Л.В. Рыков –четвертый справа в первом ряду — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Л.В. Рыков –четвертый справа в первом ряду

2022-07-03 38
Л.В. Рыков –четвертый справа в первом ряду 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наградной лист

С начала боевой работы на фронте Отечественной войны т. Рыков показал себя смелым и отважным воздуш­ным воином.

Находясь в 598-м ночном бомбардировочном авиацион­ном полку с октября 1941 г. по апрель 1942 г., за отличную боевую работу награжден орденом Красного Знамени, со­вершил 70 ночных боевых вылетов, из них эффективных 18. Уничтожил четыре цистерны с горючим, подавлено три огневых точки, разрушено три дзота, взорван один склад с боеприпасами, разрушен мост. Сброшено антифа­шистских листовок 40000.

Основание: аттестационный лист 598-го ночного бом­бардировочного авиационного полка от 14.04.1942 г.

Своим бесстрашием тов. Рыков увлекает своих подчи­нённых на героические подвиги. На его славных делах вос­питаны его подчинённые экипажи: гвардии лейтенант Кошин, гвардии лейтенант Самойлов, гвардии старший лейтенант Старостов, грудь которых украшают по три-четыре правительственные награды и которыми по пра­ву гордится весь личный состав авиаэскадрильи.

Как человек неустрашимый и способный руководить подчинёнными, в сентябре 1944 года был выдвинут на должность заместителя командира эскадрильи и за свою боевую работу награжден вторым орденом Красного Зна­мени, орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени и медалью «За оборону Сталинграда».

За весь период боевой работы совершил 930 боевых вы­летов, в результате которых:

1. Уничтожено автоцистерн с горючим — 4

2. Подавлено огневых точек — 13

3. Разрушено дзотов — 3

4. Взорвано складов с горючим и боеприпасами — 1

5. Разрушено строений — 2

       6. Разрушено мостов — 1

       7. Уничтожено и повреждено самолётов — 2

       8. Создано взрывов — 8

       9. Повреждено и уничтожено автомашин — 27

      10. Создано очагов пожара — 34.

После последнего награждения произвел 155 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники против­ника. Примерами героизма из боевой работы тов. Рыкова могут служить следующие эпизоды.

7.7.1942 г. произвёл разведку днём на самолёте По-2 в районе реки Дон, где командованию были необходимы све­дения с линии фронта, с места нахождения своих частей, для нацеливания на переправы. Тов. Рыков в сложной об­становке отлично справился с этой задачей, несмотря на бешеный огонь наступающих немецких орд.

Тов. Рыков, не щадя сил и жизни, выполнял приказ — его самолёт получил десятки пробоин, был почти непри­годным к полёту, но лётное мастерство спасло самолёт, были доставлены ценные сведения о противнике и своих войсках.

Командование 8-й воздушной армии объявило благодар­ность тов. Рыкову за отличное выполнение поставлен­ной боевой задачи.

Наряду с этим произвёл свыше 100 вылетов на развед­ку войск противника ночью, летал в самых сложных ме­теоусловиях, доставлял ценные сведения о противнике.

В ночь с 9 на 10.12.1942 г. при выполнении боевого за­дания по бомбардировке самолетов противника на аэро­дроме Большая Россошка его самолет попал в зенитные прожектора, подвергся сильному обстрелу ЗА и ЗП. Не­смотря на огонь, тов. Рыков отыскал цель и точным бом­бометанием повредил один самолет противника. От огня ЗА и ЗП самолёт тов. Рыкова получил свыше 45 пробоин, но хладнокровие и выдержка тов. Рыкова спасли самолет и экипаж.

Большое мужество и отвагу проявил тов. Рыков при разгроме немцев под Сталинградом. Летая в окружённую группировку в декабрьские и январские 35-градусные моро­зы, совершал в ночь по 8-11 боевых вылетов. Летал в слож­ных метеоусловиях и каждым вылетом наносил против­нику огромный ущерб.

Так, в ночь с 18 на 19.12.1942 г. в населенном пункте Большая Россошка вызвал один сильный взрыв, подавил одну артточку противника, несмотря на то, что цель была сильно защищена средствами ПВО.

В ночь с 26 на 27.1.1943 г., уничтожая окруженные во­йска противника на территории Сталинградского трак­торного завода, создал два взрыва.

В ночь с 12 на 13.5.1943 г., уничтожая скопление живой силы и техники противника в населённом пункте Васильевка, создал три очага пожара.

В период с октября 1943 г. по май 1944 г. совершил к партизанам 16 вылетов, из них 3 вылета с посадкой на партизанских аэродромах и вывез 1300 кг груза и 8 чело­век в тыл противника.

В ночь с 21 на 22.10.1943 г. без штурмана в тёмную ночь выполнял сложное задание по высадке агентурных разведчиков в тылу противника на расстоянии 150-200 км. С задачей справился отлично, в ночь произвёл 2 полё­та и вывез 4 человека.

В ночь с 17 на 18.02.44 г. совершал полёт в исключитель­но сложных метеоусловиях при высоте облачности до 100 метров и горизонтальной видимости 200-300 метров. Но, несмотря на это, задание выполнил, груз доставлен по на­значению.

Тов. Рыков первый в полку применил и освоил ночное фотографирование и совершил 45 полётов на фотографи­рование войск противника.

В сентябре 1944 г., выполняя задачу по выброске груза повстанцам г. Варшавы, совершил 37 вылетов, при этом вывез 6327 кг груза, задача выполнялась на высоте 150­-200 метров.

В октябре 1944 г., участвуя в боях по расширению плацдарма на западном берегу реки Нарев, тов. Рыков со­вершал в ночь по 10-15 боевых вылетов.

Так, например, в ночь с 23 на 24.10.1944 г., уничтожая живую силу и технику противника по дороге Насельск-                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Винница, совершил 11 боевых вылетов, над целью его са­молёт попал в зенитные прожектора, подвергся сильному обстрелу ЗА и ЗП. Несмотря на это, тов. Рыков точным бомбометанием уничтожил одну автомашину с войсками и грузом противника, разрушил 2 строения. Огнём ЗА был отбит один элерон, поврежден руль глубины, самолёт по­лучил 114 пробоин, но мужество, хладнокровие и выдерж­ка тов. Рыкова спасли самолёт и экипаж.

Кроме боевой работы, совершил свыше 300 полётов на связь, летал в непосредственной близости от ли­нии фронта, при любой непогоде днём и ночью, подвергался неоднократному обстрелу наземных войск противни­ка и был подбит Ме-109.

Основание: справка авиаотдела 65-й армии.

  За личную дисциплину и муже­ство, проявленные при работе, ко­мандование 65-й наземной армии объ­явило тов. Рыкову благодарность. Тов. Рыкову как лучшему летчику авиаэскадрильи и полка всегда поручались самые слож­ные и ответственные задания, которые он выполнял с честью.

  За самоотверженный и героический боевой труд, за смелость и мужество, проявленные в борьбе с немецкими оккупантами, тов. Рыков достоин высшей правитель­ственной награды — звания Героя Советского Союза».

Этот наградной лист командир 44-го гвардейского бомбарди­ровочного авиационного Донского полка гвардии подполковник Васильев подписал 7 февраля 1945 года. Буквально через два дня, 9 февраля, своё ходатайство — «Достоин высшей           К.И. Рассказов

 

       

правительственной награды — присвоения звания Героя               Советского Союза» — подписал и командир 9-й гвардейской бомбардировочной авиационной Сталинградско-Речицкой ордена Суворова дивизии гвардии полковник К.И. Рас­сказов.

Спустя ещё месяц — 7 марта — это ходатайство поддержал командующий 16-й воздушной армии генерал-полковник авиации С.И. Руденко, а ещё через десять дней — командующий 1-м Бело­русским фронтом маршал Советского Союза Г.К. Жуков и член Военного Совета 1-го Белорусского фронта генерал-лейтенант К.Ф. Телегин.

Однако окончательного решения Президиума Верховного Со­вета СССР пришлось ждать еще без малого четырнадцать меся­цев. Только через год и неделю после Великой Победы — 15 мая 1946 года «за образцовое выполнение боевых заданий коман­дования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии старшему лейтенанту Леониду Васильевичу Рыкову было присвоено зва­ние Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№8080).

Узнал он об этом совершенно случайно, от своих сослуживцев, показавших газету с опубликованным там Указом и его фамили­ей в списке награждённых. Кстати, в списке было немало зна­комых имён, и со многими из них Леониду Васильевичу вскоре удалось не только встретиться на торжественной церемонии вручения на­град в Кремле, но и сфотографироваться вместе со всеми награждёнными.

 

                                                     Помимо Л.В. Рыкова, в запоздалом, но, пожалуй, самом ще­дром Указе от 15 мая 1946 года было упомянуто сразу четыреста лётчиков, из них 55 человек одних только бомбардировщиков, в том числе его однополчанин В.Т. Попович.

С Владимиром Трофимовичем они вместе летали по враже­ским тылам, в один год вступили в партию и в один день получи­ли высшую награду.

Командир эскадрильи гвардии старший лейтенант В.Т. Попо­вич совершил 887 боевых вылета на бомбардировку аэродромов, складов, по скоплениям вражеских войск и техники. Недаром он награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского и тремя орденами Красной Звезды. Сколько раз он бесстрашно бомбил врага, летал «осветителем» на развед­ку, приземлялся к партизанам, достав­ляя им боеприпасы, одежду и продо­вольствие.

 


  Среди награждённых высшим зна­ком отличия — «Золотой Звездой» Героя — двое наиболее отличивших­ся представителей соседнего с ними 45-го гвардейского ночного бомбар­дировочного Варшавского Краснозна­менного ордена Суворова 3-й степени авиационного полка той же 9-й гвар­дейской ночной бомбардировочной Сталинградско-Речицкой Краснозна­менной ордена Суворова авиационной дивизии,— командир звена К.Ф. Ми­халенко, совершивший 997 боевых вы­летов, и заместитель командира эскадрильи А.П. Мартынов, на счету которого было 922 боевых вылета.

   

  В.Т. Попович              К.Ф. Михаленко             А.П. Мартынов                        

 

    Однако ещё больше боевых вылетов оказалось у славной пятёрки женщин-Героев из овеянного славой 46-го гвардейского ночного бомбардировоч­ного авиационного Краснознаменного Таманского ордена Суво­рова 3-й степени полка. Так, на счету гвардии старших лейтенантов И.Ф. Себровой – 1004 вылета, Н.Ф. Меклин – 980, Е.А. Жигуленко – 968, Р.Е. Ароновой – 960, а гвардии капитан М.В. Смирнова поднималась в воздух на выполнение боевых заданий 950 раз. Как утверждал тот же К.Ф. Михаленко: «Летали недалеко, но очень много. Героев им давали отнюдь не за красивые глаза».

  Всего же за время Великой Отечественной войны в этом чисто женском полку звания Героя Советского Союза были удостоены 23 наших «соколицы», а еще две стали Героями Российской Федерации в середине 90-х годов. От страха немцы их прозвали «ночны­ми ведьмами», что можно рассматривать как высшее признание заслуг и мастерства боевых летчиц. Их было за что бояться: они сбросили со своих «ласточек» на головы врагов почти три тысячи тонн бомбового груза и 26 тысяч ампул с горючей жидкостью.

 

   Дважды Герой СССР гвардии генерал майор авиации Г.А. Речкалов, рассказывая о женском авиационном полке, спустя тридцать лет после начала войны, произнёс поразительные слова:

И.Ф. Себрова    «Летать днём и пить ночью совсем не то, что летать ночью и не пить вовсе...»

Особо стоит сказать о нашей землячке Ирине Фёдоровне Себровой. Она родилась в год начала Первой мировой войны в селе Тетяковка ныне Новомосковского района Тульской области. Была тихой, скромной и вроде бы совсем не яркой девушкой, но совершила больше всех вылетов, причём не только в своём полку, перекрыв просто фантастический тысячный рубеж.

Она уверенно летала в любую погоду и в любых условиях, пережив две серьёзные аварии. Но главное – боевые подруги ценили Иру как человека редкой душевной чистоты, с чутким, отзывчивым сердцем и твёрдым, принципиальным характером, справедливого в своих суждениях.

К сожалению, война есть война, и не обошлось без горьких потерь. Безвозвратные боевые потери полка составили 32 человека. Некоторые из них поименно упомянуты в стихотворении известного поэта Бориса Ласкина «Бессмертие»:

Когда на боевом аэродроме
В кромешной тьме заметные едва,
В тугих ветрах, в пыли, в моторном громе
Рулят на старт знакомые У-2,
Когда зенитки гневные на страже
Стоят у нас - на стыке двух морей,
Когда в поход уходят экипажи
Моей страны любимых дочерей,
Я, как вчера, сегодня вижу снова,
Как в небе пролетают высоко
Амосова, Никулина, Смирнова,
И Руднева, и Белик, и Пасько.
... Друзья мои! Попробуйте измерьте
Величье славы, вставшей в полный рост.
Они летят дорогою в бессмертье
Дорогой ясных путеводных звёзд.
Они летят - и день, что нынче начат,
Сияньем солнца их согреет вновь.
Пусть им всегда сопутствует удача
И Родины великая любовь.
  А современная поэтесса Ольга Мальцева-Арзиани посвятила памяти лётчиц 46-го гвардейского женского авиационного полка лёгких ночных бомбардировщиков следующее стихотворение:

Деревянный биплан,
Две кабины открыты,
Ночь страшна и темна,
А девчонкам - лететь...
Маму вспомнив, вздохнув,
Может, будут убиты,
Каждый вечер они
Отправлялись на смерть.
Лётчик, штурман и ночь
Два ТТ - пистолета,
Груз смертельный висит,
Сердце бьётся в груди.
У кого-то из них
Песня будет не спета,
Никому не известно,
Что их ждёт впереди.
Парашют не берут,
Для него мало места.
Проще пареной репы
ППР- их прицел...
Вылетали на смерть,
Хороши, как невесты,
Защищали Отчизну,
Ночью мчались на цель.
Вы не верьте тому,
Что девчонки те - ведьмы.
Умирая, они
В Небеса унеслись.
Перед смертью
Молились как все, о Победе,
И дарили потомкам
Надежду на Жизнь.
И с Небес эскадрилья
Ночная взывает:
Помолитесь о нас,
Как хотели мы жить!
Словно Ангелы, в небе
Девчонки витают,
Мы не можем забыть их.
Мы их можем ЛЮБИТЬ...

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.