Тема 2. Романное наследие З. Н. Гиппиус. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 2. Романное наследие З. Н. Гиппиус.

2022-07-03 39
Тема 2. Романное наследие З. Н. Гиппиус. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание: З. Н. Гиппиус известна прежде всего как поэт-символист, та также литературный критик. Ей принадлежат замысел и активная роль в организации Религиозно-философских собраний. Гиппиус играет разные и быстро сменяющиеся роли: «поэтесса-декадентка», в 90-е годы проповедующая индивидуализм и реабилитацию плоти; «неохристианка», в конце 1890-х-начале 1900-х борющаяся за преображение религиозного сознания; «религиозная общественница», после 1905 отстаивающая идеалы религиозной революции перед «стадной общественностью».

В 1911 г. Гиппиус опубликовала первую часть задуманной трилогии «Чертова кукла», которую А. Блок охарактеризовал как «неудавшуюся попытку идеологического романа с галереей общественных типов» (А. Блок). В данном романе представлена попытка изобразить разложение русской действительности и революционного быта через восприятие героя ницшеанского толка – Юрия Двоекурова, суть морали которого сводится к тезису «вредить себе – грешно, другому - невыгодно». При оценке художественной природы этого романа следует иметь в виду проблему символистского характера повествования, на которой настаивают некоторые современные исследователи. Замысел же Гиппиус состоял в том, чтобы «обнажить вечные, глубокие корни реакции в общественной жизни», собрать «черты душевной мертвости в одном человеке» (предисл. к отд. изд. 1911 года).  

Вторая часть задуманной Гиппиус трилогии – «Очарование истины» не была закончена. В 1912-13 годах выходит в свет третья часть трилогии «Роман-царевич», посвященная теме религиозной революции. Главная мысль автора – доказать необходимость синтеза социально-действенной практики и религиозного ее осознания; борьба с самодержавием может быть святым делом, только если ее делают вместе и не для себя лично, не для собственной власти, а для блага всех. В романе разоблачается Роман Сменцев – властолюбец, манипулирующий людьми в своих личных целях и готовый повернуть в сторону, предать собственные лозунги во имя самосохранения при малейшей опасности.  

 

Литература к теме 1:

Ахумян Т. С. О характере символизма Брюсова и о реализме в его ранней лирике // Брюсовские чтения 1963 года. - Ереван, 1964.

Мирза-Авакян М. Л. Брюсов и литературная среда (1893-194 гг.) // Брюсовские чтения 1963 года. – Ереван, 1964.

Старикова Е. Реализм и символизм // Развитие реализма в русской литературе. -  М., 1974. - Т.3. - С. 166-176.

Максимов Д. Е. Поэзия Валерия Брюсова. - М., 1940 (и все последующие переиздания).

Максимов Д. Е. Брюсов: Поэзия и позиция. - Л., 1968.

Локс Ю. К. Брюсов – теоретик символизма // Литературное наследство. - М., 1937. - Т. 27-28.

Литературное наследство: Валерий Брюсов. - М., 1976. - Т. 85. 

Ильев С. П. Русский символистский роман. Аспекты поэтики. - Киев. 1991. - Гл.2: Роман «Огненный ангел» Валерия Брюсова.

Гречишкин С. С., Лавров А. В. О работе Брюсова над романом «Огненный ангел» // Брюсовские чтения 1971 г. -  Ереван, 1973.

Ходасевич В. Конец Ренаты. Брюсов. Белый // Серебряный век. Мемуары. / Сост. Т. Дубинская-Джалилова. – М., 1990.

Гречишкин С. С., Лавров А. В. Биографические источники романа Брюсова «Огненный ангел» // Ново-Басманная 19, 1990. - М., 1990.

Минц З. Г. Граф Генрих фон Оттергейм и «московский Ренессанс» // Андрей Белый: Проблемы творчества. - М., 1988.

Белецкий А. И. Первый исторический роман В. Я. Брюсова // Брюсов В.Я. Огненный ангел. - М., 1993.

Лавров А. В. Проза поэта // Брюсов В. Я. Избранная проза. - М., 1989.

Пуришев Б. И. Брюсов и немцкая культура ХVI в. // Брюсовские чтения 1966. - Ереван, 1968 или // Брюсов В. Я. Собр. соч.: в 7 т. - М., 1975. - Т. 4.

Гаспаров М. Л. Брюсов и античность // Брюсов В. Я. Собр. соч.: в 7 т. – М., 1975. – Т. 5.

Верков П. Н.. Проблемы истории мировой культуры в литературно-художественном и научном творчестве Валерия Брюсова // Брюсовские чтения 1962 года - Ереван, 1963.

 

Литература к теме 2:

Кононова Н. В. Некоторые особенности символизации в романе З. Гиппиус «Чертова кукла» // Зинаида Гиппиус. Новые материалы. Исследования. – М., 2002.

Азадовский К. М., Лавров А. В. З. Н. Гиппиус: Метафизика, личность, творчество // Гиппиус З. Н. Сочинения: Стихотворения; Проза. - Л., 1991. - С. 3– 44;

Богомолов Н. А. Зинаида Гиппиус // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). - М., 2000. - Кн. 1. - С. 851–881;

Адамович Г. В. Одиночество и свобода: литературно-критические статьи. - Logos. - [Б. м.: б. и.].

Злобин В. А. Тяжелая душа. - Вашингтон, 1970.

Савельев С. Н. Жанна д’Арк русской религиозной мысли: Интеллектуальный профиль З. Гиппиус. - М., 1992.

Ванюшкина О.Е. Об одной библейской реминисценции в романе З. Гиппиус "Чертова кукла": (образ Тайной Вечери) // Духовные начала русского искусства и образования. - Вел. Новгород, 2005. - C. 246-251.

Волобуева Е.Ю. Двуплановый характер хронотопа романа З.Н. Гиппиус "Чертова кукла" // Литература в контексте современности. - Челябинск,2005.-Ч.1.-C.143-147.

Егорова О.Г. О циклической природе романа З.Гиппиус "Чертова кукла" // Гуманит. исслед. = Humanitaria studia. - Астрахань, 2003. - N 8. - С. 87-95.

Исаев С.Г. Аллюзия как принцип композиции текста: (ницшеанский герой в романе З.Гиппиус "Чертова кукла") // Филологические науки. - М., 2004. - N 4. -С.13-19.

Кононова Н.В. Тип героя в романах З. Гиппиус "Чертова кукла" и "Роман-царевич" // Genus poetarum. - Коломна, 1995. - С. 45-51.

Кононова Н.В. М. Горький и З. Гиппиус: ("Исповедь" - "Чертова кукла") // Максим Горький и XX век: Горьковские чтения, 1997 год: Материалы междунар. конф. - Н. Новгород, 1998. - С. 223-225.

Кононова Н.В. Диалог текстов: "Серебряный голубь" Андрея Белого и "Чертова кукла" З. Гиппиус // Гуманитарные исследования. - Омск, 2000. - Вып.5.-С.41-45.

Кононова Н.В. Некрасовские традиции в романе З.Н. Гиппиус "Чертова кукла" // Некрасов и поиски национального самосознания. - Ярославль,2003.-С.29-30.

Нартыев Н.Н. Символистский роман З.Гиппиус: К постановке проблемы // Русский роман ХХ века: Духовный мир и поэтика жанра: Сб. науч. тр. - Саратов, 2001. - С. 51-56.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему многие исследователи настаивают на противоречивом отношении Брюсова к символизму?

2. Под влиянием творчества каких философов формировалась личность В. Брюсова?

3. Как Брюсов понимал категорию символа?

4. Какие личные взаимоотношения автора нашли свое воплощение в сюжетных коллизиях романа «Огненный ангел»?

5. Какая эпоха изображается Брюсовым в романе «Огненный ангел»?

6. Назовите составные элементы архитектоники романа Брюсова «Огненный ангел».

7. С точки зрения С. Ильева, с каким произведением соотносится архитектоника романа «Огненный ангел»?

8. Какие аллюзии и реминисценции вы зафиксировали при анализе текста романа «Огненный ангел»?

9. Как можно определить жанр этого романа Брюсова?

10. Назовите главных героев романа «Алтарь Победы».

11. Какое событие стало исторической основой романов Брюсова «Алтарь Победы» и «Юпитер поверженный»?

12. В чем заключается разница между концепцией символа В.Брюсова и трактовкой символизма Мережковскими?

13. Почему З. Гиппиус называли в конце 1890-х – нач. 1900-х – «неохристианкой»?

14. Почему она называла себя «религиозной общественницей» после 1905 года? Что она имела в виду?

15. В какие годы были написаны романы З. Гиппиус?

16. Можно ли назвать романы-дилогию Гиппиус произведениями прежде всего политическими? Почему?

17. Можно ли считать «говорящей» фамилию главного героя романа «Чертова кукла»? Обоснуйте свою точку зрения.

18. В чем смысл названия романа Гиппиус «Чертова кукла»?

19. В чем заключен смысл фамилии главного героя романа «Чертова кукла»?

20. Какого персонажа можно назвать главным положительным героем «Чертовой куклы»?

21. Почему кульминационная в идейном отношении глава романа «Роман-царевич» называется «Два монарха»?

 

Каждый положительный ответ оценивается в 3 балла.

Не зачтено Зачтено
0 –29 балла  30- 63

Тест рубежного контроля:

Тест содержит 12 заданий, на выполнение которых отводится 10 минут. Выберите наиболее правильный, по Вашему мнению, вариант ответа и отметьте его любым значком в бланке ответов.

1. В. Брюсов считал символизм

1) мироощущением 2) одним из методов искусства
3) литературной школой 4) миропониманием

2. Творчество Брюсова формируется под влиянием философских систем

1) Спинозы 2) Лейбница
3) Канта 4) Маркса

3. Прототипом графа Генриха фон Оттергейма

   в романе «Огненный ангел» является

1) В. Ходасевич 2) А. Блок
3) А. Белый   Д. Мережковский

4. В романе «Огненный ангел» главный герой встречается с

1) Лютером 2) Мефистофелем
3) Фаустом 4) Агриппой Неттесгеймским

5. Брюсовский художественный принцип изображения истории называют

1) принципом стилизации 2) декоративным историзмом
3) художественной историософией 4) принципом аналогий

6. Главных героев романа «Алтарь Победы» зовут

1) Юний 2) Рея
3) Гесперия 4) Сильвия

7. Центральной идеей творчества З. Гиппиус стала

1) идея троичности, триединства 2) идея чистого искусства
3) идея Царства Божия на земле 4) идея теургии

8. Романы З.Гиппиус «Чертова кукла» и «Роман-царевич»

   были написаны в

1) 1890-е годы 2) 1910-е годы
3) 1900-е годы 4) в эмиграции

9. В романе «Чертова кукла» по-новому воспринимаются традиции русской классики, в частности, произведения

1) А. С. Пушкина 2) Ф. М. Достоевского
3) Л.Н. Толстого 4) И.С. Тургенева

10. В романе «Чертова кукла» функцию эпилога выполняет глава

1) «Юруля» 2) «Приговор»
3) «Черепки» 4) «Гибель»

11. Главный положительный герой романа «Чертова кукла» и один из героев романа «Роман-царевич» - это

1) Михаил Ржевский 2) Юлитта Двоекурова
3) Роман Сменцев 4) Флорентий-Флоризель

12. Слова «он не верит в Бога, не дорожит своими союзниками, презирает людей, на плечах которых собирается подняться к вершинам власти, поэтому он не имеет права жить» относятся к

1) Роману Сменцеву 2) Юрию Двоекурову
3) Михаилу Ржевскому 4) Алексею Звягинцеву

Бланк ответов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
 1)                        
2)                        
3)                        
4)                        

За каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл.

 

Не зачтено Зачтено
0 –5 балла 6 - 12

 

Проектные задания к модулю 2:

1. М. Гаспаров в своей статье «Брюсов и античность» пишет: «Отчего же Рим погиб и античная цивилизация уступила место христианской? Брюсов отвечает: именно потому, что античность уже сказала все, что могла сказать, уже раскрыла до предельной яркости какую-то грань того гения Человека и Человечества, которому Брюсов пел гимны всю жизнь; и теперь настало время раскрыть какую-то другую его грань. Христианская цивилизация, по мнению Брюсова, сменила античную не потому, что она более высокая или более передовая, а просто потому, что она — иная. Понятие прогресса чуждо Брюсову этих лет. Сменой культур правит не историческая закономерность, доступная уму, а неисповедимая воля судьбы, доступная только чувству. («Ты веришь в силу. Так раскрой глаза — и ты увидишь, что сила на нашей стороне», говорит герою «Юпитера поверженного» отец Николай. И далее: «Не надо различать только правых и неправых перед нашим человеческим судом... Надо выбирать правых перед таинственной Судьбой — вот решение мудрости, и оно всегда приведет на сторону сильных»). Отказ от теории прогресса и переход к теории самозамкнутых цивилизаций — явление, общее в буржуазной философии истории начала XX в.: Брюсов шел здесь в ногу со временем.

Из этого понимания истории следовал вывод, важный для художественной практики Брюсова. Так как все сменяющие друг друга цивилизации равноправны и самоценны, то каждая из них интересна не тем, что в ней общего с другими, а тем, что в ней отличного от других. А это значит, что, рисуя иную эпоху, Брюсов всеми силами подчеркивает ее экзотичность, ее отдаленность от нашей. Именно поэтому он насыщает и перенасыщает свои римские романы археологическими реалиями и лексическими латинизмами; именно поэтому он стремится в своих переводах из римских поэтов к такому режущему слух буквализму, какой совершенно чужд его переводам, например, из французских поэтов. Когда он называет светильник «луцерной», бассейн «писциной», а кинжал «пугионом», он знает, что от этого ни один читатель не представит яснее этих предметов, но знает, что зато каждый читатель почувствует в них нечто отдаленное и экзотическое; а это ему и нужно. «Ее волосы, частью завитые каламистром, были потом собраны на затылке в пышный тутул... потом на золотых криналях были укреплены на висках особые цинцинны»; «нам были предоставлены места в первом мениане, поблизости от подия, тотчас же за сенаторскими, и притом в кунее, приходившемся как раз против первой меты»,— вот фразы, характерные для брюсовского декоративного историзма» (См. В.Я. Брюсов. Собр. соч.: в 7 т. – М.,1975. – Т. 5. – С. 544).

Сравните брюсовскую концепцию исторического развития с историософской концепцией Д. С. Мережковского. Письменно ответьте на вопрос, в чем заключается разница восприятия двумя писателями эпохи античности и мировой истории вообще.

2. З. Гиппиус в предисловии к изданию своего Петербургского дневника писала: «Политика – условия самодержавного режима, - была нашим первым жизненным интересом, ибо каждый русский культурный человек, с какой стороны он ни подходил к жизни, - и хотел того или не хотел, - непременно сталкивался с политическим вопросом». Письменно ответьте на вопрос о том, как соотносится эта мысль З. Гиппиус с художественным строем ее романов, с их основной идеей.

3. Исследователь Н. Кононова утверждает следующее:

«Роман З.Гиппиус "Чертова кукла" составляет первую часть за­думанной автором трилогии о современности 1905-1912 годов. Но в то же время он не является только иллюстрацией к какому-то историческому периоду развития России, в нем дается символиче­ская картина порубежья, благодаря чему "Чертова кукла" затраги­вает многие вечные аспекты бытия человека: смысл и назначение человеческой жизни, пути совершенствования личности и условия ее реализации.

Роман З.Гиппиус во многом связан с русской классической традицией (Достоевский, Чернышевский, Тургенев, Лесков, Не­красов и др.), тяготея к типу произведений с идеологической тен­денцией. З.Гиппиус, объединяя разные концепции антропологиче­ского свойства, отрицает сам антропологический подход, подска­зывает необходимость новой ориентации в понимании личности и в изображении героя. Своеобразие романа "Чертова кукла" определяется тяготением к произведениям реалистической направленности, но в ракурсе соприкосновения реализма и символизма, т.к. в особенностях повествования романа явно выражены и тенденции старой литературы, и модернистский стиль. Подобным об­разом В.А. Келдыш определяет место прозы Андрея Белого и Ф.Сологуба — на пути от "фантастического реализма" отечествен­ной классики к литературе авангарда. Это то, что единомышлен­ник З.Гиппиус, Д.В.Философов определял как "символический реализм", обусловленный "гностическим проникновением "за пределы" явлений". Действительно, роман "Чертова кукла" так или иначе спорит с реалистической традицией и отвечает художе­ственным принципам символизма. Предъявлением к этому произ­ведению общих требований реалистической эстетики объясняются упреки современной автору критики в отсутствии правдоподобия: "Это не роман, а как будто проект романа, чертеж" (К. Чуковский); "Как и всю­ду, Гиппиус в "Чертовой кукле" не удается выявить определенные живые черты живой действительности" (Е. Лундберг) и т.п. Фундаментальное место в художественной системе "Чертовой куклы" принадлежит категории символа и "диалектически связанной с нею категории мифа", что является необходимым условием для определения мо­дернистского романа как символистского (С. Ильев). Символизации под­вержены почти все уровни романа "Чертова кукла": от обобщен­но-символического содержания и имен до цветовых и веществен­ных деталей».

Проиллюстрируйте точку зрения исследователя примерами из текста. В случае несогласия обоснуйте свою позицию.

     


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.