Роль и функции средств массовой информации в современном обществе — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Роль и функции средств массовой информации в современном обществе

2021-04-18 150
Роль и функции средств массовой информации в современном обществе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процессы, происходящие в современной общественной жизни, можно охарактеризовать как усиление роли информации как в обществе, так и в жизни каждого человека в частности. Информация получает реальное материально – енергетическое, социально-экономическое, политическое и стоимостное выражение. В этих условиях одной из первоочередных задач, стоящих перед правовым государством, является решение противоречия между реально существующими и растущими потребностями личности, общества и государства в качественных информационных ресурсах, продуктах и услугах и необходимостью обеспечения их информационной безопасности, направленной на достижение такого уровня духовного и интеллектуального потенциалов страны, является достаточным для развития государственности и социального прогресса.

Признание проблемы информационной безопасности на международном уровне определяется такими факторами глобализации[11]: в большинстве развитых стран проводятся исследования и разработка нового информационного оружия, что позволяет осуществлять непосредственный контроль над информационными ресурсами потенциального противника, а в необходимых случаях влиять на них. По данным аналитических центров США, разработка такого оружия ведется в 120-ти странах мира. В некоторых странах завершена разработка средств информационного противоборства с возможным противником как в условиях военных конфликтов различной интенсивности, так и в мирное время на стратегическом, оперативном, тактическом уровнях. Практика международных, региональных и этнических конфликтов обнаружила уникальность применения информационного оружия для влияния на международное сообщество и для борьбы за геополитические интересы; кардинально изменилась оценка доктрины информационной безопасности в целом и позиции большинства стран мира, которые осознали потенциал информационных угроз и необходимости создания соответствующего международного механизма для контроля информационного противоборства. Политические дискуссии на Международном семинаре по проблемам информационной безопасности (Женева, 1999 г.), подтвердили актуальность проблемы и своевременность ее рассмотрения в рамках ООН. В определении подходов к ее решению оказались разные позиции, которые соответствовали стратегическим интересам участников дискуссии. Позиция развитых стран предусматривала признание проблемы международной информационной безопасности как[12]:

· гипотетическое силовое противостояние;

· перенос концепции международной информационной безопасности на региональный или тематический уровень;

· выделение по комплексной проблеме международной информационной безопасности таких составляющих, как уголовные и террористические международные информационные угрозы и создание международного механизма контроля подобных информационных преступлений.

Позиция стран, не принадлежащих к западной модели цивилизации, предусматривала такие предложения: установление международно-правовой нормы о запрете применения средств воздействия на информационные ресурсы и информационный потенциал международного, регионального и национального назначения; создание специального Международного суда по информационной преступности; совместной разработке технологии глобальной защиты от информационной агрессии.

Концепция международной информационной безопасности определяет критические структуры, которые, прежде всего, подвергаются воздействию в условиях информационного противоборства. Наиболее уязвимыми считаются политическая, общественная, экономическая, военная, научно-технологическая, духовная сферы жизнедеятельности общества[13]. В политической сфере информационная безопасность касается всех элементов политической структуры государства и общества:

- структур подготовки и принятия политических решений;

- структур управления местных и региональных властей;

- структур избирательных систем;

- информационно-телекоммуникационных правительственных систем специального назначения.

Для экономической сферы критическими считаются:

- системы общеэкономического анализа и прогнозирования экономического развития;

- структуры принятия решений и координации управленческих действий в экономической сфере, в частности, в условиях чрезвычайного положения;

- инфраструктуры банковских сетей;

- системы управления в критически важных для функционирования государства структурах (энергетика, транспортные коммуникации, телекоммуникационные и информационные сети).

В военной сфере уязвимыми в условиях информационного противоборства считаются:

- информационные ресурсы вооруженных сил;

- военно-промышленного комплекса;

- системы управления войсками;

- системы контроля и постоянного наблюдения;

- каналы поступления информации стратегического, оперативного, разведывательного характера;

Глобальными угрозами в научно-технологической сфере являются:

- феномен трансграничного перемещения интеллектуальных ресурсов;

- вывоз информации уникального научно-технологического характера на биологических носителях к международным системам наблюдения;

- анализ и прогнозирование тенденций научно-технологического развития в разных странах с целью доступа к конфиденциальным базам и банкам данных.

Критическими для безопасности в сфере науки и технологий являются:

- структуры накопления научно-технической информации;

- инструкции и структуры фундаментальных и прикладных исследований;

- объекты интеллектуальной собственности, ноу-хау.

Общественная сфера является наиболее уязвимой для информационных воздействий, поскольку включает системы формирования общественного мнения, структуры средств массовой коммуникации, информационно-организационные структуры политических партий, общественных движений, национально-культурных и религиозных институтов, структуры обеспечения основных прав и свобод, плюрализма и независимости выражения мнения, свободного обмена идеями и информацией. Положение в духовной сфере становится критическим в условиях конфессионального противостояния, религиозного фанатизма, трансформации духовных идеалов и морально-этических ценностей. Так, проявлением критичности ситуации в духовной сфере (Ирландия, Алжир, Израиль, Афганистан, Китай, Иран) на международном уровне стала проблема, связанная с решением руководства исламского радикального движения «Талибан» (Афганистан),ИДИЛ (Сирия, Египет) о разрушения неисламских религиозных памятников, внесенных в глобальное культурное наследие и находятся под охраной ЮНЕСКО.

Целью информационной политики государства должно быть создание условий для[14]:

- построения в государстве информационного общества как органического сегмента глобального информационного сообщества;

- обеспечение приоритетного развития информационных ресурсов и инфраструктуры; внедрение новейших информационных технологий;

- защиты моральных и культурных ценностей;

- обеспечение конституционных прав на свободный доступ. информации.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.