Тема 1. Предмет, задачи и система курса «Административная деятельность правоохранительных органов» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема 1. Предмет, задачи и система курса «Административная деятельность правоохранительных органов»

2021-02-05 456
Тема 1. Предмет, задачи и система курса «Административная деятельность правоохранительных органов» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УДК 34(075)

ББК 67Я7    

 

 

 

 

 

 ©Пензенский государственный университет, 2020

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Построение правового государства, укрепление законности и правопорядка требуют повышения эффективности работы всех правоохранительных органов России.

В выполнении задач и функций, возложенных на правоохранительные органы, значительная роль принадлежит административной деятельности, которая непосредственно направлена на защиту личности, ее прав и свобод, охрану общественного порядка и общественной безопасности, борьбу с правонарушениями. От ее эффективности во многом зависит состояние правопорядка. В связи с этим большое значение имеет изучение административной деятельности правоохранительных органов студентами, обучающимися по специальности «Правоохранительная деятельность».

Дисциплина «Административная деятельность правоохранительных органов» занимает особое место среди иных учебных дисциплин, так как ее изучение строится, прежде всего, на знаниях в области административного права. Кроме того, она органически связана с усвоением других профилирующих дисциплин (оперативно-розыскная деятельность, уголовное право и уголовный процесс), так как следственные подразделения и оперативные подразделения полиции в своей работе тесно взаимодействуют со службами полиции, непосредственно осуществляющими охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, используют их возможности для выявления, документирования, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений.

Содержание дисциплины отражает основные положения концепций национальной и общественной безопасности в Российской Федерации, развития Министерства внутренних дел Российской Федерации, научные достижения смежных специальных дисциплин, а также результаты научных исследований по вопросам административной деятельности правоохранительных органов и положительный практический опыт.

Курс «Административная деятельность правоохранительных органов» состоит из двух частей: общей и особенной. Изучение общей части предусматривает рассмотрение вопросов, связанных с правовым регулированием административной деятельности правоохранительных органов в целом. Изучение особенной части предусматривает рассмотрение конкретных видов и направлений административной деятельности органов внутренних дел.

Целью данной работы является оказание помощи студентам в подготовке к сдаче экзаменов по данному предмету. В рамках учебно-методического пособия не ставилась задача рассмотрения полного объема административной деятельности правоохранительных органов. В связи с этим при изучении курса следует обязательно учитывать необходимость ознакомления с ведомственными нормативными актами правоохранительных органов России, специальной литературой и иными материалами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ ОБЩАЯ

 

Понятие личной безопасности

Личная безопасность граждан – это состояние защищенности каждого гражданина от преступного и иного противоправного посягательства на его жизнь, здоровье, права и свободы, честь и достоинство, неприкосновенность личности и жилища.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Содержание управленческой деятельности государства в области охраны общественного порядка

Основными управленческими мероприятиями по обеспечению деятельности организаций, охраняющих общественный порядок, являются следующие:

– претворение в жизнь мер по улучшению качественного состава кадров государственных органов охраны общественного порядка и повышению уровня их профессиональной подготовки;

– предоставление государственным органам, охраняющим общественный порядок, необходимых материально-технических и финансовых средств;

– осуществление контроля за деятельностью государственных органов, охраняющих общественный порядок;

– приведение в исполнение мероприятий по усилению борьбы с нарушениями общественного порядка, укреплению законности, осуществлению взаимодействия государственных и общественных организаций в охране общественного порядка.

В целях осуществления охраны общественного порядка проводят следующие мероприятия:

– издание нормативных актов по охране общественного порядка;

– образование отраслевых государственных органов охраны общественного порядка;

– использование средств массовой информации в целях укрепления общественного порядка и борьбы с преступностью.

 

Содержание деятельности МВД РФ

Министерство возглавляет всю систему органов внутренних дел. Специальным правовым актом, определяющим статус Министерства, является Положение о нем, в котором детально определена компетенция МВД России, его задачи, функции, обязанности и права, формы и методы деятельности.

Содержание деятельности МВД России состоит: в организации деятельности и развития системы МВД России, в том числе кадровой и технической политики; анализе состояния и прогнозировании развития оперативной обстановки, разработке стратегии упреждающего реагирования на ее негативные изменения; оперативном реагировании на чрезвычайные ситуации и происшествия, требующие вмешательства федеральных сил; непосредственном осуществлении оперативно-служебных мероприятий в пределах федеральной компетенции, в том числе по оперативному обслуживанию федеральных органов государственной власти; непосредственном руководстве подразделениями внутренних дел федерального подчинения, организационно-методическом руководстве подразделениями, оказания им при необходимости практической помощи; информационном обслуживании всех звеньев системы Министерства; представительстве интересов органов внутренних дел в государственных структурах власти, средствах массовой информации и на международном уровне; внедрении положительного опыта и научных рекомендаций; разработке типовых нормативов и стандартов, включая кадровые и ресурсные; обеспечение собственной безопасности системы МВД России.

Структура МВД России. Основные направления деятельности органов, т.е. задачи и функции, определяют внутреннюю структуру Министерства. Организационная структура МВД России состоит из следующих элементов: руководство Министерства, аппарат министерства, главные управления, департаменты, управления и другие подразделения.

Среди структурных элементов ведущая роль принадлежит руководству, в состав которого входят: министр, его заместители, коллегия Министерства.

Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом России по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Руководство конкретными направлениями деятельности Министерства в соответствии с распределением обязанностей осуществляют первые заместители министра, заместители министра, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом России по представлению Правительства Российской Федерации. Количество заместителей определяется Президентом РФ.

Министерство организует свою работу на основе сочетания принципов коллегиальности и единоначалия в обсуждении и решении вопросов по руководству системой органов с установлением строгой персональной ответственности должностных лиц за состоянием дел на порученном участке работы.

В Министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей министра (членов коллегии по должности), а также руководящих работников органов внутренних дел. Коллегия на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и объявляются приказами министра и являются обязательными для всех органов и служб системы МВД.

Для коллегиальной разработки стратегии на важнейших направлениях деятельности органов внутренних дел в Министерстве образуется научно-методический совет. В состав совета входят министр (председатель), члены коллегии министерства и другие руководители органов внутренних дел, ученые и наиболее опытные практические работники.

При МВД РФ действует Общественный совет, формируемый в порядке, установленном Президентом РФ.

Правовое положение полиции.

В соответствии со ст.1 Закона «О полиции», полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также – граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от преступных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) охрана общественного порядка;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц.

Состав и штатная численность полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

В соответствии с Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:

а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;

б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;

в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;

д) обеспечение безопасности дорожного движения;

е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;

ж) осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;

з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;

и) обеспечение собственной безопасности;

к) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

л) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;

м) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;

н) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации;

о) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации;

п) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;

р) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;

с) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Впервые в законе «О полиции» были закреплены основные принципы деятельности полиции: деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество, использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Министерства внутренних дел Российской Федерации

 

В 1995 г. было принято постановление Правительства РФ «О заключении Соглашений о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств», которое заложило основы взаимодействия министерства с зарубежными правоохранительными органами. МВД России в рамках своей компетенции участвует в процессе международного сотрудничества как на двусторонней, так и многосторонней основе. 

Среди основных направлений сотрудничества органов внутренних дел с зарубежными коллегами можно выделить создание и гармонизацию международного законодательства в сфере борьбы с преступностью, участие в международных конференциях и совещаниях, проведение совместных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, а также широкомасштабных целевых специальных операций. Сюда же относятся розыск лиц, находящихся в международном или межгосударственном розыске, их экстрадиция или депортация. 

Особую роль в международной деятельности министерства играет Национальное центральное бюро Интерпола при МВД России – НЦБ, осуществляющее взаимодействие в сфере борьбы с международной преступностью с Генеральным секретариатом Интерпола и 183 странами – членами организации. 

Обмен информацией НЦБ Интерпола с Генеральным секретариатом и НЦБ Интерпола иностранных государств осуществляется запросами, сообщениями, ответами на официальных языках Интерпола (английском, французском, испанском), с государствами- участниками СНГ также на русском языке.

Обмен информацией между НЦБ Интерпола МВД России и филиалами, органами внутренних дел, правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации осуществляется с использованием документов на русском языке.

При наличии в филиале сотрудников, которые могут вести работу на официальном языке Интерпола, обмен информацией с НЦБ Интерпола производится на официальном языке с сопроводительным документом на русском языке либо к тексту документа на русском языке, предназначенного для отправки за рубеж, прилагается перевод документа на официальный язык.

Документы, отправляемые НЦБ Интерпола МВД России в НЦБ Интерпола иностранных государств на основании запросов, полученных от органов внутренних дел, в соответствии со служебным стандартом № 7 «Классификация документов», классифицируются по степени срочности:

– «Urgent»/«Срочно»;

– «Normal»/«Обычно»; – «Non-urgent»/«Не срочно».

Причина или объяснение той или иной степени срочности должна быть указана в документе, направленном в НЦБ Интерпола.

Подготовленные и зарегистрированные в НЦБ Интерпола и филиалах документы отправляются по каналам связи в пределах следующих временных интервалов:

– «Urgent»/«Срочно» – немедленно;

– «Normal»/«Обычно» – в течение 2 ч; – «Non-urgent»/«Не срочно» – в течение 24 ч.

НЦБ Интерпола должно организовать исполнение запроса, полученного из НЦБ Интерпола иностранных государств, в следующие сроки:

– «Urgent»/«Срочно» – в течение 24 ч;

– «Normal»/«Обычно» – возможно быстрее, в течение 10 сут.; – «Non-urgent»/«Не срочно» – возможно быстрее, в течение 30 сут.

Информационное обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с правоохранительными органами иностранных государств по линии Интерпола осуществляется по следующим направлениям:

– в сфере борьбы с организованной преступностью;

– с международной террористической деятельностью;

– с экономическими преступлениями;

– с фальшивомонетничеством;

– с преступлениями, связанными с автомототранспортными средствами;

– с посягательствами на предметы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность;

– с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ;

– с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ;

– с преступлениями в области высоких технологий;

– с преступлениями, связанными с подделкой документов.

Объявление международного розыска через НЦБ Интерпола возможно только на территории иностранных государств – членов Интерпола.

Международный розыск объявляется лишь в том случае, если в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий:

– получены данные о выезде разыскиваемого за пределы Российской Федерации;

– достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации;

– получена информация об имевшемся у разыскиваемого намерении выехать из Российской Федерации с деловой или другой целью.

Лицо объявляется в международный розыск после либо одновременно с объявлением федерального розыска.

Через НЦБ Интерпола не осуществляется международный розыск обвиняемых и осужденных за совершение преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.

Взаимодействие с Европолом

Европол (Европейская полицейская организация) – правоохранительное агентство Европейского союза, предназначенное для оказания информационной поддержки и практического содействия правоохранительным органам стран  членов ЕС в борьбе с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом и другими тяжкими формами преступности международного характера.

Учреждение Европола со штаб-квартирой в Гааге (Нидерланды) было предусмотрено Маастрихтским соглашением о Европейском союзе, подписанным 7 февраля 1992 г. Однако с 1994 г. по 1999 г. Европол, по сути, осуществлял только функции отдела по борьбе с наркотиками. В полном объеме выполнять свои функции новая организация начала лишь в июле 1999 г. после того, как в 1998 г. все страны  члены ЕС ратифицировали Конвенцию о Европоле и приняли ряд общеевропейских законодательных актов. 

С 1 января 2010 г. изменился статус Европола. Он стал полицейским агентством Евросоюза. Упрощена процедура внесения будущих изменений в Рамочное решение о Европоле, что позволило данной организации более гибко реагировать на изменения криминогенной ситуации в ЕС.

Европол наделен полномочиями сотрудничать с третьими странами, т.е. странами, не входящими в ЕС, на основании соответствующих договоров.

Один из таких договоров закрепляет сотрудничество Европола с Российской Федерацией. 

В 2004 г. приказом МВД России № 859 в структуре НЦБ Интерпола МВД России был создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (далее  РНКП),  которому были поставлены задачи по обеспечению обмена информацией между компетентными органами Российской Федерации (МВД, ФСБ, ФТС, ФСКН России, Росфинмониторинг) и Европолом и выработке мер, направленных на усовершенствование механизма этого сотрудничества.

РНКП обеспечивает в пределах своей компетенции функции МВД России как головного (центрального) компетентного органа Российской Федерации в рамках Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией.

Основными функциями РНКП являются:

– обеспечение приема, обработки и направления в подразделения МВД России запросов, ответов на запросы компетентных органов Российской Федерации и иной информации, поступающей из

Европола;

– направление запросов, ответов на запросы Европола, иной информации, полученных в установленном порядке от компетентных органов Российской Федерации, подразделений МВД России, в Европол;

– обеспечение соблюдения установленного порядка обращения с конфиденциальной информацией, содержащейся в поступающих из Европола и компетентных органов Российской Федерации, подразделений МВД России документах; принятие мер, исключающих возможность несанкционированной передачи этой информации юридическим и физическим лицам, которым она не предназначена;

– формирование в установленном порядке документальных и информационно-справочных массивов, в том числе собственных баз данных, по вопросам, касающимся сотрудничества с Европолом;

– осуществление консультативно-методической помощи компетентным органам Российской Федерации, подразделениям МВД

России по вопросам сотрудничества с Европолом;

– анализ в пределах своей компетенции практики осуществления сотрудничества компетентных органов Российской Федерации и Европола;

– участие в установленном порядке в разработке предложений по совершенствованию взаимодействия компетентных органов Российской Федерации и Европола по вопросам, отнесенным к компетенции РНКП;

– участие в установленном порядке и в пределах своей компетенции в разработке международных соглашений и нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам сотрудничества с Европолом;

– выполнение иных функций и полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.

Российский национальный контактный пункт для осуществления своих задач и функций имеет право:

– запрашивать в установленном порядке из соответствующих подразделений органов внутренних дел документы, справочные и иные материалы, необходимые для выполнения задач в установленной области деятельности;

– пользоваться в установленном порядке базами данных подразделений системы МВД России;

– использовать в своей деятельности информационное, материально-техническое, кадровое и иное обеспечение НЦБ Интерпола МВД России.

Со странами СНГ

Одним из главных приоритетов международного сотрудничества является участие МВД России в интеграционных процессах с республиками бывшего СССР: в Содружестве Независимых Государств, Союзном государстве «Российская Федерация – Республика Беларусь», ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС.

Международное сотрудничество с правоохранительными органами стран СНГ и дальнего зарубежья осуществляется в рамках повышения эффективности взаимодействия и практического наполнения по линии борьбы с трансграничной организованной преступностью, международным терроризмом и экстремизмом, торговлей людьми, незаконным оборотом наркотиков, кибертерроризмом и другими современными вызовами и угрозами международной безопасности.

В целом сотрудничество со странами СНГ охватывает практически все аспекты совместной оперативно-служебной деятельности: расследование уголовных дел, исполнение международных следственных поручений, обмен оперативной информацией, стажировка специалистов в целях повышения профессиональной квалификации, оснащение органов внутренних дел и полиции специальными средствами и техникой.

Ежегодно министерствами внутренних дел, полицией государств – участников СНГ проводятся широкомасштабные совместные операции: «Розыск», «Канал», «Нелегал», «Эмигрант», в ходе которых выявляется и раскрывается большое количество преступлений, задерживаются и в последующем экстрадируются десятки и сотни преступников, объявленных в межгосударственный розыск.

Взаимодействие правоохранительных органов стран СНГ осуществляется в целях обеспечения эффективности их деятельности по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников, возмещению причиненного преступлениями ущерба, исполнению наказаний, а также совершенствования международно-правовых норм и национального законодательства в сфере борьбы с преступностью.

 

Тема 5. Участие граждан в охране общественного порядка

 

В любом обществе существует объективная необходимость и социальная потребность участия граждан в обеспечении охраны общественного порядка. Государственная система обеспечения общественного порядка и безопасности не может успешно функционировать без помощи и содействия общественных объединений и граждан, на добровольной основе участвующих в реализации этой важной государственной функции. 

Граждане имеют право на участие в охране общественного порядка. Они вправе сообщать в компетентные органы о готовящихся или совершаемых правонарушениях, принимать меры к их пресечению как индивидуально, так и объединяясь в соответствующие коллективы. 

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 марта 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений[1].

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественные формирования, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. К формированиям (объединениям), участвующим в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, относятся добровольные народные дружины (ДНД), добровольные пожарные объединения, советы общественности, домовые и уличные комитеты, казачьи формирования, внештатные сотрудники полиции и другие общественные формирования.

Казачество

Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» определена правовая и организационная основы несения российским казачеством государственной службы.

Российское казачество – это граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ. 

Казачье общество – форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. 

Российское казачество проходит военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах в соответствии с федеральным законодательством. Для прохождения военной службы российское казачество направляется, как правило, в соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, которым присвоены традиционные казачьи наименования, во внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, пограничные органы.

Российское казачество в установленном порядке выполняет следующие функции:

- оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

- принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;

- принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;

- осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований для оказания им содействия в осуществлении установленных задач и функций вправе привлекать членов казачьих обществ в соответствии с заключенными договорами (соглашениями) с казачьими обществами.

В договорах (соглашениях), заключаемых федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований с казачьими обществами, определяются условия и порядок привлечения членов казачьих обществ к содействию в осуществлении полномочий указанных органов, порядок финансирования, сроки действия договоров (соглашений), основания и порядок их досрочного расторжения, иные условия, связанные с исполнением положений договоров (соглашений).

Финансирование государственной службы российского казачества осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

Кроме того, граждане могут принимать участие в охране общественного порядка через работу государственных структур.

Представители общественности принимают участие в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по охране правопорядка через следующие комиссии:

– по делам несовершеннолетних;

– административные;

– по борьбе с пьянством, алкоголизмом, наркоманией; – законности и охраны общественного порядка; – по организации безопасности дорожного движения.

Федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательством возложены функции обеспечения правопорядка (правоохранительные органы), а также их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления при организации деятельности граждан в оказании им содействия в обеспечении правопорядка:

– в полной мере осуществляют методическое руководство деятельностью граждан и их объединений по обеспечению правопорядка, проводят их инструктажи, ознакомление с оперативной обстановкой, оказывают иную практическую помощь в их деятельности;

– определяют с учетом особенностей оперативной обстановки возможности и объекты деятельности граждан и их объединений по обеспечению правопорядка, осуществляют (совместно с руководящими органами объединений граждан) календарное и текущее планирование участия граждан в обеспечении правопорядка в системе единой дислокации сил правоохранительных органов, обеспечивают в установленном порядке регистрацию в правоохранительных органах участия граждан в обеспечении правопорядка, непосредственное руководство должностных лиц правоохранительных органов совместными нарядами, выполняющими задачи по обеспечению правопорядка;

– участвуют в организации и проведении правового и специального обучения граждан формам и методам деятельности по обеспечению правопорядка. В необходимых случаях предоставлять гражданам и их объединениям учебно-методическую и справочную литературу;

– представляют руководящим органам объединений граждан, участвующих в обеспечении правопорядка, информацию, необходимую для их эффективного участия в обеспечении правопорядка;

– поощряют в пределах своих полномочий граждан, наиболее отличившихся в обеспечении правопорядка;

– представляют в пользование объединениям граждан, участвующим в обеспечении правопорядка, необходимые для осуществления их функций служебные помещения, а при необходимости – автотранспортные средства и средства связи. 

 

 Тема 6. Частная детективная и охранная деятельность в Российской Федерации

 

Правовой основой частной детективной и охранной деятельности являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности», Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. «Об оружии». Существует также целый ряд законов и подзаконных актов, кругом своего действия затрагивающих частную охранную и детективную деятельность. В соответствии с вышеуказанными источниками частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной детективной и охранной деятельности, или его территориальным органом, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. 

Законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана.

Указанные виды деятельности могут оказывать лишь физические или юридические лица, имеющие статус частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения. Физические и юридические лица, не имеющие такого статуса, не вправе оказывать сыскные и охранные услуги, причем частный охранник может оказывать услуги по охране только в составе предприятия, имеющего лицензию на оказание охранных услуг. Физическим лицам лицензия на частную охранную деятельность не выдается, они получают только документ (удостоверение частного охранника), подтверждающий их статус частного охранника. Регламентируется вопрос о праве предприятий, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, на содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. 

В силу своей специфичности и схожести по природе с правоохранительной деятельностью, частная детективная и охранная деятельность относится к числу лицензируемых, т.е. предполагает получение от уполномоченных государственных органов разрешения на занятие этой деятельностью, а также лицензий на приобретение, ношение и использование оружия.

Лицензия представляет собой полученное в установленном порядке разрешение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной детективной и охранной деятельности, на осуществление данного вида деятельности.

Лицензия выдается гражданам по месту жительства, частным детективным и охранным предприятиям (объединениям) – по месту их учреждения и дает право на осуществление частной детективной и охранной деятельности, предусмотренной учредительными документами частных детективных и охранных предприятий (объединений) либо уставами служб безопасности.

Лицензии всех видов выда


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.