Статья 8. Без воли епископа никто не может священнодействовать — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Статья 8. Без воли епископа никто не может священнодействовать

2022-07-03 26
Статья 8. Без воли епископа никто не может священнодействовать 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1) Кормчая

157 Правило 39. Без воли епископа своего пресвитеры или диаконы, да не творят ничтоже, тому бо суть поручени людие господни.

 

Толкование. Недостойно пресвитеру или диакону, без повеления епископа своего, ни людей связывать, то есть отлучать, или умножать или уменьшать епитимью, то есть запрещение или что иное такое же творить, если не будет дано им от епископа о том писание, то есть принимать в покаяние, и вязать и разрешать, свене [кроме] того не могут ничего творить, поскольку люди господни поручены епископу, и тот хочет воздать слово о душах их.

 

То же и в главе 60, лист 605.

 

158 Правило 8. Сущии в жилищах, идеже живут нищии, или в монастыри, или во инех церквах причетницы, да суть под властью епископа градского. Если же кто не будет в воли епископа, да познает епитимию.

 

Толкование. Там, где живут нищие, в таких жилищах и церкви великие, и причет немалый бывает. Посему повелевает Правило: да и тех церквей причётники, и монастырских, и иных церквей, да будут под властью епископа города того. Если же не покорятся под ним быть, по своему самовластью: – причётники правильным запрещениям да будут повинны, монахи или мирские люди да будут без общения, то есть да отлучатся.

 

159 Правило 33. Иже поставления достоин, если и не священнического есть рода, или иного коего, да поставится; и при пострижении благословения не получив, на амвоне священных слов, да не почитает.

 

Толкование. Иудейским следуя обычаям в армянской стране, только одних от священнического чина в причет приемлют, но и ещё к тому не приемших благословения от епископа, и священного пострижения не имеющих священнопевцы творят, и на амвоне священные книги почитать людям повелевают. Потому обоих это правило отрицает, и повелевает хотящего в причет поставиться ни народу не показывать, ни испытывать, священнического ли есть рода или иного коего: но об одном только спрашивать: достоин ли? И никому не разрешать читать или петь с амвона, если от своего епископа благословения не примет, ни священного гуменца не пострижёт. Творящего же помимо этого повеления отлучает.

 

160 Правило 6. И помазания творение, рекше миру совершение, девиц освящение, и смирение в народе службы, от пресвитера да не будет.

 

Толкование. Святое миро творить и совершать, или освящать девицу, или совершенное прощение сущим в покаянии творить, так стоять им вместе с верными и божественных причащаться даров, пресвитеру не оставлять своего творения, но от епископа таковым подобает быть. А если глаголет правило освящать девицу, как от начала и доныне есть имеющийся у правоверных людей обычай, одну от дочерей своих обручать Богу, или сами некие девицы, желанием Божественным разжёгшиеся, обещавшиеся Господу девствовать во все дни жизни своей. И они приводимы бывают к архиереям, и архиереи освящают их молитвами, и жилище особое близь соборной церкви дают им, и место отдельное в церкви, да стоят поя и славя Бога: и храня их осторожно, и обо всех их нуждах заботясь. Такие же по-гречески аскитриями именуются.

 

Правило 7. Сущего в беде некоей иерея хотя примирить к святому жертвеннику, да вопросит епископа, и как повелит ему, да творит.

 

Толкование. Прежде писаное Правило от епископа прощению повелевает быть. Это же правило повелевает по воле епископа, и пресвитеру таковое творить, ибо глаголет, что если некто, находящийся в запрещении, заболеет к смерти, или в некую напасть впадёт, со вопрошением епископа, да разрешит его пресвитер от запрещения, и святых даров причастие даст ему; так говорит к алтарю примирение.

 

161 Правило 43. Кающимся против грехов епископ даёт запрещение: пресвитер же без воли его, не нашедши нужды, не разрешит кающегося.

 

Толкование. Епископы, от Бога приняв власть вязать и разрешать, по числу грехов и по обращению кающегося от греха, сам выбирает запреты. Пресвитер же без повеления епископского, ни умножить, ни умалить запрещения не может, ни кающихся в заповеди сущих разрешить, ни Божественных даров сподобить их, даже если и умер епископ.

 

162 Вопрос 14. Можно ли пресвитеру иметь духовных детей?

 

Ответ. Можно. И весьма достойно иметь духовных детей, запрещать и разрешать им, поскольку от духовной благодати власть приняли, вначале епископы, а потом и пресвитеры, от епископов повеление об этом приняли. Ибо эти известнейшие правители и к рассуждению помыслов мудры: ибо ими исповедания ради, оставление грехов бывает: а ему же не достойно оставлять, напрасны к таковому исповедания; говорит же и великий Василий в 51 главе монашеских книг: если есть нужда в исповедании грехов, иди к тем, кому поручено строение таин Божиих. Так говорит: в древности кающиеся к святым обращались, ибо писано в евангелии, как к крестителю Иоанну исповедали грехи свои.

 

К сему читай в 7 статье этого же отделения Седьмого вселенского собора правило 7 и Карфагенского собора правило 54 (стр. 91–92).

 

2) Св. Игнатия Богоносца

163 Подобает и вам повиноваться епископу вашему, и ни в чём ему не прекословить, ибо страшно такому перечить: ибо не его, видимого прельщает кто, но невидимого, который не может ни от кого быть прельщён и такое не к человеку, но к Богу возносится. Самуилу глаголет Бог: не тебя уничижили, но меня. И Моисей говорит: не на нас роптание, но на Бога. Никто из вознёсшихся против лучших себя не бывает без наказания. Не закону Дафан и Авирон противоречили, но Моисею, и живыми в ад снизошли. Корей же и единомышленники его на Аарона двести пятьдесят огнём сожжены были. Авессалом, отцеубийца, был повешен на дереве, и стрелами пробито злосоветное сердце. Аведдар также во главу усечён был за подобную вину. Озия дерзнувший против священников и священства, наказан был. Саул чести царской лишился, не дождавшись архиерея Самуила. Подобает и вам почитать лучших, и хорошо бы не только называться христианами, но и быть ими: не только называться, но и быть, благо творить. Если иные епископа нарицают, а без него всё творят: таковым говорит тот, истинный и первый епископ, и единый по естеству Архиерей: Что меня зовёте, Господи, Господи, и не творите, как говорю? Таковые не добросовестны, но лицемерами и прелестниками мне видятся. Поскольку дела конец имеют, и предлежит жизнь от хранения, а смерть от преслушания, и всякий, кто изберёт то или другое, на заслуженное место пойдёт: бежим от смерти и изберём жизнь. Два, говорю, образа в человеках обретаются: и один истинные златицы имеет, другой же ложные.

 

Благочестивый человек есть златица, от Бога начертанная, а злочестивый – златица ложная, нечистая, подмётная, переначертанная не от Бога, но от диавола соделана. Не как о двух естествах человеческих глаголю, но единого человека, который иногда Божий, иногда же диавол бывает. Если который человек благочествует – Божий есть: если же нечествует кто – человек диавол не от естества, но от своего произволения бывает. Неверные имеют образ князя лукавого: верные имеют образ Бога Отца и Иисуса Христа, поэтому если и не добровольно согласны умереть за истину по образу страдания его, но живут, пока жизнь его в нас будет. В описанных выше лицах, видел множество верных, и возлюбил их: советую, да в единомыслии Божии постарайтесь всё творить, с епископом во главе вместо Бога, а пресвитерами вместо собора апостольского, диаконом же мне сладчайшим в чину тех, которым вверено служение Иисуса Христа, который прежде век от Отца рождён был, Слово Божие, единородный Сын, и при скончании веков тот же пребывает, ибо царствию его не будет конца, говорит Данил пророк.

 

Все единомысленно друг друга возлюбим, и да никто же по плоти зрит на ближнего, но во Христе Иисусе. Ничтоже да будет в вас, могущее вас разделить, но присоединяйтесь к епископу, покоряясь Богу через него во Христе. Ибо и Господь без Отца ничего не творит. Не могу, говорит, я от себя ничего творить; так и вы без епископа ни пресвитер, ни диакон, ни простолюдин: ничего не творить из того, что явится вам благословно кроме его произволения. Ибо таковое законопреступно [есть], и Богу враждебно.

 

164 Удаляйтесь от вредительного былия, его же не Иисус Христос насаждает, но человекоубийца зверь, который не из сада отчего есть, но семя лукавого. Не для раскола у вас это пишу, но как чад Божия предохраняю вас. Те, кто Христовы, те с епископом, те, кто уклоняются от него, и общение любят с проклятыми, те с ними посекутся. Ибо не земледелие Христово они, но семя вражье, от него же да избавитесь всегдашними молитвами председящего вашего пастыря вернейшего и кротчайшего. Молю вас о Господе, тех, кто, покаявшись, обратятся к соединению церковному, примите их со всякой кротостью, да благостью вашею и незлобием, избавлены будут от диавольской сети, достойны будут о Христе Иисусе вечное спасение получить в царствии Христовом. Братия, не прельщайтесь. Если кто удалившемуся от истины последует, сей царствия Божия не наследит: и если кто не отступит от лжесловесного проповедателя, в геенну осуждён будет: ибо не подобает ни от благочестивых отступать, ни со злочестивыми сообщаться. Если кто по чуждому мнению ходит, тот не Христов, страстям его не сообщник: но лис и вор винограда Христова, с таковым не примешивайтесь дабы не погибнуть с ними, если и отец будет, если и сын, если и брат, если и присный, да не пощадит [говорит] твоё око его. Ненавидящих Бога возненавидеть подобает и вам, и об исчезновении врагов его заботиться: а не бить их или гнать как язычников, не ведающих Господа и Бога: во врагах иметь таковых, и отлучаться от них: увещевать же их и к покаянию призывать, – вдруг да услышат, и, может быть, покаются. Ибо человеколюбив Бог наш, всем человекам хочет спастись, и в разум истины прийти. Сего ради солнце одинаково сияет на злых и благих, и дождь льёт на праведных и на неправедных:

 

Такой же благости и нам подражателями быть хочет Господь, говоря: Будьте совершенны, как и Отец ваш небесный совершен есть. Я надеюсь о вас в Господе, как ничего иного разуметь имеете: сего ради дерзая, и пишу богодостойной любви вашей, моля вас: единой веры, и единой проповеди, и единой евхаристии придерживаться. Ибо едино есть тело Господа нашего Иисуса Христа, и едина его кровь за вас излияная; един и хлеб, всем ломимый, и едина чаша, всем раздаваемая; един жертвенник во всякой церкви, и един епископ с пресвитерами и диаконами сослужителями моими.

 

165 Возопих, в них же глаголах, великим гласом: не моё слово, но Божие. Внимайте епископу, пресвитерству и диаконам. Если же думаете обо мне, как бы предвидя разделение неких говорю: тому свидетель мне тот, с кем я связан, как от уст человеческих не познал, но дух поведал мне, говоря: без епископа ничего не творите. Плоть вашу как храм Божий блюдите, единство любите, разделения бегайте: подражатели бывайте Павлу и иным апостолом, как и те Христу.

 

Я же, если своё что сотворил, и как человек в единстве совершен, добавляю и сие: где разделение мысли, и гнев, и ненависть, там Бог не пребывает. Ибо всем кающимся оставляет Бог, если стекутся в единство Христово и к собору епископскому. Верую благодатью Иисус Христовою, что разрешит от нас всякий союз неправды. Молю вас, да ничтоже по рвению творите, но по Христову учению.

 

166 Все епископу последуйте как Христос Иисус Отцу, и пресвитерам как апостолам: диаконов почитайте, как по заповеди Божией служащих. Никто же без епископа что-либо да не творит от подобающих яже в церкви. Та известна Евхаристия да будет, что от епископа бывает, или от того, кому он повелит. Где явится епископ, там и всенародное множество да будет: как и где Христос [тамо] всё небесное воинство предстоит, как воеводе сил Господних и всего умного естества началоправителю. Не следует без епископа ни крестить, ни преложения творить, ни жертвы проскомисать, ни церковных пиров совершать; но только если оному возомнится по благоволению Божию, твёрдо и известно всё, что творить будет. Хорошо бы и в прочем прийти нам к Богу на покаяние, пока есть время. В аду же не исповедуешься. Вот человек, и дело его пред лицом Господа. Чти, говорит, сыне, Бога и Царя. Я же говорю: чти Бога как создателя всех и Господа, епископа же, как архиерея, образ Божий носящего, по начальству – Божий, по священству же – образ Христов: и посему почитать подобает и Царя. Ибо никто Богу лучший или близкий во всём, кроме него: ни в церкви что-либо больше епископа, освящённого Богом за спасение всего мира, ни кто подобнейший есть Царю в начальствующих, который миром и доброзаконием в начальствуемых управляет. Почитающий епископа, от Бога почтен будет: также напрасно бесчестящий его, Богом наказан будет. Кто на Царя возлагает руки, тот праведно достоин мучения бывает, как разоряющий общее благозаконие. Немыслимо более горшего достоин будет мучения тот, кто без епископа что-либо творить изволяет, единомыслие раздирая и благочиние возмущая, ибо священство есть всех благ в людях вернее, если кто на него неистово восстаёт, – не человека бесчестит, но Бога Христа Иисуса, который перворождён и един естеством Архиерей Отчий. Всё в нас с благочинием совершаются во Христе. Миряне диаконам да повинуются, диаконы – пресвитерам, пресвитеры – епископу, епископ – Христу, как тот – Отцу.

 

167 Подобает же женящимся и посягающим с волею епископа сочетаться, да брак будет о Господе, а не в похоти: всё же в честь Божию да бывает. Епископу внимайте как Богу. Равнодушен аз [желаю быти] иже повинуются епископу, и пресвитером [и] диаконам: с ними же мне часть да будет от Бога.

 

168 Подобает вам всяким образом славить Иисуса Христа прославившего вас, да в едином послушании будете совершенны, в той же мысли и в том же разуме, и да то же о том же говорите все: да повинующиеся епископу и пресвитерству, во всём будете освящены.

 

169 Вам подобает следовать с мнением епископа, пасущего вас по Богу, если же так и творите сами, умудрившись от Духа: ибо достоименное пресвитерство достойно сущее Богу, так согласует епископу, как струны гуслям. Так и вы связаны единомыслием и согласной любовью ей же есть начальник и хранитель Иисус Христос, все один лик составляйте, в согласии и единомыслии сочетание Божие принимая, едины будьте в согласии с Богом Отцом, и возлюбленным Сыном его Иисусом Христом Господом нашим. Ибо дано им, по слову, Отче святой, как я и ты едины, да и те в нас едины будут. Подобает и вам в непорочном единстве соединившимся с Богом, подражателями быть Христовыми его же и членами стать, в скором времени таковое общение возымев с епископом вашим, не человечески, но духовно: снова и снова прошу вас: придерживаться его, как церковь Господа Иисуса, и Господь Бога и Отца своего, да все в единстве согласны будьте. Никто же не льстит себе: если кто не внутри жертвенника будет, то лишается хлеба Божия. Ибо единого и второго молитва такую силу имеет, да Христа в них поставит, особенно если епископа, и всей церкви молитва общая, восходящая к Богу, испросит податься всем, кто во Христе, прошениям. Всякий, отлучающийся от таковых, и не сходящий на совет жертв, и в церковь первородных написанных на небеси есть в коже овчей, бывает кротким. Постарайтесь, возлюбленные, повиноваться епископу, и пресвитерам, и диаконам, ибо таким образом повинуется Христу и слушает учредившего их. А иже противится им, противится Христу Иисусу: противящийся же Сыну, не узрит Бога, ибо спорлив и горд, если не повинуется лучшим. Гордым же, сказано, Бог противится, смиренным же даёт благодать. И ещё: Гордые закон преступают от зла. Говорит же и Господь к священникам: Слушаяй вас, мене слушает: и слушаяй мене, слушает пославшего мя Отца; отметаяйся вас, мене отметается, а отметаяйся же мене, отметается пославшего мя. Если видите молчащего епископа: [толико] больше его бойтесь. Ибо всякого, кого посылает домовладыка на своё домостроение, так его подобает вам принимать, как самого пославшего. На епископа как на самого Бога подобает взирать, когда Господь предстоит.

 

170 Стойте, братья, крепко в вере Иисуса Христа, и в любви его, в страдании его и воскресении. Все благодатью поимённо собирайтесь обще, в единой вере Бога Отца, и Иисуса Христа, единородного его Сына, иже есть и перворожден всей твари, по плоти же от рода Давидова: наставляемые Утешителем, повинуясь епископу и пресвитерству, единомышленны, один хлеб преломляя, который есть врачевание бессмертия и противодаяние не умирать, но жить в Боге Иисусом Христом, чистительное и изгонительное злых пороков.

 

171 Пресвитеры! повинуйтесь епископу, диаконы – пресвитерам, простолюдины – пресвитерам и диаконам. Равнодушен я к тем, кто хранят сие благочиние, и Господь да будет с ними во веки.

 

172 Вот, братья, от любви к вам вынужден написать, к славе Божией увещевая, не как чужой, но как брат. Повинуйтесь епископу, пресвитерам, и диаконам. Любите друг друга во Господе, как Божие подобия.

 

173 Ничего без епископов не твори: ибо они священники, ты же – слуга священнический. Они крестят, священнодействуют, хиротонисуют, рукополагают; ты же им служишь, как Стефан святой в Иерусалиме Иакову и пресвитерам. О собраниях беспокойся, всех поимённо собирай.

 

К сему читай выписку из этой же книги во 2 статье этого же отделения, под числом 1, (стр. 67) и в Прологе 10 марта о чести священников, лист 51 оборот.

 

3) Матфея Правильника

174 Как не подобает причётником делать что-либо без воли епископа, Святых апостолов 39 правило пресвитерам и диаконам повелевает не делать ничего без воли епископа, как единого, к тому поставленного, предстательство за людей принявшего и слово о душах их и грехах хотящему дать. Говорю же – решать и вязать грехи и сокращать или увеличивать запрещения.

 

Подобно сему и состав 40, глава 9.

 

4) Константина Арменопула

175 Без причины отторгнувшийся от епископа, и с иными соорудив жертвенник, если позовут, не послушает, тот с сообщниками своими да низвергнется. Принявшие такие жертвы да отлучатся. И снова, если пресвитер не уважает своего епископа, раздор сотворит, анафема будет.

 

176 Иерей или диакон да ничего же не свершает мимо воли епископа.

 

177 Не по воле епископа в молитвеннице, внутрь дому сущей, принося или крестя, да низвергнутся.

 

178 Священник или клирик без повеления епископа да не путь шествует.

 

179 Помазание творение, и девиц освящение от пресвитера да не бывает.

 

180 Если же кто, бедствуя, епископу не присутствующему, попросит примириться с жертвенником, епископа да вопросит, и по слову его да творит.

 

181 Через волю епископа или пресвитера церковное делающему – анафема.

 

5) Блаженного Симеона Солунского

182 Да преемство присно пребывает благодати от Христа в нас, ни миро без мира не совершается, ни хиротония без мира: тем же и священство с миром бывает, а посему, знай: на жертвеннике предлагается и совершается миро. Без жертвенника же не можно совершиться. Жертвенник же изначально помазан миром, и через то постится. Миром же и миро совершается. И опять через архиерея миро священнодействуется, а без архиерея не можно. Сей же помазан миром в крещении, и хиротонию имеет благодатью Духа. И друг от друга дары даются. Посему того же и единого в Троице Бога дары, и хиротонии же миром бывают, как сказано. Ибо те в жертвеннике совершаются, жертвенник же миром помазан и без жертвенника никто из православных не хиротонисуется: ибо миром и хиротония иереев собственно и хирофесию (руковозложение) и призывание Духа имеющая. Новосекут же иже миром в хиротониях законно помазываемые латины, и без жертвенника рукополагаемы, и бездарнейшие те. От епископа только миро совершается, как и в таинстве (в совершении) мира сие написано, как святителен епископ и совершенную имея благодать Духа; и ради сего, и преподательной обилует Божественных светов благодатью: сие есть дар, дарованный для подражания Отцу светов – Богу.

 

183 Тем же и семь священств обносит по числу Божественных действ Духа: крещение, миропомазание, чтеца печать, хирофесия иподиакона, хиротония диакона, пресвитера, и епископа. В них совершённый, преподательную одну имеет благодать. Потому одинаково и хиротония, и миро действуют, через эти же два достигает всюду и всем той (сам) действует, Бога подражая, и того обилуя благодатью. Ибо архиерей есть, всё через иереев и прочих клириков [хиротонствовав тех] действуя в таинствах, и Дионисий так говорит.

 

184 Иерарх же, свещателен есть, как образует Отца светов и того богатит (подражает) мощь, и всякий чин, и всякое таинство, и всякое совершение через того. Ибо тот и крестит, вместе и миро действует, и народослужительное и совершательное совершает, и святить хиротонией может, и прочитать, и петь, и монашествующих устроять, и посещать дома́, и степени подавать и к браку спрягать и действующих составлять и всё творить благодатью христовой может. Ибо как от источника света, всё Церковное через него совершаются: тем и святителем именуется епископ.

 

185 Подобно же и духовного отечества служение не подобает дароваться монахам простым, хиротонию не имеющим. Поскольку только священнейшее сие, как одних епископов есть, а не пресвитеров, как каноны глаголют. А если пресвитерам действовать, таковое по нужде бывает, при его отсутствии, но с повеления епископа. С самыми большими грехами, такими как отречение от веры, грех убийства, падение священников, у епископа исповедаться подобает. И с иными грехами прибегают к опытному исповеднику, и всё делают с волей епископа, потому как у епископов дела особые.

 

186 И про поучительное писание, говорят, что от пресвитера не может быть ни поучения, ни заповедания.

 

С чего бы пресвитеру такое внимание, и запрещение от канонов?

 

– Разве может ему быть дано без священства?

 

Но подобает ему и исповеди принимать, и благословлять, и молитву прощения прочитывать, и прощать, и запрещать, и достойных приобщать Божественных таин, и как действовал бы, не имея священства? Может, скажет кто, – ради воздаяния? И чтобы возносить его архиерею? И какая нужда? Это не так. Ибо, если так о пресвитерах каноны говорят, то как по нужде служат при отсутствующем епископе? и попущением епископа, как сие действует не принявший священства? Потому, глаголют отцы, от апостолов благодать сия есть.

 

– Апостолов же благодать имеют епископы, а не пресвитеры. Пресвитеры же от семидесяти имеют, – снова говорят те. Тем же и крестившимся от Филиппа, одного из семи диаконов в Самарии верным, Пётр и Иоанн руку возложили и отошли: да примут Духа Святого: если же миро от епископа только бывает, то его благодати не имеет пресвитер, и диаконы же не должны поминать каноны в величайшем сем служении.

 

Если пресвитеры без повеления не имеют свободы, и диаконы канонов не поминают, то как иной простец, совсем священства не принявший, послужит сему таинству, и священному покаяния служению?

 

В русском переводе см. «Писание св. отцов и учителей церкви», т. I, стр. 90–91, 208–209, 312–314, в «Христианском чтении» за 1856 г.

 

187 В алтаре хиротонисующие на три чина разделяются: Епископа, Пресвитера, и диакона, и святителем называемого, явленного архиерея и преподателя Божественных светов. Всё приемлют через него, хиротонии и печати иереев и клира, и освящение храма, крещение и оставление грехов, таинств же общение с людьми: всё как из источника света епископской благодати.

 

Ответы на вопросы митрополита Пентапольского Гариила

188 Вопрос 36. Архиереи разрешение дают монахам помыслы принимать, которые и без священства благословляют и прощают одинаково. Разве это благо?

 

Ответ. Слышал и я, что монахам простецам даётся от архиереев разрешение помыслы принимать. Я же и прежде говорил, и ныне говорю мысль мою и дерзаю, по отцам говоря, что это дело есть священства: и от архиереев, и иереев подобает этому действоваться. Никак же от простецов. Если негде нужда какая за отсутствием иерея принудит соделать и монаху влаянием (поощрением) архиерея благоговейному и знающему священные законы Божии, то есть каноны. Иначе же только принять помыслы да возвестить епископу, или да рассудит душеполезное что ищущему, но не прощать и разрешать. Иначе же тот будет хоть и священствующий священник не сый (без священства) и крестить, и благословлять, и прочее творить, что церкви чуждо.

 

189 Аз есмь, глаголет, свет мира. И ученикам же: вы есть свет мира. Чрез то и преемники тех – архиереи, благодать как свет всем преподаётся. Иереи же той благодати не имеют, но только священнодействовать могут и крестить, а без архиерейской мощи (силы) не творят мира и хиротонии.

 

См. «Писания св. отцов и учителей церкви», т. II, стр. 17, 162, 163, в «Христианском Чтении» за 1857 г.

 

К сему читай в этом же отделении, в 1 статье, под числом 2, выписку из сей же книги, 77 главу (стр. 59) и 33 вопрос (стр. 64), и во 2 статье, под числом 4 (стр. 70).

 

6) Потребник Иоасафовский, Иноческий и Мирский

190 Подобает же духовным об Иисусе ведати, еже от духовного и канонического рассуждения грехи тяжкие и недоуменные исправлению кающегося, к епископам и к совершеннейшим, и благоразумнейшим препосылать. В неких же с искуснейшими советоваться не стыдиться, иереев же и протодияконов грехи, которые извержения томление наводят, епископскому суду подлежат, да не дерзает духовник разрешать их, потому как невозможно хиротонисать, таким образом падшего на священную степень не возвратить. Ибо если в грехах извержения сущему священнодействовать простить и попустить есть то же самое, что возводить на священство.

 

191 Если кто без повеления местного епископа дерзнёт принимать помышления, и исповеди, тот по правилам казнь примет, как преступник Божественных правил. Он не только себя погубил, но и тех, кто у него исповедался. По сути, и не исповеданы они, и те, кого разрешил или связал, по сути, не исправлены.

 

192 Иные попущением Божиим в такое приходят дерзновение, как неверие и злочестие. Ибо неверие есть вещь таковая, чтобы без священства принять хиротонию, священное действовать. Нет слов для осуждения таких, ибо это дело горше и самых тех нечестивых бесов, преобразующихся в ангела светла, но не сущих и на Божие лицемерящих, безбожных же и противных Богу. Такие не только великое и несчётное томление подымут, на Божественное так зло восхулив, что ни слова Божественного от них, ни Божественного дела, ибо благодати рукоположения не имеют. Но и месть примут иную, за прельстившихся от них, или негде крещёных, или рукоположенных. Ибо сии по сути не хиротонисаны, не крещёны. Ничего не может дать не имеющий, ничего не возьмётся от не имеющего, хоть и думается, что взято. Тем же и прельщены бывают, и веруют, что уже и крещены и священниками стали, но нет! И крестивший их повинен в их погибели. Не может человек иметь того, что не принял от Бога. И вместо уже сказанного не может творить ничего. И в духовном же служении вновь согрешает, действуя без рукоположения, без позволения и без заповеди святительской.

 

193 Говорит и святой патриарх Николай, Богом произведённый: Имеют архиереи власть запрещать и решать, как и святой собор определил, как закон вязать и решать от Бога приняли.

 

194 Иже не священники те иноки, малоискусные, принимающие неких помышления, и связующие и решающие. Да знают, что не по правилам сие творят, и ни во что же есть. Ибо святые отцы даже священникам не позволяют без повеления архиерейского примирять кающихся, как шестое, и сорок третье Правила Карфагенского собора изъясняют.

 

Вопрос. Можно ли неосвящённому иноку, или освящённому исповеди человеческие принимать самовольно, или нет?

 

Ответ. Сказал Господь апостолам: вы есте соль земли. И елика свяжете, и елика разрешите на земли, разрешена суть на небеси.

 

Тем же от Божественных отцов наших узаконено, что исповедующимся примирителями бывают епископы, принявшие апостольское место от Бога. Освящённый же инок, тем паче неосвящённый, помимо воли епископской исповедующегося примирить с Богом не может. Ибо только освящённые, по повелению епископа, исповеди человеческие могут принимать. Не священному же иноку, если искусен, дана власть примирения, если только себя самого соблюдает, и исповедующихся с Богом да примиряет.

 

195 Молитва, которую дают епископы духовным отцам, принимающим людей на исповедь:

 

Смирение наше от благодати, и дара, данного ей, от Всесвятого животворящего, и совершающего Духа, возлагает тебе, во священноиноцех честному отцу духовному, имярек, духовного отчества служение. Должен ты с весёлым и тихим лицом принимать, к тебе приходящих исповедаться и ни чем, ни единого тяжкого вздоха, ни удивления, какими бы тяжкими не были их согрешения. Но наипаче сладким лицом взирать на них и словами, привлекающими к беседам с ними, дабы из глубины сердца открыли свои грехи, которые канонисать предстоит, и законно испытывать, как Божественные и священные правила вещают, кому-то давать приличное по правилу целение по мере лиц и силы, вязать, если нужно, или разрешать, если разрешению достоен. Впрочем, Божественное не передаётся без всякого приятия и дара. Подобает же тебе и иноков постригать в малый образ и великий, с законным их назиранием, то есть, с приемником, и Божественными молитвами. Но и в священство сан возводимых также должен испытывать, но таких испытывать осторожно, апостольские и правильные подбирая слова. Да не с леностью и утайкой чего-либо, иначе и ты приобщишься к чужим грехам, по Божественному говорить апостолу, для чего и дана тебе книга нашего смирения, и утверждения.

 

То же и в Потребниках: Иоасафовском Мирском на тех же листах, и Иосифовском 7160 г. в Номоканоне, лист 666,668, 701, 715, и 727, в Киевском и Львовском Номоканонах, и в Макарьевской Минее, месяц Август. Рукопись Синодальной библиотеки 1, лист 717 оборот, столб. 2.

 

7) Катехизис Великий

196 Вопрос. Сколько есть таинств?

 

Ответ. Семь.

 

Вопрос. Какие?

 

Ответ.

 

1) Крещение.

 

2) Утверждение или хрисма, то есть миропомазание.

 

3) Священничество, то есть рукоположение или чин причётнический.

 

4) Божественное причащение, то есть благодарение.

 

5) Исповедание, или покаяние.

 

6)Законный брак.

 

7) Маслосвящение или последнее елеосвященное помазание.

 

197 Вопрос. Кто может эти таинства строить?

 

Ответ. Никто кроме святителей хиротонисанных, им же дана власть на это от Господа Бога рукоположением наследников апостольских. Ибо разделил Бог в церкви на саны и строителей, как святой апостол Павел говорит: и той даде овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, но все – апостолы. И в ином месте говорит: никто же сам собою честь приемлет, но званый от Бога, как и Аарон. Если же в ветхом завете никто не дерзнул без освящения строить тайны, тем более у нас и думать о том не моги. Сего ради Господь на тайной вечери апостолов своими священниками сотворил и по воскресении своём повелел им все народы крестить, и дал им власть отпускать грехи.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.