения ребенка с синдромом Дауна в 2014-2015 учебном году.

Цель сопровождения:

Обеспечение коррекции нарушений ребенка; оказание ему квалифицированной помощи с учетом возрастных особенностей и особых индивидуальных потребностей ребенка.

Задачи:

1. Создать эффективные условия для психолого – медико – педагогического сопровождения ребенка при освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

2. Оказание своевременной квалифицированной помощи педагогами-специалистами ДОУ.

3. Создать условия для взаимодействия с родителями с целью успешного развития ребенка в соответствии с его возрастными, индивидуальными и образовательными потребностями.

План мероприятий по сопровождению

Участник сопровождения: сопроводительные мероприятия Сроки реализации Периодичность (общее количество, частота и длительность занятий)
Воспитатель: - диагностика; - индивидуальная работа на занятиях в группе; - индивидуальные занятия во II половине дня; - консультация родителей. 2014-2015 учебный год   - 3 раза в год; - 133 занятия, 4 раза в неделю, по 15 мин.; - 121 занятие, 4 раза в неделю, по 10-15 мин. - плановые – 2, по запросу.
Учитель-логопед: - диагностика речевого развития; -индивидуальные коррекционно-развивающие занятия; - консультации для родителей; - консультации для педагогов. 2014-2015 учебный год   - 3 раза в год; - 56 занятий, 2 раза в неделю, по 15 мин.; - плановые – 2, по запросу; - по запросу.
Педагог-психолог: - диагностика познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы; - коррекционно-развивающие занятия индивидуальные; - консультации для родителей; - консультации для педагогов. 2014-2015 учебный год   - 3 раза в год;     - 56 занятий, 2 раза в неделю, по 15 мин.; - плановые - 2, по запросу; - по запросу.
Инструктор по физ. культуре: - индивидуальный подход на развивающих занятиях по физ. культуре в группе; - консультации для родителей. 2014-2015 учебный год   - 56 занятий, 2 раза в неделю, по 15 мин.;   - по запросу.
Руководитель ИЗО-студии: - диагностика (входная, итоговая); - индивидуальная работа на развивающих занятиях по ИЗО-деятельности в группе; - консультации для родителей. 2014-2015 учебный год   - 2 раза в год; - 56 занятий, 2 раза в неделю, по 15 мин.;   - по запросу.
Музыкальный руковод

Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.