Схема 1. Типы процессов, провоцирующих возникновение имиджа. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Схема 1. Типы процессов, провоцирующих возникновение имиджа.

2021-04-18 151
Схема 1. Типы процессов, провоцирующих возникновение имиджа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Условные обозначения и комментарии

Цель данной схемы — описать авторские взгляды на общий механизм возникновения имиджа. Корреляция типов процессов, провоцирующих возникновение имиджа, в схеме не учитывается. Собственно имидж обозначен знаком «J». Его возникновение связано, согласно схеме, с диалектикой взаимодействия трех, как минимум групп процессов:

• жизнь психики (знак «А» на схеме);

• бытие социальных ролей (знак «В» на схеме);

• движение биологических и макросоциальных воздействий на жизнь человека или социальной группы, причем чисто природные воздействия учитываются, в данном случае, в определенном виде (знак «С» на схеме).

Все три блока, провоцирующих возникновение имиджа (здесь и далее будем называть А, В, С-процессы) — процессы, чрезвычайно противоречивые и динамичные, что прямо сказывается и на имидже, отличающемся высокой пластичностью и неоднозначностью корреляций с любыми «внешними» феноменами. Воздействие на имидж процессов А, В, С-типа опосредовано ситуацией (знак «S» на схеме), которая представляет собой своеобразное поле поведенческих взаимодействий. Такое поле стихийно ранжирует, ориентирует бытие имиджа, причем ситуация имеет заметные степени свободы, не копируя автоматически качество конкретных процессов А, В, С- типа, которые лишь «задают» саму необходимость и логику смены ситуаций (знак «е» на схеме).

Кроме того, имидж провоцируется опытом освоения индивидом данных процессов, что представляет собой уже чисто психологическую проблему (знак «Г» на схеме).

Сложнейшие взаимосвязи и зависимости собственно А, В, С-процессов условно выражены на схеме знаком «d».

Таким образом, основные неопределенности и противоречия бытия имиджа, резко затрудняющие формулирование его природы, заключены в зависимостях d, е и г-типа, если, разумеется, считать такую схему корректной, к чему, в конечном счете, и сводится вся авторская позиция.

Формализуем первые положения такой позиции, комментирующие приведенную выше схему.

Имидж не является стороной, свойством или характеристикой ни исключительно человеческой личности, ни исключительно жизненной ситуации, ни исключительно групповых ролей или макросоциальных воздействий на человека или его макросреду.

По мнению автора, имидж выражает не только субъективное желание нравиться возможно большему числу лиц, или кому-то персонально, но и сами «правила игры», делающей такое положение вещей возможным. Он характеризует социально-ценностную сторону самого общения. Другими словами, имидж отражает саму необходимость согласования жизни психики, вплоть до самых интимных ее сторон, с индивидуальным и групповым опытом бытия социальной и политической власти. Резонность такого подхода базируется и на известной в психологии формуле Цигарелли:

 

А - самооценка («автооценка»);

Г - «гностическая ориентация», или ориентация в психологическом планировании своих действий на новое, учитывая и связанный с такой ориентацией риск;

З — действия по психологической защите, ориентация на которую определяет, в среднем, диапазон поведенческого выбора. Естественная для положения власти асимметрия волевых взаимодействий, данная в связях «подчинение» или «навязывание», с необходимостью подразумевает имидж как особый «барьер» в общении.

Он основан на парадоксе одновременной защиты от психологического прессинга группы (хотя бы ослабляющей трансформации, «интериоризации», перевода в «свои» психические символы такого прессинга) и стимулирования включения личности в систему групповых ролей.

Еще одна, также парадоксальная характеристика имиджа, связана с тем, что он выражает одновременно готовность человека добровольно включаться в систему групповых ролей, и стихийную ориентацию самих ролей (а, в конечном счете, и всего социума) на воспроизводство и упрочение такой готовности, таких коммуникационных «правил игры» общения.

По некоторым данным, имидж использует 90-95% респондентов, причем почти 100% женщин, но лишь в 25% случаев он строится или корректируется осознанно. Такое положение дел, разумеется, не может быть случайным, и вряд ли оно объясняется простым желанием людей возможно более убедительно отрекламировать свои достоинства.

Видимо, имидж столь мучительно притягателен для огромного числа самых разных людей в силу своих функций, в силу такого развертывания своей сущности асоциально- психологическом континууме, которое вызывает у людей чувство успешной адаптации, достигнутой цели, избавления от тревоги, и т.д.

Выделим потому хотя бы главные, наиболее очевидные, функции имиджа, прямо отражающие неустранимость феномена имиджей в процессах А, В, С-типа:

а). Функция психологической защиты.

Согласно некоторым источникам, человек имеет не менее десятка своеобразных «линий психологической защиты». Все они, так или иначе, связаны с имиджем. Иначе говоря, имидж позволяет:

— скрыть, хотя бы на некоторое время, свои недостатки (или то, что субъект считает недостатками), спровоцировав у других людей соответствующую систему впечатлений;

— уменьшить или погасить болевой потенциал своих комплексов, в том числе весьма распространенного комплекса неполноценности, получив от других вербальное, или невербальное, комплиментарное подтверждениеих отсутствия, незначимости для адаптации;

- внушить преувеличенное представление о своей психической силе, интеллекте, агрессивности и т.д.

Подобные операции, которые часто подразумеваются имиджем, и выражают бытие психологической защиты человека. Подробнее они рассматриваются ниже.

б). Функция социального тренинга.

Необходимость и значимость такой функции очевидна. В одном из своих измерений, ипостасей, имидж вообще представляет собой противоречивую систему социально полезной лжи, возникшей из представлений субъекта о неизбежности выполнения конкретных групповых ролей для достижения большинства своих целей. В имидже человек стихийно корректирует, приспосабливает самого себя, учитывая колоссальную адаптационную избыточность своей души, к смыслу группового общения.

А.Ф. Лосев отмечал одну, постоянно ускользающую, методологическую особенность: «Мыслимость всякой вещи предполагает, что она есть нечто одно, отличное от всего другого. Это резко очерченный и отличенный от всего прочего смысл также необходимо тождествен себе, — ибо иначе он уже не был бы самим собой»[10].

Имидж потому самотождественен только движению метасистемы: «человек — реальные групповые роли — общесоциальные воздействия - время — ситуация».

Благодаря постоянным операциям строительства или корректировки имиджа такие представления людей о необходимости психологической защиты становятся стереотипами; сам вопрос о правомерности и нравственности имиджа вызывает у многих из них удивление. Иногда, особенно у женщин, и частота востребования имиджа находится, таким образом, в обратно пропорциональной зависимости к мощности рефлексии по его поводу.

Такой рефлекторный уровень бытия имиджа по-своему очень любопытен. Еще А. Мид отмечал несомненную связь имиджа с рефлекторно вырабатываемыми символами, данными в позе, жесте, мимике и т.д.[11]

Подробнее рефлекторные аспекты имиджа анализируются ниже.

в). Функция социально-символического опознавания.

По представлениям автора, имидж является и своеобразной «меткой», символом готовности не просто к общению, но и к обмену и к обогащению чисто социальными ценностями (богатство, власть, карьера, успех, и т.д.). Иначе говоря, имидж как бы сигнализирует: «Я свой», «я готов подчиняться, не анализируя и не протестуя, феноменам группового поведения, бытие внутри социальной политической власти для меня нормально и естественно».

Отсутствие же такой метки (или «самостоятельная несоциальная метка»), например, у психически больных, или людей в состоянии аффекта, тоски, несчастной любви, чаще всего вызывает отторжение, инстинктивную неприязнь.

Такое противоречие прямо отражается и в движении имиджей, рефлекторная сторона жизни которых совсем не сводима к чистой физиологии. Разумеется, социально значимый символизм опосредован ситуацией, менталитетом, состоянием самой психики, на что указывал еще М. Вебер. Он писал о том, что «меняются мыслительные связи, в рамках которых «исторический индивидуум» рассматривается и постигается научно. Отправные точки наук о культуре будут и в будущем меняться до тех пор, пока китайское окостенение души не станет общим уделом людей и не отучит их задавать вопросы всегда одинаково неисчерпаемой жизни»[12].

г). Иллюзорно-компенсаторная функция.

Имиджи рождаются из столкновения (или, пользуясь языком психологии, «сшибки») мира психики и мира социума; мира психики, который, в основном, обращен как бы «вовне», в деятельность и потому неизбежно подразумевает социум; и мира социума, нуждающегося в мощи психики для своего отчужденного развития и воспроизводства.

Согласно известному закону П. Жане, такой статус имиджа несет в себе противоречие психической силы, выражающей потенциал психики в конкретное время, и психического напряжения, величина которого обратно пропорциональна первой и выражает трудность реализации упомянутого потенциала.

Достигая критических, требующих прямого осознания величин, такое противоречие провоцирует возникновение особого рода иллюзий, повторяющихся картин идеальных ситуаций, где психический дискомфорт («дисбаланс», по мысли Л. Фестингера) замаскирован. Так появляется мотивация изобразить с помощью имиджа что-то необычное для попутчиков в поезде или случайной компании — скажем, имидж ветерана спецслужб для бухгалтера, миллионера для начинающего кооператора, и т.д.

Подобные имиджи позволяют как бы «поиграть в несбывшееся», компенсировать стереотипность обычной жизни, сохраняя тем самым личность, но не нарушая поведенческие рамки групповых ролей. Возможность психологического бунта, в варианте «Великого отказа» Ж.П. Сартра или «пути Богочеловека» Н. Бердяева, с помощью имиджа как бы минимизируется, «дрессируется», задачи самосохранения имиджа согласуются — правда, до известной степени и не всегда, — со стереотипами социального мира, и т.д.

Однако описывать природу явления через процессы, «которые в нем пересекаются», столь же наивно, как определять суть стихотворения как систему чернильных следов на бумаге.

Любой феномен жизни человека и общества имеет инерцию собственного развития, автономного, присущего только ему качества, — как движение искусственного спутника лишь отчасти зависит от мощности ракеты, которая вывела его на орбиту. Выделим еще несколько таких «автономных характеристик» бытия имиджей.

Имидж не бывает изолированным. Использование одного единственного имиджа практически невозможно. Имиджи либо завязаны в своеобразный «пакет», систему, позволяющую выполнять описанные выше функции, особенно психологическую защиту, либо их нет вовсе. Последнее, как уже отмечалось, бывает чрезвычайно редко и связано либо с психической болезнью, либо с вынужденным одиночеством («робинзонада»), либо с мощным желанием осознанно избавиться от имиджей в силу нравственных или религиозных убеждений. Число используемых имиджей широко варьируется.

Наибольшее число имиджей, как и интерес к проблемам их корректировки, приходится на возраст активной социализации (примерно 14-23 гг.), что отражено на графике:


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.