Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2021-04-18 | 61 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Данная схема описывает общую гипотезу относительно одной из сторон имиджей — его роли как своеобразного психического «компаса», который, в среднем, делает социальные выборы более вероятными, чем обратные.
Собственно стрелка такого гипотетического прибора выражена на схеме терминами «переживание» и «выбор». Они определяют масштаб энергетических трат психики в данной ситуации («стереотип» или «привычка к творчеству» на схеме).
Иначе говоря, согласно данной гипотезе, вполне возможны состояния, когда жизнь психики вообще не подразумевает имиджей, или процессы их образования играют явно подчиненную роль (на схеме — «слабо социализированное поведение», «страсти», «несоциализированное поведение»).
Однако в обычной жизни психики такие состояния несколько менее вероятны, чем обратные, что отражено асимметрии мотивации, как бы заполняющих «чаши весов» (см. схему) во время актов переживания.
«Пружина», на схеме прикрепленная к блоку мотивации несоциального поведения, показывает меньшую вероятность выбора именно таких вариантов. Для этого нужны провоцирующие условия (на схеме — «девиантные детерминанты»).
К их числу можно отнести осознаваемые важность и сложность поведенческих задач и целей, высокий физиологический тонус, а также накопившуюся усталость от постоянных стереотипных ситуаций, которая часто сопровождается тягой к риску, без чего невозможны ни творчество, ни простой выход за пределы привычных установок.
Существуют и процессы, характеризующие движение собственно личности, но не всей психики. К ним никак нельзя отнести ощущение, восприятие, предчувствие и др., которые являются условием, но никак не этапом формирования имиджа.
|
Бытие таких автоматизированных психических процессов показывает жизнь психики как бы «до имиджа» (на схеме — «шизоид»). Возможен и вариант такой жизни «после имиджа» (на схеме - АНЛПП, акцентуированное нейролингвистически программированное поведение, «зомби»), когда поведение определяется навязанной извне программой действий. Это возможно как в индивидуальном общении (гипноз), так и через масс-медиа, провоцирующих так называемое массовидное поведение. И в том, и в другом случае имиджа нет, или почти нет.
На поведенческой шкале, отраженной в схеме, участок «имидж» показывает социальную норму, область привычных, достаточно стереотипных решений и для человека, и для группы.
Разумеется, описание имиджа как участка поведенческой шкалы какого-то фантастического прибора - всего лишь полезная абстракция, необходимая как комментарий стартового для нашего анализа тезиса:
имиджи возникли и существуют как возможная специфическая форма функционально-деятельностной ориентации психики на общение, чтобы решить возможно больше поведенческих задач с минимумом затрат, используя миметические, «копирующие» стереотипы, нормы и символы принадлежности к какой-то реальной или воображаемой общности людей.
Речь идет, подчеркнем, именно о возможной форме, поскольку, по представлениям автора, имидж не фатален. Представимы, хотя и маловероятны, процессы закрепления уже в детстве удовольствия от выбора и решения сложных творческих поведенческих задач. Для них имидж как механизм упомянутого «клиширования», копирования образцов поведения не эффективен. Такие варианты можно сравнить с магнитной бурей, когда показания компаса особенно не надежны. Но буря проходит, а компас остается. По замечаниям И. Канта, периоды страстей не отрицают, а лишь делают сложным для понимания устоявшуюся структуру личности.
В финале этой книги еще будут описываться варианты жизни «вне имиджа», что бывает редко и требует заметных нравственных усилий.
|
Пока же отметим два общих аргумента в пользу принимаемой гипотезы. Во-первых, еще в раннем когнитивизме было доказано положение о том, что сама топология, глобальные принципы жизни психики подразумевают энергетическое неравенство различных психических подсистем[14].
Те из них, которые в ходе антропогенеза, становления собственно человеческого в движении жизни, показали свою выгодность, закрепляются как энергетически более выгодные; остальные же «запираются» и используются более редко.
Вполне возможно, что один из таких механизмов, ответственный за приоритетное использование социальных ориентиров в поведенческом выборе — бытие имиджа в психике.
С его помощью человек, прежде чем быть собой в творческом акте проекции себя на сложную задачу (которая, в противном случае, может быть только сфальсифицирована, но не решена), пробует раствориться, не быть собой, в групповом, стереотипном опыте решения задач, не точно ассоциирующихся с данной. Поддержка в себе готовности к такому «растворению» и есть, согласно базовой гипотезе, формально-психическая основа имиджа.
Во-вторых, антропогенез подразумевал конечный интервал времени принятия решения («на охоте быстрее важнее, чем правильно»). Такой интервал зависел не только от высокой вероятности ситуаций, требующих быстрых решений, но и выражал диалектику жизни коллектива, где групповой опыт дает каждому шанс поправить неверное, неадаптивное решение — например, через копирование поведения лидера.
Психические корни имиджа, при этом, формировались, возможно, как привычка ориентироваться на символы «правильного поведения» ради выдерживания алгоритма быстрейшей адаптации к ситуации.
Приспосабливаться приходилось быстрее, чем понимать, и ориентация на нормы и символы группового опыта — еще один мощный фактор формирования имиджа.
Так или иначе, но оба таких аргумента содержат ярко выраженную неопределенность. Они исходят из предположения о том, что имидж есть одновременно и проекция на психику собственно социального поведения, и вызревание готовности к освоению такой проекции в глубинах индивидуального сознания.
Но в чем конкретные критерии социального поведения? Можно ли проследить их на уровне конкретных психических подсистем?
|
Разумеется, без попыток ответа на подобные вопросы приведенная гипотеза будет безнадежно абстрактной. Попробуем выделить хотя бы наиболее яркие из таких характеристик социального поведения.
По мнению автора, социальное поведение не есть какая-то система действий человека в обществе, — во всяком случае, в таком варианте не слишком ясно, что именно считать «действием в обществе». Социальное поведение возникает как неизбежное взаимопроникновение мира социума и мира человека как в актах общения, так и в актах психической деятельности. В этом смысле оно основано на присвоении человеком всего богатства общественных отношений как элемента собственной личности. Такое поведение есть постоянное становление собственно человеческого в нашем мире, постоянная сверка социальных ситуаций с установками психики, десятками способов присваивающей себе новые возможности жизни, скрыто содержащиеся в отчужденности социальных ситуаций.
«Доля», собственно, социального поведения субъектов в общих процессах их жизни варьируется, зависит от установок самого человека (например, на сокращение общения в состоянии тоски), сходя до нуля в состоянии аффекта, так и от специфики социальных ситуаций - например, социальность поведения резко падает при рукопашном бое, идеологическом внушении и т.д.
Разумеется, столь общие рассуждения мало чего стоят без ответа на вопрос о возможных критериях, собственно, социального поведения как субстанционального начала любого имиджа.
Исходное представление о таких критериях отражено на Схеме 4.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!