Роль промышленного транспорта в единой транспортной  системе — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Роль промышленного транспорта в единой транспортной  системе

2021-10-05 85
Роль промышленного транспорта в единой транспортной  системе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обеспечивая перемещение предметов и средств труда, транспорт создает условия непрерывного функционирования общественного производства. В связи с бурным развитием отраслей народного хозяйства, с концентрацией производства резко возрастает объем перевозок в процессе производства и районах добычи и потребления. Поэтому в современный период развития народного хозяйства роль транспорта как органически взаимо­связанного технологического звена возрастает и становится решающей. Без непрерывного функционирования видов транспорта невозможно дальнейшее развитие и повышение эффективности отраслей народного хозяйства. Повышение качества транспортного обслуживания развитой экономики нашей страны должно осуществляться на основе дальнейшего развития и совершенствования условий координации работы всех видов транспорта и улучшения взаимодействия их с производством.

Комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимной зависимости и взаимодействии при выполнении пере­возок, составляет единую транспортную систему страны (ETC). Понятие единой транспортной системы определяет социально-экономическое единство всех видов транспорта и включает в себя совокупность всех путей сообщений и транспортных узлов, подвижные технические средства, а также формы и методы орга­низации транспортного процесса.

В состав ETC входят железнодорожный, автомобильный, мор­ской, речной, воздушный и трубопроводный, включающий нефте-продуктопроводный и газопроводы, и непрерывные виды транс­порта. Различают магистральный (общего пользования), промыш­ленный (ведомственный) и городской транспорт.

Единая транспортная система ежегодно потребляет около 18 % ди­зельного топлива, 6 % электроэнергии, 10 % всех капитальных вложений. Транспортные расходы в среднем составляют 20–30 % себестоимости продукции.

Промышленный транспорт – это совокупность взаимодейству­ющих технических средств и устройств различных видов транс­порта, предназначенных для обслуживания и обеспечения техно­логической взаимосвязи между цехами, предприятиями и магист­ральным транспортом. В свою очередь предприятие представ­ляет собой сложную систему, состоящую из комплекса подси­стем (цехов, участков, карьеров, шахт), которые имеют взаимо-корреспондирующий грузопоток между собой и магистральным транспортом.

Промышленный транспорт, в отличие от магистрального, не существует как единое взаимосвязанное хозяйство в масштабе всей страны ни в технологическом, ни в административном отно­шении. На каждом крупном предприятии он работает обособ­ленно и независимо от подобных видов транспорта, находящихся в ведении других предприятий.

В состав промышленного транспорта входят все виды транс­порта – железнодорожный, автомобильный, водный, трубопровод­ный, а также конвейерный, пневмоконтейнерный, канатно-подвесной и др.

Транспорт предприятия подразделяется на внешний, внутренний и технологический.

Внешний промышленный транспорт осуществляет вывоз с предприятия готовой продукции и доставку на предприятие сырья, полуфабрикатов с магистрального транспорта. Он осуществляет как связь предприятия с магистральным транспортом, так и связь между отдельными предприятиями промышленного комплекса. В то же время, внешний транспорт и магистральные виды транспорта в зависимости от перемещений продукции из пункта перегруза выполняют на территории предприятия различные по удельному весу перевозки.

Внутренний (межцеховой технологический) промышленный транспорт осуществляет перемещение грузов между цехами и складами.

Технологический (внутрицеховой) транспорт участвует непосредственно в процессе производства, доставляя сырье и топливо, полуфабрикаты к месту переработки.

Промышленный транспорт в сфере перемещения грузов играет особо важную роль, так как он должен обеспечить стабильный режим работы отрасли и определенный ритм работы транспортной системы. Таким образом, промышленный транспорт яв­ляется элементом современного производства и технологическим звеном единой транспортной системы. Его мощность должна со­ответствовать объему производства предприятия,        а технология работы и техническое оснащение – уровню развития и техниче­скому прогрессу на магистральном транспорте.

За последние годы в связи с увеличением объема производ­ства и вводом в эксплуатацию крупных промышленных комплексов роль промышленного транспорта возросла. Взаимодействие промышленного транспорта с технологическим процессом отрасли и магистральным транспортом предъявляет к нему такие требо­вания, как мобильность, оперативность и непрерывность работы, оптимизация технико-технологических его параметров.

В составе промышленного транспорта функционирует более 140 тыс. км железных дорог с соответствующим парком локомотивов и вагонов; 130 тыс. автомобильных хозяйств с огромным парком стандартных, специализированных и специальных вне­дорожных машин и соответствующим хозяйством и дорожным оборудованием; 8 тыс. различных транспортных судов; 200 тыс. конвейеров; 1000 канатно-подвесных дорог и др.

Перевозки грузов промышленным транспортом превышают 135 млрд т, причем более половины из них приходится на автомобильный, третья часть – на железнодорожный промышленный транспорт, а около 12 % – на все остальные виды транспорта. В целом объем перевозок на промышленном транспорте в несколько раз превышает объем перевозок на магистральном транспорте, что объясняется значительными перемещениями внутри предприятия. Так, в процессе производства на 1 т готовой продукции перевозится на металлургических комбинатах 12 т грузов, а в машиностроении 4–5 т. В себестоимости продукции затраты на перевозки в обрабатывающих отраслях промышлен­ности составляют 11–13 %, а в добывающих 50-60 %. Таким образом, на промышленном транспорте сконцентрированы огром­ные материальные и людские ресурсы, а его работа оказывает существенное влияние на себестоимость продукции промышлен­ности и сельского хозяйства.

Анализ распределения перевозок грузов промышленным транспортом показывает, что за последнее время интенсивно развиваются новые специализированные виды промышленного транс­порта: конвейерный, канатно-подвесной, гидравлический, трубо­проводный, контейнерный пневмотранспорт, поточно-конвейерные системы, конвейерные поезда.

Из общего количества грузов, перевезенных специализирован­ными видами транспорта, на ленточные конвейеры приходит­ся 64 %, гидравлический – 30 %, канатно-подвесной – 3 % и про­чие виды – 3 %. С учетом внутрицеховых перевозок этими ви­дами транспорта ориентировочно перевозится около 6 млн т грузов.

Автомобильный транспорт, универсальный и маневренный, обеспечивает доставку различных грузов непосредственно к ме­стам их потребления, но обладает серьезными для современных условий недостатками,        к которым следует отнести относительно низкую производительность труда, значительные затраты на ре­монт подвижного состава и автомобильных дорог, большой рас­ход горючего, высокую стоимость бензина и дизельного топлива, шум, вредные выбросы отработанных газов в атмосферу.

Железнодорожный транспорт, обеспечивающий массовые пе­ревозки грузов независимо от климатических условий и с наи­меньшими транспортными затратами при перевозках на дальние расстояния, имеет приоритет по предприятиям черной металлур­гии, угольной, химической, лесной и деревообрабатывающей про­мышленности, а также при доставке сырья на предприятия стройиндустрии.

Конвейерный транспорт характеризуется высокой производи­тельностью при транспортировании массовых сыпучих грузов от карьеров нерудных материалов до дробильно-сортировочных за­водов, от угольных разрезов до обогатительных фабрик или ГРЭС, на открытых рудных карьерах. Он используется на внутри- и межцеховых перевозках в различных отраслях промышлен­ности.

Конвейерные линии длиной 5–10 км и более при перевозках насыпных грузов обладают рядом преимуществ перед другими видами транспорта: высокой производительностью 15–20 тыс. м3/ч (а в перспективе     30 тыс. м3/ч) вскрышных пород, угля или руды; возможностью полной автоматизации транспор­тирования горной массы на подъем до 20° (свыше 300 ‰) и на спуск до 15°; поточностью, обеспечивающей повышение произ­водительности выемочно-погрузочных машин на 20–30 %.

В черной металлургии основная часть конвейерных линий сосредоточена на металлургических заводах, в карьерах железорудных и марганцевых, по добыче флюсовых известняков и огнеупорных глин. В цветной металлургии конвейерный транспорт применяется в дробильно-обогатительных и агломерационных печах для связи с приемными устройствами железнодорожного транспорта и складами и на рудных карьерах.

Гидравлический транспорт – применяется для перемещения рудного концентрата, отходов производства («хвостов» обогатительных фабрик, золы и шлака на предприятиях энергетики и черной металлургии), а также при намывке дамб, плотин, строительстве каналов. Действующие установки характеризуются производи­тельностью до 30 млн. т в год и дальностью транспортировки до 15 км. С большим эффектом гидравлический транспорт при­меняется для доставки цементного сырья из карьеров до цемент­ных заводов на расстояние до 10–12 км.

На подавляющем большинстве предприятий применяются си­стемы, где в качестве транспортирующего агрегата используются центробежные насосы, которые при удовлетворительных гидрав­лических характеристиках не обладают необходимой износоустой­чивостью при перекачивании абразивных гидросмесей, что сни­жает область эффективного применения гидротранспорта при строительстве каналов. При транспортировании песка, руды и других грузов, обладающих абразивными свойствами, трубопро­воды вследствие износа необходимо поворачивать через каждые 6–10 месяцев, а через три-четыре года заменять.

В условиях горной или сильно пересеченной местности эф­фективно применение подвесного канатного транспорта, допу­скающего уклон до 50° и пролеты между опорами до 500 м. Ограничивает его применение зависимость работы от погодных условий и сравнительно невысокая производительность, не пре­вышающая 250 т/ч.

Подвесные канатные дороги (ПКД) применяются в различ­ных отраслях народного хозяйства. Так, в угольной и горноруд­ной промышленности они используются для транспортирования уг­ля и других полезных ископаемых от шахт до железной дороги или непосредственно к потребителям (центральной обогатитель­ной фабрике, ТЭЦ и др.), а в ряде случаев для вывоза и склади­рования в отвал породы из шахт и обогатительных фабрик. В ме­таллургической промышленности ПКД применяются для транс­портирования гранулированных шлаков, золы и др., на заводах химической промышленности – для подачи сырья к производству и отходов в отвал. Большой объем перевозок выполняется ПКД при строительстве гидроэлектростанций, плотин, на тепловых электростанциях, в машиностроительной, легкой и других отрас­лях промышленности.

В стране постоянно проводится работа в области совершен­ствования и организации комплексного использования различ­ных видов промышленного транспорта. Каждый вид промышленного транспорта имеет свои наиболее эффективные сферы при­менения с учетом комплекса условий производства, грузооборо­та, топографии, расстояния перемещения. Вопрос о выборе того или иного вида транспорта должен решаться при проектных раз­работках. Для промышленных районов страны разрабатывают генеральные схемы комплексного развития промышленного же­лезнодорожного транспорта с учетом взаимодействия с другими видами транспорта.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.