Занятие 21. Ересь монофелитов и VI Вселенский собор — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Занятие 21. Ересь монофелитов и VI Вселенский собор

2022-07-03 55
Занятие 21. Ересь монофелитов и VI Вселенский собор 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После смерти императора Константа II на престол восходит Константин IV Погонат (Бородатый) (668-685 гг.), который сразу готовится отражать наступление арабов. Осада Константинополя (674-678 гг.) завершилась победой византийцев и полным поражением арабского флота. В Малой Азии войска Константина IV разгромили врагов империи, вынудив их подписать 30-летний мирный договор. Военные успехи укрепили авторитет Византии. Победа над арабами остановила победоносное шествие ислама на запад в Европу и спасла христианскую цивилизацию. Теперь можно было вернуться к внутренним проблемам, и император Константин IV приступает к урегулированию церковных нестроений. В 678 г. он низложил патриарха Константинопольского Феодора, явного монофелита. На его место в 679 г. был избран пресвитер Георгий; он хотя и был сторонником монофелитского учения, но был открыт к диалогу. Эти шаги позволили создать предпосылки для сближения с римской кафедрой, с которой на тот момент отношения находились в затянувшемся кризисе. В том же году император Константин обращается в письме к папе Дону, прося его направить в Константинополь нескольких римских епископов и клириков для участия в богословском совещании. Но письмо Константина не застало папу Дона в живых. Императорское послание вручили новому понтифику – Агафону. Взойдя на престол, новоизбранный папа первым делом инициировал проведение совещаний по вопросу единоволия во всех подвластных ему митрополиях: западные епископы выразили единодушие в своей приверженности православному исповеданию веры. В ответном послании императору папа Агафон высказал мысль, что масштаб проблематики, которую предстоит обсудить на планируемом совещании, по значимости своей сопоставим с деяниями Вселенского собора. Получив от римской кафедры ответ, император Константин IV Погонат и патриарх Константинопольский Георгий приступают к подготовке и созыву VI Вселенского собора. Заявление о созыве Собора император сделал в сакре от 10 сентября 680 года.

VI Вселенский собор был открыт 7 ноября 680 г. в Трулльском зале имперского дворца. Соборная деятельность продлилась с 7 ноября 680 г. по 16 сентября 681 г. и представляла собой 18 заседаний, на 11 из которых присутствовал сам император. Всех епископов на Соборе было около 170 человек. В состав делегатов Собора вошли патриарх Константинопольский Георгий, патриарх Антиохийский Макарий, легаты папы Римского, пресвитер Петр, представитель патриарха Александрийского, и пресвитер Феодор, направленный Иерусалимским патриархом. Деятельность VI Вселенского Собора можно разделить на две части: во-первых, собравшиеся отцы внимательнейшим образом проанализировали учение монофелитов, во-вторых, систематически изложили православное вероучение в контексте осужденного заблуждения. Одним из первых в защиту монофелитства выступил патриарх Антиохийский Макарий. Он представил Собору своё исповедание веры, патриарх Константинопольский Георгий поддержал его. В полемику вступили папские легаты, которые были представлены пресвитерами Феодором и Георгием, а также диаконом Иоанном. Они возразили Макарию, пояснив, что на основании учения древних отцов необходимо признать в Иисусе Христе две воли; к этому мнению присоединились и восточные епископы. Делегаты собора углублённо разобрали труды патриарха Макария и нашли большую часть святоотеческих цитат, на которые опирался Макарий, подложными. Патриарх Константинопольский Георгий объявил о своем отречении от ереси и официально исповедал учение о двух волях. А патриарх Макарий отказался принимать доводы отцов Собора, потому был осужден и низложен. Император Константин IV приказал изгнать его из столицы. Так совместная деятельность в деле укрепления истины позволила преодолеть раскол Рима и Константинополя. На Пасху 681 г. было восстановлено евхаристическое общение, и император Константин своим указом отменил налог, который папы должны были платить имперским властям после своего избрания. Пока делегаты Собора трудились над анализом святоотеческого предания, выясняли подлинность рукописей и проводили диспуты с монофелитами, до фанатизма преданный ереси монах Полихроний своей демагогией произвел столь сильное смущение в народе, что Собор был вынужден посвятить ему 26 апреля целое заседание (15-ое). Полихроний утверждал, что сможет доказать истинность учения монофелитов чудом воскрешения умершего. Было решено предоставить ему такую возможность. Он подготовил некую хартию, которую возложил на грудь недавно умершего человека, долго что-то шептал, творил поклоны и громко восклицал, но, чуда не последовало. Собор осудил Полихрония как еретика и возмутителя народа. На следующей сессии патриарх Георгий предпринял попытку спасти честь Константинопольской Церкви и выступил против осуждения своих предшественников: Сергия, Пирра, Павла и Петра. Но Собор отклонил это предложение и принял список всех, осужденных в приверженности монофелитству. Помимо прочих еретиков в списке значился и папа Гонорий. В заключение работы Собор на 18-м заседании сформулировал православное учение о двух действиях и двух волях во Христе, соответствующих двум Его природам – божественной и человеческой: «Также проповедуем, согласно учению святых отцов, что в Нем два естественных хотения или воли нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно, и две естественные воли не противоположные, как говорили нечестивые еретики, да не будет, но человеческая Его воля уступает, не противоречит или противоборствует, а подчиняется Его божественной и всемогущей воле». Несогласных с соборным определением ждали прещения: епископов и клириков – извержение из сана, монахов и мирян – анафематствование.

Углубившись в исследование богословских истин на V и VI Вселенских Соборах, отцы практически не затронули вопросов уклада церковной жизни. Но общий упадок религиозной культуры требовал скорейшего вмешательства и исправления ситуации. Собранный императором Юстинианом II собор был позиционирован как продолжение VI Вселенского. Под сводами того самого Трулльского зала собрались патриархи Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. От Римской кафедры на собор приехал митрополит Гортинский Василий, наделённый папой всеми необходимыми полномочиями. На Соборе было подтверждено догматическое определение о двух волях в Иисусе Христе, кроме этого было составлено 102 правила, дополнявших определения V и VI Вселенских Соборов. Из принятых правил видно, насколько расшаталась дисциплина и в каком упадке были нравы. Профессор А. В. Карташов в своем труде по Истории Вселенских Соборов сообщает: «Так в некоторых местах епископы позволяли себе жить с женами (прав. 12); священники вступали во второй брак или прежде посвящения женились на вдовах, блудницах и актрисах (пр. 3); диаконы и иподиаконы вступали в брак после посвящения в сан (пр. 6); митрополиты и епископы являлись корыстолюбцами (пр. 22, 35). В отправление богослужения вкрались непорядки: священники не радели о проповеди или составляли проповеди не в соответствии с строгим православием (пр. 19); св. Причастие раздавалось за деньги (пр. 23); людям богатым позволялось принимать причастие не прямо в уста, а в золотые и серебряные сосуды, из которых они собственноручно и приобщались (пр. 101); выдумали приобщать даже умерших (пр. 83); поучать в церкви позволяли себе миряне, и даже женщины (пр. 64. 70); в храмах ставили скот (пр. 88). Народ предавался азартным играм (пр. 50), допускал браки в самых близких степенях родства (пр. 54), охотно занимался языческими гаданиями и волхованиями (пр. 61, 62, 65); празднование Рождества Христова сопровождалось какими-то суетными обрядами, как бы Богородица была обыкновенною родильницею (пр. 79); вошла в употребление языческая клятва (пр. 94); распространились соблазнительные картины (пр. 100) и прочее». Возглавлявший в то время Церковь Рима папа Сергий отказался ратифицировать постановления Пято-Шестого Трулльского собора, так как ряд канонов вступал в расхождение с практикой Запада. Например, один из канонов был направлен против обязательности целибата (безбрачия) всего духовенства, другой осуждал посты, которые ввела Римская Церковь в субботу и др. Кроме того, Собор постановил обязательным к руководству 85 Правил Апостольских, а на Западе принимали только 50. Впоследствии Константинополь предпринимал неоднократные попытки убедить Рим принять акты Пято-Шестого Трулльского собора, что, однако, не увенчалось успехом.

Возврат к ереси монофелитства стал возможен после свержения и гибели в 711 г. императора Юстиниана II, продолжавшего при жизни политику Константина IV и радевшего за чистоту православия. Когда на трон взошёл Филиппик Вардан, убеждённые монофелиты, находившиеся до этого в скрытой оппозиции к VI Вселенскому Собору, поддержали его власть. Таким образом, они получили возможность открыто исповедовать своё учение и в то же время занимать высокие государственные посты. Действовавший наперекор своим предшественникам из династии Ираклидов Константину и Юстиниану новый император уже в 712 г. проводит в столице свой Собор. На нём провозглашается анафема VI Вселенскому и утверждается монофелитство. Эти поступки Филиппика настроили против него и Константинопольской кафедры Римскую Церковь, отношения с которой долгое время выстраивались через преодоление больших трудностей. Папа Константин отказался помещать портрет Филиппика в церкви св. Кесария in Palatio, где обычно выставлялись изображения всех правителей, и даже не принимал его писем. Отношение духовной власти к Филиппику передалось и народу: многие перестали принимать монеты с его изображением, вычеркивали его имя в официальных актах и даже были готовы оказать вооруженное сопротивление. Такой накал отношений мог спровоцировать акты гражданского неповиновения и даже привести к военному противостоянию различных частей империи, прежде всего западных, и столичной власти. Но 3 июня 713 г. император Филиппик Вардан был свергнут. Приближённые сановники похитили его из дворца, вывезли на ипподром и прилюдно ослепили. Никто не встал на защиту узурпатора. Вслед за правителем-еретиком власти лишились и придворные монофелиты. Новый император Анастасий II восстановил верность V и VI Вселенским соборам, а патриарх Иоанн направил в Рим извинительное письмо, в котором сообщил о свершившемся перевороте, засвидетельствовал верность Константинопольской Церкви православию и выразил готовность к восстановлению общения. Римский престол с радостью воспринял эту новость и пошёл на сближение. Двумя годами позже на Константинопольскую кафедру взошел патриарх Герман, который торжественно проклял монофелитство.

После свержения Филиппика Вардана монофелитство больше не угрожало православной вере. Небольшая группа еретиков, последователей отшельника Маруна (жившего на территории Сирии в III веке), закрепилась на территории современного Ливана, но оттуда не могла оказать какое-либо влияние на вероопределение населения всей империи. Скрываясь в ливанских горах от преследования византийских императоров и успешно отражая атаки арабовзавоевателей, марониты избрали своего патриарха и укрепили своё влияние среди местных жителей. В XI веке с приходом крестоносцев община смогла выстроить отношения и с королём Франции Людовиком IV, который оказывал ей всю возможную поддержку. Часть крестоносцев ассимилировалась с маронитским населением, и некоторые семьи даже после ухода рыцарей остались жить в Ливане. Таким образом, марониты завязали крепкие отношения с Европой и с конца XII века начали сближаться с Римским престолом. В XVIII веке все маронитские иерархи признали свою зависимость от римского папы. К этому времени их влияние распространилось практически на всю территорию Ливана, где они получили во владение обширные земельные угодья. Османское иго (с XVI по XIX век) не помешало маронитам сохранить свою веру. За это время было проведено несколько заседаний Синода, а также в 1736 году на горе Ливан прошёл главный Собор Маронитский церкви, по итогам которого были проведены важные реформы. После Первой мировой войны Ливан попал под контроль Франции, которая предоставила ему в 1944 году полную независимость. Маронитская церковь и по сей день является крупнейшей христианской общиной в Ливане, где принимает активное участие в политической жизни страны через представительство в парламенте.

21.6. Тест Осталось 3 вопроса (1 вопрос из 3) у вас осталось 1 минута до окончания тестирования прервать тестирование

 Вопрос №1 При каком Константинопольском патриархе возникла догматическая концепция монофелитства? Патр Сергий

 Вопрос №2 Как называется законодательный акт, которым император Констант II запретил говорить как об одной, так и о двух волях во Христе? – Типос

Вопрос №3 В каком году император Ираклий издал «Изложение веры», запретивший споры о действиях (энергиях) во Христе?638г

Список рекомендуемой литературы В качестве основной учебной литературы можно использовать следующие книги: 1) Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. – 768 с.; 2) Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Н.Н., 2005. – 924 с.; 3) Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). – Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Общество любителей православной литературы, 2007. – 614 с. 4) История Древней Церкви: Ч.I. 33-843 гг.: учебное пособие / Под общей редакцией К.А. Максимовича. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 592 с. Списки дополнительной литературы, рекомендованной к изучению будут приведены отдельно к каждому самостоятельному занятию.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.