Г. О. М. Минорные Арканы Таро: Путь посвящения / Четвертая ступень Кругов — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Г. О. М. Минорные Арканы Таро: Путь посвящения / Четвертая ступень Кругов

2021-03-17 158
Г. О. М. Минорные Арканы Таро: Путь посвящения / Четвертая ступень Кругов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие и гармонизация в себе герметических принципов

Четыре герметических принципа отражаются в человеке двояко: в его структуре (статический аспект) и в его деятельности (динамический аспект).

Статический аспект

Работа над статическим аспектом герметических принципов в свою очередь включает в себя работу с четырьмя планами, составляющими человека, и работу с четырьмя первоэлементами Природы, из которых состоят эти планы.

Начнем с первого.

Гармонизация планов

Данная работа подразделяется на четыре фазы:

1. Четкое разграничение планов внутри себя.

2. Определение в себе положительных и отрицательных аспектов каждого из трех низших планов.

3. Определение, какой из планов преобладает над другими.

4. Гармонизация и уравновешивание трех низших планов.

Изучим каждую фазу в отдельности.

1. Как мы знаем, человек состоит из четырех планов: физического, астрального, ментального и духовного. Первые три формируют личность. Ученик, научившийся в должной мере осознавать себя, всегда должен уметь определить, к какому плану относится то или иное проявление его внутренней жизни, например: «Это желание моего физического тела; это проявление моих астральных вибраций; это поступает из ментала; это голос моего Истинного «Я»». Практика должна продолжаться до тех пор, пока такое различение не станет естественным и крайне четким. Важно, чтобы проявления четвертого плана, духовного, не смешивались с другими планами, то есть с желаниями маленьких «я».

2. В четвертом Аркане Кругов мы определили положительные характеристики четырех планов (проведя аналогии с четырьмя герметическими животными), Добавим несколько отрицательных характеристик трех низших планов в их четверичном проявлении. На ментальном плане: рассеянность, поверхностность, склонность отвлекаться (Орел); заострение внимания на подробностях в ущерб сути (Телец); нелогичность (Человек); интеллектуальная гордыня и хвастовство (Лев). На астральном плане: порывистость, непостоянство в чувствах, переменчивость настроений (Орел); глупое упрямство (Телец); излишняя привязанность к определенным доктринам (Человек); авторитарность, деспотизм (Лев). На физическом плане: торопливость, дерганые движения (Орел); излишняя медлительность (Телец); чрезмерный аскетизм (Человек); культ силы (Лев). Четвертый, духовный план, разумеется, не может иметь отрицательных характеристик, но на проявление этой силы, прошедшей через три других плана (см. Крест Иерофанта, рис. 7 и 8), может повлиять их дисгармония, что проявляется как искажение воли или творческой силы. И даже если низшие планы будут сами по себе гармоничны, их «ось», то есть проявление духовности, все равно может оказаться напрямую затронутой недостатком равновесия между ними. Ученик данной ступени, чтобы определить в себе положительные и отрицательные аспекты каждого плана, должен применить те же методы, что использовал на второй ступени по отношению к аспектам М и Ж.

3. Определение преобладающего плана поможет ученику дополнить образ самого себя. Как правило, доминирующий план является дестабилизирующим фактором, ибо развивается за счет остальных трех. Это может выражаться, например, подавлением чувств разумом либо, наоборот, глушение разума чувствами. В обоих случаях человек становится односторонним. Еще хуже, когда преобладает физический план. Тогда человек почти превращается в животное. Преобладание духовного плана из равновесия ничего не выводит; напротив, приводит к одухотворению человека, что уже является реализацией на Пути Посвящения. Когда духовный план обретает полный контроль над остальными, это приводит к состоянию «святости», то есть к стадии Чаш. Четкое определение в себе доминирующего плана является необходимым, чтобы ученик мог двигаться дальше.

4. Работа по гармонизации планов с методической точки зрения крайне схожа с работой по гармонизации аспектов М и Ж, проделанной на второй ступени. Используются те же упражнения по сосредоточению и медитации, так же как и соответствующая практика в повседневной жизни. Следует лишь заменить аспекты М и Ж на планы, а практикуя сосредоточение и медитацию, всегда работать с положительными характеристиками. Во время упражнений будет полезно визуализировать соответствующее «герметическое животное». Что касается работы по усилению того или иного ущемленного в своей личности плана, следует использовать методы, которые приведены для последующего усиления таттв. Соответствие между четырьмя таттвами и тремя низшими планами может быть легко установлено, если мы объединим на физическом плане таттву Апас (связанную с эфирным телом) и таттву Притхиви, как это часто и делают. В случае недостаточного развития ментального или астрального плана, работать следует именно с ослабленным планом, до тех пор, пока равновесие между обоими не будет восстановлено. В случае преобладания физического плана (а этому способствует практика упражнений хатха-йоги, если она не сопровождается внутренней работой) следует перестать уделять этому плану слишком много внимания. Существуют и противоположные случаи, когда физический план оказывается менее развит по сравнению с остальными вследствие какой-либо болезни или общей слабости организма. Конечно, это создаст препятствие в том, чтобы проводить физические тренировки или выполнять определенные упражнения. В таких случаях следует разработать собственный, индивидуальный метод. Физическая слабость не делает невозможным духовное развитие, в той мере, в которой делает его невозможным отсутствие равновесия на двух других низших планах (астральном и ментальном).

Работа с четырьмя стихиями

Стихиями являются не только знакомые нам проявления на физическом плане (воздух, земля, вода и огонь), но и живые эфирно-астральные сущности или образования, составляющие живой организм Природы и ее физическое тело, то есть Макрокосм. Как было сказано выше, стихии есть наиболее плотные проявления таттв. Стихии, проявляющие себя в физическом мире и, на более тонком уровне, в психическом, после сублимации переходят на высшие планы, отражаясь в человеке в виде высокодуховных состояний. Возможность реализовать такие состояния и является главной целью оккультной работы со стихиями.

Вот главные составляющие этой работы:

1. Умение распознавать общие положительные и отрицательные вибрации каждой из стихий.

2. Умение распознавать эти вибрации, во всей своей полноте или хотя бы частично, внутри самого себя.

3. Определение внутри себя преобладающей стихии.

4. Облегчение проявления в себе отсутствующих или слабо выраженных стихий.

5. Гармонизация проявления четырех элементов.

Остановимся на каждом пункте подробнее.

1. Чтобы распознать общие вибрации каждой из стихий, можно прибегнуть к объективной медитации на характерные особенности физического проявления данной стихии. В согласие с законом об аналогиях, такие характеристики имеют свои соответствия на астральном, ментальном и духовном планах. В описании четвертого Аркана Кругов были приведены отрицательные характеристики стихий, а также соответствующие характеристики для более высокого уровня посвящения. Так как медитировать на отрицательные аспекты никогда нельзя, а выражение положительных может показаться ученику на данной стадии затруднительным, приведем несколько положительных характеристик стихий на психоментальном плане.

ВОЗДУХ

На физическом плане характеризуется расширением и легкостью, особенно при нагреве. Когда сублимирован, проявляется как творческое вдохновение, особенно под влиянием пылких чувств или мыслей (тепло). Это принцип легкости (но не поверхностности) мышления, быстроты понимания, быстроты реакций и принятия решений. Это творческий импульс, направленный вовне, в мир «не-Я» (например: наука, искусства, стремление влиять на окружающих).

ЗЕМЛЯ

Символизирует холод, плотность, темноту, твердость. Соответствует завершенным, окончательным формам, но также и внутренней, глубокой и скрытой жизни. Стихия, коррелирующая с эзотерическим самоанализом, погружением в себя, самопознанием, обнаружением внутренних, истинных ценностей, Это также способность скрывать и защищать свою внутреннюю жизнь от нежелательных внешних воздействий. В реализационной работе (например, магической) соответствует умению находить точки опоры в физическом и астральном планах.

ВОДА

На физическом плане, способность принимать любую форму, заполнять глубины, неизменно сохраняя при этом свой состав. Соответствует важному осознанию на Пути Посвящения ЕДИНСТВА ИСТИНЫ, которая может принимать самые разные формы, а значит, соответствует и потенциальной возможности отыскать эту истину, несмотря на разнообразие форм. Также учит представлять Истину, в случае необходимости, в той форме, которая была бы доступна другому человеку. Это свойство, позволяющее приспособиться к любой среде, особенно важно для посвященного «демократического» типа (см. десятый Аркан Кругов).

ОГОНЬ

Созидающая и разрушающая стихия. Оказавшись на свободе, распространяется вокруг, взмывает ввысь, но, чтобы появиться и существовать, нуждается в топливе. В человеке проявляется очень разными способами, от самых порочных, эфирно-астральных (разрушительный огонь страсти или привязанностей), до самых тонких (Кундалини), как созидающий огонь, который может и разрушать, или Духовный Огонь, сам Принцип Огня, нуждающийся в определенных условиях, чтобы гореть.

2. Научиться распознавать в себе положительные и отрицательные вибрации стихий. В каждом человеке стихии проявляются с большей или меньшей силой, в положительном или отрицательном аспекте. Ученик должен определить в себе силу проявления и характеристику каждой из стихий, используя тот же метод, который был приведен для определения характеристик М и Ж.

3. Определить в себе преобладающую стихию. В каждом человеке преобладает одна из стихий — так же, как доминирует одна из планет. Доминирующая планета придает определенную форму человеческой индивидуальности. Преобладающая стихия указывает на основные тенденции для этой индивидуальности. Так, стихия Воздуха придает склонность к распространению вовне своей творческой деятельности; стихия Огня — это внутреннее творчество; Земля — духовное уединение; Вода — раздача своих внутренних, духовных богатств окружающим, чтобы поднять общий уровень окружающей среды. Однако определить в себе преобладающую стихию не означает просто ограничиться гармоничным проявлением этой стихии. Человек должен быть развит всесторонне.

4. Облегчить проявление в себе отсутствующих или слабо выраженных стихий. Помимо гармоничного развития вибраций своей преобладающей стихии ученик должен облегчить такое же гармоничное проявление остальных стихии, сосредоточивая внимание на каждой из них поочередно, используя те методы, которые мы приводили для развития аспектов М и Ж.

5. Гармонизировать проявления четырех элементов, т. е. свои стихиальные составляющие. Мы уже отмечали, что высшие аспекты стихий не могут быть приобретены путем упражнений или практик, ибо принадлежат к проявлениям духовности и являются результатом общего расширения сознания и внутреннего духовного опыта. И все-таки подобные проявления живут внутри ученика, хотя бы и в латентном состоянии. Поэтому он должен упростить их последующее проявление, постепенно преодолевая обнаруженные в себе отрицательные аспекты, усиливая в себе все соответствующие положительные аспекты, особенно те, что выражены слабо. Объективная медитация позволяет ученику определить эти качества и понять их важность для успешного прохождения пути инициации. Практикуя субъективную медитацию и представляя себя обладающим высокоразвитыми качествами стихий, ученик сможет почувствовать в себе соответствующие вибрации, а значит, сможет и усилить их. Он должен представить себе, что способен творить, как творят сильфы; что способен спуститься в самые глубины своей души и отыскать в ней удивительные сокровища, как гномы, работающие в земных недрах; что умеет приспосабливаться ко всему и являть себя в любой форме, сохраняя свою идентичность и неповторимость, как это делают ундины; что он способен окутать себя языками очищающего пламени и слиться с ними, как саламандры.

Чтобы достичь хороших результатов, медитации по мере возможности должны сопровождаться практическим применением качеств стихий в повседневной жизни. Это требует, особенно в самом начале, волевых усилий, до тех пор, пока соответствующие вибрации не займут свое место и не станут для ученика естественными. Интенсификация в душе положительных вибраций стихий удивительно обогащает не только человеческую личность, но и всю внутреннюю жизнь ученика.

Динамический аспект

В своем динамическом аспекте четыре герметических принципа выражаются через закон Йод-Хе-Вау-Хе, управляющий любой творческой работой, будь она научной, религиозной, социальной или художественной. Поэтому вторая задача ученика данной ступени заключается в умении применить этот закон, как в объективной работе, в мире «не-Я», так и в субъективной,внутренней.

Закон Йод-Хе-Вау-Хе может быть истолкован следующим образом:

§ Йод — основная идея или цель действия;

§ Хе — материальные либо другие ресурсы для осуществления действия;

§ Bay — способ реализации действия;

§ второе Хе — результат.

Любое человеческое действие, совершаемое правильно, должно содержать в себе эти явственно обозначенные стадии. Тот же закон управляет созданием эгрегоров (в астрале), будь они религиозными, политическими, социальными или другими. В случае эгрегоров Йод соответствует идее или личности основателя школы, братства, общества и т. д.; Хе — «человеческому материалу», которым он располагает или которые составляют организацию; Bay — невидимой работе, совершаемой организацией; второе Хе — выражению этой работы на физическом плане.

Если какое-то дело не приносит положительных результатов, если оно не гармонично, если так или иначе проваливается, происходит это потому, что на стадии первых трех факторов что-то исказилось или чего-то недостает, и это отражается на четвертом факторе. Неудача также может быть следствием дисбаланса между первыми тремя факторами (в случае литературного творчества, например, получится произведение, в котором идея будет преобладать над средствами ее выражения, или наоборот).

Ученик должен научиться хорошо различать четыре составляющих человеческой реализации. Ему следует проанализировать несколько произведений или социальных институтов, исторических эгрегоров, организаций, с которыми он лично знаком, и т. д., пытаясь вычленить причины их успеха или, напротив, упадка. Пусть спросит себя, сколько времени просуществовала и существует ли до сих пор идея, которая поддерживает или поддерживала дело, насколько она еще актуальна (Йод); насколько человеческий материал, из которого состоит дело, удовлетворителен количественно и качественно (Хе); насколько были или являются эффективными его методы (Bay). Наконец, каковы были или являются причины роста и развития дела либо, наоборот, его упадка: враждебное окружение, внешние обстоятельства или внутренняя дисгармония (второе Хе). В первом случае эгрегор может продолжить свое существование в астрале, во втором он распадается. Полезно будет записать свои наблюдения. Так ученик научится эзотерически оценивать различные проявления личной и общественной жизни. Тот же закон управляет и внутренней работой, и ученик должен применять его ко всем своим делам. В этом и будет заключаться применение закона на практике.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.