Боевой путь 16-й воздушной армии 1942-1945 гг. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Боевой путь 16-й воздушной армии 1942-1945 гг.

2022-07-03 42
Боевой путь 16-й воздушной армии 1942-1945 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

  На лётчика дальней авиации, командира экипажа Ил-4 Л.В. Касаткина, совершившего 147 вылетов в тыл врага, особое впечатление произвела прожекторная атака, предпринятая маршалом Г.К. Жуковым. 16 апреля 1945 наши войска начали наступление на Зеелов-Мюнхенберг-Берлин. Было это хорошее, мощное наступление. Пехотные и танковые полки перешли Одер и захватили Кюстринский плацдарм. Однако здесь наступление заглохло: немцы подбросили со всех сторон подкрепление, и советские войска никак не могли преодолеть Зееловские высоты. Это была последняя надежда фашистов, их последний оборонительный вал перед Берлином. Там находились крупнейшие бетонированные и земляные укрепления, и для их разрушения командование решило использовать авиацию.

  В этот день мы получили задание: бомбить определённую, очень ограниченную площадь высот, на которую мы должны были выбросить тяжёлые бомбы. У меня тогда на борту было 1750 килограммов, из них три бомбы по 250 килограммов на внешней подвеске и неизменные десять соток в бомболюках.

  Над городом Кюстриным я шёл на высоте 3000 метров, стал поворачивать на Зееловские и именно в этот раз неожиданно увидел (именно: неожиданно, ведь план операции был даже для нас военной тайной), под нами вспыхнули зенитные прожектора, лучи которых легли на землю. Первый, второй, десятый, сотый... Ой, какая это была красивая картина! Всё поле осветилось, будто днём, а на высоте оставалось по-прежнему темно.

  Началась знаменитая, единственная в мире прожекторная атака маршала Г.К. Жукова. Только вообразите, триста прожекторов, установленных на трёхкилометровом участке Кюстринского поля, одновременно легли на землю и, медленно поворачиваясь на три-четыре градуса то влево, то вправо, буквально ослепили немцев в окопах первой линии обороны. Фрицы тут же с криками о «новом оружии русских» бросились бежать. А нашим наступающим войскам прожектора не мешали, они светили им в спину.

  Зрелище было незабываемое, и видеть его во всём объёме можно было только с воздуха, да и то лишь тем экипажам, которые, как и наш, в эти минуты атаки находились над полем.

  Конечно, очень приятно было видеть, как наши войска первую полосу укрепления взяли без единого выстрела. А когда они начали захватывать вторую полосу, там тоже царила паника, которую подняли немецкие солдаты, убегавшие из первых окопов. Так очень быстро были взяты все полосы обороны, выход на Зееловские высоты стал открыт.

Проведенная операция оказалась большой удачей Жукова, а прожекторная атака позволила сохранить много жизней. Мы же в довершение всего отбомбились по Зееловским высотам, и дальнейшая дорога на Берлин была открыта.

  Все были счастливы, что кончилась война, победа осталась за нами, и они живы. С гру­стью вспоминали погибших товарищей по оружию и тосковали по своим любимым, которым писали письма и отсылали фотогра­фии.

  Так, Леонид Рыков послал своей дорогой Мусе открытку со словами полюбившейся песни из кинофильма «Жди меня», где, кстати, сказано: «Настоящие мужчины имеют хорошую привычку,если их очень ждут, они обязательно возвращаются»:

Ты, крылатая песня, слетай 

С ветром буйным в родные края.

Ждёт ли парня, как прежде, узнай Дорогая подруга моя.

Если грустно, то сразу поймёшь, Приласкай за меня, обними.

Понапрасну её не тревожь,

Только в сердце моё загляни.

Я и сам бы к любимой слетал, -

Только завтра мне в бой уходить.

Я и сам бы любимой сказал,

Как в разлуке невесело жить.

Я ей всё расскажу, не тая,

Небольшая ведь в этом беда.

Я ведь скоро, родная, вернусь —

Не на миг, а навек, навсегда.

                  Сколько б ни было в жизни разлук

                  В этот дом я привык приходить.

                  Я теперь слишком старый твой друг,

Чтоб привычкам своим изменить.

Если долго известий не шлю,

Это значит, я жив и здоров,

Значит, писем писать не могу,

Жди меня, и я скоро вернусь.

   А после этого стихотворения шла приписка от себя тоже в сти­хотворной форме:

Помни небо голубое,

Птицу краснозвёздную, Помни сердце молодое

     И надежду твёрдую.

 

В дни пребывания в кругу своих боевых друзей, с которыми прошёл

суровые годы войны. Дорогой Мусе от Леонида.

Предместья Берлина. Штраузберг.15 мая 1945 г.

 

Любимой Мусеньке от Леонида из Германии 2 июля 1945 года послана ещё открытка с голубями и голубками, несущими пись­ма в Житомир по знакомому адресу на улицу Вокзальная, 42:

 

 


    Дорогая Мусенька! Вот и я с друзьями.             Моей Мусе! Я в молодости

Германия, Зезендаль. Июнь 1945 г.                      во время пребывания в

                                                                                              Германии

 

 

Спустя два месяца после долгожданной победы у лётчиков началась подготовка к традиционному параду в честь празднова­ния Дня Военно-Воздушных Сил. Как известно, военная авиация России была создана 12 августа 1912 года.

 Сначала после боль­шого перерыва была проверка техники пилотирования под кол­паком. С момента предыдущей проверки у Леонида Рыкова про­шло семь с половиной месяцев. Поэтому полученные им оценки за отдельные элементы полётного задания — четыре «отлично», двенадцать «хорошо» и одна «посредственно» — можно считать вполне естественными. Затем последовали тренировочные полё­ты строем в составе звена с общей оценкой «хорошо», которую выставил ему командир эскадрильи гвардии старший лейте­нант Попович.

После испытания материальной части в середине июля были совершены перелёты по маршрутам: Берлин-Минск, Минск-Смоленск, Смоленск-Москва. Наконец, на подмосковном аэродроме в Кадминках 21-24 июля прошли полёты строем в со­ставе звена, в составе подразделения и в составе полка. Обратный перелёт строем из Москвы в Берлин занял десять дней. Это про­изошло не потому, что пилоты летели на своих тихоходных По-2, а просто им дали возможность хоть немного отдохнуть и рассла­биться в местах, одно название которых — Озеро и Щучин — го­ворит само за себя. В Штраузберг лётчики 44-го гвардейского бомбардировочного авиационного Донского Краснознаменного полка прибыли только 19 августа 1945 года.

 

 


 

Мусенька! Я скучаю по тебе.                   Любимая жена счастлива:

Германия, Штраузберг, июль 1945 г.                    война, наконец, окончена

 

 

НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ

Всё приходит вовремя,

если люди умеют ждать.

Франсуа РАБЛЕ

В октябре 1945 года гвардии старшего лейтенанта Л.В. Рыкова переводят в той же должности заместителя командира эскадри­льи в состав 46-го отдельного запасного авиационного полка ноч­ных бомбардировщиков Военно-Воздушных Сил Приволжского военного округа, где он находился немногим более полугода.

Уже по новому адресу из Житомира к нему приходит письмо с фотографией, подписанной на обороте так: «Дорогой супруг, не за­бывай счастливых, радостных дней, проведённых вместе. Твоя Муся. 13 октября 1945 г.».

 

 

Любить – значит смотреть в

Одном направлении

  Затем ещё в течение нескольких месяцев продолжалось его пребывание в 84-й отдельной авиационно-технической роте, пока, наконец, он не оказался в 374-м авиационном транспортно-десантном полку 12-й авиационно-транспортной Мгинской Краснознаменной дивизии Транспортно-десантной авиации Воздушно-десантных войск.

Военно-транспортная авиация как объединение в соста­ве Воздушно-десантных войск была создана в марте-апреле 1946 года. В частях и соединениях Военно-транспортной авиа­ции служило 89 Героев Советского Союза. Здесь продолжали послевоенную службу дважды Герои В.С. Ефремов, Е.М. Кунгурцев, В.И. Мыхлик, а также Герои Советского Союза Т.К. Гаврилов, А.Д. Каспаров, И.Д. Козлов, Б.А. Лахтин, В.П. Лакотош, Б.Г. Лунц, Н.А. Опрышко, Н.А. Покачалов, Г.А. Таран, Г.А. Тараненко.

В её состав вошли пять авиационных дивизий ВВС на самолё­тах По-2 и Ли-2, которые составляли основу самолётного парка до конца пятидесятых годов. В середине тридцатых годов американской фирмой «Дуглас» был разработан пассажирский самолёт DC-3. Машина благодаря хорошим пилотажным качествам, простоте конструкции и на­дёжности в эксплуатации нашла широкое применение во многих странах мира. Советский Союз закупил некоторое число DC-3 и лицензию на его серийное производство. Выпускаемые у нас самолеты получили сначала название ПС-84 (по номеру завода-изготовителя), а затем Ли-2, по фамилии Б.П. Лисунова, глав­ного инженера завода.

 

 

Средний транспортный самолет Ли-2


 

 

  Эти машины, которых было выпущено в серийном производстве около пяти тысяч, отлично зарекомендо­вали себя в самых разных условиях эксплуатации, на Крайнем Севере и в высокогорье. После успешного окончания курсов при военном представительстве на заводе №84 Министерства авиаци­онной промышленности в конце октября 1946 года за штурвал этого самолёта впервые сел и новоиспечённый Герой Советско­го Союза Леонид Васильевич Рыков.

  Кстати, в 374-м полку, ко­торый именовался войсковой частью 22529 и дислоцировался в Туле, он был далеко не единственным Героем — хорошую компа­нию ему здесь составили Африкант Платонович Ерофеевский и Александр Николаевич Харитошкин.

К тому времени его супруга Мария Андреевна успешно окон­чила учёбу, получив диплом зубного врача. Она успела поработать в специальной амбу­латории при станции Житомир в зубном кабинете, проявив себя исключительно дисциплинированным работником и чутким вра­чом по отношению к пациентам.

 

                                                                                                                                     

           Выпуск послевоенного 1946 года зубных врачей

             из Житомирского медицинского техникума.

              М.А. Рыкова — вторая слева в первом ряду


 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.