Вопрос 12. Лингвогенетические методы исследования — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Вопрос 12. Лингвогенетические методы исследования

2021-10-05 92
Вопрос 12. Лингвогенетические методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Л.м. основываются на диахронном подходе к яз и используются при изучении истории отдельного яз или группы родственных яз. поскольку базой для диахронного исследования может быть и один язык, и целая яз семья, четко противопоставляются 2 Лм – исторический и сравнительно-исторический. Исторический м-д складывается в недрах сравнительно-истрич м-да. От идеи сравнения родственных языков лингвистика перешла к сравнению внутри одного яз.

Сравнительно – историческое метод. Открытие европейскими лингвистами санскрита и обнаружение сходства между ним и древними европейскими языками укрепило лингвистов в мысли об историческом единстве национальных языков. Общность происхождения обусловливает определенную схожесть в закономерностях развития. Оставалось лишь продемонстрировать место каждого из них в цепи развития единого праязыка. Его разработка осуществлена в трудах Р. Раска, Я. Гримма, Ф. Боппа, Шлейхера, Буслаева, Востокова и др. Главная задача, которую они были призваны решить, состояла в установлении регулярных фонетических и иных соответствий между изучаемыми языками с целью доказательства их родства (общности происхождения) и в описании на этой основе их эволюции. Поэтому для доказательства любой гипотезы относительно эволюции того или иного языка необходимым становится сравнение определенных явлений в системах родственных языков. Так принцип историзма был дополнен принципом компаративизма, что и позволило затем назвать этот метод сравнительно-историческим. Таким образом, на практике были выявлены наиболее эффективные операции сравнительно-исторического метода.

Ср-ист м-д можно применять только к родственным языкам. Важно было проследить тенденцию развития языков. Народы, говорящие на индоевропейских яз, говорят на одном индоевропейском яз. Из этого яз развились др яз. каждый из этих яз измененный индоевропейский. Если изучить законы, по кот они развивались, то можно установить, как устроен каждый яз. Для этого нужно восстановить лексику индоевроп. яз. Ни один из родственных яз не имеет преимуществ над др яз.

С методологической т.з. яз мира объединяются или разделяются в зависимости от родства. Совокупность материально-родственных яз составляют семью. Внутри каждой семьи яз описываются по степени близости. Семьи делятся на группы (ветви). Материальное родство обнаруживается при анализе форм в отношении к значениям и анализе значения в отношении к форме. Восстановление лексики праязыка шло по 2м направлениям:1. Лексика основных вещей, понятий, действий, кот относятся к физиологии человека (базисная лексика) и 2. Лексика, кот выделяет чел из мира природы, культурная лексика (всегда привязана ко времени и пространству). Рассматривались фонетические изменения. Если есть фонетическое сходство с т.з. истории яз, то можно говорить, что яз родственные.

Основными приемами ср-ист. м. явл. прием генетического отождествления фактов (доказывает генетическое сходство яз-в), прием внешней реконструкции (восстанавливая закономерности развития родственных яз-в, мы можем восстановить яз картину в период, не зафиксированный памятниками письменности), прием лингвистической хронологии: методика относительной хронологии (позволяет установить какое из 2х языковых явлений предшествовало другому) и методикаглоттохронологии (занимается выявлением скорости яз изменений и определением на этом основании времени разделения родственных яз-в и степени близости между ними), прием лингвистической географии (основывается на понятии изоглоссы – линии, соед конечные пункты распространения того или иного яз явления).

Благодаря ср-ист м. уже в 19в были достигнуты большие успехи в изучении истории звуковой и морфологической структуры индоевропейских яз-в.

 

Вопрос 14

ОЯ как наука зародилось в 17в. Начало ОЯ берет еще в античности. В 18в ОЯ утвердилось, а в 19-20вв стало самостоятельной дисциплиной. ОЯ стало самостоятельной наукой с появлением сравнительно-исторического метода. ОЯ часть филологии. ОЯ- это наука, кот изучает один аспект языковой деятельности. Яз. Деят-ть – средство передачи мысли, инструмент культуры. Яз.деят. изучают психологи, логики, историки. Результатом Яз.Д. явл текст. Текст сост из высказываний. Отд высказывания есть произведения словесности. Все произведения словесности есть словесность. Филология изучает словесность или яз. тексты. Филология выделяет языкознание и науку о речи. Лингвистика: синхронная (изучает яз на 1 временном срезе) и диахроническая (из-т яз на протяжении опред времени).

Описание м.б. этнографическим (характер и нравы народа); нормативным (от лица учрежд, кот ведает нормой); школьным (ведает распространением нормы).

Синхронное описание м.б. вне сравнения с др.яз., но часто содержит такое сравнение. Сущ сравнительное языкознание.

Сравнительное языкознание представлено: сравнительно-историч, типологич., сопоставительным языкознанием. Сопоставительное – сопоставляет данные своего яз с данными др. яз. Цель: выяснить распространение изучаемого явления в культуре др.яз. Типологическое – изучает яз. формы, типовые формы. ТФ идут к универсалиям. Универсалии характерны для многих языков. Сравнительно-историческое – сравнивает яз. явления с т.з. этимологии. Рассматр. история того или иного яз явления.

ОЯ изучает общие закономерности происхождения языка, рассм связь яз с человеком, историей, культурой. ОЯ предстает как органическое целое.

Проблемы: связь яз и мышления; общественная природа яз; системность яз; связь яз и речи.

В ОЯ можно выделить собственно общую лингвистику, теоретическую лингвистику, типологич лингв. Собственно-общ. Л. Обобщает наблюдения над различными яз мира. Выявляет общие элементы структуры, функционир-я и развития яз. Теоретич.Л. строит модели функционир и развития языков.

ОЯ связано с прикладной лингвистикой в теоретич аспектах. П Л занимается проблемой обучения языку и грамоте, пробл состояния словарей. Связь в системе чел-машина-чел. П Л Стимулирует развитие теории. ПЛ занимается проблемами лексикографии.

Курс ОЯ завершает спец образование словесника, углубляет лингвистич и общефилософскую подготовку.

Задачи ОЯ: упорядочить части языкозн и дать в системе; обобщить результаты изучения яз разл дисциплинами; представить картину яз в языковой действительности; научить разбираться в новых яз фактах и в новых лингвистических теориях.

ОЯ не отвлеченная наука, она имеет большое значение для школы. ОЯ знакомит учителя с соврем лингвистикой, с ее историей, с направлениями и школами, с методологиями и методами научного исследования. ОЯ показывает роль исследований в развитии языкознания.

Цель ОЯ: обобщить и углубить лингвистич знания, знания о языке.

Структура ОЯ: теория яз, история лингвистич учений, м-ды лингвистич исследований. Теория яз рассм проблемы происхождения яз, сущности яз, яз и речь, общественная сущность яз, связь яз и мышления. История лингвистич учений рассм осн этапы развития языкозн, осн направления, школы, парадигмы в языкозн, истоки ОЯ. М-ды лингвистич исследований. Описание яз предполагает наличие своих лингвистич методов.

1. от филологии древности до язн 18в.
2. возникновение сравн-истор.язн и философии языка(к18-н.19)
3. логическое и психологич.язн(серед.19в)
4. неограмматизм исоциализация языка(посл.треть 19 - н.20)
5.соврем.язн. и структурализм(30-60 гг. 20в)

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.