Статья 14. Благодать действует и через недостойного священника, священнодействующего по воле епископской — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Статья 14. Благодать действует и через недостойного священника, священнодействующего по воле епископской

2022-07-03 28
Статья 14. Благодать действует и через недостойного священника, священнодействующего по воле епископской 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1) Беседы св. Иоанна Златоустого на 14 посланий св. апостола Павла

210 Известно стало мне о вас лучшее, к спасению направленное, о том и поговорим. И как получивших такое, телесными называет, и их такие начинания обошёл похвалой? Потому как и другие были телесными, и им сказал Господь: отойдите от меня, не знаю вас, делающих беззаконие. Хоть и бесов изгоняли, и мёртвых воскрешали, и пророчества показывали. И знамения творил через телесных, ибо Валаамом действовал Бог, и Фараону будущее открыл, и Навуходоносору. И Каиафа пророчествовал, не ведая, что говорил, и иные же бесов изгоняли именем его, не быв с ним. Потому как не ради творящих такое бывает, но иных ради. Многажды же и через недостойных такое бывало. И что же дивного, если ради иных с мужами недостойными такое бывает, далеко не святыми? Ибо Павел говорит: Всё ваше есть, и Аполос, и Кифа, и живот, и смерть. И опять, как он поставил одних – Апостолами, других – пророками, иных же – пастырями и учителями к свершению святых, в дело служения? Потому что если бы не было этого, то ничто не мешало бы всем осквернить это. Случается же начальствующим быть злым и скверным, подчинённым же кротким и смиренным: и мирянином в благоговении жить, священникам же в лукавстве. И не будучи ни кощунниками, ни Телом Христовым, ни иными какими, но везде нужно достоинство благодати искать. Иногда же и через недостойных Бог действует, и ничем же крещения благодать от жития священнического не повреждается, хоть и мог бы приемлющий повредиться. Хоть и не часто бывает такое, чаще наоборот. Так скажу: если кто-либо из предстоящих житие испытывая священническое, соблазнится о совершаемых тайнах, – ничего человек сам по себе не сделает, но всё бывает от силы Божьей, и он тайнодействует. И я, братия, не мог говорить с вами как с духовными, но как с телесными. Молоком вас напоил, не твёрдой пищей, ибо этого вам ещё не можно. Да не подумайте, что любочестия ради он сказал это: Как духовный испытывает всё. И, никто его не испытывает. И ум Христов имеем. И гордыню и смиряя, так говорит: Не сего ради умолчал, говорит, что нечего больше сказать, но потому как вы телесные. И ничего иного пока ещё не можете. Почему и сказал не «не хотите», но «не можете».

 

211 Человеколюбивый и Всемудрый, Единородный Сын Божий, всяческое видящий и знающий, как приключается со временем многим священникам быть растлённым, да не распрострётся начинаемых леность оных нерадением, всякий ответ лености отняв.

 

На седалище Моисеевом, говорит, сели книжники и Фарисеи: итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте. Показывая, что ещё и учителя имели злого, ничему не научишься, если не будешь внимать словам его. Не от того, что учитель сотворит, ответишь пред Богом, но от того, что услышал от учителя и не сделал. Потому, если исполнишь заповеданное, – смело предстанешь пред ним; если же сказанного не послушаешь, хоть и на без числа растленных священников покажешь, ничто тебя не заступит: вот и Иуда был апостолом, но, однако, нет в том оправдания ни святотатцам, ни сребролюбцам. Никто не может на суде сказать, что и апостол был предатель и вор, и святое крал: за такие слова нас самих ещё большему наказанию предаст и осудит, потому как других грехами не умудрились. Для того и написано было, чтобы уберечь других от зависти, не кивать чтобы нам на других грехи, но внимать себе. Ибо каждый из нас за своё пред Богом отвечать будет.

 

212 Ещё об Иудейских учителях говорит, что поскольку на Моисеевом седалище сели, ученику до́лжно слушать их, и если дела их злы, то ученикам повелел не завидовать им и не подражать. И будут милости достойны. А кто церковных председателей Благостью Божьей с тихостью живущих оплёвывает и попирает? Ибо если друг друга осуждать не есть хорошо, тем более – учителей.

 

213 Когда войдёт церковный Настоятель, тотчас говорит: Мир всем. Когда беседует – Мир всем, когда благословляет – Мир всем. Когда целовать повелевает – Мир всем, когда жертва свершается – Мир всем. И между этим снова: Благодать вам и мир. Как же нехорошо, когда столько раз слышащие Мир иметь, ополчаемся на это; и приемлеющие на дающего Мир ополчаемся. Отвечая: И духови твоему – не клевещем ли на него? Увы мне, как честное церковное только образом вещей бывает, но не истинным. Увы мне, как даже до слов знамения пребывают нападки на это. Совсем не разумеете – почему говорит Мир всем.

 

Но послушайте прочих, что говорит Христос.

 

Если войдёте в какой-либо город или село, входя в дом, целуйте его. И если будет дом достоин, да придёт мир ваш на него; если же не будет достоин, – мир ваш к вам да возвратится. Посему не знаем, каким образом думать об этом слове, и не даём себе ума. Ибо когда я даю мир, то это Христос сподобляет нам так говорить. Пусть во всё иное время мы не имеем благодати, но не ныне вас ради. Ибо если и ослом при волхве действовала Божия благодать, ради смотрения и пользы Израильской, то благоявленно всё сказанное о том, как нам действовать. И это примут нас ради. Ибо никто не говорит: как несовершен [худ] я и смерен, и ни единого слова достоин: и такого, как есть, меня слушайте. Но всегда есть обычай Богу многих ради и к таковым приходить. Вспомните – с Каином сподобился говорить ради Авеля, к диаволу ради Иова, к Фараону ради Иосифа, к Навуходоносору ради Даниила, к Валтасару ради его же, и Волхвы откровение получили, и Каиафа-христоубийца пророчествовал, сам недостоин священнического, но ради сана. Говорится же, что и Аарон сего ради не был прокажён. Почему, спросишь, ведь клеветали двое, но лишь одна наказание приняла? Не удивляйся.

 

Ибо если во внешних чинах кто во многом обвиняется, не первым на суд приводится, но до него спрашивают его начальство – не возьмёт ли его на поруки? Тем более в начальстве духовном, если и кто-либо есть, действует Божия благодать, иначе бы все погибли.

 

Когда же кто отошёл от жития сего, а если же и здесь [пребывает], тогда лютейшую примет казнь. Не думайте, что мы придумали это. Божия благодать и в недостойном действует, не нас ради, но вас ради. Услышьте, что говорит Христос: Если будет достоин дом, да придёт мир ваш на него.

 

Как же достоин бывает? Когда примут вас, говорит. Если же не примут вас, или не послушают слов ваших, – Аминь говорю вам, отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели граду оному. Какая же нам польза, если приемлете вы, и послушаете нас, говорящих? Какой прибыток, если почитаете, но не внимаете говорящим вам? Такая нам честь, такое угождение чудное, что и нас пользует и вас, если нас послушаете. Послушайте Павла, глаголющего: Не ведах, братие, как Архиереи есть. Слыши и Христа глаголющего: Всё что скажут вам соблюдать – соблюдайте и делайте. Не меня пренебрегаешь, но священство. Если узришь сего меня обнаженна, тогда пренебреги: тогда я перестану повелевать. Но пока на Престоле сем сидим, пока председание имеем, имеем и достоинство, и крепость, если сами и недостойны. Если Моисеев Престол так благоговеен, что его рады послушаться, то как много более благоговеен Христов Престол. Его мы восприняли, от него вещаем, от него же и Христос положил в нас службу примирения. Ходатаи же таковы, за достоинство ходатайства многие наслаждаются чести. Ибо смотри: в среднюю Варварскую землю приходят сами, между стольких супостатов: и потому как многое может ходатайства закон, все их почитают, все на них взирают, все с утверждением отсылают. И мы приняли ходатайства слово, и идём от Бога. Это есть епископства достоинство. Приходим к вам ходатайствуя, прося прекратить брань, и говорим о неких: не города обещаем дать, ни пшеницы меры такие и такие, ни рабов, ни злата: но царство небесное, жизнь вечную, сожитие со Христом, иное благое, о чём ни нам сказать не можно, ни вам услышать, пока мы в плоти сей и в настоящем житии. Ходатайствуем же: принять же хотим честь: не нас ради [не буди, знаем, что это плохо] но вас ради: вы же с усердием от нас послушаете, пользуйтесь, да не с леностью или нерадением внимаете сказанному. Не видели ли, как все обходятся с ходатаями, хранят их и пекутся о них. Мы – Божии молитвенники за людей. Если же это противно и тягостно вам, не мы, но сие епископство: не он, но Епископ. Меня не послушаете – моего достоинства слушайте. Посему всё творим как Богу угодно, да во славу Божию поживём, и сподобимся обещанных благ любящим его. Благостью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа.

 

214 Смотрите внимательно, любимые. К поучению и молитву приводит. И не только здесь, но и в Посланиях. Ибо и совет нужен, и молитвы. Поэтому и мы, прежде чем советовать, о вас молитвы творим. Навыкшие тайнам знают об этом, но Павел великолепно это делает, ибо многое дерзновение к Богу имеет; мы же посрамлённые и не дерзостные, но поскольку на это поставлены, делаем то, чего недостойны и стоим пред вами как последние ученики. Ибо же и через недостойных благодать действует не тех них, но ради хотящих пользоваться тем, что от себя вносим. Да освятит вас, говорит, всесовершенных, и всецелый ваш дух и душу и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится.

 

215 Что спрашиваете – всех ли Бог рукополагает, и недостойных? Всех Бог не рукополагает, но через всех действует, хоть и были бы недостойны, лишь бы спастись людям. Если уж через осла, и через Валаама, скверного человека, людей ради говорил, тем более – через Священника. И что ни творит Бог спасения нашего ради? Что ни вещает? Через кого ни действует; если через Иуду действовал, и через Пророчествующих, говоря им: не знаю вас, отойдите от меня, делающие беззаконие. И через иных изгнанных бесов куда больше, чем через священников действует. Тех, которые сами хотели начальствовать, сами хотели рукополагать учителей, и с ног на голову всё переворачивать.

 

216 Не тогда, говорит, когда пророчествуете, и бесов изгоняете. Хорошо ему здесь и что гадать, как и тогда жития был злого. С самого начала и через недостойных действовала благодать. Если через Валаама действовала, действовала и через более недостойных, и всё ради хотящих приобрести её. Если же и знамения и чудеса не смогут освободить от муки: тем более, если и в священническом сане будет кто, если и высшей чести достигнет, если и в рукоположении действовать будет благодать, если и в иных всех за требующих предстательства, услышит и тот: никогда тебя не знал. И даже тогда, когда действует через тебя благодать. О! если есть чистота жития, она и сама по себе может нас в царство ввести, несмотря на бесчисленные чудеса и знамения. Ничто же не радует так Бога как правильное житие.

 

217 Злое есть везде и безначалие, и многих бед вина, и начало бесчиния и слияния; больше же в церкви, только не твёрдое есть, поскольку и начала бо́льшие и высочайшие. Ибо если Лик верховного отымешь, будут лишь песни да чины, и если от полка воинского воеводу уберёшь, – некому будет править и ополчения чинить. И от корабля кормчего если отнимешь, – утопишь корабль. Так и от стада пастыря если отставишь, – всё развратишь и погубишь. Ибо зло есть безначалие и возмущению вина: зло есть самомнение и неповиновение начинаемых. То же бывает, опять же, когда люди князю не повинуются, подобны нищему, а то и хуже. Там бывают прощаемы от бесчиния: здесь же нет прощения, но и мучимы бывают. Но, быть может, скажет кто нам, что есть и третье зло, когда Начальник будет зол. Знаю и я, как велико сие зло, но от безначалия много злейшее: лучше от одного водимым быть, нежели от злого водимым быть. От того хоть и много бед примешь, но многажды и спасёшься, от этого же всякую беду примешь, в яму ведомый. Как Павел говорит: повинуйтесь наставником вашим, и покоряйтесь. Больше того сказал: на них взирая, до скончания жизни, подражайте вере [их]. Снова сказал: повинуйтесь наставником вашим и покоряйтесь. Что если, говорит, если зол будет, не подчинимся ли? Как знаешь, что зол? Если веры ради, – бегай его и отрицайся, не только если человек бы был, но если и ангел с неба сойдёт: Если жизни ради, не испытывай.

 

Не от себя это говорю, но от Божественного писания. Ибо слышал слова Христа: на Моисеевом седалище сели Книжники и Фарисеи. Сначала так сказано о них. Затем же: на Моисеевом седалище сели, всё, что скажут вам делать, – делайте: по делам же их не поступайте. Имеют, говорит, сан, но жития нечистого. Не житию их, но словам внимай. По нравам же чужим не повреждайся. Почему? Потому что всем видно – никто злым не бывает, если злу не научится, веры же ради. Никто не видел, чтобы злой отрекался учить. Потому что слова «не судите, да не осуждены будете» о житии сказаны, а не о вере. Ибо, что видишь, говорит, сучок в глазу брата твоего, бревна же в своё глазу не видишь? Всё что если скажут вам делать, сказал, делайте [но если про дел делания, а не веры] по делам же их не делайте. Видишь ли, что не о догматах это слово, но о житии и о делах? Но Павел вначале похвалил их, а потом говорит: Повинуйтесь наставникам вашим, и покоряйтесь, ибо те бдят о душах ваших, как обязанные дать отчёт.

 

То же в Апостоле Толковом (1Кор. глава 3, зачало 127, лист 482 оборот, Колоссянам, глава 1, зачало 251, лист 848 оборот), в книге пр. Никона Черногорца (слово 40) и в Тактиконе его (слово 28, лист 156).

 

2) Маргарит

218 Священничества же устав сверху дан. Елика если свяжете на земли, будут связаны на небеси. Царю здешнему вверен, а я – небесный. Что я говорю – про иерея говорю. Если видишь иерея недостойного, священничество не хули. Недостойно хулить его, добро содержащего, но только злое. Хоть Иуда был предателем, но не как про апостола говорим о нём, но лишь про его нрав. Не священничество укоряем, но злейший нрав. И ты не священничество обвиняй, но только злое, в добром содержащееся.

 

Когда кто с тобой беседует, то говорит: Видел ли сего христианина? Я же не о лицах, но о понятиях беседую. Когда врачи убийцами были и смертоносное средство дали людям вместо лекарств? Но не науку обвиняю, но только злое, в науке присутствующее. Пусть корабельщики потопят корабли, но виной не мореплавание, а злой нрав оных. Если какой христианин зол, то нельзя хулить всё священничество.

3) Благовестник

219 Многие в начале проповедания Христова бесов изгоняли, сами недостойными были, но имени ради Иисусова. Поскольку многой благодатью и через недостойных священников освящаемся: и Иуда чудеса творил, и сыны Скевы, а когда бес говорит, что никогда не знал вас, то есть, не тогда, когда чудеса творили именем моим, люби вас, лукавого ради сердца вашего.

 

220 Я же говорю вам, что только о простоте радуюсь, и так воображаю моими учениками, как если кто примет простого мужа и незлобивого, как моего ученика, это о имени моём меня приемлет.

 

Но гордого принимая, ни моего ученика не приемлет, ни меня. Сказал Иоанн: Господи, видели некоего, именем твоим изгоняющего бесов, и возбранили ему. Какое отношение слова Иоанна к словам Господа? Большое. Поскольку сказал Господь: меньший из вас бо́льшим будет. Боится Иоанн, вдруг зло какое сотворил, возбранив человеку властью и по гордости. Если бранить, – за что? не малым является, но в лучшем смысле. И потому Иоанн боялся, что с гордостью дело соделал, возбранив человеку. А почему возбранил? Не завидовал, но принял его за недостойного творить чудеса, не было его с ними, не принял благодати чудотворения; не послал его Господь на то, как других. Не ходил с Иисусом Господом. А что Господь? Не отстранил его от того творения, ибо и тот сокрушает силу сатанинскую. И поскольку не запрещает вам проповедовать, не помогает дияволу, – с вами есть. Не против Бога, но с Богом. Ибо кто не собирает с Богом, тот с диаволом. Дивимся же мы силе имени Христова, как она и не достойных ради, и не учеников его, действует благодатью вышнего. Вот и попов ради, если даже и недостойны, действует благодать, и освящаются все, если и нечист есть иерей.

 

221 Смотри же ми иерейского чина как Божественного есть отпускать грехи, иным же это дано, и посему чтим их как Бога, хоть и недостойны. Что это? Божьего дара слуги, и благодать действует ими, как и ослом валаамовым глаголя. Не даётся благодать по нашему недостоинству, но иереям благодать даётся, и оттого почитаем их.

 

4) Преподобного Никона Черногорца

222 Святого Анастасия синайского от слова о святом собрании. Не будем судить, братия, молю вас, и да прощению сподобимся. Ты, когда зришь его согрешающего, не знаешь, как она, жизнь, обернётся. Разбойник, с Иисусом распятый, убийца был и человеко-озлобитель, Иуда же – апостол и ученик Христов, и в других учениках за малое время изменения были. Разбойник – в царство, ученик же – в погибель. Тем не менее, будь как грешник. Оттуда узнаешь его прочие деяния. Ибо многие многажды согрешали явно, каялись же тайно. И мы тех видели согрешающими, покаяния же их и обращения не увидели. И нами как грешники осуждаются, Богом же оправдываются. Потому молю: не памятозлобствуем ни единого же человека, пока не придёт праведный судия, чтобы просветить тайное тьмы, и явит советы сердечные. Лучше Иерея Божия о сокровенных и безвестных согрешениях, о которых о нём слышал, не спрашивай, и не говори, что он грешник, осуждён, недостоин, и не приходит на него благодать Святого Духа, не помысли ничего такого. Ибо ты не есть (таковых) тайнам судия и испытатель.

 

Утвердись в мысли, что он во всём выше тебя, и попусти праведному судии суд. Да будет же священник, если в божественных догматах не согрешает. О прочем же не ты судия или испытатель ему. Но познавай свою меру и достоинство. Что говорить, – не подлежит ли проверке и церковным правилам священник? Ей, но не тобою тому испытываться или спрашивается, но от Бога, или от большего архиерея. Ты же что пастыря пытаешь, сам же овца? Что восхищаешь фарисейски Божие судилище, и святительский сан, который тебе ни вручён, ни от Бога вверен, тем же молю – не судите никого, тем более же священника Божия. Но с верой приступи и покаянием дельным, и совестью чистой к Божиим тайнам. И освящение получишь всяко, так как если и ангел Божий приносит бескровную жертву, ты же недостойно приходишь, никак тебя ангел от согрешений не очистит. И как же глаголемо истинно, сам Иуда свидетельствует. Он от самой пречистой руки владычней Божественный хлеб принял, и поскольку недостойно принял, тотчас в него вошёл сатана.

 

От старческого. К отшельнику некоему пришёл пресвитер, от причта, творя ему святых таин приношение. Пришед же некий оклеветал ему пресвитера. Пришедшу убо пресвитеру по обычаю сотворити ему приношение, соблазнився отшельник не отверзи ему, отшедшу же пресвитеру, се глас бысть к отшельнику глаголя, взяша человецы суд мой, и бысть как во иступлении. И зрит ровник злат, и ведро злато, и некоего прокаженна черпающего и проливающего, и хотя пить не пияше, зане прокажен большее черпает, и се глас к нему паки глаголяй: по что не пиеши от воды? Такую вещь имеет прокажённый черпать, черпает снова и проливает. Пришёл же в себя отшельник, и, рассудив силу видения, призвал пресвитера, и тот сотворил ему как прежде святых таин приношение.

 

Говорили за отца Марка египтянина, как тридцать лет не исходил из кельи. Имел же обычай пресвитер приходить и творить ему святое приношение. Диавол же, видя мужа добродетельное терпение, надумал лукаво в осуждении искусить его, и приготовил некоего беснующегося к старцу идти. Прежде всего, бесноватый пришёл к старцу и говорит: – «Пресвитер твой имеет благовоние греховное, не пускай его к себе».

 

Богодухновенный же муж говорит ему: – «Чадо! Все нечистоту вон изметают, ты же ко мне принёс её, но писано есть: не судите да не осуждены будете, впрочем, если и грешник есть, Бог да спасёт его, ибо пишет: молитву делайте друг за друга, так да исцелеете». И по слову тому сотворил молитву, отогнал беса от человека, и отпустил его здрава. Как пришёл пресвитер, – принял его старец с радостью. Благой же Бог, видя незлобие старца, показал ему знамение: хотел причётник встать с тою трапезою, как старец поведал, что видел ангела господня с небес сошедшего, и положил руку свою на главу причётника, и стали столпом огненным. Мне же, удивляющемуся видению, слышен глас, глаголющий ко мне: – «Человече! Что удивляешься о вещи сей? Если Царь земной не оставит князя своего скверным стати пред собою, если не со славою многою, колми паче Божественная сила не очистит ли служебник святых таин, стоящих пред Божественною славою?» Доблестный страдалец христов, Марко египтянин, великий сподобился дарования сего, как не осудить причётника.

 

То же в Прологе 10 и 22 марта, 2 и 5 апреля, 4 февраля, 1 мая и 25 августа.

 

5) Матфея Правильника

223 Явственно от сего представляется, никаковым любодолжным быти обвинованием, иже от своих епископ отдирающихся и отвегающих причетник зазирающих как нечествующим и обидящим иного же ради образа, если и на горшая глаголются о епископе, или пресвитере, несть праведно оного приобщения отступати, прежде известным истязанием суд того низложит. Не бо человеческая благодать но Святого Духа. Иже и недостойными подаватися обыче. Всех бо рече Бог не поставляет, всеми же действует.

 

6) Потребник Иоасафовский, Иноческий и Мирской

224 Недостойно простому человеку, укорять священника, или запрещать, или поносить, или клеветать, или обличать в лицо, если негде и истинна суть.

 

Если же надумает сотворить такое простолюдин, то есть простой человек да будет анафема, и да изгнан будет из церкви, отлучён есть от святой Троицы, и послан будет в Иудино место. Писано бо есть, князю людей своих да не речеши зла. Также и настоятеля бесчествующий.

 

225 Как же не всех убо избирает Дух Святой, всеми же действует. Прочее архиереи же и иереи, и духовник имея служение. И всякий иной причётник, правильно рукоположенный. Божий есть истинный раб, и спасению человеческому слуга, и ангел Божий, и Святыни преподатель, и весь есть Божественного просвещения, и благодати. И мзду своей службы, там примет многую от Бога, особенно же насколько тщателен есть к Божественным, и неленостно к ним имея, не нерадивое прилежание, мнимого ради благоговения. Не есть говение, если праздным быть, но если только правильно принять служение, да действует. Посему спасительно есть ему, и всем верным, живым же и усопшим. Если ни слова о своей праздности не даст Богу.

 

И так говорит Богоявленный Василий. Во всяком, не по правилам рукоположенном святителе, или священнике, или причётнике, или духовного служения слуге, действует рукоположения благодать, ради спасения приходящих. И каждого по вере приемлет, и ни един есть непричастен. Не (но) рукополагаемые от них, рукоположены суть, и разрешены от грехов или связаны. Разрешении или связаны и все таинства. Ибо не человек действует, но через него как орудие благодать. Горе же орудию тому, если через него действует. И горе человеку тому, презрителю толиких в дольних, и человеческих. Подаваемого недостойно принимающий в себя великого достоин бывает осуждения, как тать бывает и разбойник. И дерзнутель, и хищник и через достоинства его пренебрегатель. Особенно если осуждён будет как в Божественном и небесном пренебрегая, а наипаче в самого Бога делах. И если только причащается недостойно – уже осуждён есть, то тем более – если недостойно действует. Так и о принявших рукоположение. Если согрешили до того или после, то недостойны все. И если покаяться и спастись хотят, да перестанут действовать священства святейшие дела, исповеданием и плачем, ради Бога милостыни подавая. Ибо нет им иного чего на покаяние, кроме как перестать священнодействовать.

 

То же в Номоканонах: при Иосифовском Потребнике, лист 614 оборот и 714, в Киевском, стр. 62 и 98, и Львовском, лист 34 и 51.

 

7) Макарьевская Минея

226 Возвестили о вас моему смирению и всему священному собору председящему о прежде бывших в вас ересях. Это те же расколы, которыми соблазнились во время того Карпа дьякона, отлучённого о службы стригольника. И вы говорите, что недостойны пресвитеры, по мзде поставляемые, и недостойно от них ни причащаться, ни каяться к ним, ни крещения от них принимать. Но мы немало смущаемся и оскорбляемся этим, зная душевную беду, в которую вы впали. И недоумеваем козням лукавого беса и удивляемся.

 

227 Диавол не перестаёт прельщать род человеческий. Сам отпал от славы Божией и отдалился от древа, и вас от службы отлучает. И от церкви изгнанного стригольника воздвиг на правоверную веру. И оклеветал весь вселенский собор, патриархов и митрополитов, епископов и игуменов, попов и вес чин священный. Говорят, что не по достоинству поставляемы. И такой виной прельщал худоумных.

 

228 Так достоит нам иметь всякого священника как апостола Христова. Когда священник службу служит, тогда иметь его как Христа в Сионе с учениками вечеряющего. И так достоит причаститься от руки его как от руки Христа вечерявшего, и не рассуждать, и не испытывать о ереси Божьей – достоин или нет. Ибо всемирный учитель Павел к Коринфянам пишет: прежде «испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей». Да не всегда себе ест и пьёт, не рассуждая тела и крови Христовы. Смотрите же стригольники особенно же еретики, Как тот апостол Павел говорит: себя рассматривай, а не иерея Божьего, как говоришь, что недостойны и духопродавцы? Христос, зная Иуду, желая предать его на вечери от трапезы, не осудил его прежде суда. А ты кто есть, осуждающий чужого раба? Своему Господу или стоит или падает, силен Бог восставить его. Говорите – еретики. А где хотите попа взять себе? Если говорите, что и патриарх недостоин и недостойны митрополиты. По вашему слову выходит, ни единого нет попа на земле, который бы по нищете без даров церковных был поставлен. Но мыслью и верою исповедаемся и все причащаемся к соборной и апостольской церкви. А того же митрополита освятит нам патриарх. Того все чтим как Христова наместника. Также и епископ в коем же граде и области пресвитеры как апостолы Христовы. Вам же где есть поставить попа по своей окаянной вере? Не придёт Христос во второй раз воплотиться на землю, не сойдёт ангел освятить вам попа. Если бы вам ангел освятил попа, то и тому не подобает веровать по апостолу Павлу, сказавшему: если ангел вам благовестит не как проповедано – проклят да будет.

 

229 Говорят стригольники о нынешних святителях, о попах, недостойных тех служб. Не нестяжанием, но имением взимают у Христиан подаваемое им приношение и за живых, и за мёртвых. А не разумеют окаянные, что достойно принимать от подающих милостыню. Ибо сам Христос в дом закхеев вошёл обедать и подаваемое принимал. Если бы не принял Христос ни от кого же имения, – с чем бы ученики шли купить хлебов в город самарийский? Когда б сидел Христос на кладези, то какое бы серебро носил Иуда в ковчежце? И по вознесении Христовом апостолы, проповедуя имя Христово, принимали от приносящих, ибо многие продавали сёла и ценности, и цены их полагали пред ногами апостольскими. Ананиа же утаил от цены села и во зле умер с женой своей Сапфирой пред ногами апостола Петра. Ибо Апостол принимал от приносящих подаяния, от того требующим и сами от того получали себе пищу, и одеяние, не каменные же у них тела.

 

Вы же, еретики стригольники, укоряете ядущих и пиющих святителей и попов, называя их жидовскими христовыми трутнями, обзывая их человекоядцами и винопивцами, друзьями мытарей и грешников. А вы, еретики, так говорите, что сии учители пьяницы, едят и пьют с пьяницами, и взимают от них злато и серебро и порты от живых и мёртвых. И такими злыми словами окаянными прельщаете народ. И если будут, по вашему слову, недостойны святители и попы, но помяните слово Господне, где говорится: на престоле Моисеевом сели книжники фарисеи. Всё, что говорят вам творить – творите. По делам же их не творите, ибо говорят вам, а сами не творят. Вы же стригольники, почитающие святое евангелие, то слово преступаете, в котором сказано: покоряйтесь учителям. А которое сам Христос изрёк ученикам, то почитаете на укоризну священникам. А не разумея слова Христова, сказанного в этом евангелии: что видишь сучок в глазу брата своего, а у себя бревна не чуешь. Вынь, лицемер, вначале бревно из глаза своего. Помяни Павла, говорящего, что если бы сами по себе рассуждали, то не были бы осуждены.

 

230 Если и наихудшее кто говорит на епископа или на священника, никому не подобает отлучаться от приобщения их. Придёт испытаний суд за это извержение, ибо не человеческий у них дар, но святого Духа. Иже ради недостойных подаётся обычай тем ради с тёплой верой просящих. Ибо всех, сказано, Бог не поставляет, во всех же действует.

 

8) Блаженного Симеона Солунского

231 Как не всех хиротонисает Дух Святой, через всех же прочих действует, архиерей же и иерей, и духовный иной кто имеет служение, и всякий иной клирик, канонически хиротонисан и Божий истинный есть служитель, и спасения человекам диакон (т. е. слуга), и ангел Божий, и святыни преподателен и полон весь Божественного освящения же и благодати, и мзду от служения там многую примет от Бога.

 

232 Во всяком же, не по каноном хиротонисанном, архиерее, или иерее, или клирике, или духовного служения служителе, действует хиротонией благодать за приходящих к нему за спасением, и каждый по вере приемлет, и никто же не причастен: и хиротонисаемые от них хиротонисаны и разрешены от грехов, или связаны, разрешены или связаны и таинства же все, ибо не человек действует, но через орган (орудие) благодать.

 

В русском переводе см. «Писание св. отцов, и учителей церкви» т. II, стр. 146–147 в «Христианском Чтении» за 1857 г.)

 

233 Если увидит кто в каком иерее грех, великий говорит Василий, возвести о том ведущему архиерею. Пусть тот архиерей дело то и рассматривает. Но самому не должно дело сие иметь. Сообщи прежде церкви своей. Посему, пока не сам от себя самого иерей возбранится, не подобает его укорять, или возбранять, или отвращаться от него. Если же в себе самом сомневается кто, да идёт к иному иерею, ибо нет нужды без веры приходить. Положись на Бога и иерея принимай как орудие, имеющее совершенную святость и дарование многое, чтобы по вере благодать не через человека добродетельного приходила, но делалась только ради Бога.

 

В русском переводе см. «Писание св. отцов, и учителей церкви» т. II, стр. 171–172 в «Христианском Чтении» за 1857 г.)

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.