Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Николаевский храм села Нелжа.

2022-07-03 88
Николаевский храм села Нелжа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Николаевский храм села Нелжа.

Глава первая. Предыстория.

Село Нелжа, вольно раскинувшееся на левом берегу реки Воронеж,  является старейшим поселением нашего края. В былые времена, его географическое положение было не столь удачно, как сейчас. Вряд ли село полноценно существовало до ХVII века, однако, земля, на которой Нелжа была основана, как одно из поселений Русского государства, имеет свою предысторию.

Левый берег реки Воронеж в нашем крае был менее обитаем, чем правый. Он не мог дать защиту первым поселенцам от неспокойных степных соседей. Воронежский край по своей природной особенности - граница леса и степи, издревле находился на роли некого пограничья между оседлыми хлебопашцами и скотоводами степняками. Река и крутой ее правый склон были естественным препятствием и хорошим наблюдательным пунктов для обнаружения врага и своевременной защиты от него. Поэтому, правый берег с незапамятных времен привлекал к себе разные племена и народы. Например, в правобережных селах - Чертовицы, Староживотинное, Рамонь, Лопатки, Карачун, Пекшево, Ситное, Глушицы, Сенное и др. находят следы пребывания здесь людей эпохи бронзы (III-I тыс. до н.э.) и железного века к которому относят культуру скифов, а затем сменивших их сарматов и аланов.

В пользу обитания людей на левом берегу реки Воронеж на нашей земле, говорят раскопы у села Ступино, на Каверинском и Городянском городищах в Усманском бору (археологическая экспедиция ВГУ под руководством А.П. Медведева, 1981 г). В самой Нелже выявлено девять объектов археологического наследия и их изучение это вопрос будущих исследований.

Грищенко Г. Река Воронеж. (Здесь мы видим, что автор картины верно заметил и запечатлел левый пологий берег р. Воронеж и правый - возвышенный).

Археологические раскопки доказывают, что на р. Воронеж в VIII веке н.э. уже обитали славянские племена и строили свои поселения. Таковые обнаружены на правом берегу реки: Чертовицкое и Животинное городища, поселения славян южнее п. Рамонь.

В Киевском государстве, известном нам под именем Киевской Руси, наши земли входили в состав Черниговского княжества.

Славян, обитавших на Дону и его притоках,  историки выделили в особую донскую группу, имеющую все признаки родства с огромным племенем, называемым вятичами.  

Не смотря на принятие христианства Киевской Русью, здесь, на Дону и на Воронеже, ещё долго существовали свои представления о вере и традициях. В Киевском патерике вятичи описываются крайне отрицательно: они, дескать, не признают Христовой веры, язычники, поклоняются своим богам и т.д.

Народу было не совсем ясно, что требует от него Киев и его князь. Примером отношения к Христовой вере может служить история, связанная с миссионером Кукшей. Направленный Киевом в наши земли для просвещения Христовой верой племена вятичей, он   потерпел фиаско и был убит…

С ХI -ХII веков и до конца ХIV века в известных нам русских летописях наша земля называется половецким полем, а в арабских и персидских источниках - «дешт - и - кипчак». Кипчаки – это и есть половцы..

Под напором диких степняков – печенегов, а затем торков и половцев, славянские племена часто отступали по Дону и Воронежу в Окский край, впоследствии в Рязанское княжество, к которому уже в начале ХII века относились эти земли. Когда ситуация благоприятствовала, славяне неизменно возвращались на прежние места.

Опустошительное нашествие монголо-татар в ХIII веке не смогло окончательно уничтожить села и укрепленные военизированные поселения на этих землях. Неизвестно, насколько затронуло нашествие уже населенные на р. Дон и р. Воронеж села, но историки утверждают, что некоторые из них Бог их миловал (М.В. Цыбин. России Черноземный край. Воронеж, 2000 г.)

Хан Батый. Старинная гравюра.

На месте огромных территорий под названием Русь, будь она Киевской, Новгородской или Владимиро-Суздальской возникло вассальное великим моголам объединение под названием Улус Джучи во главе с ханом Сартаком.

Основная часть населения вынуждена была переместиться на север и северо-запад Руси, а кое-кто спрятался и в вятских лесах. Татары по Дону и его притокам держали лишь переправы для посольств и почты и состояли они из местных людей. Когда наступили относительно спокойные времена и нужно было лишь исправно платить татарам дань, селения потихоньку разрастались. Их не трогали, т.к. они обеспечивали работу этой примитивной, но все же отлаженной инфраструктуры.

В конце ХIV века по Руси вновь прокатилась волна татарских нашествий – хан Тагай, хан Мамай, Тохтамыш и Тамерлан. Край в основном обезлюдел… Главные силы русских сосредоточены на севере - в укрепляющемся Московском молодом княжестве.

Орда  начинает переживать не лучшие времена. Её раздирает междуусобица, так называемая «замятня», тогда как на Русь приходит понимание объединения. После Куликовской битвы в 1380 году, куда по словам историка Василия Ключевского пришли драться москвичи, тверичи, рязанцы, а ушли русские люди, Русь начинает набирать силу.

.

Иванов С. Приезд воеводы.

Борис и Василий назначены на воронежскую крепость казачьими и стрелецкими головами по указу Стрелецкого приказа, а присланный из Москвы в 1630 году воевода Семен Львов - Разрядным приказом. Василий Шайдура не считает себя ниже по званию и отказывается подчиниться молодому Львову. Тот, как водится, пишет в Москву челобитную, что голова к нему с советами не ходит, караулы не проверяет, а большинство его подчиненных не живут на крепости, а занимаются своими делами в своих селах. Казаки и стрельцы вынуждены быть часто на своей земле, ведь Москва, экономя «живые» деньги основной доход служилого населения на пропитание, обмундирование, коней видит с данной им земли, а как же можно все совместить - и воевать, и пахать? Поэтому служилые люди часто укрывают у себя беглых, годных им в хозяйстве, а Москва, наоборот, одной из задач перед служилыми ставит этих беглых сыскивать и не допускать их продвижения на вольный нижний Дон в низовые казачьи станицы. Довольно долго длится это противостояние, Шайдура тоже пишет в Москву грамоты, но затем присылается на Воронеж  новый  голова - Ларион Комынин, который находит с казаками общий язык.

В 1635 году, совместно со ступинскими атаманами, Борис и Василий отражают набег татар и гонят их до р. Ворона (приток Хопра). Через три года Борис Каменное Ожерелье погибает от рук татар при переезде из Тамбова «с беглыми своими крестьяны». (ЦГАДА, Ф.1209, Кн. 840, Л.264 и об.) Из этой записи следует, что Борис имел горячее желание укрепиться на этой земле, возделать её и дать ей жизнь. Привлечение беглых из центральных областей каралось правительством очень строго, а всего лишь через 9 лет после гибели Бориса вышел царский указ о бессрочном сыске беглых крестьян. Но реалии того времени были таковы, что сделать из военных и пограничников, и землепашцев, все же мало удавалось. Поэтому, все землевладельцы, кто имел такую возможность, получали крестьян из других, не пограничных областей любыми возможными способами. Делал так и Борис Гунтропьевич Каменное Ожерелье… Потомков его мы не находим более в Нелже. Но его сын – Семен владел в отцовском поместье, что в деревне Малышево, небольшим наделом земли и всего лишь двумя дворами крестьян –бобылей - Старовыми и Сидельниковыми…

 В 1641 году Нелжа и близлежащие к ней села-Ступино, Студенки, Ситное, Карачун, Пекшево и Глушицы подвергается такому опустошительному набегу степняков, что едва начинает заново заселяться только через пять лет. Прежние жители угнаны в полон, а выжившие сообщают в своей челобитной следующие факты: «… у попа Владимира взяли сына Тихона, у Лари Рудакова срубили крестьянина Ананью да ево ж крестьянина Карпика взяли в полон,  атамана Семена Старцева срубили да у нево ж взяли двух унуков да племянника Гришку.., Ивановых братьев Бородовицына Ивана, да Лазаря, да Совелия, да Тихона взяли в полон живых.., атамана Юрью Дочкина… ево девку Марью…девку Катеринку взяли в полон живых…» Взятые в полон мужчины продавались татарами на невольничьих рынках Причерноморья на галеры, рудники и другие работы. Маленькие девочки и девушки использовались для гаремов и как служанки, работницы. За каждой такой историей стоит горькая судьба наших предков, которые навсегда лишились и родных, и Родины.

                           

Корсунская икона.

В ХIХ веке в церкви появляется придел во имя Корсунской Божией Матери. Расскажем об истории этого образа. Считается, что ещё при жизни Богородицы его создал святой евангелист Лука. Когда Богоматерь увидела своё изображение, Она произнесла: «Благодать рождшегося от Меня и Моя да будет с сею иконою». Пребывал образ в малоазийском городе Ефесе, потому некоторые списки с нее называют ещё ефесскими. Греческая Церковь сделала с нее список и один из них забрал на Русь равноапостольный Креститель Руси князь Владимир в 988 году. Образ пребывал в Киеве, а затем был перевезен в Новгород. Другой список с этой иконы был доставлен на Русь в конце ХII века по просьбе игуменьи Полоцкого женского монастыря Ефросиньи. Она направила богатые дары византийскому императору Мануилу Конину и патриарху Луке Хрисовергу с просьбой прислать образ Корсунской Богоматери на Русь. Основанный матушкой Ефросиньей монастырь очень нуждался в особо почитаемых святынях. В ХIII веке икона переехала в Торопец вместе с невестой Александра Невского - дочерью полоцкого князя Брячислава. Икона находилась тогда в Воскресенском соборе Торопца. Список с нее попал в г. Изборск, который по молитвам ей «избавлен бысть от нашествия поганых». Далее списки иконы распространились в Углич, Суздальскую землю, Санкт-Петербург и в Малороссию. Образ иконы принадлежит к так называемому типу «елеуса», что в переводе с греческого обозначает «милостивая». В ХIХ веке она становится очень почитаема в Воронежской земле.

Усманская Корсунская икона Божией Матери. (На образе виден иконографический признак- подпалина от свечи в области правого глаза Богородицы. Именно эта особенность отличает Усманскую Корсунскую Божию Матерь от других ее списков.)

По традиции нашей церкви, престол в небольших храмах всегда освящается один, а приделов может быть несколько. Как правило, это особо почитаемые средиприхожан праздники, образы, святые. Приделы в храмах возникают тщанием всех прихожан или одной семьи, либо одного человека в благодарную память о небесной защите и покровительству высших сил. Иногда с годами забывается в честь какого события появился в храме тот или иной придел, а иногда годами хранится в церквах память о событиях в честь которых особо почитается кроме престола ещё одна памятная дата в церковном календаре. Так и мы уже не помним, почему в Нелже открыли придел Корсунской Божией Матери, но есть одна догадка.

Старинная открытка. Усманский Богоявленский собор.

Исстари с. Нелжа культурно-исторически связана с городом Усманью и усманской землей. В городе Усмань есть Богоявленский собор, построенный в 1790 году на месте деревянной церкви. В 1863 году настоятель храма протоиерей Василий Никольский сообщил о том, что десять лет ранее, жительница Воронежа, некая мещанка Марфа Саввишна Бурлакова рассказала ему следующую историю: дочь Марфы Анисья долгие годы не могла родить здоровых детей. Шестеро младенцев, произведенных ей на свет - умерли. Вся семья непрестанно молилась Богу о продолжении рода. Но, каждая беременность Анисьи заканчивалась плохо. В 1853 году Марфа увидела во сне женщину, державшую в руках икону Богоматери. Она  повелела ей идти г. Усмань в Богоявленский собор и помолиться там иконе Корсунской Богоматери. Сначала Марфа расспросила сведущих людей, есть ли в соборе такая икона, но они ничего не могли сказать ей определенно. Тогда она сама собралась в путь вместе с дочерью. Прибыв в собор, женщины заказали молебен, но о такой иконе в соборе не слышали. Благодаря стараниям благочестивого старца Филиппа Корякина, подвизавшегося в Богоявленском соборе, им удалось обнаружить эту икону, то ли в церковной кладовой, то ли в самом храме, недалеко от места для служения панихид. Оказалось, что она попала в храм в 1826 году, а ранее принадлежала покойному жителю Усмани, майору Алексею Федоровичу Вишневскому. Он получил её по благословению митрополита Платона Левшина. У иконы, в области правого глаза, утерян был лик из-за того, что по недосмотру, когда-то давно, икона чуть не сгорела от свечи. Поэтому, она скромно хранилась в соборе и не была выставлена на видное место.

Марфа, приглядевшись, узнала Корсунскую икону, явленную ей во сне. После молебна Марфа упросила настоятеля отдать ей образ в Воронеж для облачения её в богатые ризы. Настоятель благословил и вскоре дочь Марфы Анисья разрешилась здоровой девочкой, которую назвали Ефросинья. С иконы в Воронеже составили список и на нем воспроизвели также след от пламени свечи в области правого глаза Богородицы. С тех пор все списки с усманской Корсунской Божией Матери изображались именно с этим иконографическим признаком. С уверенностью можно сказать, что и в нашем храме, в приделе Корсунской Богоматери список был именно такой. Многие бездетные супруги стали молиться Корсунской Божией Матери о прибавлении семейства.

В богатых серебряных и позолоченных ризах прославленный образ Богородицы вернули в 1855 году в Усмань. Теперь её стали хранить в особом киоте, сделанном из красного дерева. Ризы её беспрестанно обновлялись и украшались. В 1862 г. в Тамбове, которому принадлежал Усманский уезд, было установлено прославление образа и акафистное чтение (епископ Тамбовский Феофан Говоров). А с 1869 года с Корсунской Божией Матерью стали проводиться ежегодно крестные ходы. У образа Корсунского духовенство стало фиксировать постоянные случаи исцеления и облегчения от болезней. В 1871 году в Усманском уезде свирепствовала холера. Не помогали никакие меры. В Тамбове рассвирепевший народ разгромил губернскую лечебницу, не веря в усилия, предпринимаемые врачами. И только когда обошли весь Усманский и Задонский уезды крестными ходами с Корсунской иконой- холера отступила.

В 1891 – 1892 гг. в уезде свирепствовали эпидемии: брюшного, сыпного тифа и азиатской холеры. Предположительно эти страшные заболевания были завезены по железной дороге крестьянами Усманского уезда, когда те через Ростовские земли возвращались с юга России с разных приработков к себе домой. Первые случаи были выявлены в ноябре 1891 года в с. Завальном и д. Матренка. И это был тиф. Он мгновенно охватил такие близкие к Нелже села, как Демшинск, Куликово, Поддубровка, Верхняя Матренка и другие. В июле следущего года началась холера. Как сообщают «Журналы Усманского уездного земского собрания» за 1892 год: за период с ноября 1891 года по октябрь 1892 г. больных брюшным тифом в Демшинск поступило 1155, в Поддубровку -88, в Куликово – 48. Умерло 32 человека. В том же Демшинске холерой заболели 76 человек, а умерло 23. Всего по Усманскому уезду заболело 1676 человек 919 из которых, скончалось. Ни в Усмани, ни в Поддубровке, отделение которой было рассчитано на 6 коек, не хватало мест для заболевших. Благотворители жертвовали свои дома для размещения больных. Эпидемия продолжалась около года. Кроме холеры и тифа в Усманском уезде была выявлена натуральная оспа. Большое количество добровольцев приезжало в Усманский уезд и эти люди- молодые студенты медики, сестры милосердия могли работать совершенно бесплатно. Удивительно, что эпидемия закончилась 10 октября (по старому стилю) 1892 года, т.е. на другой день после празднования службы иконы Корсунской Божией Матери.

Прянишников И. Крестный ход.

Народ Усманского уезда признал Корсунскую Божью Мать своей особой покровительницей. По округе во многих храмах стали особо почитать Корсунскую икону. В богоборческие времена Богоявленский собор Усмани был разрушен и образ исчез. Но с 90-х годов произошло строительство нового Богоявленского собора и в 2001 году образ вновь занял в храме свое почетное место. Возобновились и крестные ходы. Скорее всего, по выше описанным причинам и в Нелжинском храме устроили Корсунский придел. По словам старейшей уроженки села Анны Яковлевны Колядиной (1936 г.р.), жители считали своим престольным праздником, наряду с Никольскими престолами, также день 9 октября (22 октября по новому стилю) когда особо почитается этот образ. Судьба образа Корсунской Божией Матери Никольской церкви с. Нелжа неизвестна. Она могла быть спрятана верующими, как особо значимая в приходе икона, а могла быть сожжена вместе с другими святынями храма во времена богоборчества.

 

 

 

 

 

Николаевский храм села Нелжа.

Глава первая. Предыстория.

Село Нелжа, вольно раскинувшееся на левом берегу реки Воронеж,  является старейшим поселением нашего края. В былые времена, его географическое положение было не столь удачно, как сейчас. Вряд ли село полноценно существовало до ХVII века, однако, земля, на которой Нелжа была основана, как одно из поселений Русского государства, имеет свою предысторию.

Левый берег реки Воронеж в нашем крае был менее обитаем, чем правый. Он не мог дать защиту первым поселенцам от неспокойных степных соседей. Воронежский край по своей природной особенности - граница леса и степи, издревле находился на роли некого пограничья между оседлыми хлебопашцами и скотоводами степняками. Река и крутой ее правый склон были естественным препятствием и хорошим наблюдательным пунктов для обнаружения врага и своевременной защиты от него. Поэтому, правый берег с незапамятных времен привлекал к себе разные племена и народы. Например, в правобережных селах - Чертовицы, Староживотинное, Рамонь, Лопатки, Карачун, Пекшево, Ситное, Глушицы, Сенное и др. находят следы пребывания здесь людей эпохи бронзы (III-I тыс. до н.э.) и железного века к которому относят культуру скифов, а затем сменивших их сарматов и аланов.

В пользу обитания людей на левом берегу реки Воронеж на нашей земле, говорят раскопы у села Ступино, на Каверинском и Городянском городищах в Усманском бору (археологическая экспедиция ВГУ под руководством А.П. Медведева, 1981 г). В самой Нелже выявлено девять объектов археологического наследия и их изучение это вопрос будущих исследований.

Грищенко Г. Река Воронеж. (Здесь мы видим, что автор картины верно заметил и запечатлел левый пологий берег р. Воронеж и правый - возвышенный).

Археологические раскопки доказывают, что на р. Воронеж в VIII веке н.э. уже обитали славянские племена и строили свои поселения. Таковые обнаружены на правом берегу реки: Чертовицкое и Животинное городища, поселения славян южнее п. Рамонь.

В Киевском государстве, известном нам под именем Киевской Руси, наши земли входили в состав Черниговского княжества.

Славян, обитавших на Дону и его притоках,  историки выделили в особую донскую группу, имеющую все признаки родства с огромным племенем, называемым вятичами.  

Не смотря на принятие христианства Киевской Русью, здесь, на Дону и на Воронеже, ещё долго существовали свои представления о вере и традициях. В Киевском патерике вятичи описываются крайне отрицательно: они, дескать, не признают Христовой веры, язычники, поклоняются своим богам и т.д.

Народу было не совсем ясно, что требует от него Киев и его князь. Примером отношения к Христовой вере может служить история, связанная с миссионером Кукшей. Направленный Киевом в наши земли для просвещения Христовой верой племена вятичей, он   потерпел фиаско и был убит…

С ХI -ХII веков и до конца ХIV века в известных нам русских летописях наша земля называется половецким полем, а в арабских и персидских источниках - «дешт - и - кипчак». Кипчаки – это и есть половцы..

Под напором диких степняков – печенегов, а затем торков и половцев, славянские племена часто отступали по Дону и Воронежу в Окский край, впоследствии в Рязанское княжество, к которому уже в начале ХII века относились эти земли. Когда ситуация благоприятствовала, славяне неизменно возвращались на прежние места.

Опустошительное нашествие монголо-татар в ХIII веке не смогло окончательно уничтожить села и укрепленные военизированные поселения на этих землях. Неизвестно, насколько затронуло нашествие уже населенные на р. Дон и р. Воронеж села, но историки утверждают, что некоторые из них Бог их миловал (М.В. Цыбин. России Черноземный край. Воронеж, 2000 г.)

Хан Батый. Старинная гравюра.

На месте огромных территорий под названием Русь, будь она Киевской, Новгородской или Владимиро-Суздальской возникло вассальное великим моголам объединение под названием Улус Джучи во главе с ханом Сартаком.

Основная часть населения вынуждена была переместиться на север и северо-запад Руси, а кое-кто спрятался и в вятских лесах. Татары по Дону и его притокам держали лишь переправы для посольств и почты и состояли они из местных людей. Когда наступили относительно спокойные времена и нужно было лишь исправно платить татарам дань, селения потихоньку разрастались. Их не трогали, т.к. они обеспечивали работу этой примитивной, но все же отлаженной инфраструктуры.

В конце ХIV века по Руси вновь прокатилась волна татарских нашествий – хан Тагай, хан Мамай, Тохтамыш и Тамерлан. Край в основном обезлюдел… Главные силы русских сосредоточены на севере - в укрепляющемся Московском молодом княжестве.

Орда  начинает переживать не лучшие времена. Её раздирает междуусобица, так называемая «замятня», тогда как на Русь приходит понимание объединения. После Куликовской битвы в 1380 году, куда по словам историка Василия Ключевского пришли драться москвичи, тверичи, рязанцы, а ушли русские люди, Русь начинает набирать силу.

.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.