Вопрос 6. Гипотеза Сепира-Уорфа. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Вопрос 6. Гипотеза Сепира-Уорфа.

2021-10-05 38
Вопрос 6. Гипотеза Сепира-Уорфа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сепир – америк языковед, изучал индейские яз. Уорф – инженер по противопожарной технике, языкознание было для него хобби. Сепир проводит мысль о том, что не многообразная объективная действительность выражается в мышлении людей одинаковыми логическими категориями, а различные языковые формы по-разному членят объективную действительность. Различные языковые формы приводят к становлению разных форм и норм мышления. Уорф развил мысли Сепира. Эта теория получила название гипотеза Сепира-Уорфа или гипотеза лингвистической относительности. Эта теория строится на результатах изучения индейских яз. Яз опред образом членит мир на элементы. Каждый яз создает свою картину мира. Уорф утв, что люди воспринимают мир через яз. мир представляет собой поток впечатлений. Сознание организует этот поток, классифицирует. Создается о мире такое впечатление, как предписал яз. Уорф отмечал, что индейцы хоппи имеют слова, кот относят к любому летающему предм кроме птиц. Люди создают сходное впечатление о мире только при сходстве языков. Гипотеза небесспорна.

 

Вопрос 7. Виноградов

Перу Виноградова принадлежит около трехсот работ по проблемам общего языкознания в тесной связи с литературоведением, о языке и стиле писателей, по вопросам истории и современного состояния русского языка, по стилистике и лексикографии, синтаксису и фразеологии.

Касаясь вопросов изучения языка и стиля писателей, В. указывал, что советские языковеды должны обратить внимание на решение таких проблем, как: 1) соотношение яз писателя и общелитературного яз,2) соотношение яз и стиля писателя в художественном произведении, 3) границы лингвистического и литературоведческого анализа яз и стиля писателя, 4) язык писателей XVIII-XX вв. в сопоставлении с языком писателей предыдущего периода. Становление стилистики как раздела языкознания также связано с именем Виноградова. Виноградов считал, что стилистика должна активно содействовать повышению культуры речи, заниматься нормализацией общенародного языка, бороться с засорением книжной и разговорной речи жаргонизмами и провинциализмами, вырабатывать нормы правильного словоупотребления. В "Основных вопросах синтаксиса предложения" (1955). Виноградов предло­жил деление грамматики на грамматическое учение о слове, показав при этом всю сложность его природы, учение о словосочетании, учение о предло­же­нии и учение о сложном синтаксическом целом. В учении о предло­же­нии им были найдены и определены основные категории предло­же­ния: предикативность, модальность, синтаксическое лицо, которые выделяют предло­же­ние в тексте и отделяют язык от других семиотических средств. В. разрабатывает теорию словосочетания, в основе которой лежит четкое разграничение словосочетания и предложения. Он утверждает, что словосочетание только в составе предложения и через предложение входит в систему коммуникативных категорий речи, т.е. средств обшения. Разграничивает предложения и словосочетания В. на основе созданного им учения о предикативности, которая обозначает выделение бытийного признака в грамматически независимом предмете высказывания (ср.: Выдался солнечный день и Этот день - солнечный; во втором высказывании признак, заключенный в слове солнечный, раскрывает нам бытие дня и дан нашему сознанию во времени). В. делает важный вывод о том, что "общая теория синтаксиса, построенного на основе марксистского учения о языке, не отбрасывает проблемы связи логических и синтаксических, шире – вообще грамматических категорий. Последовательное применение марксистского положения о неразрывном единстве языка и мышления позволяет обосновать и подтвердить фактами языка связь логических и синтаксических

категорий и в то же время обнаружить их действительные различия, обусловленные спецификой внутренних законов развития языка. Оч. важна его книга «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947). В ней изложены новые трактовки и оригинальные идеи по всем проблемам грамматики. Она оказала глубокое влияние на изучение грамматического строя многих языков. В грамматической концепции В. создаются особые направления учения о слове; 1) учение о словообразовании в его отношении к грамматике и лексикологии на материале русского и родственных языков, 2) уч-е о модальности, экспрессивности и эмоциональности, 3) уч-е о взаимодействии лексических и грамматических значений.

В. В. Виноградов ценил научное наследие русских языковедов, виднейшим представителям русской грамматической науки он посвятил множество статей и исследований. В 1950—1963 гг. Виноградов являлся академиком-секретарем Отделения языка и литературы АН СССР и руководил научной работой но языкознанию и литературоведению.

 

Вопрос 8

Знак – это понятие используется не только в языкознании, но и в др. науках: философии, математике. Знак – это всякий чувственно воспринимаемый элемент действительности, кот свидетельствует о существовании чего-то кроме этого знака.

Функция З. заместительная, З. указывает на что-то, замещает. Типичным знаком является слово. Слово замещает предмет.

Впервые компоненты яз. З. уст Ф.де Сосюр «Курс общей лингвистики». Язык –это система знаков, кот выражают понятия. ФдеС уст, что З сост из 2ч. З связ понятие и акустический образ. З облад графич образом и акустическим. У ФдеС в знак входит только аккустич образ. ФдеС выделяет в знаке план выражения и план содержания (двусторонняя природа З). Ельмслев утв., что значение не обязательный компонент знака, но план выражения обязателен.

Свойства сторон яз. З: выражение д.б. воспринимаемым; значение д.б. переводимо (его можно передать др. способом, перевести на др. яз). Звук знаком не явл. Т.к. у него есть только план выражения, но нет плана содержания. ФдеС гов. О 2 свойствах язЗ: произвольность (между означающим и означаемым нет связи) и линейный характер (знак обладает протяженностью, т.е. выстраивается в линию). Подтверждением произвольности явл синонимы, омонимы.

Признаки З: прозрачность для значения; экономное устройство; ассиметрия в соотношении сторон Яз.З (стороны З. находятся в состоянии неустойчивого равновесия, каждый З стремится войти в ряд синонимов и омонимов).

З. обладает функцией коммуникативности. К- способность З нести информацию о внешней действительности. З. социален. З. возникает и существует только в обществе и для общества.

З изучает семиотика. С. изучает З в природе и обществе. Объект семиотики – системы знаков, используемые в обществе. ФдеС определил язык как систему знаков. Мысли ФдеС продолжили Пирс и Морис. Пирс и Морис основатели лингвосемиотики (раздел яз, кот изучает сист З). Каждый вид З связан с определенным родом человеч деятельности. З образуют группы на основе значения, функционирования. Образуются разн знаковые системы. Чем больше знак систем использует общество, тем больше оно развито.

 

 

Вопрос 10. А. Шлейхер

Ш. основоположник натуралистической школы. «Языки европы», «Значение яз для естественной истории человека». Ш. утв, что яз относится к естественным наукам, как объект яз ничем не отл от объектов естеств наук. Ш. стремился к точности яз. анализа. Лингвистика – учение о языке, как естественном организме. В 1857 г. Ш. опубликовал работу «Руководство по литовскому яз» (это 1я историч грамматика литовского яз.). Самый значительный труд Ш. «Компендий сравнительной грамматики европ. яз». Это 2я после Бопа ср-ист грамматика. В ней для каждого языкового явления было определено место, найдена его исходная индоевропейская форма и включена в единое целое на основе принципа более высокого порядка. Ш. считал, что родственные яз возникли из 1 яз. необходимо реконструкция праяз. Ш. содействовал созданию ср-историч метода. Выдвинул требование учета звуковых закономерностей при яз сравнении. Установил различие между генетическим родством яз и типологическим свойством. Построение схемы праевропейских яз. Ш. выделил имя и противопоставил его гл. Междометия возникли на основе языка жестов. Назвал падежи (отложительный, инструментальный). Описал систему склонений и спряжений индоевропейского яз. «Учение о родословном древе».

Для Шлеихера "язык есть звуковое выражение мысли, проявляющийся посредством звуков процесс мышления", задача языка — "создать звуковой образ представлений, понятий и отношений, он воплощает в звуках процесс мышления. В этих определениях шлейхер стремится подчеркнуть материальную основу речевой деятельности. Признавая единство языка и мышления, Ш. пытался установить определенные отношения между структурой языка и строением мышления. В мысли, пишет он, следует различать материал и форму: материалом являются понятия и представления, форму создают взаимоотношения понятий и представлений. Понятие и представление, получив звуковое выражение, образуют значение. Сущность любого языка и определяется, по Ш., тем, как выражены в нем з н а ч е н и е (т.е. понятие и представление) и отношение. Положение, кот занимают относительно др др выражение значения и выражение отношения, Ш. называет формой. Значение выражается в корне слова, а отношение - в суффиксах; значение и отношение вместе образуют слово. Характеризуя языки по выражению в них значения и отношения, он выделяет три возможных типа языков:

1. В языке выражено только з н а ч е н и е: слово здесь представляет собой нерасчленимое устойчивое единство, напоминающее кристалл. К таким односложным (корневым, изолирующим) языкам Шлейхер относил китайский и бирманский языки.

2. В языке звуками выражается не только значение, но и отношение: слово здесь распадается на части, но они не образуют тесно спаянного единства. К этому типу языков относятся агглютинирующие языки (например, тюркские, финно-угорские). '

3. В языке слово, передавая и значение, и отношение, является единством в многообразии составных элементов. Это характерно для флективных языков. В концепции Шлейхера флективность - высшая ступень строя языков.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.