М. А. Блюм, Б. И. Герасимов, Н. В. Молоткова — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

М. А. Блюм, Б. И. Герасимов, Н. В. Молоткова

2021-02-05 170
М. А. Блюм, Б. И. Герасимов, Н. В. Молоткова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этика деловых отношений

М. А. Блюм, Б. И. Герасимов, Н. В. Молоткова

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении своего существования человечество выработало различные нормы и ценностные ориентиры, которые, отражая объективные потребности коллективного образа жизни людей, становились все разнообразнее по мере развития самого общества.

Наша жизнь очень динамично меняется, особенно в последнее время, меняются и правила этикета. Нужно постоянно быть в курсе таких изменений, чтобы не прослыть безнадежно отставшим от жизни. Этикет сегодня – это уже не только свод правил хорошего тона, но и система, освоение которой требует знаний и даже практических умений на стыке многих дисциплин: этики, эстетики, психологии, дипломатии, истории. Современный деловой этикет является эффективным инструментом менеджмента и маркетинга, поскольку его правильное и уместное применение помогает ходу деловых операций.

Имидж и деловой этикет - это сложные коммуникативные структуры, востребованные условиями формирования и развития современной цивилизации. Сегодня нормы и правила этикета в трансформированном, обновленном виде окружают мир современного человека, являясь традиционными ценностями, составляют духовный фундамент жизни, истории и культуры человеческого общества. Их содержание, специфические особенности, смысловое значение и социальная роль все в большей степени отвечают необходимым потребностям современного этапа развития общественных отношений, отражают глубокий смысл происходящих преобразований.

Потребность соединения бизнеса с требованиями морали и духовной культуры в целом, понимание значимости соответствующих этических, эстетических, правовых и других духовных принципов общения в сфере современных рыночных отношений приводит к необходимости трансляции этих принципов на условия и объекты профессиональной деятельности специалистов. В этих условиях основной акцент должен быть сделан на нормы служебного этикета, психологию делового общения и межличностные отношения. В условиях постоянно расширяющегося делового сотрудничества и выхода российского бизнеса на международные рынки большое значение приобретает кросскультурный подход в организации деловой коммуникации.

Тема этикета и делового общения многопланова и требует выяснения сущности данного феномена, определения его места в системе общественных отношений и рассмотрения на этой основе специфики его различных аспектов: культурологических, национальных, этнических, психологических и др.

Имеющаяся обширная литература по отдельным аспектам данной проблемы позволяет определить теоретические подходы всестороннего анализа делового этикета как современной формы социального общения, включая проблемы взаимосвязи и взаимодействия имиджа и делового этикета.

На сегодняшний день существует множество публикаций, отражающих основные правила делового этикета, делового общения, в которых приводится различное толкование проблемы этикетных форм.

Задача данного пособия раскрыть сущностные характеристики, основные понятия и отразить базовые принципы этики деловых отношений с учетом накопленного мирового опыта. В популярной и доступной форме изложены основные нормы и правила современного этикета, без соблюдения которых невозможно добиться успеха и поддерживать репутацию делового человека.

Рекомендуется в качестве учебного пособия по этике и культуре делового общения.

 

ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ, ЕГО ПРИНЦИПЫ

Аннотация

В данном разделе приводятся основные понятия, относящиеся к деловому этикету, обосновывается значимость владения культурой поведения и правилами делового этикета в современном деловом мире, раскрываются основные принципы и нормы, регламентирующие поведение человека в общей структуре экономических отношений.

Учебные задачи:

- изучить базовый понятийный аппарат, раскрывающий сущность делового этикета, этики деловых отношений;

- рассмотреть основные принципы делового этикета;

- познакомиться с современными условиями, определяющими взаимоотношение бизнеса и этики;

- рассмотреть основные виды этикета, сходства и различия их характерных проявлений;

- изучить содержание принципов делового этикета в современных условиях.

 

Этика (от греч. ethos - обычай, нрав) - учение о морали, нравственности. Важнейшими категориями этики являются: "добро", "зло", "справедливость", "благо", "ответственность", "долг", "совесть" и т.д. Термин "этика" впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

Мораль (от лат. moralis - нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни - семье, быту, политике, науке, труде и т.д. Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т.е. в различные исторические эпохи и у разных народов.

Однако в морали должное не всегда совпадает с реально существующей нравственной реальностью, фактическими нормами поведения людей. На всем протяжении развития морального сознания причиной его изменения выступает именно противоречие между соотношением понятий сущего и должного.

В этом противоречии заключена и противоречивая сущность мотивации общения (в том числе и делового общения и поведения человека). С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно должным образом, а с другой - ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм.

Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно он проявляется в этике делового общения, потому что именно в этом виде общения основной предмет, по поводу которого оно образуется, является внешним для индивидов.

Общение - процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Общение выступает как способ бытия общества и человека, в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта - оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких - либо других целей. В условиях рыночных отношений – это, прежде всего, получение максимальной прибыли.

Общение неразрывно связано с этикой поведения людей, их моральными нормами и принципами отношений друг к другу. В плане общения человек не может входить в контакт без учета этических норм поведения и социально принятых в обществе правил. Каждый человек усваивает для себя принципы и этические нормы общения, преломляет их в соответствии с личными качествами, своим житейским опытом, потребностями и интересом. Также модификацию социального поведения и ход мыслей деловых партнеров в процессе общения определяют такие психические устойчивые свойства как темперамент и характер человека.

Исключительно важное значение в общении имеет способность человека к самооценке, т.е. умение взглянуть на себя со стороны, систематически анализировать свои действия и поступки, критически относиться к своим действиям. Самооценка тесно связана с самообладанием и самодисциплиной, что влияет на общий тон разговора, часто помогает предотвратить конфликты. Деликатный человек всегда сможет найти выход из затруднительного положения, сменить тему, вызвавшую разноречивые толки. Выдержка, тактичность и доброжелательность позволяют сохранить благоприятный психологический настрой и сдержать отрицательные эмоции.

В ходе общения между индивидами происходит обмен культурными навыками и опытом и тем самым идет процесс формирования общечеловеческих норм культуры поведения.

В ходе общения выявляются и культурные различия между людьми, противоречия в оценках и взглядах. В процессе общения реализуется культурная деятельность, которая имеет универсальное значение для всего человечества, проникает во все сферы жизни и является неотъемлемой основой социальности. Этические нормы поведения, мораль, культура общения тесно взаимосвязаны, потому что имеют общие корни, которые кроются в специфике бытия человека, его стремлении удовлетворять духовные потребности в общении. Более того, этикет и культура общения помогают достичь практических целей в профессиональной деятельности и выступают критерием и стимулом совместной деятельности.

Существует несколько определений понятия "этикет". Наиболее общее определение этикета следующее. Этикет (от франц. etiquette) - это установленный порядок поведения где-либо, регламентированные обществом принципы поведения и отношений. При этом культура поведения рассматривается как поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения даже в нестандартной, а порой и в экстремальной ситуации.

Соблюдение правил этикета позволяет каждому человеку гармонично удовлетворять потребность в общении и духовной близости с другими людьми. Культурный человек владеет этикой общения в любых ситуациях, независимо от того, где он находится, дома или на работе.

Этикет - явление историческое. Правила поведения людей изменялись с изменениями условий жизни общества, конкретной социальной среды.

 

Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царственных особ: фараонов, императоров, ханов, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т.п., для закрепления иерархии. От соблюдения правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Об этом говорят различные свидетельства жизни человека в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.  

 

Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царственных особ: фараонов, императоров, ханов, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т.п., для закрепления иерархии. От соблюдения правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Об этом говорят различные свидетельства жизни человека в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.

Одежда делового мужчины

Общая характеристика стиля делового мужчины:

- консерватизм (так как деловая сфера почти не подвержена случайным влияниям);

- умеренность, т.е. не должно быть слишком резких цветовых контрастов, излишне вычурных фасонов одежды или обуви и т.п.;

- безупречная аккуратность и опрятность, поскольку небрежно или криво завязанный галстук, грязная обувь, мятая сорочка создают впечатление, что носитель такой одежды нетребователен к себе или не уважает окружающих.

Деловой мужчина должен выглядеть: - уверенным в себе; - солидным; - деловым; - элегантным; - внушающим доверие;  

- не лишенным вкуса;

- надежным;

- порядочным;

- аккуратным.

Основной вид мужской деловой одежды - костюм-тройка. От качества ткани костюма зависит то, как долго он сохраняет форму, как долго держатся "стрелки" на брюках. Желательно, чтобы ткань была выполнена из "сухой" нити, т.е. сильно крученой. Длина полы пиджака в современном костюме мира бизнеса - до первой фаланги большого пальца опущенной вниз руки. Длина рукава пиджака - до запястья. Темно-синий цвет - более строгий, и поэтому более официальный, чем серый. Психологи утверждают, что он не запоминается, потому что он нейтральный. Следовательно, темно-синий костюм можно надевать не один раз в неделю, в "сопровождении" разных сорочек и галстуков.

Деловой мужчина в сером костюме выглядит приятным, дружелюбным, располагающим к беседе и общению, поскольку серый цвет психологически мягче, "теплее". "Светское" правило гласит, что чем темнее цвет (одежды, мебели и пр.), тем он аристократичнее. Это относится к серому цвету: темно-серый костюм будет выглядеть более дорогим независимо от истинной цены, а светло-серый - более дешевым.

Чёрный цвет для мужского костюма - это цвет, обязательный для вечерних деловых приемов и траурных церемоний. Однако, мнения о том, допустим ли черный цвет костюма для повседневной деловой обстановки, весьма противоречивые. Существуют рекомендации использования черного цвета мужского костюма как знака, символа торжественности делового мероприятия - независимо от того, сопровождается ли оно позитивными настроениями (деловой прием) или негативными (траурная церемония).

Для делового костюма такие цвета, как бордо, коричневый, болотно-зеленый и т.п., исключены, их следует оставить для одежды, предназначенной для отдыха (клуб, загородная прогулка).

Интенсивность окраски ткани костюма зимой - более глубокая, летом - менее. Костюм из ткани в полоску допускается, но полоска не должна быть слишком широкой или резкой, контрастной. Можно носить пиджак из одной ткани, а брюки - из другой, но нужно обязательно проверить, как сочетаются между собой пиджак и брюки по цвету, по рисунку и по фактуре ткани.

Костюм в полоску делает фигуру более стройной. Ткань в клетку тоже может быть использована для мужского костюма, требования те же - клетка должна быть еще менее заметной, чем полоска. Костюмы из ткани букле и твид допускаются, однако такой костюм не носится целиком, используется обязательно пиджак из букле или твида с брюками из гладкокрашеной ткани и гладкой фактуры. Умение сочетать в одежде не только цвет, рисунок, но и фактуру ткани можно считать талантом.

Пиджак, как элемент костюма, может быть однобортным и двубортным - по желанию. Двубортный пиджак обычно предпочитают более полные мужчины, так как он делает фигуру стройнее. Не допускаются в мужском деловом костюме элементы спортивного стиля, например накладные карманы; военного стиля, например погончики; охотничьего и клубного стиля.

Недопустимы современные деловые костюмы и даже пиджаки из вельвета (это ткань для отдыха, спорта, охоты), бархата, кожи.

В мировой практике считается весьма престижным носить костюмы, изготовленные с большой долей ручного труда. Дело в том, что шов, сделанный на руках (особенно это касается шва, соединяющего воротник пиджака со спинкой и полочками, а также шва по окату рукава), - мягче, лучше повторяет форму человеческого тела, которое, как известно, не имеет прямых углов и абсолютно прямых линий. Костюм, большое количество швов в котором сделано вручную (на манекене, конечно), сидит хорошо, и человек чувствует себя в нем свободно. Однако костюм ручной работы стоит дорого. Кроме высокой цены такие костюмы отличает и высокое качество - и ткани, и пошива. Подобный костюм можно носить в течение десяти и даже двадцати лет при условии своевременных чисток, периодических перерывов в носке и ремонта износившихся деталей (речь идет о подкладке и о других внутренних элементах костюма).

На наличие шлицы на пиджаке делового костюма в разных культурах существуют различные правила: так называемый английский пиджак - с двумя шлицами, американский - с одной шлицей, европейский - вообще без шлицы.

Брюки делового костюма могут иметь обшлаг, но он может и отсутствовать - по желанию "владельца". Длина брюк в современной деловой одежде: спереди брюки небольшой складкой надвинуты на обувь, сзади доходят до начала или середины каблука. Складка на брюках должна быть хорошо отутюжена.

Пиджак обычно носят застегнутым, но нижняя пуговица однобортного пиджака не застегивается, чтобы дать некоторую свободу шага и удобство в случае, когда человек садится. В последнем случае пиджак можно вообще расстегнуть. Двубортный пиджак всегда застегнут на все пуговицы.

Деловой костюм, как и вся одежда делового человека, соответствует моде, но умеренно; экстравагантность в деловой одежде, особенно мужской, недопустима.

Брючный ремень - только из натуральной кожи, темного цвета со скромной пряжкой.

Сорочка должна быть из тонкого хлопка, иногда с добавлением, практически незаметным, синтетики - для меньшей сминаемости, всегда светлых тонов - белая, светло-серая, светло-голубая, светло-песочного оттенка. Цвет сорочки, естественно, должен гармонировать с цветом костюма. Воротник - классический, традиционный. На сорочке, как и на пиджаке, также не допускаются элементы спортивного или военного стиля - погончики, накладные карманы со складочками и кокетками; допустим, однако, один скромный накладной карман, - обычно такие сорочки имеют на кармане логотип (т.е. словесный товарный знак) фирмы-изготовителя. Рукаву сорочки полагается на 1- 1,5 см "выглядывать" из-под рукава пиджака.

Важным элементом одежды является носовой платок. Он должен быть, как и сорочка, светлых тонов - белый, нежно-серый и т.п., но ни в коем случае не густо-синих или красных расцветок, в яркую клетку. Второй носовой платок (кроме того, который предназначен для непосредственного использования), безупречно чистый, хранится как резервный, "на всякий случай". Его можно при необходимости предложить женщине, им удобно вынуть соринку из глаза и т.д. Однако его тоже следует периодически менять, так как, даже будучи неиспользованным, платок через некоторое время приобретает несвежий вид.

Галстук по цвету должен гармонировать с цветом сорочки и костюма. Рисунок на галстуке желателен геометрического характера - полоска разной ширины, горошек, мелкие квадраты и т.п. Самое надежное решение в выборе рисунка на галстуке - выбрать однотонный галстук. Дело в том, что такой галстук подходит к любой сорочке и любому костюму. Поэтому целесообразно в своем гардеробе иметь несколько однотонных галстуков - синий, темно-красный, темно-серый, светло-серый и т.п. В последнее время весьма популярен галстук в горошек. Однако есть одна тонкость: этот рисунок выглядит более элегантным, если горошинки размещены на ткани не строго "по линии", т.е. каждая горошинка расположена приблизительно (а не точно) на одном и том же расстоянии от других. И вторая тонкость - горошинки должны быть мелкими: чем мельче, тем больше изысканности и утонченности в рисунке галстучной ткани. Очень хорош для делового костюма галстук с диагональными полосками цвета, гармонирующего с основным полем галстука. Уместны также классические рисунки на галстуке, такие, как ромбы, квадраты, окружности.

Нежелательны и вообще недопустимы галстуки с цветочным орнаментом, газетным текстом, фигурками людей и животных - такие галстуки уместны на отдыхе. Для галстука не рекомендуются цвета фиолетовые, сиреневые, розовые, ярко-красные. Существует такое требование: по интенсивности окраски на первом месте - пиджак, на втором - галстук, на третьем - сорочка.

Примерная ширина галстука (в среднем) такая же, как ширина борта пиджака, т.е. если борта пиджака широкие, галстук не должен быть узким, и наоборот. Длина галстука определяется тем, что он должен закрывать пряжку пояса брючного ремня.

Сколько костюмов следует иметь современному деловому мужчине? Существует только нижняя граница - не менее трех: для повседневной носки можно рекомендовать серый и синий цвет, для торжественных случаев - черный. Если принимать во внимание темп и ритм современной деловой жизни, необходимость частых транспортных перемещений, долгих ожиданий в аэропортах в связи с задержками авиарейсов, климатические и погодные катаклизмы, а также практически бесконечный рабочий день бизнесмена, число деловых костюмов не должно быть менее десятка - на все сезоны. И это минимум, так как какое-то время некоторые костюмы находятся в чистке, у иных оторвались пуговицы или они просто надоели своему хозяину.

Поскольку, как известно, брюки изнашиваются и приобретают не вполне "свежий" вид раньше, чем пиджак, разумно приобретать костюм с двумя парами брюк, причем одни из них могут слегка отличаться по интенсивности окраски или даже быть другого цвета, но гармонирующего с цветом пиджака.

Существует правило, которого обычно придерживаются в западных деловых кругах: бизнесмен, деловой человек не должен появляться на службе в одном и том же костюме несколько дней подряд - желательно, чтобы даже два дня подряд этого не случалось, - иначе кто-либо из коллег может высказать предположение, что он провел ночь не дома!

Обувь - полуботинки, цвет – как правило, черный. Допускается темно-коричневый, например, летом, к серому костюму. Обувь - только на шнурках, подошва тонкая, кожаная или из заменителя, но всегда без ранта, который уместен только в уличной обуви. Обувь делового мужчины может соответствовать моде, однако не должна содержать ультрамодных элементов; вообще желателен некоторый налет консервативности, как и во всем внешнем виде, - о чем уже упоминалось ранее. Не допускается в деловом мире обувь из замши, лаковая (она для вечерних деловых приемов), из кожи крокодила и змеи.

Носки - важнейший элемент одежды. Их цвет всегда повторяет цвет обуви, а цвет обуви, как известно, черный. Недопустим цветной рисунок на носках, он может быть только фактурный.

Верхняя одежда должна по цвету и фактуре ткани соответствовать костюму, чтобы в тот момент, когда деловой человек снимает плащ или пальто, не было дисгармонии в одежде. Шляпа (может быть, кепка) соответствует моде, но умеренно. Шарф - тот элемент гардероба, который может быть ярким (белым, красным), но должен гармонировать со всей прочей одеждой, но может быть также и весьма скромным по расцветке. Берет в качестве головного убора в деловой одежде недопустим, равно как и шарф ручной вязки. Плащ или пальто тоже вполне могут соответствовать моде, но не должны быть ультрамодными. В верхней одежде, как и в костюме, недопустимы черты военного, спортивного и т.п. стиля. Цвет для верхней одежды предпочтителен серый, черный, синий. Зонт - черный. Аксессуары - сумка, визитка, портмоне, папка или кейс, футляр для очков и др. - предпочтительно из натуральной кожи, но не из кожи змеи, крокодила и пр. Цвет аксессуаров - черный, темно-серый, никаких ярких расцветок.

Дадим несколько рекомендаций по украшениям. Украшениями в деловой мужской одежде может быть одно кольцо, допускается натуральный камень, но цвет камня - серый, черный, бесцветный (бриллиант). Кольцо должно быть дорогое, массивное; если нет возможности иметь дорогое кольцо, его ни в коем случае не следует заменять дешевым, - лучше вообще обойтись без кольца. Заметим, что обручальное кольцо украшением не является, это символ семейного статуса.

Отдельно поговорим о запонках и булавке для галстука. Строго говоря, они украшениями не являются, так как несут вполне определенную функциональную нагрузку. Однако, будучи оформлены художественно, они одновременно служат и украшениями. Рекомендуется, чтобы запонки и булавка для галстука составляли единое целое по оформлению, т.е. комплект. Они не должны быть слишком крупными, вычурными, выполнены только из натуральных материалов - серебро, золото, перламутр, драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни (бриллиант, янтарь, тигровый глаз и т.д.). Недопустимы запонки и булавки из пластмассы и т.п. материалов, имитирующие натуральные камни.

Парфюмерные и косметические средства, используемые деловым мужчиной, должны быть одного наименования (одной "линии"); запах должен быть сведен к минимуму, даже если это изделия дорогой и модной парфюмерной фирмы.

Прическа делового мужчины - по моде, но в умеренном ее выражении; например, если это прическа с длинными волосами, то они сзади не должны быть длиннее верхнего края воротника сорочки. Абсолютно недопустима для делового мужчины серьга (серьги) в ухе. Современный деловой этикет отрицательно относится также к бороде и усам как элементам внешнего вида. Некоторые фирмы даже предусматривают это в Правилах внутреннего распорядка: "Ношение бороды и усов допускается только в случае, если таковое обусловлено справкой от врача (о том, что коже противопоказано ежедневное бритье). Но в этом случае есть ограничения - борода должна быть аккуратно подстрижена, а кончики усов - не ниже углов рта". К рукам делового человека предъявляются требования чистоты, аккуратности, опрятности. Лак на ногтях недопустим.  

Одежда для деловых приемов, так же как и повседневная деловая, отличается консервативностью, приверженностью к традициям. На все виды приемов, начинающихся до 19 часов (рабочий завтрак, завтрак, коктейль и т.п.), рекомендуется одноцветный костюм неяркого тона; чем ближе к вечеру, тем костюм темнее. На деловые приемы, начало которых назначено на 19 часов (или позже), принято надевать костюм темного цвета; это вполне может быть черный костюм. Более нарядная одежда для вечернего приема - смокинг; обычно в приглашении это указывается отдельной строкой. Сорочка - белая, галстук - неяркой расцветки или галстук-бабочка. Цвет галстука должен гармонировать с цветом костюма. Обувь - черные полуботинки, к смокингу - лаковая обувь. Если прием проходит летом, то к одноцветному костюму неярких тонов допускается темная цветная обувь гармонирующего с костюмом цвета. Следует напомнить еще о том, что цвет, плотность и фактура ткани костюма должны соответствовать времени года и климату региона.

Деловой мужчина, кроме обычной повседневной деятельности и участия в деловых приемах, занимается спортом и посещает различные спортивные мероприятия, клубы. Для этого используется одежда: костюм для week-end и костюм спортивного типа. Костюм для week-end состоит из брюк спортивного типа (из вельвета, другой рыхлой ткани - букле, твид) и куртки или пуловера, заменяющих пиджак. Сорочка - также спортивного типа -цветная, в клетку или с другим рисунком.

Галстук может отсутствовать, так как с такой сорочкой он мало совместим, но если постараться, можно подобрать галстук (который с деловой одеждой не носится) в виде узкого шнурка, кожаный и т.п. Сорочка может быть заменена легким свитером, называемым "водолазкой". Обувь в этом случае, кроме кожаной, может быть замшевой, вельветовой; фасон обуви - спортивный (например, линия мокасин на обуви подчеркивает ее неделовой характер). Одежда для week-end широко используется для поездок за город, экскурсий и других мероприятий, проводимых при деловых встречах и переговорах. В тех же случаях может быть использован спортивный костюм. Пиджак такого костюма имеет спортивный стиль, например четыре накладных кармана со складочками, пояс-хлястик сзади; ткань довольно толстая (букле, твид, вельвет; допускается кожа). Брюки - из однотонной ткани, гармонирующей по цвету и рисунку, т.е. гладкой фактуры. Жилет - однотонный, поскольку пиджак - из рыхлой и пестроватой ткани. Но жилет можно заменить пуловером или джемпером. Если его ворот достаточно высок и плотно прилегает к горлу (водолазка) - сорочка не требуется. В других случаях одевается сорочка гармонирующих цветов, но совсем не обязательно только белая или светлая; сорочка может быть насыщенных оттенков. Галстук отсутствует. Брючный ремень может иметь украшения в виде металлических и иных узоров на самом ремне, а также в виде массивной или фигурной пряжки. Обувь - спортивная, о ней говорилось выше. Носки - в тон обуви, но допускается рисунок на носках, и не только в виде полосок, но и в виде фигурок и тому подобных украшений. Костюм для week-end и спортивный костюм широко используются в деловой жизни, так как деловые встречи и переговоры часто сопровождаются спортивными мероприятиями - игрой в гольф, теннис и т.п., поездками на экскурсии, загородные пикники, выездами на барбекю (шашлыки) и т.п.

Учебные задачи:

- познакомиться с особенностями этапа установления контакта в деловых отношениях;

- изучить основные виды визитных карточек как инструмента делового контакта, функциональное назначение;

- рассмотреть правила оформления и вручения визитных карточек, требования к их использованию в различных ситуациях.

В деловом общении этап установления контакта находится на первом месте и в дальнейшем развивается за счет ориентации в ситуации и перехода к непосредственному обсуждению вопроса, проблемы. Довольно часто неуспех делового общения предопределен с самого начала: неудавшийся контакт (точнее его отсутствие) ведет к дальнейшей цепочке неправильных действий.

Знакомство может осуществляться без посредника и при помощи посредника, когда людей знакомит кто-то третий. Если знакомство осуществляется без посредника, инициатором знакомства в первой реплике называется та организация, которую он представляет, и цели, которые преследуются установлением данного контакта.

Как правило, деловые люди сегодня при знакомстве обмениваются визитными карточками.Это значительно упрощает первоначальное вступление в контакт, экономит время, поскольку визитная карточка содержит практически всю необходимую информацию о деловом человеке: имя, отчество, фамилию, место работы, должность, контактные телефоны.

Согласно первым упоминаниям в исторической летописи, визитные карточки появились в Древнем Китае примерно в II - III веках до н.э. Китайские чиновники специальным указом обязывались иметь карточки на красной официальной бумаге с написанными на них именем и занимаемой должностью. Также в Китае было принято посылать визитную карточку с пожеланиями удачи, здоровья и именем дарителя вместе с подарками.

Первое официальное упоминание о визитке относится к временам правления Людовика XIV. Появившись во Франции, визитная карточка стала значимой вещью для представителей Высшего светского общества и сословия, став неотъемлемым репрезентативным аксессуаром. Имея вид игральной карты с именем визитера, визитка представляла своего хозяина во всем величии и блеске его положения.

Визитки становились необходимым средством этикета, с умными правилами, управляющими их использованием. Со временем онистали атрибутом дам и джентльменов среднего класса и практически не использовались классом рабочих и служащих. Так, в XVI-XVII векахгравированные визитки уже имели горожане Венеции и Флоренции, где изготовление визиток стало особым искусством, которым занимались лучшие граверы. Первая напечатанная визитка была обнаружена в Германии (датируется 1786 г.).

В России визитные карточки появились при Екатерине II. Они содержали гравированный орнамент, вычурные гербы владельцев. В дальнейшем, при наступлении "эпохи минимализма" визитные карточки и их оформление становятся строже, лаконичней и проще: "Пушкинъ" - ни украшений, ни иной информации.

Эра визиток в России началась с бурным развитием экономики в 60-х гг. XIX века. Визитки писались от руки, заказывались в типографиях, известными художниками разрабатывались уникальные эскизы. Визитки удивляли своим разнообразием - мужские и дамские, супружеские, свадебные и похоронные, крестильные, пасхальные и рождественские. Появился и новый обычай указывать на карточках адрес владельца, звания, чины и должности. В конце XIX века возникают рекламные тексты, рождается корпоративный стиль, появляются специальные конверты для визиток. По-новому начинается и оформление визиток: разные шрифты, бесцветное тиснение, используются цветные бумаги, орнаменты, эмблемы, производится золочение обрезов, вырубка. Все это постепенно формирует этикет составления визитки. Основные нормы этикета устоялись, хотя визитка всегда индивидуальна, всегда является частью имиджа своего владельца (у одного из литературных героев она написана кровью).

После революции 1917 г. визитные карточки искоренили, объявив их "буржуазным пережитком".

Вновь визитка появилась уже в СССР. По новым правилам писать фамилию владельца карточки следовало впереди имени. Немаловажным правилом "русской визитки" стал одинаковый размер и полный отказ от какой либо изысканности и пышности дизайна.

В это время на Западе уже существовало два вида визиток: вертикальная и горизонтальная. Вертикальный формат визитной карточки пользовался широким успехом в Америке и Канаде.

Со временем на визитки появился спрос. По требованиям заказчиков информация становится более демократичной, вежливое напоминание о владельце карточки сменилось на престижность самой визитки (дорогие дизайнеры - дорогие визитки - дорогие технологии). Визитная карточка стала привилегией дизайнеров, которые использовали для ее оформления необычные приёмы, дорогую типографию, объёмное теснение и т.д. Тексты стали размещать как с лицевой, так и с оборотной стороны. Вслед за многими европейскими странами в нашей стране появились визитки со сгибами, "раскладушки".

Современные владельцы визитокстремятся разместить на визитке как можно больше информации: эмблемы и символы, товарные знаки и фотографии, рисунки гербов и флагов. Существует особый класс профессионально сделанных стильных визитных карточек, которые становятся произведениями искусства и поражают своей фантазией и профессиональностью.

В современной деловой жизни визитные карточки являются обязательным атрибутом делового человека. Ее можно рассматривать как форму ненавязчивого и сдержанного знакомства, поскольку при вручении визитки партнер не ставится в условия обязательности поддержания контакта, его только информируют о наличии данного учреждения и конкретного должностного лица.

  Функции современных визитных карточек:

- представление деловых партнеров;

- подтверждение заинтересованности в последующих деловых контактах; 

- информирование о фирме, направлениях ее деятельности; 

- осуществление деловых контактов между партнерами (например, при сопровождении подарка, цветов и т.п.).

Сейчас визитные карточки помимо рекламной функции, вып


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.