МОДУЛЬ 3: Романное наследие Ф. Сологуба и А. Белого. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

МОДУЛЬ 3: Романное наследие Ф. Сологуба и А. Белого.

2022-07-03 41
МОДУЛЬ 3: Романное наследие Ф. Сологуба и А. Белого. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Комплексная цель: При изучении материалов данного модуля в качестве цели следует рассматривать четкую оценку студентами специфики символистского миропонимания Ф. Сологуба, его особого места в контексте «старшего» символизм, а также феномена художественного мышления А. Белого как теоретика и практика младосимволизма, предпринявшего в начале ХХ века реформу русской прозы. Профессиональные компетенции, получаемые при этом, связаны с освоением принципов анализа и интерпретации специфического текста сологубовской проз, с одной стороны, с другой -  такого во многом уникального с точки зрения реализации в нем символических пластов текста, каким является роман А. Белого «Петербург»; с умением выявлять философские и мифологические основы сюжета и образной системы; с навыками системно-целостного анализа художественного произведения, созданного в рамках символистской эстетики.

Тема 1. Романы Ф. Сологуба.

Содержание:  Уникальность творческой ипостаси Ф. Сологуб состоит в том, что в контексте художественной системы русского символизма этого его представителя оценивают как «единственно последовательного декадента» (Г. Чулков), декадента «по натуре» (П. Милюков), в отличие от остальных декадентов «по идее». Этот символист и в направлении развития своего творчества, и в своих опытах критика и теоретика искусства проповедник крайнего солипсизма, вырастающего на почве агностицизма. В этой философско-эстетической системе искусству и художнику отводилась роль силы, преобразующей ужас непонятной и безобразной жизни в прекрасную легенду и сказку. Художественный мир прозы и поэзии Сологуба характеризуется особым смешением мистики и конкретности, сплавом воссоздаваемой реальности и тем вариантом мифопоэтики, отличительной чертой которой можно считать ее уникальность, самостоятельность и независимость от культурной традиции, актуальной для других символистов. При этом художник стремится заглянуть в глубины подсознания, его влечет не очевидное, но потаенное, не преходящее, а – вечное; его интересует мистика повседневности, за преходящим «я» ему видится одно большое «Я», играющее роль невидимого режиссера-демиурга в видимом театре людей-марионеток.                                                                                                                                                                                                                                                                

Роман «Тяжелые сны» был начат в 1883 году, а опубликован в 1895-м. В нем явно угадывается автобиографический подтекст, а главный герой – учитель Логин напоминает самого автора. Фактографическая описательность мелочей провинциального быта и нравов, хроникальная композиция, соответствующая монотонному течению изображаемой жизни, подробное воспроизведение интеллигентских разговоров – все это делает роман типичным произведением натурализма 80-х годов. В то же время это произведение – своего рода образец для изучения возникших в русской литературе 90-х годов декадентских идеалов отвлеченного эстетизма и эротизма. Наконец, этот роман являет собой пример типично символистского произведения, так называемой «литературы о литературе». В частности, в нем происходит переосмысление традиции Ф. Достоевского («Тяжелые сны» и «Преступление и наказание»), заметно влияние философии Шопенгауэра и Ницше. 

Роман «Мелкий бес» (1892-1905) сделал Сологуба всероссийски знаменитым писателем. В этом произведении писатель подверг переосмыслению и образной трансформации традиций русского классического реализма (Пушкина, Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чехова). Особенно значителен образ Передонова. Критика задавалась вопросом, видеть ли в  явлении «передоновщины» реалистическое изображение определенных исторических явлений русской действительности или рассматривать его как символ бессмысленности человеческого существования и гнусности самой человеческой сущности. Мифопоэтика романа во многом связана и с переосмыслением античной традиции. Особенно это актуально для образов Людмилы Рутиловой и Саши Пыльникова. Так или иначе, но на символическом уровне возникает цельная концепция человеческой натуры. Крайнее важную роль играет Недотыкомка – это образ, мучающий расстроенное сознание Передонова. Именно к этому демоническому образу Сологуб постоянно обращается и в своем поэтическом творчестве.

Будучи на вершине своей славы, Ф. Сологуб задумывает новый и, с точки зрения автора, самый значительный в его творчестве роман «Навьи чары», разраставшийся по мере выхода его частей: «Творимая легенда» (1907), «Капли крови» (1908), «Королева Ортруда» (1909), «Дым и пепел» (1912) В конце концов Сологуб, внеся существенные изменения в текст, слил первые две части в одну и дал своему произведению название – «Творимая легенда». В качестве основополагающей идеи данной трилогии следует рассматривать авторскую концепцию творчества как преображения жизни, сотворения легенды. Данная концепция реализуется в символической оппозиции Альдонцы-Дульсинеи. Находит свое образное воплощение и привычная для поэзии Сологуба мифологема Земли Ойле как страны-утопии, путь в которую возможен через творчество. Мотив творчества реализуется прежде всего в образе главного героя – учителя Триродова, приходящего в конце повествования к неутешительным выводам: «Нет чуда. Не было воскресения. Никто не победил смерти. Над косным, безобразным миром восставить единую волю – подвиг, еще не свершенный».


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.