О том, что дозволенно и запрещено употреблять в пищу . — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

О том, что дозволенно и запрещено употреблять в пищу .

2021-10-05 72
О том, что дозволенно и запрещено употреблять в пищу . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основой в религии Всевышнего Аллаха является то, что совершение любого деяния, на которое не указали Аллах и Его посланник (салла Ллаху `алейхи уа салам) является запретным. Что же касается бытовых вопросов и всего мирского, то ос­но­вой этого Всевышний Аллах сделал доз­во­лен­ность, и все мирское ос­та­ет­ся та­ко­вым до тех пор, по­ка не поя­вит­ся то, что будет ука­зы­вать на его за­прет­ность. Это сви­де­тель­ст­ву­ет о щед­ро­сти Все­выш­не­го Аллаха по отношению к Своим рабам.

 

Столп заклания: наличие животного, мясо которого дозволенно к потреблению, т.е. из тех, что дозволил Аллах. Т.к. не может быть заклания животного, мясо которого запретно. В двух «Сахихах» передаётся хадис, где посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал насчёт домашних ослов: «Оставьте их, они омерзительны». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. [Ируа аль-Гъалиль» 8/137].

 

В двух «Сахихах» приводится хадис от Саламы ибн аль-Акуа о том, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), в день битвы при Хайбаре спросил у своих сподвижников: «Зачем вы разожгли эти костры?» они ответили: «Для мяса домашних ослов». Он сказал: «Вылейте то, что в котлах и сломайте их». Тогда встал человек и спросил: «Нам вылить то, что в них и вымыть их?» посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), ответил: «да именно так». [См. аль-Мун­зири в «Тахзиб ибн аль-Къайим мухтасар Абу Дауд» 5/321].

 

Ибн аль-Къайим прокомментировал хадис: «Из этого ясно, что животное, мясо которого недозволенно, не очищается закланием и не пригодно ни для чего». [См. аль-Мунзири в «Тахзиб ибн аль-Къайим мухтасар Абу Дауд» 5/321, ибн Дакъикъ аль-‘Ид в «Ахкам аль-Ахкам» 2/304].

 

Автор книги «ад-Дурур» сказал: “Заклание очищает мясо, дозволенное к потреблению, не являющееся нечистотой само по себе, т.к. нечистота, например, собака не очищается ничем”. [См. «Дурур аль-Хуккам фи Шарх гъарар аль-Ахкам» 2/344].

 

Основа во всех животных дозволенность, если нет доказательства на запрет. Что касается наземных животных, то они запрещены, пока не будут закланы. Как об этом Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле» (Корова, 29).

 

Всевышний Аллах также сказал: «Они спрашивают тебя о том, что им дозволено. Скажи: “Вам дозволены блага…”» (Трапеза, 4).

 

Всевышний также сказал:

«Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам будет возвещено» (Трапеза, 1).

 

В другом аяте Всевышний сказал: «Скажи: “Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь...”» (Скот, 145).

 

Он также сказал: «Он уже подробно разъяснил вам, что вам запрещено» (Скот, 119).

 

Всё запретное разъяснено, дозволенное же неисчислимо. В основе всё благое дозволено, а всё дурное запрещено:

«…которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное…» (Преграды, 157).

 

Критерием определения благости чего-то или его скверности был вкус арабов во время ниспослания пророчества. Все животные, которых арабы считали благими, были дозволенны, кроме тех, о запретности которых сообщил шариат. [Кифаят аль-Ахбар» 2/436, «Краткий фикъх аль-Ханбали» 2/645, ибн Къудама в «аль-Мугъни ма’а шарх аль-Кабир» 11/65, «Хашияту ибн ‘Абидин» 6/305].

 

Также этот аят четко указывает на то, что ничего, кроме скверны и того, что приносит вред, Всевышний Аллах не запретил, будь это в пище или в чем-либо ином! [«Тайсируль-Карими-Ррахман» 178].

 

Таким образом, вкус жителей Хиджаза был взят за основу, а то, что не противоречит рациону жителей Хиджаза, даже если это не похоже на еду жителей Хиджаза, считается дозволенным.

 

Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) говорил: «То, что доз­во­лил Ал­лах в Своей Кни­ге, яв­ля­ет­ся дозволен­ным, а то, что Он за­пре­тил, яв­ля­ет­ся за­прет­ным. Что же ка­са­ет­ся то­го, о чем Он умол­чал, то это также яв­ля­ет­ся дозволенным. Так при­ми­те же это от Ал­ла­ха, ибо по­ис­ти­не, Ал­лах ничего не за­бывает!», по­сле че­го пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) про­чи­тал следующий аят: «И Гос­подь твой не за­быв­ает» (Марьям 19: 65). аль-Ха­ким 2/375, аль-Баззар 123. Этот хадис имеет несколько путей передач, каждые из которых усиливают друг друга, в связи с чем имамы аль-Хаким, аль-Баззар, ад-Даракъутни, Абу Бакр ибн аль-‘Араби, имам ан-Науауи, Ибн аль-Къайим, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса.

 

То же самое относится и к пище: дозволено есть все, что не запрещено шариатом Всевышнего.

 

[Следует особо обращать внимание на термины «дозволено» и «желательно», на протяжении всего текста, чтобы правильно понимать то, что имеют в виду ученые].

 

Что же касается того, что запрещено употреблять в пищу, а также и всего запретного, то Ал­лах Все­мо­гу­щий разъ­яс­нил нам причину за­пре­тов, ска­зав: «Он повелевает одобряемое и запрещает порицаемое, делает дозволенным благое и запрещает скверное» (аль-А’раф 7: 157).

 

Этот аят четко указывает на то, что ничего, кроме скверны и того, что приносит вред, Всевышний Аллах не запретил, будь это в пище или в чем-либо ином!

 

Употребление запретного в пищу, бывает двух видов:

Первое – это когда человек питается тем, что в основе своей является дозволенным, но приобретено на запретное имущество, как то, что заработано ростовщичеством, взятками, или украденное, отнятое силой, заработанное на продаже запретного, как например алкогольные напитки, и т.п.

Второе – это когда человек употребляет в пищу то, что в основе своей запрещено, как свинину, хищных животных, вино и все остальное, что в основе своей является запретным, даже если это куплено на деньги, заработанные дозволенным способом.

Виды животных.

 

1 Морские животные (или рыбы), делятся на два вида:

 

1– То, что похоже на рыбу и живёт только в воде. Считается дозволенным к потреблению по единогласию большинства учёных, кроме ханафитов, которые счи­тают нежелательным потребление подохших и плавающих на воде рыб. [«Тухфат аль-Фукъаха» 3/88, «Бадаи ас-Санаи» 6/475].

 

2– То, что не обязательно похоже на рыбу внешне. Правильнее всех мнение шафиитов, которые считают, что все умершие морские животные, кроме лягушек, независимо от причин смерти.

 

Также считают имам Малик и Ахмад, в «Манар ас-Сабиль» 2/415, только с той разницей, что Малик считает нежелательным потребление мяса дельфина. [«Бидаят аль-муджтахид» 1/456].

 

Имам аш-Шафи’и считает, что можно потреблять мясо дельфина.

Ан-Науауи сказал: “Правильнее всего всех их считать рыбами, и их не нужно резать”. [«Кифаят аль-Ахьяр 2/445].

 

Шафииты в качестве довода приводят аят:

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам» (Трапеза, 96).

 

Ибн ‘Аббас сказал: “Добыча это то, что вы поймали, а еда, это то, что вам выбросило море”».

 

В достоверном хадисе о море говорится: «Её вода чистая, а мертвечина из неё дозволена». [«Ируауль-Гъалил тахрид ахадис манна ас-Сабиль» 1/42 - 9/149, ибн Ху­займа и ибн Хиббан считали его достоверным хадисом. Также смотри «Достойные ответы на десять вопросов» стр. 229. Этот хадис также приводится в двух «Сахихах» аль-Бухари №8, ат-Тирмизи также считал его достоверным, см. ан-Науауи «аль-Мад­жму’» 9/27].

 

Передают, что Джабир, рассказывая о некоем походе: (да будет доволен им Аллах), сказал: “Море выбросило нам животное, именуемое "‘анбар" [кашалот], и мы полмесяца ели (его мясо) и натирались его жиром, пока наши тела (не пришли в своё обычное состояние)”.

 

В дополнении от аль-Байхакъи посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал им: «У вас осталось что-нибудь от него?»

 

Из водных животных по единогласию шафиитов и ханбалитов запрещается потребление лягушатины, ханафиты же запрещают всё морское кроме рыбы. Также запрещается потребление крокодильего мяса, т.к. это хищник, имеющий когти и клыки. В достоверном хадисе от Абу Хурайры, (да будет доволен им Аллах), передаётся, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Все обладатели клыков запретны». Рассказал Муслим. [«Ируа аль-Гъалил 8/139].

 

Это мнение принято у шафиитов и ханбалитов. [аль-Маджму’» 9/27, ибн Къу­дама «аль-Мугъни» 8/607, «Кифаят аль-Ахьяр» 2/445].

 

Правильно считать, что морское животное не нужно резать, т.к. Абу Бакр ас-Сыд­дикъ, (да будет доволен им Аллах), сказал: “Любое умершее морское животное Аллах уже зарезал для вас”. Рассказал аль-Байхакъи. [См. «Ируауль-Гъалил» 8/142].

 

Имам Ахмад передаёт с иснадом от Шурайха, что человек застиг посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), и тот сказал: «Всё, что в море уже зарезано». Рассказал имам Ахмад, Абу Дауд, ибн Маджах, ибн Хиббан с достоверным иснадом на условиях двух шейхов. [См. «Ируауль-Гъалил» 8/142].

 

В доказательство данного мнения также приводится хадис: «Её вода чистая, а мертвечина из неё дозволена». [Абу Дауд 1/83, ат-Тирмизи 1/69, ан-Насаи 1/176, Ибн Маджах 1/386. Имам аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Мандах, ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным].

 

Аль-Бухари передаёт, что ибн Аббас сказал: «Можешь кушать морскую добычу христианина, иудея или огнепоклонника». [Фатх аль-Бари» (9/614).].

 

 

2  Наземные животные также делятся на два вида:

 

1 Бескровные (те, у которых не вытекает кровь);

 

2 Кровные (те, у которых течёт кровь);

 

3 Бескровные запрещены, кроме саранчи. Мухи, муравьи, пчёлы, тараканы, осы, и другие подобные твари, например, скорпионы и т.п. Т.к. они омерзительны.

 

Всевышний Аллах сказал: «И запрещает им скверное» (Преграды, 157). В это же число входят клопы, вши и все виды червей.

 

В хадисе говорится, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), запретил убивать четыре твари: «муравья, пчелу, удода и сороку». Их нельзя есть ещё и по этой причине.

 

Что касается насекомых паразитов внутри некоторых фруктов, например, червей в инжире, в финиках, в абрикосах или в сыре, то есть их (случайно вместе с продуктами), не запрещается, и здесь уже зависит от вкуса человека.

 

Что касается саранчи, то в хадисе от ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Нам дозволены две мертвечины и две крови: две мертвечины – это рыба и саранча, две крови – это печень и селезёнка». Ибн Маджах, аль-Хаким, аль-Байхакъи. Имам ас-Суюти указал на достоверность хадиса. [См. «аль-Джами’ ас-Сагъир» 1/13, «Сахих аль-джами’» 210].

 

 

3 Кровные животные также делятся на два вида:

 

— Домашние и дикие;

Из домашних животных дозволено в потребление мясо домашнего скота Всевышний Аллах сказал: «Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам будет возвещено» (Трапеза, 1).

 

Позволяется также потребление конины, т.к. Джабир, (да будет доволен им Аллах), сообщает в хадисе, что: “В день битвы при Хайбаре посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), запретил, употреблять мясо домашних ослов, и разрешил, упот­реблять конину”. Текст хадиса согласован. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. [См. «Ируа аль-Гъалиль» 8/137, аль-Бухари 4/16, также под №4219, Муслим 6/66, также под №1941. См. «Кифаят аль-Ахьяр» 2/437].

 

Так считает большинство правоведов, за исключением Абу Ханифы, который запретил потребление конины. [См. ас-Самарканди «Тухфат аль-Фукъаха» 3/90].

 

И также тех, кто сошлись с ним во мнении, опираясь при этом на хадис, который приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и другие, в котором сказано, что посланник Аллаха, (да будет доволен им Аллах), запретил, употреблять конину. Правильным же является, что данный хадис является слабым, в чем нет разногласий среди правоведов, как об этом сказал имам ан-Науауи: “Сошлись имамы на том, что этот хадис является слабым”. [См. «Шарх ас-Сахих Муслим» 13/86].

 

А что касается двух учеников Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада то они считают её (конину) дозволенной.

 

Потребление мяса домашней птицы дозволено по единогласию (иджма’) Уммы. В двух «Сахихах» Абу Муса сообщает: “Я видел как пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), ел курицу”. [См. «Манар ас-Сабиль» 2/415, «Ируауль-Гъалиль» 8/148].

 

Потребление мяса остальных домашних птиц дозволено в основе, если нет запрета.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.