При создании программы использовались материалы: — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

При создании программы использовались материалы:

2021-10-05 36
При создании программы использовались материалы: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  • программы кружка Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.

· факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.

 

 

Содержание курса «Мир вокруг нас»

 Содержание курса охватывает широкий круг вопросов и помогает формированию у ребят бережного отношения к природным ресурсам, заботе о живом и любви к природе, правилам личной гигиены. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. Для реализации курса используются различные формы и методы работы: наблюдения явлений природы, беседы, дидактические игры. конструирование, просмотр презентаций и видеофрагментов, экскурсии и прогулки. Курс состоит из 4 разделов, в процессе раскрытия которых дети познакомятся с окружающей их природой, научатся общаться.

Природа и мы.

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты. Природа- это всё, что нас окружает, но не создано руками человека. Природа и мы..

Живая природа

От динозавров до человека. Как возникли и от чего умерли динозавры. Что расскажут нам  деревья? Почему деревья сбрасывают листву? Кто друзья у ели? Экскурсия в лес. Сбор природных материалов. Такие удивительные растения: многообразие дикорастущих и культурных растений. Комнатные растения. Путешествие на родину комнатных растений. Загадки животного мира. Основные обитатели леса.

Человек – часть живой природы. Правила ЗОЖ. Польза витаминов для здоровья человека. Вредные привычки.

Секреты неживой природы

Солнце - источник жизни. Связь между живой и неживой природой. Вода, ее признаки и свойства. Почему идёт дождь и дует ветер. Как защитить воздух и воду от загрязнений. Распознавание морской и пресной воды. Космос. Созвездия. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Созвездия на карте звёздного неба.

Охрана природы

Красная книга. Редкие и исчезающие виды животных и растений. Заповедники ставропольского края. Правила поведения в природе. Изготовление экологических знаков. Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Сроки

Тема урока

Решаемые проблемы (цели)

Понятия

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

предметные УУД Личностные результаты 1   Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты Формировать знания объекты природы и предметы рукотворного мира. Природа- это всё, что нас окружает, но не создано руками человека. Научатся  различать объекты природы и предметы рукотворного мира. Формулировать выводы из изученно-го материала

Регулятивные: понимать задачу занятия  и стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к окружающему миру, свои достижения на занятии и достижения других учащихся.

 

Познавательные: приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира; классифицировать объекты окружающего мира; отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру; устанавливать причинно -следственные связи; преобразовывать схемы для решения задач (заполнять таблицу); отвечать на итоговые вопросы.

 

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника; вести устный диалог 

 

 

Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки

 

2   Природа и мы.

Формировать знания правил поведения в природе, связи между живой и неживой природой, явлениями и сезонными изменениями умения оценивать поступки людей,

способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

 

Природа и мы.

Законы природы

Понятие об экологии

как о науке, которая

исследует, как

связаны растения и

животные друг с

другом, как они

приспособились к

окружающей природе и

как сами влияют на

природу.

Научаться: находить связи в природе, между природой

и человеком, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей.

3   Явления и сезонные изменения природы. 4   От динозавров до человека

Пополнить знания учащихся об эпохе динозавров;

выделить отличительные черты в строении травоядных и хищников;

сформировать положительную мотивацию к поиску дополнительной информации;

продолжать формировать основы экологической культуры.

 

 Как возникли и от чего умерли динозавры. Что привело к исчезновению динозавров.

Динозавр, виды динозавров, хищники, травоядные

Научаться: называть современных представителей пресмыкающихся 

по внешнему виду отличать хищников от травоядных

Регулятивные: понимать задачу данного занятия, стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Познавательные: сравнивать и различать животных; обозначать соответствующие рисунки цветными фишками; сочинять и рассказывать сказочную историю о диком животном. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; работать в группе; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; обсуждать матер-лы книги «Зеленые страницы». 

Проявляют экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки

5   Динозаврики (просмотр презентации) 6   Что расскажут нам деревья. Познакомить  детей с деревьями леса, ролью деревьев в жизни человека; развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать устную связную речь, мышление, Почему деревья сбрасывают листву. Деревья впадают в спячку. Понятия: деревья, ярусы леса.     Узнают, какие бывают деревья; познакомятся с различными листовыми пластинками и обитателями леса. дети научатся узнавать деревья леса- дуб, березу, сосну, лиственницу; различать понятия: сообщества, деревья, кустарники, травы.     Регулятивные: понимать задачу раздела и данного занятия, стремиться их выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на занятии. Познавательные:классифицировать объекты природы; анализировать существенные признаки живых существ; формулировать выводы из изученного материала. Коммуникативные:формулировать свои затруднения; осуществлять само- и взаимопроверку; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Проявляют экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения;   7   Хвойные и лиственные деревья. Расширить представления о многообразии деревьев, сформировать понятия: хвойное и лиственное растение; познакомить с представителями групп растений, произрастающими в родном крае; показать роль человека в жизни дерева. Вечнозеленая красавица - елочка. Кто друзья у ели? Понятия: деревья, ярусы леса, хвойные, лиственные деревья Научаться определять и распознавать хвойные деревья, выделять особенности хвойных деревьев, отличать хвойные деревья от лиственных, определять понятие «вечнозеленые деревья». Регулятивные:развивать умение принимать задачу и сохранять, планируя свои действия в соответствии с ней; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий. Познавательные: умение работать с учебной и справочной литературой, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, обобщение по заданным критериям; формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные: умение выразить собственное мнение, умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, строить речевые высказывания в устной форме.   Повышение уровня мотивации познавательнойдеятельности за счет результатов групповой работы; развитие аналитического мышления, образного воображения, формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке.   8         Экскурсия в лес, сбор природного материала (осенних листьев) для поделок.     Учить детей наблюдать за изменением в природе осенью;  определить основные отличительные признаки объектов природы осеннего периода; сформировать представление о погодных явлениях, происходящих в природе.   Природный материал, сезонные изменения в природе, Расширят представления о лесном сообществе, растениях леса, научатся применять на практике правила поведения в лесу, правила сбора природного материала. Регулятивные: умение определять цель деятельности на занятии; умение определять успешность своего задания. Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций; умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; проверять информацию, находить дополнительную информацию,; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к родному краю.     У меть наблюдать, видеть красоту природы; называть наблюдаемые растения; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.   9   Такие удивительные растения! Познакомить с многообразием растений; обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям. водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения, кустарники, травы, цветы

Узнают, на какие группы можно разделить растения. закрепить знания о комнатных растениях,

 

Научатся классифицировать растения, выделяя и сравнивая признаки групп растений, приводить примеры для каждой группы,

замечать и ценить красоту мира растений. Правильно ухаживать за комнатными растениями.

 

 

Регулятивные: понимать задачу данного занятия, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать эстетическое воздействие растений на человека. Познавательные: устанавливать по схеме различия между группами растений; наблюдать и готовить рассказ о красоте растений; подводить под понятие на основе распознавания объектов; выделять существенные признаки разных групп растений; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края.

Коммуникативные: работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять само- и взаимопроверку; вести устный диалог; слушать собеседника.

 

Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; воспринимают экологическую культуру как ценностное отношение к природному миру

 

10   Оранжерея на окне. Рассказать о родине комнатных растений, о многообразии комнатных растений. Познакомить с правилами ухода за комнатными растениями   Комнатные растения, уход за ними. 11         Растения нашего края. Составление гербария. Обобщить и расширить знания учащихся о лекарственных растениях Ставропольского края. Научить учащихся распознавать лекарственные растения и их использовать. Прививать любовь к родному краю, природе. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.   Лекарственные растения Научатся классифицировать растения, выделяя и сравнивая признаки групп растений, приводить примеры для каждой группы, замечать и ценить красоту мира растений.   Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на занятии; формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем.   Познавательные: Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить. 12   Загадки животного мира. Учить различать группы животных; выделять отличительные признаки каждой группы.   Группы животных: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные.

Узнают, на какие группы можно разделить животных.

 

Научатся приводить примеры животных разных групп, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних;

формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

конструктивно работать в группе, составлять сообщения о диком животном.  Работать с источниками.

Регулятивные: понимать задачу данного урока, стремиться её выполнить; формулировать и удерживать поставленную задачу; оценивать свои достижения на занятии. Познавательные: находить в рассказах новую информацию, необходимую для решения познавательной задачи; выступать с сообщениями; сравнивать животных на основании предложенного материала. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить понятные для партнёра высказывания; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, находить в тексте информацию необходимую для решения задачи, описывать объект: передавать его внешние характеристики, использую выразительные средства языка.

Стремятся к формированию наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном способствовать расширению кругозора;
 воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде.

13   Дикие и домашние животные.  создать условия для самостоятельного выделения признаков, присущих диким и домашним животным;  расширять представлений о разнообразии домашних животных, их значении для человека;   Домашние и дикие животные   14   Писатели о природе и животных. Познакомить с писателями, писавшими о животных, их рассказами о жизни животных. В.Бианки, М.Пришвин 15       Животные (просмотр фильма) Закреплять и расширять представление о жизни животных;   16   Человек – часть живой природы Формировать представления о связи человека с природой. Особое место человека в мире живой природы. Человек, природа

Узнают, что необходимо для сохранения здоровья.

Научатся правильно

строить режим дня, формулировать правила личной гигиены, осознать необходимость следовать правилам безопасного и здорового образа жизни

 

 

Регулятивные: понимать задачу данного занятия, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; дополнять правила.

Познавательные: составлять рациональный режим школьника; формулировать правила личной гигиены, выделять среди них те, которые должны быть у каждого человека собственными.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; задавать вопросы; вести устный диалог.

имеют установку на здоровый образ жизни; проявляют экологическую культуру: готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения; самостоятельность и личную ответственность за свои поступки

17   Если хочешь быть здоров.  Расширить представления о режиме дня, полезных и вредных привычках, рассказать о правильном питании, личной гигиене. Почему надо чистить зубы и мыть руки? Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну. 18   Польза витаминов для здоровья человека Формировать представление о разнообразии овощей и фруктов. Рассказать о витаминах и их пользе. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть? Что такое витамины? 19   Здоровый образ жизни. Вредные привычки.  

Формировать и закреплять представления о ЗОЖ, учить различать полезные привычки от вредных

Здоровый образ жизни, вредные привычки

Узнают основные правила безопасного

поведения на воде и в лесу, во время купания;

 

Научатся избегать опасности, различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых.

 

Формировать умение противостоять негативному давлению со стороны окружающих.

 

Следовать правилам безопасного поведения на воде и в лесу, закреплять полученные навыки.

Регулятивные: понимать задачу данного занятия, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; предвидеть

возможности получения конкретного результата при решении задачи.

 

Познавательные: характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; определять с помощью рабочей тетради жалящих насекомых; запомнить правила поведения во время купания.

 

Коммуникативные: работать в паре: различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию; строить понятные для партнёра высказывания; определять общую цель и пути ее достижения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.

Имеют установку на здоровый образ жизни; приобретают навыки сотрудничества в разных ситуациях, воспитывать бережное отношение к здоровью; силу воли; умение сказать «нет»

20       «Здоровым быть модно» - конкурс викторина   21   Солнце - источник жизни. систематизация и расширение знаний о Солнце, его влиянии на жизнь Земли, живых организмов и человека.  

Солнце, свет, тепло. Памятка:

«Правильно

принимаем солнечные

ванны».

 

 

Может ли

живая природа

существовать без

неживой?

Научатся различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры объектов живой и неживой природы, устанавливать связи между ними

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.

 

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осуществлять поиск существенной информации.

 

Коммуникативные: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Самооценка на основе успешной учебной деятельности.

22   Связь между живой и неживой природой Систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком   23       Вода, ее признаки и свойства. Познакомить со свойствами воды. Круговорот воды в природе. Способы экономного расходования воды.

Дождь, ветер – природные явления

Узнают, почему чистую воду относят
к важнейшим природным богатствам.

 

Научатся рассказывать по плану о загрязнении и охране воды,

объяснять значение воды для растений, животных и человека.

 

Прослеживать по рисунку- схеме путь воды из реки в море;

 

Сравнивать реку,море, океан;

 

Различать пресную и морскую воду.

Регулятивные: понимать задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат.

 

Познавательные: ставить и формулировать проблемы; анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды; использовать общие приёмы решения задач; моделировать; оценивать информацию

 

 

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.

 

Проявляют экологическую культуру: готовность следовать нормам

природоохранного поведения;

осознают ответственность человека за общее благополучие;

24   Почему идет дождь и дует ветер? Рассказать о роли дождя и ветра в жизни растений, животных, человека 25       Куда текут реки? Расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море; ознакомление со свойствами речной и морской воды.

Река, море, морская вода, речная вода 

 

 

Море, океан, морская и пресная вода.

26       Моря и океаны на нашей планете. Расширение и уточнение представления детей о морях, об океанах, о движении морей в океан ознакомление со свойствами пресной и морской воды. 27       Зачем летают в космос? Расширение и уточнение представления о Созвездиях Искусственных спутниках Земли, их назначении. Что такое космические станции. Космос, спутник, созвездия, Узнают несколько созвездий.   Научатся различать изученные созвездия;   Пользоваться дополнительными источниками информации Регулятивные:понимать задачу данного занятия, составляют план. Познавательные:сопоставлять иллюстрацию созвездия с его описанием; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; наблюдать звёздное небо; находить информацию в различных источниках (дополнительная литература, Интернет).    Коммуникативные:работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы   Осознают ответственность человека за общее благополучие; 28   Красная книга Почему она красная?   Рассказать о Красной книге; расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края. Познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных; Красная книга. Почему она красная? «Неприкосновенные в природе».

Узнают, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают её защитить;

осознают, что нельзя быть жестокими по отношению
к любому живому существу.

Научатся анализировать

факторы, угрожающие живой природе, будут учиться читать и рисовать экологические знаки.

 

Формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои достижения в выполнении проекта Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами

Регулятивные: понимать задачу данного занятия, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия; соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: анализировать факторы, угрожающие живой природе; знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним; извлекать информацию из различных источников; составлять собственную Красную книгу; презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов. Коммуникативные: распределять обязанности по выполнению проекта; предлагать помощь и сотрудничество; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения. 

Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру.

29   Заповедники Ставропольского края

Познакомить с растениями и животными, охраняемыми на территории Ставропольского края, с природными заповедниками, редкими, исчезающими видами животных и растений.

Заповедник, заказник

30       Будь природе другом!   31   Просмотр видеофильма «Сохраним природу!»

Расширить кругозор, знания детей о природе родного края; ознакомить с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.

Загрязнение воды и воздуха. Как помочь природе?

 

Правила друзей природы.

 

32   Выставка детских рисунков на тему: «Давайте сохраним планету».  

Требования к уровню подготовки детей к концу года.

 

Обучающие должны знать и уметь:

• регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

• осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач;

• осознавать правил и норм взаимодействия со взрослыми сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения и пр.);

· работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

· усвоить  первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

· владеть  базовым понятийным аппаратом,необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

· умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события.

· овладеть основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения;

· понимать роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

1. Петров, В.В. Растительный мир нашей Родины /В.В. Петров. - М.: Просвещение, 1991.

2. Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.

3. Плешаков, А. А. Зелёные страницы: кн. для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.

4. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М.: Просвещение, 2012.

5. Плешаков, А. А. Экология для младших школьников / А. А. Плешаков.- М.: Дрофа, 2000

6. Клепинина, А. Тайны окружающего мира /А. Клепинина. – М.: Ювента, 2005.

7. Презентации – интернет ресурс.

8. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: Астрель, 2000.

9. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.

10. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Содержание программы и тематическое планирование по курсу

«Изо и художественный труд».

Пояснительная записка


Эстетическое воспитание - это важнейшее средство формирования отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания, т.е. это средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Формирование мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без художественно-эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов».

 

 Данная программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы «Рисуем-Мастерим» Т.Н. Просняковой, которая представляет собой интегрированный курс изобразительного искусства и технологии.

Цель курса - раскрытие творческого потенциала ребёнка средствами изобразительного искусства и художественного труда.

Задачи:

формировать интерес к изобразительному искусству и прикладному художественному творчеству;

воспитывать уважение к культуре и традициям своего и других народов;

развивать воображение, творческое мышление, художественные и конструкторские способности на основе приобретения творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов;

обучать приемам постановки творческой задачи и познакомить с различными способами ее решения;

обучать основам художественной деятельности;

познакомить с основными технологиями обработки материалов.

Особенность данной программы в том, что она объединяет два содержательных направления образования младших школьников: изобразительное искусство и технологию. Значимость изобразительного искусства определяется его нацеленностью на развитие эстетического отношения к действительности, способности видеть прекрасное в искусстве, природе и повседневной жизни. Кроме того, предмет ИЗО позволяет учащимся осваивать начальные навыки изобразительного мастерства, понимать использовать различные средства создания художественных образов, законы композиции, сочетаемость цветов и форм и т.п. Помимо названного, этот предмет способствует общему развитию ребенка: его духовно-нравственной сферы, универсальных учебных умений.

Программа курса предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

На занятиях активно используются виды художественной деятельности и технологии: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений, моделирование из бумаги, обработка глины, пластилина, гипса и др..

Основные методы обучения:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Содержание курса программы

1. Живопись. Дать начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, портретов, натюрмортов, бытовых сцен, сказочных животных, птиц, растений, трав.

2. Графика. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работ


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.156 с.