Схема 8. Стартовая идеальная модель построения индивидуального имиджа. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Схема 8. Стартовая идеальная модель построения индивидуального имиджа.

2021-04-18 69
Схема 8. Стартовая идеальная модель построения индивидуального имиджа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приступая к такому анализу, отметим еще раз, что речь идет именно о конструировании имиджа, которое отвечает приведенным выше установкам, т.е. речь идет о рекомендациях, позволяющих избегать грубых, по крайней мере, ошибок при любой приемлемой «точке старта». Такие рекомендации не раз апробированы автором в работе с политиками, предпринимателями, руководителями разного ранга, стремившихся сконструировать себе удобный и эффективный имидж.

Стартовая точка в нашем анализе, обозначенная цифрой «I» на блок-схеме, — возникновение одного, или нескольких одновременно, чувствований, которые можно сформулировать примерно так:

• «мне важно, и я хочу понравиться кому-то для достижения своих целей»;

• «мне важно кому-то понравиться, а я чувствую, что стал нравиться меньше, надо что-то делать»;

• «я делаю карьеру, у моих конкурентов есть имидж, а у меня нет, или он хуже»;

• «меня стали больше обижать в общении, я страдаю, надо что-то делать»;

• «я чувствую тревогу, боюсь, что я чем-то ущербен, не хочу, чтобы меня выделили» и т.д.

При условии возникновения таких чувствований[37] дальнейшие возможные решения распадаются по блокам «2»,«3»,«4» на блок-схеме.

Такой первичный выбор практически полностью зависит от мировоззрения и привычек человека:

• либо полностью отказаться от самой идеи имиджа (вариант «2» на блок-схеме), и вместе с ней от обычных средств и сценариев достижения успеха в группе, что, по понятным причинам бывает не часто. При таком выборе человек либо тратит, по любым причинам (стремление быть нравственным, подражать какому-то редкому образцу, и т.д.) силы на блокирование обычной логики социального поведения, становясь святым, проповедником, нищим и т.д. (вариант «5» на блок-схеме),

•  либо, устав и изверившись, пусть даже не признаваясь себе в этом, незаметно для себя стихийно строит упоминавшийся виртуальный имидж (вариант «б» на блок-схеме);

• либо, если приведенные выше чувствования слабы и неосознанны, пытаться строить имидж стихийно, методом микропроб и ошибок, что особенно типично для женщин. Форм таких микропроб и микроошибок множество (вариант «З» на блок-схеме). Легкое изменение интонации, прикосновение, смена типа одежды, улыбки, при постоянной интуитивной проверке (нравится или нет?) — вот суть такого метода, который довольно рискован. Скажем, такой метод может неожиданно вызвать резко негативную реакцию партнера, просто из-за незнания специфики его ценностной системы. В таком случае все остальные попытки строить имидж резко затрудняются. Возможные дальнейшие выборы — либо переход к осознанному строительству имиджа (вариант «4» на блок-схеме), либо сохранение виртуального имиджа (вариант «б»), либо продолжения такой стихийной корректировки, ограничивая круг общения теми людьми, с которыми не допущено грубой ошибки;

• либо строить имидж осознанно (вариант «4» на блок-схеме). Более глубоко линии выбора по линии 2,3 не исследуются. Подчеркнем лишь, что такой выбор вторичен, по сравнению с глубокими, мощными комплексами и фобиями. Ф.Е. Василюк, выделяя сами принципы переживания, справедливо отмечает: «От того, какой принцип лежит в основе конкретного синтеза различных типов переживания, во многом зависят развивающие возможности процесса. Если его доминантой является принцип удовольствия, то переживание, даже в случае успеха, может привести к регрессу личности, принцип реальности, в лучшем случае, удерживает ее от деградации, и только на основе принципов ценности и творчества возможно превращение потенциально разрушительных событий жизни в точки ее духовного роста и совершенствования»[38].

Переживание, как системное состояние «Я-системы», ведущее к выбору отказа от имиджа, должно, очевидно, базироваться на тяге, влечении к другим ценностям, пусть даже и менее ориентированным на успех в группе. «Творческое переживание, — как отмечается в той же работе, — взятое не как идеальный тип, а как основа эмпирического процесса, взятое как творчество в переживании, заключается в создании соответствующего этой, и только этой, критической ситуации уникального синтеза переживаний различных типов»[39].

Ассоциативное закрепление ценности чистого творчества, накопление опыта чувствования в других, перенос симпатий при несчастной любви и многое другое лежит в основе движения человека по линии «2» на блок-схеме; так же, как и выбор стихийной корректировки связан с ощущением мнимой боязни.

Под осознанным же строительством имиджа (вариант «4» на блок-схеме) имеются ввиду те выборы и переживания человека, которые вызывают (или, исходя из принятой точки зрения на природу личности, — «обнаруживают») тревожность, достаточную для контроля каждого крупного шага в строительстве имиджа.

Один из первых таких шагов — выбор следующей точки отсчета --под конкретного ли человека строится имидж (вариант «8» на схеме), или под группу лиц («хочу понравиться возможно большему числу избирателей во время публичного выступления»), что отражается на схеме знаком «7».

Отдадим предпочтение варианту ориентации на конкретного человека, исходя из целей работы и простого авторского опыта популяризации.

Первое, что желательно на таком пути — накопление информации, банка данных относительно партнера (далее будем использовать условный термин «партнер» для обозначения человека, «под которого» делается имидж). На блок-схеме такая фаза обозначена цифрой «9». При сборе такой информации имеет смысл, по наблюдениям автора, соблюдать следующие, как минимум, правила:

• правило «анонимности». Лучше не иметь никакой информации, чем раньше времени дать понять партнеру о своем интересе к нему;

• правило «ограничения источников». Исходя из первого правила, нежелателен сбор информации у близких лиц, лиц шизоидной ориентации и др.;

• правило «восьми точек». Такое правило иногда упоминается в западной литературе, особенно в известных работах Д. Карнеги. Речь идет о темах беседы и вкусах человека в восьми областях, при разговоре о которых ответная реакция партнера наиболее вероятна.

Некоторые из таких точек варьируются; по мнению автора, к ним имеет смысл отнести: темы политики, здоровья, «детей» (кавычки ставятся для обозначения желания говорить о существах, уступающих по уму и относительно беззащитных — дети, домашние животные, больные, и т.д.), секс, возможность и формы загробной жизни, общие событийные воспоминания, насилие (темы преступности, садизма, мистика в снах и т.д.).

Такие темы лишь отчасти показывают интерес человека к собственным первичным, как их часто называют, потребностям.

Устойчивость роли неокортекса, даже в сновидениях, показывает резонность известной мысли Б.В. Зейгарник и А.Н. Леонтьева о том, что «человеческие потребности (а следовательно, и мотивы) проходят иной путь формирования, чем потребности животных. Это путь «отвязывания» человеческих потребностей от органических состояний организма»[40].

Знание, хотя бы самое поверхностное, о вкусах и мнениях партнера по такому кругу тем, есть желаемое, но необходимое условие для перехода к строительству имиджа. Забегая чуть вперед, поясним однозначность такого тезиса.

Дело в том, что возникновение нужного типа симпатии (напомним выделенные типы «Я-Я»-симпатия, «Я-не Я»-симпатия, «Мы»-симпатия) возникают прежде всего по ключевым точкам разговора. Естественно, знание и «домашние заготовки» по наиболее вероятному кругу тем несколько облегчают провоцирование у собеседника («партнера») нужных чувствований.

• «правило статуса». Весьма желательна информация о социальном статусе партнера, привычных атрибутах его жизни, и т.д.

Если сбор такой, как минимум, информации невозможен, подход к строительству имиджа идет по линии 8-10-11 по блок-схеме[41].

Однако фактическим стартом в сложных процессах конструирования имиджа является так называемая пилотажная встреча (знак «9»). Иерархия целей такой пилотажной («разведывательной») встречи очевидна[42]:

1. Сбор и запоминание вербальной и невербальной информации о партнере, причем по возможно более широкому спектру, ограничивающемуся лишь в минимуме упоминавшимися восемью «точками». Невербальная информация нисколько не менее ценна, именно в ней, преимущественно, и шифруется отношение к человеку;

2. Создать ощущение заинтересованности о себе; но не рекомендуется в ходе пилотажной встречи стихийно строить имидж, даже если есть ощущение удачи;

3. Создать возможно более однозначный повод для следующей встречи, на которой и имеет смысл опробовать свой, уже построенный по результатам пилотажной встречи, имидж.

Проведя, просто в силу своей профессиональной деятельности, несколько десятков оргдеятельностных игр по сценариям пилотажной встречи в самых разных аудиториях, автор пришел к выводу, что общих рекомендаций по ее проведению совсем не так много, как кажется на первый взгляд.

Дело в том, что пилотажная встреча объективно проходит несколько фаз:

• психодиагностика и провоцирование симпатий;

• фаза сбора основной информации;

• фаза прощания[43].

Отметим лишь некоторые, наиболее важные и унифицированные особенности пилотажной встречи, связывающие все фазы:

1. Накопление информации, своеобразного «банка чувствований» в ходе пилотажной встречи идет неравномерно, и было бы ошибочным думать, что вся информация по ходу встречи равномерно важна и должна быть сохранена и использована. Да это и невозможно, учитывая объем короткой памяти в 7-9 байт.

2. Существует оптимальная продолжительность пилотажной встречи, слабо зависящая от общих характеристик партнеров. Она определяется, прежде всего, но не исключительно, простым экспоненциальным ростом психической усталости при отсутствии крупных тематических и энергетических переключении. Иметь же яркий имидж уже на пилотажной встрече, как уже отмечалось, не рекомендуется, так что мотив возможной психологической усталости партнера, даже при оптимальном развитии событий, является весьма заметным мотивом встречи.

По наблюдениям автора, оптимальная длительность всей встречи колеблется в промежутке 1-1,5 часа чистого общения.

3. Учитывая упоминавшуюся известную мысль К Левина о влиянии квази- потребностей на поведение человека, для выдерживания оптимального сценария пилотажной встречи имеет смысл блокирование потенциально раздражающих факторов по следующим, как минимум, направлениям:

• избегать приоритета ярких открытых цветов, особенно алого оттенка, в одежде и обстановке;

• не допускать уровня шумов и музыки, провоцирующего повышать голос или молчать;

• избегать сильных запахов;

• стараться проводить встречу на «своей» территории, и уж, во всяком случае, избегать встреч на территории «нейтральной», где возможны мощные и длительные неучтенные воздействия;

4. Общий эмоциональный сценарий встречи должен строиться в примерном соответствии с графиком 6; во всяком случае, автор не раз наблюдал психологический выигрыш от соблюдения данного простейшего графика.

График 6. Рекомендуемый эмоциональный сценарий
беседы (пилотажной встречи).

Думается, что такой график не нуждается в комментариях. Подчеркнем лишь, что эмоциональные пики должны приходиться на встречу, расставание и тот момент, или моменты, которые вы хотели бы выделить для запоминания; именно такие моменты и будут, скорее всего, запомнены партнером.

5. Приведенный график описывает лишь общие зависимости данного сценария. Вместе с тем, учитывая строение пилотажной встречи «блоками» разговора, о чем шла речь выше, существует и микросценарий каждого блока. Он делается довольно интуитивно, «под себя», но всегда должен удовлетворять некоторым требованиям:

• поощрять партнера к самораскрытию;

• не раздражать партнера, — за редчайшим исключением, когда это надо вам для провоцирования внимания, или даже симпатии;

• позволять иметь микропаузы для запоминания;

• позволять кодировать, в редких случаях, необходимые слова и мысли;

• позволять прятать, шифровать ваши цели и точечный психологический интерес в разговоре;

• он должен быть рассчитан на оптимальное время, — во всяком случае, до 10 минут.

Психологические операции разговора, отвечающие таким требованиям, нагляднее, видимо, выразить на схеме 9.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.