Позволяющими в каждую эпоху отвечать на «вызовы времени» и профилактировать — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Позволяющими в каждую эпоху отвечать на «вызовы времени» и профилактировать

2022-07-03 20
Позволяющими в каждую эпоху отвечать на «вызовы времени» и профилактировать 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«вызовы будущего времени». Поэтому суть феномена культурной состоятельности

изменяется в течение истории, что отличает этот аспект демографической политики от

неизменных во времени требований 1) к обеспечению правильной формы демографической

пирамиды в преемственности поколений и 2) здоровью населения в преемственности

поколений.

В аспекте культурной состоятельности в постсоветской России тоже всё хуже, чем было в

СССР. Качество обязательного всеобщего образования в постсоветские времена упало.

Причины две:

• Ухудшение медико-биологических показателей здоровья детей вследствие нездорового

образа жизни и нравственно-этической порочности родителей (как перед зачатием, так и

во время беременности и позже), что ведёт к росту доли детей, не обучаемых и плохо

обучаемых.

• Реформа образования, проведённая в постсоветские годы, сделавшая учителей по сути

бесправными заложниками класса и сосредоточившая их не на воспитании и обучении

детей, а на производстве отчётной документации, сопровождающей учебный процесс,

реально не нужной для его ведения и совершенствования.

Качество профессионального и в особенности высшего образования в постсоветские

времена также упало. Главных причин тоже две:

• Чтобы освоить учебные программы профессионального образования, и в особенности

высшего, надо предварительно освоить на достаточно высоком уровне учебные

программы всеобщего обязательного образования86. Соответственно, если падает качество

всеобщего обязательного образования, то прежние учебные программы

профессионального образования, включая высшее, становятся для студентов

неподъёмными.

• Переход на «болонскую систему», согласно которой высшее образование носит

двухступенчатый характер — бакалавриат и магистратура87. Дело в том, что высшее

 

86 После введения ЕГЭ проходной балл на некоторые специальности в вузах России менее 30 баллов.

Если нынешнюю стобалльную систему оценок ЕГЭ масштабировать к пятибалльной, то проходной 30 баллов

— это меньше советской двойки. Сдать вступительные экзамены в большинство вузов СССР, имея двойки и

тройки в школьном аттестате по профильным предметам вуза, было невозможно. Уровень коррупции в СССР,

вследствие которой некоторые золотые и серебряные медали были куплены, а некоторые студенты поступали в

вузы по блату» (т.е. им завышали оценки на вступительных экзаменах), — многократно завышен

антисоветчиками. Коррупция в школах и вузах расцвела махрово в постсоветские времена: если в советские годы

не каждая школа и не каждый год выпускала золотых медалистов, то в 1990-е гг. многие школы стали выпускать

ежегодно по несколько золотых медалистов. Введение ЕГЭ не убило коррупцию и не понизило её уровень в

школах и вузах, но придало ей новые формы. Иначе как кавказские республики массово производят

стобалльников ЕГЭ по русскому языку, которые делают по нескольку ошибок в каждой строчке своей писанины?

87 Бакалавриат и магистратура, в свою очередь, могут иметь профили «прикладной» и «академический».

Профиль «прикладной бакалавриат» по уровню подготовки несколько ниже уровня, который давали в СССР

→→→

 39

 


«О текущем моменте» № 3 (143), декабрь 2021 года

образование в СССР строилось исходя из ориентации на получение специалиста,

способного далее наращивать профессионализм самостоятельно. Поэтому на младших

курсах студентов буквально насиловали дисциплинами фундаментальной науки, на основе

которых строилась профессиональная деятельность в соответствующей отрасли, после

чего на этой основе на старших курсах им показывали, как эти дисциплины

фундаментальной науки используются для решения прикладных задач в их профессии.

Разделение высшего образования на две ступени (бакалавриат и магистратуру)

разрушает эту последовательность, вследствие чего выпускники бакалавриата толком не

знают ни фундаментальной науки, ни даже основ профессии, а выпускники магистратуры

тоже не могут толком освоить профессию в силу недостаточности знаний

фундаментальной науки и невозможности восполнить этот пробел потому, что учебные

курсы по фундаментальным дисциплинам, таким как математика, физика, химия,

биология, теоретическая механика, механика сплошных сред, электродинамика,

термодинамика и др., невозможно разделить на «минимум для бакалавров» и

«дополнительные главы для магистров». Именно по этой причине в СССР выпускники

техникумов и иных средних учебных заведений профессиональной подготовки в вузах

учились наравне с выпускниками общеобразовательных школ, хотя имели за плечами

некий минимум знаний и навыков, близкий к бакалавриату наших дней.

Всё это говорит о том, что с обеспечением культурной состоятельности вступающих в

жизнь нынешних и будущих поколений у России будут проблемы: в частности «трудовые

ресурсы» («человеческий капитал») будут деградировать, создавая тем самым проблемы для

экономического развития страны и её безопасности в аспекте техногенных происшествий и

катастроф.

Проблематика обеспечения культурной состоятельности обширна и в настоящем обзоре

освещаться не будет. Она освещена в записке ВП СССР 2016 г. «О системе образования»88. Эта

компонента демографической политики тоже не может быть реализована на основе верности

либерально-рыночной финансово-экономической парадигмы даже с элементами

государственного планирования и регулирования рынков потому, что, как заметил д.э.н.

профессор МГИМО В.Ю. Катасонов, «самый ценный ресурс рыночной экономики — это

дурак. Нынешняя система образования — это конвейер по производству дураков. А задача

тех, кто создал этот конвейер и обслуживает его, не допускать брака, то есть

образованных людей».

Т.е. кроме разного рода финансирования семей демографическая политика должна давать

взрослым и детям смысл жизни сверх интересов трёх групп, о которых речь шла в разделе 1

настоящего обзора. Иначе в лучшем случае все инвестиции в развитие института семьи, в

деторождение и медицину приведут к массовому производству «служебного человека», т.е. к

фашизму.

А нежелание взрослых самим быть «служебными людьми» и нежелание давать такое

будущее детям, внукам и последующим потомкам, — это один из стимулов к тому, чтобы

рождаемость была низкая: в блокадном военном Ленинграде рождаемость была выше, чем

сейчас в мирной России. Да и со статистикой самоубийств (особенно среди подростков и

молодёжи) дело обстоит хуже, чем хотелось бы, а кроме того, ежегодно имеют место случаи

«колумбайна» (стрельбы в учебных заведениях), что является следствием отсутствия смысла

жизни у многих представителей подрастающих поколений.

И если говорить об историческом прошлом, то демографическая политика была близкой к

правильной — именно в сталинские времена:

• численность населения в регионах страны росла в пределах ёмкости экологических ниш;

 

хорошие профессионально-технические училища. А «академическая магистратура» по уровню подготовки на

уровне советского техникума или несколько выше его, но до уровня подготовки советского вуза не дотягивает.

88 https://www.vodaspb.ru/index.php?dn=down&to=open&id=481.

40

 


О пресс - конференции В.В. Путина 23.12.2021 г.: оглашения, умолчания, реальность

• показатели здоровья населения улучшались год от года, и росла продолжительность

жизни89;

• была совершена культурная революция, и в начале 1950-х гг. СССР лидировал по

количеству студентов вузов в расчёте на 100 000 населения, а культурная политика и

качество образования обеспечивали рост показателей культурной состоятельности,

которая выражалась:

➢ в формировании социальной группы, представители которой несли более широкий круг

интересов, нежели физиологические и бытовые сугубо потребительские интересы 90,

что характерно для большинства населения в толпо - «элитарных» культурах;

➢ в наиболее высоких темпах развития экономики, росте качества продукции, в научно-

технических достижениях разного рода, включая и рост обороноспособности страны,

что уничтожило иллюзию безнаказанности в случае агрессии против СССР в умах

потенциальных агрессоров.

Всё это было реальностью, а не

пропагандистским мифом, хотя реальному

развитию общества в СССР сопутствовали и

ошибки, и злоупотребления, и дурость

пропаганды, которая стала дурной (или

злоумышленно вредительской) под властью

М.А. Суслова91 уже в послесталинские времена.

И СССР производил не только «галоши» 92,

которые в ту эпоху были действительно

необходимым предметом быта, поскольку

города и сёла ещё не были закатаны в асфальт,

вследствие чего осенью, зимой, весной, а

временами — и летом местами бывало так

грязно, что и болотные сапоги не помогли бы: см. ниже две фотографии одного и того же

места в областном центре РСФСР — в Калуге (190 км от Москвы):

 

89 См., в частности, доклад Карлоса Рула (Великобритания) о системе здравоохранения в СССР с момента

образования страны Советов до конца 1930-х гг.: https://aloban75.livejournal.com/3715210.html. Доклад был сделан

на собрании Сталинского общества в феврале 2000 года. В завершение доклада приводится фактология,

показывающая результативность политики большевиков в области здравоохранения:

• «К 1938 году, за 21 год советской власти детская смертность снизилась на 50 %.

• Средний рост ребёнка (здесь и далее возраст не указан: — ВП СССР) в 1938 году был на 3 сантиметра больше,

чем в царской России.

• Средний вес ребёнка в 1937 году вырос на 5 килограмм по сравнению с 1925 годом.

• Обхват груди ребенка вырос на 2,5 сантиметра со времён Российской Империи.

• Заболеваемость туберкулезом к 1938 снизилась на 83 % и продолжала снижаться.

• Заболеваемость сифилисом уменьшилась на 90 % к 1938 году и продолжила снижаться

• Смертность в СССР в 1937 году была на 40 % ниже, чем в Российской Империи в 1913 (что подразумевает

большую продолжительность жизни).

• Рождаемость постоянно повышалась. Всего лишь за один 1936 год рождаемость выросла на 18 %. В

Ленинграде естественный прирост населения увеличился с 5,3 человека на 1000 в 1913 до 18,6 на 1000 в 1937

году.

• Постоянно снижалась общая заболеваемость и травматизм».

90 Ныне цели культурной политики прямо противоположные. Бывший министр науки и образования РФ

А.А. Фурсенко, выступая на ежегодном молодёжном форуме на Селигере 23 июля 2007 г., заявил: «Недостатком

советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы

взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

И об этом же идеале Дж. Оруэлл предельно открыто: «Каких взглядов придерживаются массы, и каких не

придерживаются, — безразлично. Им можно предоставить интеллектуальную свободу, потому что интеллекта у них нет».

91 Михаил Андреевич (1902–1982), член Политбюро ЦК КПСС в 1952 — 1953 гг. и с 1955 г. до конца его дней.

В его ведении была вся идеологическая работа, пропаганда и агитация.

92 Галоши — вид резиновой обуви (на фото выше), которая надевалась на уличную обувь и защищала её от

грязи и воды.

 41

 


«О текущем моменте» № 3 (143), декабрь 2021 года

 

• слева — площадь Социализма (в 1965 г. переименована в площадь Победы), снимок

датируется 1960-м г., грузовик93 увяз в грязи94 и без посторонней помощи из неё не

выберется;

• справа — общий вид площади Победы в начале второй половины 1970-х гг.

Хотя массовая безальтернативная застройка городов и сёл «хрущёвками» — несёт в себе

составляющую геноцида, осуществляемого путём разрушения института семьи95, но всё же обе

фотографии показывают, что примерно за 15 лет, их разделяющих, в СССР на инерции,

унаследованной от эпохи сталинского большевизма, было сделано очень много; но могло быть

сделано ещё больше и лучше, если бы не управленчески безграмотные экономические

реформы хрущёвско-брежневско-андроповских времён и не тупая сусловская пропаганда,

вытеснившая собой реальное просвещение населения в области социологии и политологии. И

это были темпы роста экономики ощутимо-реальные для подавляющего большинства граждан

СССР, а не бюрократически-фиктивно выведенные, но остающиеся в пределах статистической

погрешности, как в постсоветские времена.

И эта громадная лужа по колено и непроходимая

грязь в двух кварталах от центра города, именуемого

«колыбелью космонавтики», в которой безнадёжно

застрял и сидит тяжелый грузовик, произведённый в

иной культуре; и космодром Байконур, с которого

тремя годами ранее был запущен первый в мире

искусственный спутник Земли96, существовали

одновременно: СССР был страной контрастов и

парадоксов — не всегда понятных, если не знать


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.