Мог ли быть фашизм в Древнем мире? — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Мог ли быть фашизм в Древнем мире?

2021-10-05 32
Мог ли быть фашизм в Древнем мире? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Широкий подход к осмыслению фашизма может вызывать воз- ражения. Ведь он означает, что проявления фашистской идеологии и практики можно обнаружить даже в древней истории человечества. Авторский подход говорит, что фашизм есть универсальный мегаи- сторический вызов человечеству сил контрэволюции. Поэтому версии фашизма можно найти фактически в любую историческую эпоху. Итак, фашизм в Древнем мире. Корректна ли такая экстраполяция современ- ной идеологии в глубь веков?

Похожий перенос «обратным историческим ходом» не един. Правда, апеллировал он не к фашизму, а к социализму. Еще в 1977 г. в Париже была опубликована книга советского математика, тогда члена-корреспондента АН СССР Игоря Шафаревича «Социализм как явление мировой истории». В ней он выводил признаки социалисти- ческой системы хозяйствования и идеологии еще в Античные времена. Многие из примеров, приводимые им как проявление социализма,


были фактически фашистскими, поскольку выстраивались на системе фундаментального неравенства. Так, платоновское государство, трак- туемое Шафаревичем как социалистическая утопия, было основано на антропологическом разделении людей: философы, стражи, ремеслен- ники, рабы. Такое разделение — это путь не социализма, снимающего разграничительные сословные и иные иерархические перегородки, а именно фашизма4.

Еще одна книга Шафаревича «Две дороги к одному обрыву» объ- ясняет причины данного совмещения. Социализм и фашизм рассма- тривались им как единое явление, при этом социализм — фашизм отграничивался от либерализма. Обе эти идеологии рассматривались Шафаревичем как «два пути к одному обрыву».

Совсем, казалось бы, на других позициях стояли мыслители, пред- ставляющие ордолиберальное направление, такие как Вальтер Ойкен5. Для ордолибералов также было характерно разделение идеологий и государственных систем исключительно между двумя полюсами. Один характеризуется индивидуальными свободами, правами человека (либеральная модель). Второй исходит из доминирования общего над частным, насилия государства над личностью (модель социалистиче- ская). С определенными модификациями такой подход формализуется рядом современных российских исследователей, дифференцирующих все общественные (даже цивилизационные) системы на два типа — X (либерализм) и Y (этатизм). Отсюда следует, что современные идео- логии должны обнаруживать свои аналоги и при обращении в глубь веков6.

Если идеологии выстраиваются на тех или иных фундаментальных абсолютных ценностях, то они имманентны истории человечества. Следует лишь уточнить, что смешение фашизма и социализма некор- ректно. При его допущении становится непонятна «священная война» на уничтожение между фашизмом и коммунизмом семидесятилетней давности. Некорректно это и применительно к Древнему миру. В пользу такого взгляда говорит различие между доктриной Христа — идеоло- гией будущего социализма и доктриной Ирода — яркого воплощения античного фашизма.

 

Шафаревич И.Р. Социализм как явление мировой истории // Шафаревич И.Р. Соч.: в 3 т. Т. 1. М., 1994.

Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995; Основы национальной экономии. М.: Экономика, 1996.

6 Кирдина С.Г., Малков С.Ю. Иерархия моделей мировой динамики и глобальные социально-экономические процессы // Прогноз и моделирование кризисов и мировой динамики. М.: ЛКИ, 2010.


Был ли фашизм в Древнем мире? Если обнаруживаются сущностные признаки фашизма, то тем самым получается ответ на поставленный вопрос. Типичным проявлением фашизма является геноцид. Понятие геноцида появилось в XX в., после резни армян в Османской империи. Однако подобных случаев истребления целых народов по принципу

«уничтожения чужих» в истории Древнего мира предостаточно. Обра- тимся к Ветхому Завету. Моисей, придя в земли мадианитян, приказал истребить все мужское население и всех замужних женщин. Ветхозавет- ное предание вкладывает в уста Моисея следующие слова: «Для чего вы оставили в живых всех женщин? <…> Убейте всех детей мужского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя»7. Поголовно истреблял население взятых городов и преемник Моисея Иисус Навин. Так погибли города Иерихон, Макед, Ливна, Лахис, Еглон, Хеврон и др. Точно так же действовали в отношении мя- тежных территорий древние ассирийцы. А вот свидетельство Иосифа Флавия о взятии легионами Тита в 70 гг. от Р.Х. Иерусалима: «Войско не имело уже кого убивать и что грабить. Ожесточение не находило уже предмета мести, т. к. все было истреблено беспощадно»8.

Геноцид осуществляли многие великие завоеватели прошлого. Яркая иллюстрация — походы Тамерлана9. Такая практика была в по- рядке вещей, нормой отношения к инородцам. Авторитарная власть, ксенофобия, идеологемы мирового господства, доктрина превосходства своих над всеми остальными, жесткий иерархизм, геноцид — этот на- бор признаков фашизма в реалиях Древнего и Средневекового мира налицо.

Идею обнаружения фашизма в древности парадоксально поддер- живает прямо противоположная сторона бытия, связанная со светом гуманистических учений великих религий. Человечество гуманизирова- лось и восставало против проявлений фашизма. Геноцидная практика продолжалась в различных уголках планеты. Европейская мировая колонизация была в этом отношении чисто фашистским явлением гено- цида и эксплуатации автохтонов, осуществляемых на основе идеологии превосходства. Тем не менее век от века под влиянием просвещения представления о допустимости, «естественности» и «нормативности» геноцида вытеснялись. Наступило XX столетие — и старая тема полу-

 

7 Ветхий Завет // http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_%5Eis31.htm

8 Иосиф Флавий. Иудейская война // http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/voina/07. html

9 Лемб Г. Тамерлан. Потрясатель вселенной. М.: Вече, 2008.


чила самое масштабное и трагическое в истории звучание: человечеству предъявлен новый вызов фашизации.

 

Почему популярен фашизм?

Осудить фашизм и сказать, что он неприемлем, недостаточно. Что с того, что он был осужден в 1945 г.? Вопреки этому, он возрождается снова и снова. Надо понять причины его живучести. Что привлекает людей в фашизме? Что нужно изменить, чтобы фашизм был бы ис- коренен навсегда?

Во-первых, он обеспечивает социальное благополучие. Не всех, но многих — и это социальное благополучие «своих». При известных в истории фашистских режимах преодолевался кризис экономики, а со- циальное положение населения улучшалось. Можно было бы фашизм назвать в этом отношении социально ориентированным учением. Но это социальное благополучие избранных достигалось за счет подавле- ния или отсечения чужих.

Во-вторых, фашизм апеллирует к великодержавию. В рамках фашист- ского проекта человек ощущает сопричастность великим свершениям. Фашизм призывает к борьбе с внешними врагами. Он пользуется в этом отношении имманентным, существующим у каждой нации, запросом на имперскость и патриотизм. Враги должны быть повергнуты.

В-третьих, фашизм в противовес индивидуализирующему либе- рализму содержит солидаризационные посылы. Люди объединяются в корпорации, корпорации в государство. Акцентируется ощущение, что человек не одинок, что он социален.

В-четвертых, фашизм восстанавливает утрачиваемые и размываемые при либерализме групповые идентичности, и прежде всего идентичности этнические. Этничность не является химерой или псевдоконструктом, как иногда полагают10. Она реальность, игнорирование которой вызывает запрос на ее воспроизводство, что и используется фашизмом.

В-пятых, фашизм апеллирует к истории, к традициям соответ- ствующей общности, ее традиционным ценностям. Он обращается к архетипам коллективной памяти — и это дает свой отклик.

В-шестых, фашизм сбрасывает маски с буржуазного общества. Он резко осуждает гедонизм, потребительство, торгашескую мораль. В нем находят отдушину многие пассионарии. В нем видят альтернативу буржуазности.

 

10 Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропо- логии. М.: Наука, 2003.


В-седьмых, фашизм отвергает ценностный релятивизм. Его от- ветом является жесткая ценностная поляризация. Гей-пропаганде и шоу-культуре фашизм противопоставляет традиционное половое разделение социальных ролей и культуру высокого стиля.

В-восьмых, фашизм разоблачает нефункциональность институтов демократии в буржуазном обществе, их имитационно-симулятивный характер. Фашистская критика состоит в разоблачении того факта, что в реальности вместо демократии при либерализме реализуется де-факто власть олигархии. Фашизм противопоставляет псевдодемократизму иерархизм, как единственно жизнеспособную, с точки зрения фашист- ских идеологов, систему.

В-девятых, фашизм разграничивает лучших и худших. Им утверж- дается принцип, что властвовать должны лучшие. Мыслитель должен мыслить, воин воевать, купец заниматься торговлей — и не смешивать свои социальные функции. Недовольство части общества в отношении существующих принципов элитной кооптации также ведет к поддержке фашистского движения.

В-десятых, фашизм, мобилизуя социум, активно оперирует образом врага внутреннего и внешнего. Враги ведь существуют объективно и замалчивание этого факта, например, либералами-космополитами толкает народ в объятия фашизма. Тема борьбы с врагом почти всегда имеет поддержку, привлекает под фашистские знамена пассионариев. Оперирование образом врага получает особый отклик в контексте на- ционального унижения от поражений, кризисов.

В-одиннадцатых, фашизм преподносится в образах высокой герои- ки. В этом отношении он противопоставляется миру «обывателей». Пропагандируемые фашистами героические образы резонируют пре- жде всего в молодежной среде.

В-двенадцатых, фашизм реализует запрос коренных жителей на ограничение в правах чужаков-мигрантов. Он в этом смысле резони- рует с движением протеста автохтонов против аллохтонов, беженцев, переселенцев.

В-тринадцатых, фашизм выступает за регулирование экономики, а соответственно, борется с безработицей, спекулятивным капиталом. Он оппонирует либеральному пониманию государства как ночного сторожа, стихии рынка и, с определенными оговорками, самой клас- сической системе капитализма.

Либеральная модель, имеющая общую с фашизмом природу, с хо- дом времени неизбежно проигрывает фашизму по форме организации государства и общества. Фашизм, при обострении экономических


и социальных проблем, в ситуации кризисов, оказывается предпочти- тельнее либерализма (рис. 1.3).

 

Рис. 1.3. Чем привлекает фашизм?

 

После такого обширного перечисления «привлекательных» черт фашизма возникает крамольный вопрос: так чем же плох и неприемлем фашизм? Может быть «следует» отбросить исторические стереотипы и принять фашистскую идеологию как спасительную для страны? Но все кажущиеся позитивными качества и преимущества фашизма пере- черкиваются самым главным — фашистской идеей превосходства и на- силия, его реакционной контрэволюционной природой. Все в фашизме подчинено этой интегральной позиции — господству избранных. Вна- чале вектор фашизации проявляется в антропологическом обосновании разграничения общества. Конечно, как люди отличаются друг от друга, так отличаются и народы. Но при этом они едины и равны в рамках при- надлежности к человечеству. При всех различиях всегда существовало то, что объединяет и что отличает человека от животного. Фашизм проводит не просто социальное и культурное, а антропологическое разделение. Разделив, он устанавливает антропологическую иерархию:


одни лучше, другие хуже. Фашизация ведет, таким образом, объективно к установлению идеологии превосходства и насилия. Это при всех вариа- циях фашистских версий имеет для него парадигмальный характер.

Фашизм может быть привлекательным, особенно в пропагандист- ских упаковках. Но в эволюционном измерении он выражает вектор контрэволюции. Три образа человека определяют содержание эволю- ционного мегаисторического развития:

1) человек биологический;

2) человек категориальный (истинный);

3) античеловек.

Фашизм соотносится исключительно с третьим образом11. Он вы- ражает античеловеческий сценарий развития. В этом смысле можно говорить о фашистской контрэволюции. Фашизм антигуманисти- чен — и это не скрывается. Ницшеанская формула «Падающего под- толкни» — это фашистская формула. Фашистский сверхчеловек — это античеловек12.

Оппонирование по вопросу об эволюции для идеологии и прак- тики на ее основе принципиально. Идеал категориального человека основывается на представлении о солидаризационной, кооперативной версии организации человечества в его развитии. Развитие человече- ства осуществляется, согласно ей, за счет коллективизма, труда, стрем- ления к идеалу, гуманизации, милосердия, альтруизма — всего того, чего нет в животном мире и движение к чему объединяется понятием

«нравственность». Фашизм, напротив, видит источник развития в по- давлении этих факторов. Фашистская версия эволюции состоит в том, что лучшие побеждают, а то и истребляют худших. Неандертальцы истребляют древнейших питекантропов, кроманьонцы уничтожают неандертальцев. Таким же образом и сверхчеловек должен истребить человека. Но ведь это образ мира животного, а не человеческого, что конечно же является контрэволюционным.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.