Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Преосвященный Иоаким Струков- шестой епископ Воронежско - Елецкой епархии.

2022-07-03 73
Преосвященный Иоаким Струков- шестой епископ Воронежско - Елецкой епархии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

  В народном мифотворчестве, как давно замечено фольклористами, лингвистами и другими учеными, изучающими эту проблематику, образ одного праведника или святого переходит со временем к другому персонажу или образу. Так получается и с повестью о святителе Иоакиме. Мы можем провести здесь явную параллель с житием Сергия Радонежского- величайшего святителя Русской земли, ведь и он, будучи ещё отроком с именем Варфоломей, страдал от людских насмешек из-за того, что ему плохо давалась грамота. Также как Иоаким, Сергий впоследствии становится монахом, а затем Преосвященнейшим епископом. Так же он строит Храмы и помогает бедным, поучает и воодушевляет словом. В этих простых формулах чистого народного сознания лежит желание повествователя навеки запечатлеть память своего знаменитого земляка, просветителя и молитвенника Русской земли. 

Нестеров. М. Видение отроку Варфоломею.

Воронежская епархия очень нуждалась в грамотном священстве, ведь, как это не удивительно звучит для нашего времени, но многие иереи, особенно сельские, не умели читать и писать, а службу просто знали на слух, т.к. имели с детства большую духовную практику. Поэтому, в 1733 году епископ выписал из Переяславля протодьякона Порфирия Крестопольского, который стал в Воронеже учить детей «букварям, грамматикам и часослову». Порфирий собрал 50 учеников из Острогожского, Бахмутского, Бобровского и Коротоякского уездов. Многие его ученики стали потом священнослужителями. К сожалению, школа просуществовала до 1736 года. Были попытки вновь возобновить обучение детей и классы собирались вновь в 1737, 1738 и 1739 годах, но за оскудением казны школа вновь прекратила своё существование. Однако выпускники ее пополнили ряды воронежского и российского духовенства и, думается, принесли пользу своим духовным чадам и Церкви. В 1739 году епископ основал первую школу и в своем родном селе в доме местного священника, что в ХVIII веке было из ряда выдающимся явлением, т.к. мы видим, что даже в больших городах школы были не везде. Среди учителей поминаются в архивах священник Иоанн и пономарь Иоанн. Учеников из сыновей священников Усманского уезда, набралось 20 человек, что было не мало по тем временам.

Первого сентября 1742 года архиепископ почил в Бозе в любимой вотчине воронежских пастырей - монастырском подворье в селе Карачун. По реке благоверное тело его было доставлено в г.Воронеж в Акатов монастырь, где принял его архимандрит Пахомий. 26 сентября тело епископа было погребено в Благовещенском соборе в приделе Иоанна Милостивого по завещанию самого архиерея. Во времена богоборчества в СССР, когда в 50-е годы Благовещенский собор был полностью разрушен, удалось сохранить лишь мощи святителя Митрофана Воронежского и еще пяти пастырей воронежской епархии. Мощи святителя Митрофана пребывают в Благовещенском соборе. А остальные святители похоронены ныне на Коминтерновском кладбище г. Воронежа. Мощи Иоакима VI среди них не числятся…

 

Корсунская икона.

В ХIХ веке в церкви появляется придел во имя Корсунской Божией Матери. Расскажем об истории этого образа. Считается, что ещё при жизни Богородицы его создал святой евангелист Лука. Когда Богоматерь увидела своё изображение, Она произнесла: «Благодать рождшегося от Меня и Моя да будет с сею иконою». Пребывал образ в малоазийском городе Ефесе, потому некоторые списки с нее называют ещё ефесскими. Греческая Церковь сделала с нее список и один из них забрал на Русь равноапостольный Креститель Руси князь Владимир в 988 году. Образ пребывал в Киеве, а затем был перевезен в Новгород. Другой список с этой иконы был доставлен на Русь в конце ХII века по просьбе игуменьи Полоцкого женского монастыря Ефросиньи. Она направила богатые дары византийскому императору Мануилу Конину и патриарху Луке Хрисовергу с просьбой прислать образ Корсунской Богоматери на Русь. Основанный матушкой Ефросиньей монастырь очень нуждался в особо почитаемых святынях. В ХIII веке икона переехала в Торопец вместе с невестой Александра Невского - дочерью полоцкого князя Брячислава. Икона находилась тогда в Воскресенском соборе Торопца. Список с нее попал в г. Изборск, который по молитвам ей «избавлен бысть от нашествия поганых». Далее списки иконы распространились в Углич, Суздальскую землю, Санкт-Петербург и в Малороссию. Образ иконы принадлежит к так называемому типу «елеуса», что в переводе с греческого обозначает «милостивая». В ХIХ веке она становится очень почитаема в Воронежской земле.

Усманская Корсунская икона Божией Матери. (На образе виден иконографический признак- подпалина от свечи в области правого глаза Богородицы. Именно эта особенность отличает Усманскую Корсунскую Божию Матерь от других ее списков.)

По традиции нашей церкви, престол в небольших храмах всегда освящается один, а приделов может быть несколько. Как правило, это особо почитаемые среди прихожан праздники, образы, святые. Приделы в храмах возникают тщанием всех прихожан или одной семьи, либо одного человека в благодарную память о небесной защите и покровительству высших сил. Иногда с годами забывается в честь какого события появился в храме тот или иной придел, а иногда годами хранится в церквах память о событиях в честь которых особо почитается кроме престола ещё одна памятная дата в церковном календаре. Так и мы уже не помним, почему в Нелже открыли придел Корсунской Божией Матери, но есть одна догадка.

Старинная открытка. Усманский Богоявленский собор.

Исстари с. Нелжа культурно-исторически связана с городом Усманью и усманской землей. В городе Усмань есть Богоявленский собор, построенный в 1790 году на месте деревянной церкви. В 1863 году настоятель храма протоиерей Василий Никольский сообщил о том, что десять лет ранее, жительница Воронежа, некая мещанка Марфа Саввишна Бурлакова рассказала ему следующую историю: дочь Марфы Анисья долгие годы не могла родить здоровых детей. Шестеро младенцев, произведенных ей на свет - умерли. Вся семья непрестанно молилась Богу о продолжении рода. Но, каждая беременность Анисьи заканчивалась плохо. В 1853 году Марфа увидела во сне женщину, державшую в руках икону Богоматери. Она  повелела ей идти г. Усмань в Богоявленский собор и помолиться там иконе Корсунской Богоматери. Сначала Марфа расспросила сведущих людей, есть ли в соборе такая икона, но они ничего не могли сказать ей определенно. Тогда она сама собралась в путь вместе с дочерью. Прибыв в собор, женщины заказали молебен, но о такой иконе в соборе не слышали. Благодаря стараниям благочестивого старца Филиппа Корякина, подвизавшегося в Богоявленском соборе, им удалось обнаружить эту икону, то ли в церковной кладовой, то ли в самом храме, недалеко от места для служения панихид. Оказалось, что она попала в храм в 1826 году, а ранее принадлежала покойному жителю Усмани, майору Алексею Федоровичу Вишневскому. Он получил её по благословению митрополита Платона Левшина. У иконы, в области правого глаза, утерян был лик из-за того, что по недосмотру, когда-то давно, икона чуть не сгорела от свечи. Поэтому, она скромно хранилась в соборе и не была выставлена на видное место.

Марфа, приглядевшись, узнала Корсунскую икону, явленную ей во сне. После молебна Марфа упросила настоятеля отдать ей образ в Воронеж для облачения её в богатые ризы. Настоятель благословил и вскоре дочь Марфы Анисья разрешилась здоровой девочкой, которую назвали Ефросинья. С иконы в Воронеже составили список и на нем воспроизвели также след от пламени свечи в области правого глаза Богородицы. С тех пор все списки с усманской Корсунской Божией Матери изображались именно с этим иконографическим признаком. С уверенностью можно сказать, что и в нашем храме, в приделе Корсунской Богоматери список был именно такой. Многие бездетные супруги стали молиться Корсунской Божией Матери о прибавлении семейства.

В богатых серебряных и позолоченных ризах прославленный образ Богородицы вернули в 1855 году в Усмань. Теперь её стали хранить в особом киоте, сделанном из красного дерева. Ризы её беспрестанно обновлялись и украшались. В 1862 г. в Тамбове, которому принадлежал Усманский уезд, было установлено прославление образа и акафистное чтение (епископ Тамбовский Феофан Говоров). А с 1869 года с Корсунской Божией Матерью стали проводиться ежегодно крестные ходы. У образа Корсунского духовенство стало фиксировать постоянные случаи исцеления и облегчения от болезней. В 1871 году в Усманском уезде свирепствовала холера. Не помогали никакие меры. В Тамбове рассвирепевший народ разгромил губернскую лечебницу, не веря в усилия, предпринимаемые врачами. И только когда обошли весь Усманский и Задонский уезды крестными ходами с Корсунской иконой- холера отступила.

В 1891 – 1892 гг. в уезде свирепствовали эпидемии: брюшного, сыпного тифа и азиатской холеры. Предположительно эти страшные заболевания были завезены по железной дороге крестьянами Усманского уезда, когда те через Ростовские земли возвращались с юга России с разных приработков к себе домой. Первые случаи были выявлены в ноябре 1891 года в с. Завальном и д. Матренка. И это был тиф. Он мгновенно охватил такие близкие к Нелже села, как Демшинск, Куликово, Поддубровка, Верхняя Матренка и другие. В июле следущего года началась холера. Как сообщают «Журналы Усманского уездного земского собрания» за 1892 год: за период с ноября 1891 года по октябрь 1892 г. больных брюшным тифом в Демшинск поступило 1155, в Поддубровку -88, в Куликово – 48. Умерло 32 человека. В том же Демшинске холерой заболели 76 человек, а умерло 23. Всего по Усманскому уезду заболело 1676 человек 919 из которых, скончалось. Ни в Усмани, ни в Поддубровке, отделение которой было рассчитано на 6 коек, не хватало мест для заболевших. Благотворители жертвовали свои дома для размещения больных. Эпидемия продолжалась около года. Кроме холеры и тифа в Усманском уезде была выявлена натуральная оспа. Большое количество добровольцев приезжало в Усманский уезд и эти люди- молодые студенты медики, сестры милосердия могли работать совершенно бесплатно. Удивительно, что эпидемия закончилась 10 октября (по старому стилю) 1892 года, т.е. на другой день после празднования службы иконы Корсунской Божией Матери.

Прянишников И. Крестный ход.

Народ Усманского уезда признал Корсунскую Божью Мать своей особой покровительницей. По округе во многих храмах стали особо почитать Корсунскую икону. В богоборческие времена Богоявленский собор Усмани был разрушен и образ исчез. Но с 90-х годов произошло строительство нового Богоявленского собора и в 2001 году образ вновь занял в храме свое почетное место. Возобновились и крестные ходы. Скорее всего, по выше описанным причинам и в Нелжинском храме устроили Корсунский придел. По словам старейшей уроженки села Анны Яковлевны Колядиной (1936 г.р.), жители считали своим престольным праздником, наряду с Никольскими престолами, также день 9 октября (22 октября по новому стилю) когда особо почитается этот образ. Судьба образа Корсунской Божией Матери Никольской церкви с. Нелжа неизвестна. Она могла быть спрятана верующими, как особо значимая в приходе икона, а могла быть сожжена вместе с другими святынями храма во времена богоборчества.

 

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.