Статья 8. Несправедливо то мнение, что восточная церковь, находясь в плену, утратила благочестие — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Статья 8. Несправедливо то мнение, что восточная церковь, находясь в плену, утратила благочестие

2022-07-03 39
Статья 8. Несправедливо то мнение, что восточная церковь, находясь в плену, утратила благочестие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

а) Книга преподобного Максима Грека

62 Константинопольского же вселенского патриарха, во всяком православии и благозаконии Божьей благодатью даже и доселе сохраняемого рукоположения, почему и сторонящейся изменений, да ещё обещавшейся своим рукописанием осторожно блюсти священные каноны святых апостолов и семи соборов вселенских, где от них научаемся не отлучаться от своего патриарха, являющегося предстоятелем православной святейшей Божьей церкви. Если вдруг Божиим праведным судом по грехам своим отойдёт царь от правоверия, а вместо него придут мучители и гонители христиан, то тогда избегай константинопольского рукоположения, ибо главное – знать, что святое никогда не бывает скверным и не принадлежит нечестивым. И тому убеждаемся во все века, и мало чего хорошего у них от спасова вознесения, до великого царя Константина, нечестивых христиан гонителей, всей вселенной царствовавших и управлявших. А святая Божия церковь как солнце сияет посреди нечестия, бесчисленными чудесами и силами Святого Духа преукрашаема, и ни един никогда народ не отлучился от неё, как оскверняемой влиянием нечестивых, как же ты нехорошо придумываешь, потом да научится преподобие твоё, что это святители царей и помазывают, и венчают и утверждают, а не цари святителей. Посему и руки их с желанием и благоговением целует как освящённых Богу вышнему, и главу свою преклоняют, как и прочие народы, знамением честного креста знаменуется от них.

 

63 Потому-то, если изгоняются Божиим судом мирские царствующие, но духовные царствуют, не бывают отвергнуты от руки и благодати, но пребывают и утверждаются, сохраняемы благодатью Божией во всяком православии посреди нечестивых. Ибо похвально есть, чтобы отвращаться еретиков, так же постыдно и не спасительно отлучаться от православных архиереев.

 

64 О том же изволил беседовать со мною недавно, говорил, что скоро великой будет и Иерусалимом наречётся, царствующим градом благоверной Руси великоименитая Москва, ибо старому Иерусалиму, непотребным ставшим уже, за многие годы владения им нечестивейших сарацинов. Об этом хочу несколько поговорить с твоим благоговением, честнейший отче, ибо, думаю, неправильно, если не отторгну от твоих мыслей такие сомнения.

 

Посему начинаю, не завидуя такому наречению преславнейшему граду Москве. Нет во мне такого неистовства, ибо я изначала и возлюбил, и почитал славный град Москву, и всегда люблю, и всегда с многою честью молюсь о нём, о лучшем и полезном ему, и о пребывании и утверждении благочестивой державы его в бесконечные веки, но хотя напомнить тебе, как святые никогда не губят святыни своей, которую получили от сходящей свыше на них Божественной благодати. Даже и из городов, захваченных нечестивыми, судьбами Божьими непостижимыми, нераскаянно священными словами глаголют дарования Божии, и звания его. И второе, как по достоинству почитать некоего или человека или град, или страну. Досаду, а не славу, не похвалу прилагает, по Божественным отцам, если погубит святыни свои, в святых Божиих церквах содержащиеся. Подобает тебе мудрому и искусному в святых писаниях это ведать.

 

65 Оно же потому к тебе переходит такое, что если и на многие годы захвачен святой град Иерусалим безбожными сарацинами и всяческими их беззакониями оскверняется святой град тот, а не и святая святых, говорю так, поскольку там Божественный храм Воскресения Господа и Бога нашего Иисуса Христа, и прочее священной и честной церкви же и обители, которые и окрест его сооружены благочестивыми. Но благодать распятого и погребённого и воскресшего великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа пребыла освящающаяся и прославляющаяся преподобнейшими добродетелями и деяниями богоугодными Богоносных отцов, архиереев и иереев, и преподобных иноков и свидетельствует слову сему собравшийся, при Софронии, святейшем патриархе Иерусалимском, священный собор в том граде, который и проклял безумную единовольных ересь. Так же и другой собор священный, собравшийся в том же граде на иконоборцев, который Духом Святым просвещён, писал многострочное послание учительное, вкупе и обличительное, к Феофилу, царю греческому, иконоборцу бывшему, дабы этим увещать его отступить от мысли неподобной. Сие сотворено премудрым Иоанном Дамаскиным, так открыто и пресветло величающим светлейшего нового Сиона: радуйся Сионе святый, мати церквам, Божие жилище, ибо ты первый приял оставление грехов воскресением. Столь премудрый учитель Святого, и матерь церквам, и Божие жилище, и весть и именует. Мы же недостойно мним нарицаться впредь ему Иерусалимом за многие годы обладания им безбожными сарацинами. И оскверняться не ему, но им, злочестивым и зело скверным, в нём живущим. Подумай же – как тогда оскверняются города благоверных, и содержимые в них святыни, когда живущие в них верные, отступив от Христа Бога, благочестивой и непорочной веры, и честного жительства, воспримут Богомерзкие и всескверные обычаи и бесовские учения безбожных агарян? А пока крепко держатся Христа Бога благочестивой и непорочной веры и за ту веру в Христа и любовь доблестно терпят всякие скорби и различные нападки, наносимые им от безбожных агарян или злочестивых еретиков: города их уподобились темницам, в них же издревна затворялись Богоносные мученики, а сами подобно им страдая, как исповедники и живые мученики, и в лепоту нарекутся, по глаголющему Божественному ответу: блаженны изгнанные правды ради яко тех есть царство небесное. Блаженны, когда поносят вам, и изгонят вас и рекут всяк зол глагол на вас, лжуще мене ради, и прочее известное.

 

И блаженный апостол Пётр: если поношаемы бываете имени ради Христова, блаженны есть, ибо дух славы Божией почивает на вас. Ещё и то вспомни – сколькими мученическими кровями наполнили мучители и гонители по всей вселенной города и страны и веси благочестивых, и какими сквернейшими и Богомерзкими идольскими жертвами осквернили их: но благодать Спаса Христа, и непобедимая Божественная сила его, никогда не престала, пособляя гонимым в них, имени его ради, и прославляя их всяческими неизреченными чудесами и духовными дарованиями. Не осуждай и не уничижай священный этот и Богом изначала возлюбленный град, о нём же сам неложный говорит: как избрал Господь Сиона, и изволил его в жилище себе. Се покой мой в век века, здесь вселюсь, яко избрал его. Такового, Богом возлюбленного, не лишай его нареченного ему свыше священного именования, пока в нём православно поётся Отцу и Сыну и Святому Духу, святой покланяемой и вседержительной Троице, единому Богу, от него же на показание и извещение православной в него веры, на посрамление же всех Богопротивных иудеев и безбожных агарян, ниспосылается во все веки свет святой, огонь невещественный, возжигая висящие кадила над живоприемным гробом Спасовым, в навечерие великой субботы. Не только тот город называется Иерусалимом, но тот, что и всей вселенной обладает. Есть Иерусалим на земле, и единая земля иудейская. В ней же Христос родился, и в Иордане крестился, и на горе Фаворской преобразился, и на Голгофе распят был, и погребён тут же, поблизости, и в третий день воскрес; и 40 дней с учениками своими пожил по воскресению, и от горы Елеонской на небеса вознёсся; оттуда же и ниспослал, как обещал Духа Святого, на святых своих учеников, и ими всю вселенную осветил дарованиями его, таким образом собрав все языки в единую благочестивую и непорочную веру единомудренно славящих святую и поклоняемую Троицу, ей же подобает всякая слава, честь же и поклонение, в бесконечные веки веков. Аминь.

 

2) Книжица о вере

66 Если и попустил Господь Бог судьбами своими ими же един Сам весть, граду святому иерусалимскому разориться, и поганым обладать им, но вера истинная всяко ненарушима и не отвержена пребывает, если и поганые царством земным владеют; верой же один царь царствующий Христос обладает как не в промысле людском, не в мудрости человеческой истинная вера состоится, но в силе Божией. Всмотрись в недоведомые судьбы Божии, в несказанные благости и милосердия щедрот его. Как правоверные, от своих всегдашних развращённых христиан терпя поругания и досаждения, не отходят от истинной веры и по ухищрениям оных в зловерие не уклоняются? Как, опять же, среди чужих и безбожных агарян пребывая, Божиим промыслом невозбранно истинную веру и непорочный закон Господень цело и невредимо соблюдая, исполняют? Воистину сила Господня как апостол говорит, в немощи нашей совершается? Явно же видим как невозбранно от супостатов настоящих в Иерусалиме офера (т. е. жертва) от христиан Господу Богу всегда приносится, как чудо Господне удивляет и в ужас приводит супостатов. Ибо каждый год в свидетельство единой истинной веры в день светлого тридневного из мёртвых Воскресения Христова, у гроба Господня огонь, свету подобный, сходя запаляется, от него же и свечи всех народов, в Иерусалиме бывающих, как много десятков языков свидетельствуют, и сами агаряне, то бишь турки свидетелями тому ежегодно бывающие, вызнавают (т. е. признают). Одни только римляне видя не видят, и ушами не слышат. Но ещё упрекая и прочим клеветать не устрашаются, глаголя, что ложь это и фальшь (т. е обман). Впрочем, и наипростейшему всякому об этом рассудить латвей (т. е. легче): может ли такое долгим временем многие тысячи лет, лжи или фальши состояться? и от таких многих народов розмаитых (т. е. разных) языков обличённым и раскрытым не быть, если бы не сила Божия укрепляла и супостатам возбраняла? Мы же, с пророком радуясь о том, говорить не перестаём: просвещайся, просвещайся Иерусалим, ибо пришёл тебе свет, и слава Господня на тебе воссияла. Ото (т. е. вот) тьма покроет землю, то есть света сего роскошь любящих заслепит, и мрак на языки. А в той не явится Господь, и слава его в тоё не досветчона (т. е. увидена) будет, и пойдут народы светом твоим, и короли светлостью росвецения (т. е. возблистания) твоего, и прочие все. И снова, и будут цари поителями твоими, и князья – кормителями твоими, и до земли ниц поклонятся, и прах ног твой оближут.

 

67 От того и закон Господень, и благочестивая вера христианская непорочны, и церковное предание святых апостолов, и вселенских соборов, во вселенной как солнце сияет, и на местах святых жертва Богу всегда от христиан приносится. Если и поганые земным царством совладеют, но верой христианской един царь царствующих Христос владычествует.

 

68 Святейшие вселенские патриархи, и прочие благочестивые христиане, промыслом и помощью Божией укрепляемы, живя среди поганых как овцы меж волков, ничем не повреждаются, но всем правоверным повсюду во вселенной пребывающим образом и светильниками вере бывают.

 

Как и в последней нищете и в поругании бывая, веры не изменяют, во всём подражая начальнику и свершителю веры – самому Христу Спасу, истинному Богу нашему. И многие от них мученически кровью венчаются, но всяко не соблазняются, даже и тленного сего царства отпадая, сим паче лучшего небесного наследниками быть сподобляются.

 

3) Книга Кириллова

69 Если и поганые царством земным владеют, и места те святые захватили, но верой христианской един царь царствующий Христос Бог владеет, и его же милует, того от вечной муки избавляя, временно наказует. И как отец в этом благоволит, поганых же и еретиков, и вообще безбожных жидов, им же попуская святые вещи хулить и сквернить, на вечную муку направляет.

 

70 Глаголют (латиняне), погубила царство восточная церковь. Горе и прелести? На это отвечаю: первое, что ни сегодня, ни вчера того не было. Второе, что и царство обогащает православная вера, ибо и московский державный царь православный, и твоё начало пресветлое, княже (Василий Острожский), и многие на востоке и западе в православной вере начальствуют. Третье, что и не христиане; христиане, лишения ради земного суетного царствия; как сам Спаситель сказал, – царство моё не от мира сего. Что же и само священное евангелие, не объявило ли нам, что мира сего царствие, – искушения диявольские, простираются в отступлении от Бога. Из-за этого искушения удаляемся от своего спасения, не научили нас истинно кланяться самому Богу, как на ничто взирая на земную славу, и сладости телесные. Если же будет, как глаголют, смирится церковь восточная, земного царства лишена бывши; но не согласен, не в этом случае. Не есть ли виною римский папа, который церковь превращением разодрал и разлучил братию, легко как противник, творя приступ на восточных. Но да будет, яко смиришася которые в церкви отсекши внешний мир. Что глаголете? К отступникам снова говорил. Не видели ли, не слышали ли, не возвестилось ли вам, как Христос, сам глава церкви, жил? Или украшался златотканными некими одеждами, и многоразличными домов зданиями, или трапезами многоценными, и светлыми некими дароношениями, и иными житейскими прелестями, и царства земного призраками? Не нищ ли был Спаситель? не странен ли? не был ли в гонениях, в бедах, уничижении, в клятве, в поруганиях, в тесноте, в язвах, в смерти, в оклеветаниях? Своим же здешнее ли царство обещал угодья телесные, или живота сего корысть? Более како не чудитеся, как восточному царству пременьшуся, благочестия же правость Богу соизволяющу пребысть непреклонна. толико еще яснейша, который и кроме царства царствует, спасовой благодати в немощех наших совершающися. И царствует христова церковь, посреди мучителей нечестивых, как лилия, посреди терний цветущая, не мудростью человеческой стяжав крепость, не богатством, не насилием распространяема; но самою рукою Божией.

 

Как же это не велико, как не чудно, кого бы не удивило? Как мучительство папино против христовой церкви и начальниками цветущее, и светлыми надеждами уловляющее, и богатством обтекающее, и огнём и железом всячески устрашающее и попаляющее? Однако преклоняется, и своими ущи пренебрежено. Церковь же Христова отовсюду утесняема, воюема отовсюду явными художествами и тайными хитростями, однако пребывает непоколебима, держась и невредимо соблюдая веру, что приняла оттуда от священных апостолов, и Богоносных отцов. Обратитесь, юноши, от прелести, обратитесь, сыны отступившие, и в неких винах погрешившие, полагая уклониться от обличения, в таковую пропасть ввергаетесь. Отмойтесь от всякой нечистоты, и не погубляйте собою сокровища веры. Лучше вам будет, гораздо лучше прилепляться к дому господню, по Богоотцу Давиду, нежели жить в селениях грешников.

 

4) Книга о вере

71 Святая восточная, в грехах обретённая, церковь правым царским путём, хоть и весьма тесным, но, однако, от Иисуса Христа, Бога и Спаса нашего, и истинных его наследников утверждённым, ни направо, ни налево с пути не совращается, в поданном от Господа Бога крестном терпении; и ни в чём установления спасителя своего, и блаженных его учеников, и святых отцов предания, и семи вселенских соборов, Духом Святым собранных уставов, не нарушает, не отменяет, и в малейшей части не отступает, ни прибавляя, ни отнимая что, но как солнце одинаково лучей правды всегда, если и в неволе пребывая, светится правою верою. А чтобы лучше православные христиане, в той мере ведомость могли иметь, как стадо Божиих овец, в Греции живущих, если телесную чувственную, от телесного и чувственного врага неволю терпит, но веру истинную, и совесть свою чистую и нескверную, царю над всеми царями и Богу сохраняет. Ибо ничего турки от веры, и от церковных чинов не отымают, только дань грошовую от греков собирают. А в делах духовных и в благоговении нимало не разбираются, и в то не вмешиваются. И как люди Божии, когда в работе египетской были, от веры не отпали, и первые христиане, за триста лет в тяжкой неволе будучи, веры не погубили, таким же образом и в нынешнее время, в неволе турецкой христиане веру православную в целости соблюдают. А если кто хотел бы о том лучше разуметь, прилагаю здесь слова от послания святой памяти Мелетия, патриарха Александрийского, до границ наших в лето 1597 писаные, который такую о нынешнем постановлении церкви Божией, в Греции бывшей ведомость истинную, такими словами свидетельствует: «Или имеете удивляться сему как на востоке, хоть и царство уничтожено, однако же, вера православная, волею Божией стоит, и пребывает нерушима, ибо веруем, как Бог милосердый никогда не оставляет рабов своих, но, тем светлее и яснее сияет благочестие христианское. И особенно в искушениях без царства распространяется, если благодать Божия совершенно господствует, посреди безбожных мучителей, и как лилия процветает меж терниями, силу приемля не человеческой мудростью, как некие хитрецы утверждают, не богатством, ни силою укрепляется, но самою рукою Божией защищена. Ужели не достойна удивлению сия превеликая вещь видится вам?»

 

Это были слова Мелетия Патриарха, их же для того здесь привели, чтобы правоверные христиане знали, с каким умыслом, с каким смирением и благодарением тот терпения крест истинные хвалебники Божии, в Греции живущие, на раменах носят как причину своего временного печалования, на непостижимую судеб Божиих глубину возложив, неизреченной благодати промыслу Иисусовау милосердию его пресвятому это причитают, как по неизреченной своей судьбе, среди своих врагов, как же Даниила среди львов, без всякого сомнения, и без ущерба в вере, дивным своим прозрением сохраняют. И здесь всё просто ибо сие в Божественном писании положено: иже кого любит Господь, того и наказует. Потом, да заградятся всякие уста, глаголющих неправду гордынею и уничижением, на смиренных греков.

 

72 Однако же помощью господней в восточней церкви имеем четырёх верховнейших пастырей, по подобию четырёх евангелистов, из них же никогда и ни в чём один над другим начальником себя не ставил, и большего и правого в любви суда не приписывал, братски же в покорении Христу живут. И тех не как главу всего мира, но как честнейших членов христовой церкви почитаем. И если бы хоть один от них упал, и всю паству свою в ту же яму вверг, всё равно, православную церковь ни в чём не смог бы соблазнить, потому как есть ещё три, равные ему, пастыря, свободных от того падения, истинную и, бессмертную имеющих над собою главу Христа, Спаса нашего, Бога. И если бы и случилось когда таковое заражение, или не восхотел бы покаяться, то как гнилой член отъят, и прочь отвержен будет. Но римляне говорят, что патриархи со всем духовенством турецкому дани дают; и то есть правда, нечему тому дивиться: если и дают да волю имеют своё благочестие содержать.

 

Статья 9. Восточная церковь [следовательно, и российская, как преемница и верная хранительница священных её уставов], есть церковь истинная и православная: ибо соблюдает преданное ей учение Христом, его св. апостолами, семью вселенскими и девятью поместными соборами

 

1) Беседы св. Иоанна Златоустого на Деяния св. Апостолов

73 Но что ещё скажу как в Иерусалиме Православная Вера, что от начала, и даже чрез Семь Соборов и доныне, как Греки, так и мы, Россы, с ними исповедуем неизменно и непреложно, содержима благодатью сущего с нею Христа непоколебима пребывает: Как в Иерусалиме Патриарх Православный, ему же сполверны (т. е. единоверны) мы, Россы, истинный Пастырь и Наместник Христов, и восприемник Святого Иакова, Брата Господня первого Епископа Иерусалимского непреложен пребывает.

 

2) Толкование на Апокалипсис св. Андрея Кесарийского

74 Прето теж (т. е посему, также) кто при цнотах (т. е. при добродетелях) веру Благочестивую, веру Соборную, веру единую, веру пре Христа, с Неба принесённую из уст его и Ребр выточеную (т. е. истекшую), на Всходе в Иерусалиме ущеплённую (т. е. насаждённую), оттуда через Апостолов по всему свету разнесённую, оповеденую, пред семью Вселенскими Соборами запечатлённую, мученической кровью свидетельствованную, на Всходе по сейчас по розсеваню (т. е. по рассеянии) всех ересей непорочно и нерушимо трваючую (т. е. пребывающую), имеет: дважды славен как истинный истинной веры в Христа Исповедник от Церкви згромаженья (т. е. собрания) верных быть имеет.

 

3) Книжица о вере

75 Даже если бы и многажды те и сами от истинной веры погрешив, отпали, покушаясь развратить правоверных и к своему зловерию склонить, особенно же славолюбивых, и сластолюбивых им же запретим. Из Иерусалима, говорит, приняв веру, неизменно держимся её. Иначе, если не держаться веры, то чего ради не згажаются (т. е. не соглашаются) с Иерусалимлянами? Но и святейшим патриархам очень сопротивляются. Они же от жителей иерусалимских святолюбивых (т. е. святых, блаженных) прародителей своих в истинной вере воспитаны. А прародители, от самого Господа нашего Иисуса Христа просветившись, и от святых апостолов его святой единой истинной вере научились. Также и благочестивые потомки, то есть чада, выхавываючи (т. е. воспитывая) один за другим потомками рода зоставующе (т. е. пребывая). Так и поныне со всеми последующими правоверными христианами, повсюду расселившимися и правоверными христианами, повсюду рассеянными, Божией благодатью цело и неизменно соблюдается. И так далеко от зловерных отстоит, как восток от запада.

 

К сему читай выписку из сей же Книжицы и в этом же отделении, в статье 2, под числом 5 (стр. 13), и в статье и под числом 2, с 119 листа Книжицы (стр. 37).

 

4) Катехизис Великий

76 Не единственный это закон, есть ещё и вера римская. Потому как начало вере христовой от Иерусалима принял Рим. Но лишь греки до сего времени сохраняют её целой и нерушимой.

 

5) Книга Кириллова

77 В единой святой кафолической, то есть соборной апостольской церкви греческой объявлена и утверждена правда. Там были соборы вселенские, христиан со всего мира. Там и сам папа римский на собор ездил. Там правила и весь закон, и устав церковный уставлен и утверждён. Оттуда все совершенно восприняли евангелие и веру. Там всех еретиков осудили, и от церкви отлучили. Там всего мира христиане, а наипаче Духом Святым слово Божие семижды по пророкам утвердили и прославили. Потому как пишет: словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею. Того ради познавшие веру греческого православия все святые мученики кровь свою проливали, давая тем свидетельство всем языкам на земле, если кто в той семи вселенскими соборами утверждённой правде пребудет, как пишет. А кто отступит, или в чём порушит, – погибнет вовеки. Когда же уставилось последнее и совершенное всем исповедание веры, то уже нет нужды ничего ни добавлять, ни отнимать, ни менять. Иначе, если бы что нужно было в новое изменять, то святые бы отцы семи вселенских соборов на славу и по памяти умели проповедать. Но сказали и записали так: если кто иначе дерзнёт что в новое уставлять и проповедовать, а не так как святые апостолы передали, и святые отцы утвердили, то это уже к разрушению и разорению, и не начало проповеди и вере, но и всей твари скончание придёт.

 

6) Книга о вере

78 Восточная церковь правит, как солнце сияет, и благоустроенными действиями блистает.

 

79 А так как святая восточная церковь – истинная невеста христова, на основании главы своей в изгнании основана, и чрез апостольскую и мученическую кровь в стены произведена, и в том основании имеет конец страданиям.

 

80 Ибо греки по древнему обычаю в своей вере стояли и стоят, и так её и ныне исповедают, как и в те времена.

 

81 О, царский град (Константинополь), всех городов око, во всём мире, славный, удивление всего света, церковь и мать, княгиня благочестия, правых извещений вождь.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.