Вопрос 15. Методы исследования. Лингвистический м. Описательный м. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Вопрос 15. Методы исследования. Лингвистический м. Описательный м.

2021-10-05 37
Вопрос 15. Методы исследования. Лингвистический м. Описательный м. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наряду с объектом и предметом исследования каждая наука имеет свои методы исследования. Термин метод употребляется в широком – философском – и в узком – специальном – смысле слова. В философском смысле метод – это путь познания и истолкования явления действительности, способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. В узком смысле метод представляет собой определенный подход к изучаемому явлению, систему положений, научных и чисто технических приемов и процедур, способствующих целенаправленному изучению объекта с определенной точки зрения.

Методика - это совокупность методов, приёмов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы. Методология - система принципов и способов организации и построения теоретич. и практич. деятельности, а также учение об этой системе. Методология в лингвистикеэто конкретное философское мировоззрение, определяющее путь осмысления и познания языка.

Вне зависимости от характера научной дисциплины и предмета изучения в структуре общенаучных методов и приемов выделяются эмпирические и теоретические методы исследования. Эмпирические м-ды предназначены для организации чувственного познания. К эмпирическим относятся: м. наблюдения, эксперимент, сравнение, описание, измерение. Функции теоретических м-в: осмысление полученных опытным путем данных,. К теоретическим м. относятся: анализ, синтез, абстракция, классификация, идеализация, моделирование, умозаключение по аналогии, аксиоматический.

Осн цели лингвистического исследования сводятся к обнаружению конкретного яз факта, его описанию, определению его положения среди др фактов данного яз, выяснению его генезиса, эволюции, функции и интерпретированию с точки зрения универсальных или национальных свойств языка.

Если в основу классификации языковедческих методов положить цель исследования, то выделяются описательный, таксономический, лингвогенетический и типологический м-ды.

Описательный м-д явл наиб древним м-м в языкознании. Он возник на заре науки и является универсальным м-м эмпирического исследования. Базой этого м-да служит один яз на уровне основных ярусов, рассматриваемых в аспектах синхронном, внепространственном, нефункциональном, идиоэтническом, неколичественном. Господствующей методикой явл м-ка наблюдения с интуитивным выделением яз единиц и сведением последних в совокупности. Целью этого м-да явл установление фактов и явлений, включение их в обиход научного исследования. Он позволяет накапливать большое кол-во эмпирического материала, расклассифицированного и интерпретированного в первом приближении. Уде само по себе наблюдение ведется на основе определенных теоретических установок, кот в процессе описания уточняются и углубляются. Любые теоретические построения нуждаются в предварительном объективном описании фактического материала.

 

Вопрос 16. Младограмматизм.

В 70—80-е годы XIX в. в европейском языкознании, в частности в Германии, оформилось новое направление, сторонники которого выступили с резкой критикой взглядов старшего поколения языковедов-компаративистов — Ф.Боппа, Я.Гримма, А.Шлейхера и др. Возникновение младограмматического направления связано с именами К.Бругмана, Г. Остхофа, Г. Пауля, Б.Дельбрюка, А. Лескина. Основные работы: 1) предисловие К. Бругмана и Г. Остгофа к первому тому «Морфологических исследований» (1878), кот обычно называют «манифестом младограмматиков»; 2) книга Г. Пауля «Принципы истории языка» (1880), отражающая в наиболее полном и последовательном виде концепцию школы младограмматиков.

М-ми были выдвинуты и защищались три положения: 1) фонетические законы, действующие в яз, не имеют исключений (исключения возникают в результате действия перекрещивающихся законов или вызываются другими факторами); 2) очень важную роль в процессе создания новых языковых форм и вообще в фонетико-морфологических изменениях играет аналогия; 3) в первую очередь необходимо исследовать современные живые языки и их диалекты, ибо они (в отличие от древних языков и литературного яз, созданного под контролем человека) могут служить базой для установления лингвистических и психологических закономерностей.

Наблюдения над живым произношением, изучение физиологических и акустических условий образования звуков, их взаимодействия в потоке речи, изменения звуков истории яз и различных диалектах привели к созданию самостоятельной отрасли языкознания — фонетики. Подобные наблюдения и вели к тезису о наличии звуковых законов. Углубление фонетических и грамматических знаний позволило поставить на научные рельсы этимологию. Этимологические исследования показали, что фонетические и смысловые изменения в словах обычно независимы. Для изучения смысловых изменений выделяется семасиология. По-новому стали ставиться

вопросы образования диалектов и взаимодействия языков, универсализируется исторический подход к явлениям языка. М-ки критиковали такие идеи ранних компаративистов, как признание исключительности флексии (и пренебрежение к другим средствам передачи грамматических

значений), единого морфологического процесса развития, а такжес гумбольдтианским «народным духом» и неверным противопоставлением доисторического развития историческому. М-ки заявляли, что до них языкознание слишком много занималось языком и слишком мало человеком, как будто язык существует самостоятельно, отдельно от человека. Чтобы узнать язык, т. е. человеческую речь, способность человека говорить, не обязательно, подчеркивают они, изучать древние индоевропейские языки, преследуя главную цель — восстановление

индоевропейского праязыка, который является чистой фикцией, а нужно исследовать современные живые языки и их диалекты. Благодаря тому что на этих языках говорят в настоящее время, что они живут перед нами и в нас полнокровной жизнью, в них легко можно заметить психологический элемент. Исходными положениями мл-ков при определении сущности яз оказались индивидуализм и психологизм. Исходя из индивидуализма, м-ки искали причины

и законы изменения языка не в развитии человеческого общества, а в психике отдельного чел-ка.

Понимание языка как постоянно изменяющегося явления вызвало постулат об историческом подходе к языку. Г. Пауль даже утверждал, что «все языкознание является историческим». Для

более глубокого и детального изучения младограмматики рекомендовали изолированное и вырванное из системных связей языка рассмотрение языковых явлений («атомизм» младограмматиков).

Теория мл-ков означала реальный прогресс по сравнению с предшествующимсостоянием лингвистических исследований. Это объяснялось выработкой и применением некоторых важных принципов, в частности: 1) предпочтительное изучение живых народных языков и их диалектов,

соединенное с прямым наблюдением над языковыми фактами и тщательным исследованием последних; 2) учет психического элемента в процессе общения и особенно языковых изменений (роль аналогических факторов); 3) признание существования яз в коллективе говорящих на нем

людей, хотя мл-ки так и не смогли научно объяснить соотношение индивидуального и социального в языке; 4) постоянное внимание к звуковым изменениям, к материальной стороне человеческой речи; 5) стремление ввести фактор закономерности и понятие закона в объяснение

яз-х фактов. Руководствуясь этими положениями, мл-ки сделали множество важных открытий и опубликовали много работ, особенно в области индоевропейского языкознания.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.