Преподобный Максим Исповедник (580–662 гг.) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Преподобный Максим Исповедник (580–662 гг.)

2022-07-03 48
Преподобный Максим Исповедник (580–662 гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Преподобный Максим Исповедник родился в 580 году в Константинополе. Получил хорошее образование, обстоятельно был знаком не только с церковной, но и со светской литературой.

В юности Максим служил при царском дворе, однако суетная обстановка придворной жизни не могла удовлетворить его духовных запросов. Он оставил мир и удалился в Хризопольскую обитель, где своими подвигами приобрел уважение братии и был избран в игумены. В 30-х годах VII века Максим оставляет обитель и посвящает свою жизнь борьбе с монофелитством. Когда Константинополь был охвачен ересью, преподобный Максим удалился на Запад. В 649 году он участвует в работе Латеранского Собора в Риме, созванного по его совету папой Мартином (649–655). На этом Соборе присутствовали греческие епископы. Собор осудил монофелитство. Однако защитников Православия постигла императорская кара. Папа Мартин был отправлен в ссылку в Херсонес Таврический, где скончался в 655 г., а преподобный Максим Исповедник после нескольких ссылок был подвергнут истязаниям в Константинополе, после чего был сослан на Кавказ, в землю Лазов (в Мингрелии), где он скончался в 662 г.

Преподобный Максим был самым глубокомысленным богословом и оригинальным диалектиком своего времени. По глубине и полноте своих богословских созерцаний он может быть поставлен в одном ряду с выдающимися писателями IV века. Многочисленные сочинения Максима по своему содержанию различаются на догматические, экзегетические, морально-аскетические и литургические.

Главнейшие из них:

«Диалоги о Святой Троице»;

«Недоуменные вопросы о Священном Писании»;

«Спор с Пирром»;

«Главы о любви»;

«Мистагогия».

Перу преп. Максима принадлежат также несколько сочинений о двух естествах и волях во Христе.

В богословских сочинениях преподобного Максима Исповедника обнаруживается сильное влияние святителя Григория Нисского и творений, известных под именем Дионисия Ареопагита. Но как самобытный богослов, знакомый с философской и патрологической литературой прежнего времени, он показал себя оригинальным мыслителем.

В спорном вопросе о волях во Христе Максим Исповедник являлся твердым поборником церковного учения. В своих сочинениях он отстаивал мысль, что во Иисусе Христе, при двух естествах, две самостоятельных воли. Воля составляет непременный атрибут каждого естества и, при отсутствии ее в том или другом естестве, последнее было бы неполным и несовершенным. Единство же лица Богочеловека, при существовании в Нем двух естеств и двух соответствующих им хотений, поддерживается нравственным соединением или гармоничным сочетанием Его воли Божественной и человеческой без их слияния. Божественная воля и человеческая в лице Иисуса Христа всегда совпадают.

От Максима Исповедника остались и толкования на Священное Писание. Исходя из того, что Священное Писание есть отражение Логоса, и в каждой его букве, в каждом факте скрыты внешне непреложные истины. Святой Максим преимущественное значение придает таинственному смыслу. В своих толкованиях он стоит на почве аллегорической экзегезы Александрийской школы.

Преподобный Иоанн Дамаскин († 754 г.)

Преподобный Иоанн Дамаскин родился в столице Сирии – Дамаске, его родители были известны древностью рода и обладали высоким христианским благочестием. Отец Иоанна занимал должность министра при дамасском халифе.

Его учителем был Косьма-инок, которого Сергий Мансур нашел на дамасском рынке. Под руководством этого инока, знавшего философию и богословие, физику и астрономию, Иоанн и получил свое образование. Благочестивый наставник передал своему воспитаннику сильное религиозное чувство, что сказалось позже, когда сын занял место своего отца Сергия на должности градоначальника Дамаска и первого министра при халифе. Иоанн поддерживал Православную Церковь, много сделал, чтобы облегчить положение православного населения в Сирии, угнетаемого арабами-мусульманами, писал сочинения против еретиков-монофизитов, защищал иконопочитание.

История преподносит нам многочисленные примеры того, что происходит тогда, когда энергичный государственный деятель проявляет способности гибкого политика, способствует оздоровлению атмосферы в истинно христианском духе. Силы зла тогда сколачивают оппозицию и стремятся отменить новый курс или ликвидируют лидера. Так было со святителем Иоанном Златоустом, так произошло и с преподобным Иоанном Дамаскиным.

Преподобный Иоанн Дамаскин поплатился своей правой рукой за свою политику. Император Лев Исаврянин (717–741 гг.) составил от имени Иоанна Дамаскина подложное письмо, где сообщалось о заговоре против халифа с передачей Дамаска в юрисдикцию византийского императора.

Житие преподобного повествует, что клевета все же бессильна перед правдой. Рука после его усердной молитвы срослась с суставом. Из своей государственной деятельности Иоанн Дамаскин извлек урок суеты мирской жизни. Он раздал все свое имущество бедным, отпустил на волю рабов и удалился в монастырь Саввы Освященного, где прожил до своей смерти, занимаясь учеными трудами на пользу Церкви. Иоанн Дамаскин умер в глубокой старости в 754 году.

Наиболее важными сочинениями Дамаскина считаются вероучительные, апологетические и полемические сочинения. Из вероучительных трудов следует указать на «Точное изложение православной веры», которое составляет главнейшую часть трактата Дамаскина под названием «Источник знания».

Первые части этого трактата: одна – философского содержания – «Диалектика, или философские главы», другая – исторического – «О ересях» – служат введением к «Точному изложению». В «Диалектике» Дамаскин дает понятие о философии и выясняет ее основные категории. В применении к христианскому вероучению философия здесь рассматривается Дамаскиным как служанка богословия. В отделе о ересях он рассматривает 103 ереси: двадцать ересей дохристианской и 83 – христианской эпохи. Сведения о них часто буквально заимствуются из творений Епифания, епископа Кипрского, Феодорита, епископa Киррского и других греческих церковных историков. Самостоятельную часть этого отдела составляют только сведения о магометанстве, иконоборчестве и других современных Дамаскину ересях.

Третью и самую важную часть «Источника знания» составляет «Точное изложение православной веры» – первая полная система православного богословия, составленная на основании Священного Писания, определений Соборов и творений отцов Церкви, которая по стройности и полноте изложения представляет эпоху в истории догматической науки. Это творение по праву пользовалось уважением как на Востоке, так и на Западе, и, в частности, у нас в России: его изучали, переводили и полагали в основу догматических исследований.

Из других вероучительных сочинений Дамаскина интересно сочинение «О правом мышлении», излагающее подробное исповедание веры, о Святой Троице в вопросах и ответах, с кратким изложением учения о Святой Троице и о Трисвятой песни, с доказательствами неправильности прибавки к ней слов «распныйся за ны».

К числу вероучительных творений Дамаскина полемического характера относятся его «Три защитительных слова против порицающих святые иконы». Эти «слова» Дамаскина всегда считалось лучшими из всего, что когда-либо было написано в защиту иконопочитания. Правильное и всестороннее решение вопроса, широко обоснованное на Священном Писании, является великим вкладом Дамаскина в святоотеческое богословие.

Видное место занимают полемические сочинения Дамаскина. К ним относятся «Диалог против манихеев», «Диспут православного Иоанна с манихеем», с обстоятельным опровержением дуалистическо-манихейской системы, «Диспут сарацина и христианина», направленный против магометан, два сочинения против несторианства, против монофизитов и монофелитов.

Из нравоучительных творений Дамаскина следует отметить сочинения «О постах», где говорится о продолжительности времени церковных постов, и «Священные параллели» – обширное сочинение, представляющее свод параллельных мест Священного Писания и творений отцов Церкви, касающихся разных вопросов христианской веры и нравственности.

Менее значительны экзегетические труды Дамаскина. Его «Комментарий на послание апостола Павла» составлен по толкованиям святителей Иоанна Златоуста, Феодорита Кирского и Кирилла Александрийского, а иногда последние воспроизводятся полностью.

Кроме богословских творений Иоанн Дамаскин замечателен и как церковный поэт. Своими дивными песнопениями он обессмертил свое имя. Его перу принадлежат лучшие песнопения в нашей Церкви: каноны на Пасху, Рождество Христово, на Богоявление и Вознесение, догматики и многие другие песнопения. Он же ввел церковное пение на восемь гласов. За этот дивный поэтический талант Дамаскина в древности называли «Златоструйным», и это имя по праву принадлежит ему.

Первые части этого трактата: одна – философского содержания – «Диалектика, или философские главы», другая – исторического – «О ересях» – служат введением к «Точному изложению». В «Диалектике» Дамаскин дает понятие о философии и выясняет ее основные категории. В применении к христианскому вероучению философия здесь рассматривается Дамаскиным как служанка богословия. В отделе о ересях он рассматривает 103 ереси: двадцать ересей дохристианской и 83 – христианской эпохи. Сведения о них часто буквально заимствуются из творений Епифания, епископа Кипрского, Феодорита, епископa Киррского и других греческих церковных историков. Самостоятельную часть этого отдела составляют только сведения о магометанстве, иконоборчестве и других современных Дамаскину ересях.

Третью и самую важную часть «Источника знания» составляет «Точное изложение православной веры» – первая полная система православного богословия, составленная на основании Священного Писания, определений Соборов и творений отцов Церкви, которая по стройности и полноте изложения представляет эпоху в истории догматической науки. Это творение по праву пользовалось уважением как на Востоке, так и на Западе, и, в частности, у нас в России: его изучали, переводили и полагали в основу догматических исследований.

Из других вероучительных сочинений Дамаскина интересно сочинение «О правом мышлении», излагающее подробное исповедание веры, о Святой Троице в вопросах и ответах, с кратким изложением учения о Святой Троице и о Трисвятой песни, с доказательствами неправильности прибавки к ней слов «распныйся за ны».

К числу вероучительных творений Дамаскина полемического характера относятся его «Три защитительных слова против порицающих святые иконы». Эти «слова» Дамаскина всегда считалось лучшими из всего, что когда-либо было написано в защиту иконопочитания. Правильное и всестороннее решение вопроса, широко обоснованное на Священном Писании, является великим вкладом Дамаскина в святоотеческое богословие.

Видное место занимают полемические сочинения Дамаскина. К ним относятся «Диалог против манихеев», «Диспут православного Иоанна с манихеем», с обстоятельным опровержением дуалистическо-манихейской системы, «Диспут сарацина и христианина», направленный против магометан, два сочинения против несторианства, против монофизитов и монофелитов.

Из нравоучительных творений Дамаскина следует отметить сочинения «О постах», где говорится о продолжительности времени церковных постов, и «Священные параллели» – обширное сочинение, представляющее свод параллельных мест Священного Писания и творений отцов Церкви, касающихся разных вопросов христианской веры и нравственности.

Менее значительны экзегетические труды Дамаскина. Его «Комментарий на послание апостола Павла» составлен по толкованиям святителей Иоанна Златоуста, Феодорита Кирского и Кирилла Александрийского, а иногда последние воспроизводятся полностью.

Кроме богословских творений Иоанн Дамаскин замечателен и как церковный поэт. Своими дивными песнопениями он обессмертил свое имя. Его перу принадлежат лучшие песнопения в нашей Церкви: каноны на Пасху, Рождество Христово, на Богоявление и Вознесение, догматики и многие другие песнопения. Он же ввел церковное пение на восемь гласов. За этот дивный поэтический талант Дамаскина в древности называли «Златоструйным», и это имя по праву принадлежит ему.

 

28.7. Тест Осталось 5 вопросов (1 вопрос из 5) у вас осталось 3 минуты до окончания тестирования прервать тестирование

Вопрос №1 Труд по переводу Библии известный под именем «Вульгата» принадлежит: - Блаж. Иерониму Стридонскому

Вопрос №2 В каком году свт. Амвросий Медиоланский был избран Медиоланским епископом? - 374г

Вопрос №3 Кафедру какого города занимал блаженный Августин?- Гиппон Регий

Вопрос №4 Кто из перечисленных отцов Церкви принимал участие в борьбе с монофелитской ересью?- Прп Максим Исповедник

Вопрос №5 Кому принадлежит авторство богословского труда «Точное изложение православной веры»?- Прп Иоанн Дамаскин

 

 Список рекомендуемой литературы В качестве основной учебной литературы можно использовать следующие книги: 1) Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. – 768 с.; 2) Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Н.Н., 2005. – 924 с.; 3) Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). – Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Общество любителей православной литературы, 2007. – 614 с. 4) История Древней Церкви: Ч.I. 33-843 гг.: учебное пособие / Под общей редакцией К.А. Максимовича. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 592 с. Списки дополнительной литературы, рекомендованной к изучению будут приведены отдельно к каждому самостоятельному занятию.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.