День рождения куклы Аленушки — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

День рождения куклы Аленушки

2021-02-05 113
День рождения куклы Аленушки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности игры и ее воспитательное значение. Основная обу-
чающая задача этой игры — развитие у детей связной речи. Ма-
лыши учатся передавать свои представления о назначении пред-
метов, с которыми они постоянно встречаются в повседневной
жизни. Этому способствует сюжетный характер игровой ситуации.

Гости, приглашенные куклой Аленушкой на день ее рождения,
приносят ей подарки, рассказывают и показывают в движении,
как действовать с данными предметами. При этом каждый ре-
бенок в роли гостя не только производит условные игровые дей-
ствия, но и учится подбирать нужные слова, связанные по смыслу
и взаимно дополняющие друг друга. С помощью взрослого дети
приучаются передавать в развернутой и связной речевой форме
свои впечатления и представления об окружающих предметах,
их назначении и действиях с ними. Все это очень важно для раз-
вития активного воображения и для подготовки более сложных
форм мыслительной деятельности, а также для более ясного осо-
знания каждым ребенком своего личного жизненного и практи-
ческого опыта.

169


В игре дети приобретают новый и нужный им нравственный
опыт — опыт доброжелательного общения и добрых поступков.
Игра учит их доброте, учит делать друг другу приятное, отдавать

сверстнику то, что нравится самому. Вот почему участие в такой
совместной деятельности важно не только для речевого и умст-
венного развития малышей, но и для преодоления у многих из
них склонности к эгоизму и недостаточной контактности в отно-
шениях со сверстниками.

Игровой материал. Образные игрушки, изображающие хорошо
знакомые детям предметы бытового окружения. (Их можно в слу-
чае необходимости заменить предметными картинками.) Жела-
тельно, чтобы это были предметы, которыми учатся действовать
сами дети или которыми действуют окружающие взрослые. Мож-
но использовать часть игрушек, которые применялись в предыду-
щих играх (см. игру «Мешочек, впусти!»).

Перечислим некоторые группы таких игрушек:

Предметы домашней утвари и посуды: чашка,
блюдце, тарелка, ложка, кастрюля, сковородка, ведерко, лейка.

Предметы личной гигиены: зубная щетка, сапожная
щетка, мыло с мыльницей, тазик, веник, ванночка, стакан для по-
лоскания рта, расческа.

Предметы одежды: передник, вязаная кофта, косынка,
пальто, панамка, варежки, тапочки, шарфик, шапка.

Игрушки для куклы: коляска, маленький голыш, мячик,
гармошка.

В качестве подарков для куклы можно использовать также
самодельные лепные игрушки, изготовленные из смеси глины с
мелко порезанной газетной бумагой. Это могут быть: разные
фрукты, торты, конфеты и прочие сладости, красиво раскрашен-
ные анилиновой краской и для крепости покрытые белком.

Предметов-подарков должно быть много, по числу участников
игры. Непременным условием подбора предметов является зна-
комство детей с каждым из них.

Описание игры и приемы ее проведения. Когда >ети рассядут-
ся поудобнее, воспитатель достает нарядно одетую куклу Але-
нушку и усаживается с ней напротив. Он обращает внимание де-
тей на то, какая нарядная сегодня Аленушка. «Это потому,—
объясняет педагог, — что сегодня у Аленушки день рождения. Ей
сегодня исполнилось ровно четыре года».

Аленушка приглашает детей к себе в гости отпраздновать день
рождения. «Что надо сказать, когда вас приглашают на день рож-
дения?— спрашивает воспитатель и, выслушав ответы детей,
вместе с ними говорит: — Спасибо, Аленушка, непременно придем
к тебе в гости и принесем много-много подарков».

Усадив куклу на стол (на нем гости будут складывать свои
подарки), воспитатель подходит к детям поближе и «по секрету
от куклы» говорит: «Давайте решим, как мы будем праздновать
день рождения. Вот там, на больших столах, лежат игрушки.
Пусть это будет магазин. Кого я назову, пойдет сначала в мага-
зин, купит для Аленушки подарок (можно выбрать что-нибудь
одно), а потом подойдет к Аленушке и скажет: «Аленушка, позд-
равляю тебя с днем рождения! Вот тебе мой подарок». Мальчик

170


скажет: «Я принес тебе подарок». Л как скажет девочка? Пра-
вильно: «Принесла подарок» — и назовет то, что принесла. Если
Аленушка попросит рассказать ей и показать, что делают с этим

;арком и для чего нужен этот предмет, нужно объяснить ей и
показать, а мы все поможем это сделать. Когда все гости npi
сут Аленушке свои подарки и поздравят ее с днем рождения, мы
поиграем с ними, а как поиграем, узнаете потом. Согласны так
играть?»

Воспитатель придвигает стол с Аленушкой, усаживается с нею
перед малышами и начинает рассказ: «Сидит наша Аленушка и
ждет гостей. Первым к ней в гости отправился Миша (называет
имя ребенка). По дороге Миша зашел в магазин, выбрал для Але-
нушки подарок, который ему больше всего понравился. Приходит
Миша к Аленушке в гости и говорит: «Аленушка, поздравляю те-
бя с днем рождения! Я принес тебе в подарок вот что (показы-
вает и называет предмет)». Под эти слова названный ребенок
производит соответствующие игровые действия.

«Спасибо тебе, Миша! — говорит от лица куклы воспитатель.—
Скажи, пожалуйста, а что с этим делают?» Ребенок, выполняю-
щий роль гостя, объясняет назначение подаренного предмета. На-
пример, если он подарил зубную щетку, то показывает, как чи-
стят зубы, если ложку — как едят, если веник — как подметают
пол и пр. Попутно он называет действие с этим предметом. Если
; ребенок затрудняется в составлении фразы и в связном объясне-
нии, воспитатель вместе с остальными детьми помогает ему.

Аленушка благодарит за объяснения, принимает подарок,
предлагает гостю сесть, а воспитатель продолжает вызывать но-
вых гостей. Так, вызывая малышей то по одному, то вдвоем, он
дает возможность каждому ребенку побыть в роли гостя и выпол-
нить связанную с ней обучающую речевую задачу.

Когда гости соберутся и подарят свои подарки, воспитатель
г предлагает всем вместе поиграть в каравай. Кукла передается
кому-нибудь из детей, гости берутся за руки, Аленушка стано-
вится в центр круга, и начинается традиционная игра в каравай.
tHrpa кончается тем, что именинница благодарит своих гостей
а поздравления и подарки и приглашает всех пойти на прогулку.
Правила игры.
1.
Слова приветствия и поздравления нужно говорить громко,
выразительно, чтобы их было приятно слушать и имениннице,
и гостям.

2. Выбирать в качестве подарка можно любую игрушку, кото-
рая понравилась, но только одну.

3. Правильно называть подарок и объяснять кукле, каково его
назначение, сопровождая объяснение действиями с предметом.

Советы воспитателю. Эта игра сюжетная, ее успех зависит от
того, сумеете ли вы ввести детей в игровую ситуацию, помочь
каждому ребенку войти в игровую роль.

Игра проводится под образный рассказ воспитателя, в про-
цессе которого дети выполняют соответствующие игровые дейст-

171


вия. Говорит и действует за куклу в начале игры взрослый; в
дальнейшем эта роль может поручаться кому-то из детей, но рас-
сказ при этом продолжает вести воспитатель. В случаях, когда
ребенок стесняется, затрудняется в самостоятельных действиях,
нужно, чтобы кто-нибудь из сверстников пришел ему на помощь.
Если игрушек-подарков недостаточно, можно вызывать одно-
временно двух гостей, которые дарят один подарок; они вместе
сговорятся, какой подарок выбрать, и вместе объяснят его наз-
начение.

ГДЕ МЫ ПОБЫВАЛИ, ЧТО МЫ ПОВИДАЛИ?
(НАРОДНАЯ ИГРА)

Особенности игры и ее воспитательное значение. Предлагаемая
игра является вариантом народной игры в загадки, которую лю-
бят все дети. В ней содержится обучающая задача, при решении
которой дети учатся передавать связной речью и выразительны-
ми движениями свои впечатления о различных жизненных ситуа-
циях.

Игра носит подвижный характер. Выполнение разнообразных
игровых действий и движений в воображаемой ситуации, с по-
мощью которых дети передают свои впечатления и представления
о ней, не только доставляет им радость и удовольствие, но и по-
зволяет*лучше осознать и осмыслить их. Это обеспечивает успеш-
ность решения обучающей задачи и способствует развитию у де-
тей активности воображения, связной речи, выразительных дви-
жений, что очень важно также для умственного и познавательно-
го развития ребенка.

Не менее важно и то, что эта игра развивает творческое нача-
ло, инициативу, сообразительность, которые являются ценными
качествами личности и должны развиваться с первых лет жизни.

Кроме того, правила игры учат детей управлять своим поведе-
нием, действовать согласованно по сигналам, договариваться друг
с другом (о том, что загадывать и что отвечать). Это очень важ-
но не только для познавательного, но и для волевого развития
детей.

Игра сближает малышей друг с другом, радует и вносит раз-
нообразие в жизнь группы.

Описание игры и приемы ее проведения. Игра организуется в
просторном помещении или на воздухе с участием всей группы.
Воспитатель проводит на полу черту — это граница, за которой
уже не разрешается лфвить убегающих детей. Собрав вокруг себя
малышей, педагог предлагает им поиграть в загадки. Он выбира-
ет нескольких детей, которые будут отгадывать загадки: это де-
душка и его внучата (они будут помогать дедушке отгадывать
загадки). Загадывать загадки вместе с воспитателем берутся все
остальные участники игры.

Указав место для дедушки и его внучат и предупредив их, что
они должны отвернуться, чтобы не видеть, как сговариваются

172


остальные дети, воспитатель отходит от них подальше и шепотом
договаривается с малышами о том, что и как они будут загады-
вать. Например: «Давайте мы как будто возьмем корзиночки,
пойдем в лес и будем показывать, как мы в лесу собираем грибы
и ягоды. Согласны? Как мы будем это делать? Давайте попро-

л!»

Воспитатель вместе с детьми производит следующие движения:
надевает на руку корзинку, ищет ягоды, грибы, наклоняется за
ними и складывает в корзинку. Проделав эти выразительные дви-
жения, дети идут к дедушке и внучатам:

■— Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой,
здравствуйте, внучата! — говорят дети вместе с воспитателем.

— Здравствуйте, ребята, — отвечают дедушка с внучатами.—
Где вы побывали? И что вы повидали?

— Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали —
не скажем, но зато мы вам покажем!—дружно отвечают дети.

Воспитатель и дети с помощью подражательных движений по-
казывают свою загадку. Закончив показ и дав возможность де-
душке и внукам подумать и договориться об отгадке, дети спра-
шивают: «Отгадали?» Дедушка и внуки в развернутой связной
речи формулируют свой ответ: «Вы были в лесу и собирали гри-
бы и ягоды в корзиночки». Если ответ правильный, те, кто зага-
дывал загадку, повторяют ответ и, если нужно, дополняют его.
Если же разгадка неправильная или дедушка с внучатами за-
трудняются, дети сами говорят правильную отгадку и после сиг-
нальных слов: «Раз, два, три — догони!» — бегут за черту, в свой
дом, а дедушка и внуки стараются догнать их, пока они не пере-
шагнули спасительную линию.

Вернувшись в свой дом, воспитатель с детьми сговариваются
о следующей загадке:

— А теперь давайте покажем, что мы в раздевалке и собира-
емся на прогулку, — предлагает воспитатель. — Как мы это будем
делать? Что мы раньше надеваем? Рейтузы, потом сапожки, пла-
точек, шапочку, а потом надеваем пальто и застегиваем его. (Все
эти слова сопровождаются показом выразительных движений, ко-
торые дети воспроизводят вслед за взрослым.) Потом мы встанем
в пары и пойдем на прогулку.

Приготовив загадку, дети снова направляются к дедушке и
внукам, зовут их и говорят: «Здравствуй, дедушка седой с длин-
ной-длинной бородой, здравствуйте, внучата!» Повторяется тот
же традиционный диалог, но на вопрос «Где вы побывали, что вы
повидали?» дети отвечают: «В детском саду». Диалог заканчи-
вается показом новой загадки, и игра продолжается так же, как
было описано выше. После показа двух загадок выбираются но-
вые дедушка и внучата, и все начинается сначала, но показыва-
ются новые загадки.

Можно загадать много загадок, изображая различные момен-
ты жизни детей в группе, дома, на улице, на экскурсии и пр. На-
пример: в детском саду дети моют и вытирают руки, готовясь

173


к обеду, обедают, рисуют, пляшут и выступают на празднике; на
прогулке играют в мячик и пр. Изображая жизнь дома, можно
показать, как дети умываются и чистят зубы, помогают маме под-
метать иол, как они стирают платочки и т. д. Передавая свои впе-
чатления об улице, они могут показать, как едут автомобили,
изобразить милиционера, пешехода. А если малыши захотят пока-
зать, что они видели на прогулке, можно предложить им изобра-
зить, как прыгают и каркают вороны, как кормят птичек, как по-
ливают из лейки цветы, сажают деревья и т. д.

Игра заканчивается тогда, когда все дети побывают в роли
загадывающих и отгадывающих загадки. В случаях затруднений
воспитатель помогает i1

Правила игры.

1. Дедушку и внучат выбирает воспитатель среди тех ребят,
кто ведет себя организованно и не мешает другим.

2. Показывать движения надо молча. Подсказывать разгадку
запрещается.

3. Ответ на загадку можно давать только после окончания по-
каза и вопроса: «Отгадали?»

4. Догонять загадавших  загадку детей можно только после
слова «Догони!» и только до черты.

Советы воспитателю. При составлении загадок учитывайте ус-
ловия жизни детей и загадывайте только о том, что хорошо зна-
комо малышам и поддается изображению посредством вырази-
тельных движений. Лучше избегать мелких движений рук, о ко-
торых трудно догадаться. В дальнейшем при повторении игры
можно изображать и отдельные события (например, то, что дети
видели во время экскурсии), труд взрослых (шофер, повар, строи-
тель), словом, то, что является источником впечатления.

В этой игре много движений. Но следует учитывать, что ма-
лыши еще плохо управляют своими действиями, особенно когда
торопятся или боятся. Поэтому не разрешайте детям ловить друг
друга, они могут упасть, и игра кончится слезами.

Особое внимание следует обратить на тех детей, которые на-
рушают правила — преждевременно говорят разгадку или убега-
ют, не дожидаясь сигнала. Это дезорганизует всю игру. Объясните
детям, что тех, кто мешает играть, не будут выбирать дедушкой
и внучатами.

При действенном сговоре о загадке очень важно активизиро-
вать самих детей, разбудить их инициативу и фантазию. Поэтому
не торопитесь предлагать воспитанникам свои варианты действий.
Лучше почаще спрашивать малышей, что предлагают они сами.
Но все же затягивать процедуру сговора не рекомендуется: это

мляет детей, дает поводы для отвлечений.

ш при отгадывании загадки возникают затруднения, по-
могите воспитанникам наводящими вопросами и показом дей-
ствий.

174


ЧТО НА КАРТИНКЕ?

Особенности игры и ее воспитательное значение. Цель этой
игры — учить детей самостоятельно выделять назначение предме-
та и обозначать его посредством слова, что имеет важное значе-
ние для развития интеллекта и связной речи ребенка.

Интерес детей к этой задаче обеспечивается красочным игро-
вым материалом (предметные картинки). Кроме того, привлека-
тельной для них является возможность применить свои знания,
приобретенные в предыдущих играх. Одобрение воспитателя и
всей группы, которое получает ребенок при правильном решении
задачи, вселяет в него уверенность в свои силы и приносит ра-
достные переживания. Нравится детям и возможность самостоя-
тельно распорядиться предметами, которые находятся у них в
руках.

Правила игры учат малышей делиться привлекательными пред-
метами, отдавать другому то, что нравится самому. Это более
эффективно для нравственного воспитания дошкольников, чем
нравоучения и указания.

Игровой материал. Предметное лото, которое состоит из боль-
ших карт и предметных картинок. На картинках изображены зна-
комые детям предметы бытового окружения. Это могут быть:
предметы одежды — пальто, платье, рубашка, штанишки, шапка,
панамка, сапожки, шарф, варежки; посуда — чашка с блюдцем,
стакан, глубокая тарелка, ложка, ножик, чайник, сковородка, каст-
рюля; мебель — стол, стул, кровать, скамейка, гардероб, шкаф
для посуды; игрушки для игр на воздухе — мячик, прыгалки, кег-
ли, велосипед, ведерко, лейка, формочки для песка и совочек, ко-
ляска и пр.

Предметы должны быть изображены реалистично, красочно.
Те же изображения должны быть на больших картах (по три-че-
тыре на каждой карте лото).

Материал должен храниться в специальной коробке с отделе-
ниями для больших карт и картинок.

Описание игры и приемы ее проведения. В игре участвуют де-
сять— двенадцать детей (примерно половина группы). Перед нача-
лом игры педагог вместе с воспитанниками сдвигает два стола и
предлагает детям занять места вокруг них. Сам он тоже садится
среди детей и показывает им коробку с игровым материалом,
большие карты и картинки лото.

Затем взрослый раздает детям, сидящим с одной стороны сто-
ла, по одной большой карте (лишние оставляет в коробке). Те,
кто сидит по другую сторону, получают по одной предметной кар-
тинке. Одну карту и картинку педагог берет себе для объяснения
игровых действий.

Воспитатель объясняет, что дети, получившие по картинке, бу-
дут предлагать их тому, у кого на большой карте есть такая же
картинка. Тот, кто отдаст свою картинку, сразу получит другую
(картинок много, хватит всем). Рисунок на картинке нельзя нн-

175


кому показывать, это секрет. Пусть дети сами догадываются. Но
для этого им нужно загадать загадку.

Воспитатель дает пример загадывания загадок: «На моей кар-
тинке нарисовано то, что надевают на голову, когда идут гулять,
если холодно. Догадались? Правильно, это шапка». Он показы-
вает картинку, чтобы дети убедились, что отгадали правильно.
«А на этой картинке нарисовано то, из чего мы пьем чай, какао
или молоко. Правильно, это чашка. Вот видите, я не называла и
не показывала вам картинки, а только говорила про нее, а вы са-
ми догадались. Так же будут загадывать загадки те дети, у кого
в руках картинки», — говорит педагог.

Воспитатель объясняет основное правило игры: нельзя назы-
вать то, что нарисовано на картинке, нужно загадать про него за-
гадку, рассказать, что с ним делают, а после этого спросить, кому
нужна эта картинка.

Обращаясь к детям, получившим большие карты лото, воспи-
татель поясняет им, что они должны внимательно смотреть, что
нарисовано на их картах, и стараться отгадать все загадки, чтобы
не пропустить свои картинки.

На примере одной карты взрослый показывает, как следует
играть: тот, кто вовремя отгадает загадки про предметы на своей
карте, получит нужные картинки, а тот, кто пропустит и не отга-
дает, — не получит. Он предупреждает, что отгадывать загадку
будут бее дети вместе, помогая друг другу, а просить свою кар-
тинку будут только те, у кого на карте нарисован предмет-от-
гадка.

Воспитатель предлагает всем детям с картинками вниматель-
но посмотреть на них и подумать, для чего этот предмет нужен и
какую загадку про него можно загадать. На этом объяснение за-
канчивается, и начинается игра.

Воспитатель вызывает по очереди детей с картинками. Каж-
дый достаточно громко и отчетливо спрашивает: «Кому дать пред-
мет, который нужен для...» Дети с большими картами все вместе
отгадывают загадку, а тот ребенок, у которого Зарисован этот
предмет, просит картинку и закрывает ею соответствующее изоб-
ражение на карте. (При этом нужно перевернуть картинку изобра-
жением вниз.) Отдавший свою картинку получает новую.

Так постепенно разыгрываются все картинки лото; ими закры-
ваются большие карты. После того как все карты закроются,
можно повторить игру сначала. Большие карты при этом пере-
даются детям, у которых были картинки, а предметные картинки
собирает воспитатель, который будет их выдавать тем, кто рань-
ше играл большими картами.

Правила игры.

1. Нельзя называть предмет, изображенный на картинке, мож-
но только загадывать про него загадку, т. е. говорить, для чего
он нужен.

2. Нельзя показывать свою картинку, пока дети не отгадают
загадку.

176


3. Отгадывать загадку нужно всем вместе, а получает картин-
ку только тот, у кого такая же картинка изображена на большой
карте и кто вовремя ее попросит.

Советы воспитателю. Объяснять игру нужно доходчиво, пока-
зывая наглядный пример игровых действий. Загадывая загадки,
опирайтесь на конкретный жизненный опыт детей. Приведем не-
сколько вариантов загадок:

— В чем возят маленьких детей, которые еще не умеют хо-
дить? (В коляске.)

— В чем готовят суп? (В кастрюле.)

— Что надевают летом девочки? (Платье.)

— Чем режут хлеб? (Ножом.)

Рекомендуется закрывать изображения на карте, переворачи-
вая картинки рисунком вниз. Это помогает детям быть внима-
тельными, так как постепенно незакрытых рисунков становится
все меньше, что облегчает решение познавательной задачи.

В этой игре, как и в большинстве предыдущих, дети отгады-
вают каждую загадку вместе. Это обеспечивает их познаватель-
ную активность на протяжении всей игры. К тому же так они
оказывают друг другу помощь, в которой особенно нуждаются
пассивные и менее сообразительные дети.

При повторении этой игры процесс отгадывания загадок будет
облегчаться. По мере накопления опыта отгадывания загадок
можно переходить от совместных ответов к индивидуальным.

ОТГАДАЙ - КА 1

Особенности игры и ее воспитательное значение. Игра направ-
лена на развитие целостных представлений детей об окружающих
предметах. В описанных раньше играх дети учились целенаправ-
ленно выделять внешние отличительные признаки предметов
(цвет, форма, величина), а затем их назначение и практические
действия с ними. Приучаясь различать предметы по их качествам
и обозначать эти признаки словом, дети приобретали тот опыт,
который необходим для создания целостного образа объекта. Од-
нако они еще не научились строить целостное, осознанное пред-
ставление об объекте, синтезируя и обобщая свой еще разрознен-
ный опыт. Между тем умение построить целостное представление
об объекте, как о совокупности не только внешних признаков, но
и включая более существенную особенность — назначение, явля-
ется необходимым условием развития мышления ребенка, усло-
вием более полного и отчетливого отражения окружающего мира
в его сознании. На формирование таких представлений и направ-
лена эта игра.

Активность ребенка, его настроенность на решение предложен-
ной задачи обеспечиваются двумя важными условиями. Во-пер-
вых, обучающая задача носит характер загадки, в которой есть
элемент неожиданности, сюрпризности, что всегда привлекает де-
тей. Во-вторых, умственные усилия, которыми сопровождается

177


разгадывание загадки, в случаях успеха приносят ребенку призна-
остальных участников игры. Это доставляет ему удовлетво-
рение.

Кроме того, сам игровой материал (красочные предметные
картинки) привлекает детей, вызывает желание играть с ним.
В случае правильного решения задачи картинка дается ребенку в
качестве приза и служит доказательством его личных достиже-

. НИИ.

Игра проводится со всей группой. Участие в ней требует орга-
низованности, соблюдения обязательных для всех правил, что
имеет немаловажное значение для формирования волевых ка-
честв личности ребенка.

Игровой материал. Предметные картинки, изображающие зна-
комые детям объекты — и живые и неживые. Это могут быть овощи
(огурец, помидор, редиска и др.), фрукты (яблоко, лимон, виш-
ня), игрушки (куклы, мячик), животные (коза, лошадь, корова,
свинья, собака, ворона), предметы бытового окружения (стакан,
чайник, часы, кровать) и пр.

Картинки подбираются в соответствии с условиями жизни де-
тей и зависят от того, с какими предметами малыши встречаются
повседневно. Для игры следует отобрать десять — двенадцать кар-
тинок из имеющихся в запасе.

Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель предла-
гает детям поиграть в новую, очень интересную игру. Он показы-
вает им коробочку с картинками и просит сесть на свои стульчи-
ки поудобнее. Педагог сообщает воспитанникам, что в коробке
собраны как знакомые для них картинки, так и незнакомые. Он
раскладывает картинки на столе рядами, изображением вниз. По-
том подзывает кого-нибудь из детей и назначает его своим по-
мощником— он будет помогать загадывать загадки.

Помощник берет любую картинку, показывает ее только воспи-
тателю и вместе с ним рассказывает о ней, перечисляя характер-
ные признаки изображенного предмета (цвет, форма, величина)
и раскрывая его назначение (возможные действия с предметом).
Название самого предмета при этом не дается. Например: этот
предмет желтый, круглый, кислый, его режут и кладут в чай;
этот предмет круглый, красный, маленький, в него играют дети.
Загадка адресуется всем участникам игры, а они должны назвать
описанный предмет. После того как существенные признаки пред-
мета будут названы, воспитатель и его помощник произносят сле-
дующий текст, выполняющий роль сигнала: «Кто загадку отга-
дает и картинку назовет, тот ее себе возьмет».

Ребенок, который первым (после текста) отгадал загадку, по-
лучает картинку; если два малыша отгадали одновременно, оба
получают по картинке.

Вызывая каждый раз нового помощника, воспитатель подска-
зывает ему на ушко разные признаки предмета. Малыш загады-
вает загадку, а остальные дети отгадывают ее. Победители полу-
чают картинки с изображениями разгаданных предметов.

178


Правила игры.

1. Помощника выбирает воспитатель. Ему разрешается взять
любую картинку из лежащих на столе, но запрещается показы-
вать ее детям. Помощник показывает картинку только воспита-
телю.

2. Нужно внимательно выслушать загадку всю до конца и не
торопиться говорить разгадку. Ответ дается только после стихот-
ворного текста. Кто нарушит это правило, картинку не получит,
даже если он сумел разгадать загадку.

3. Тот, кто вовремя назовет разгадку, получает картинку. Ес-
ли таких детей двое— картинку получают оба.

Советы воспитателю. В этой игре очень важен подбор карти-
нок для загадывания. Они должны быть достаточно интересными
для детей и доступными по содержанию. Признаки изображенных
предметов должны поддаваться словесному описанию. Обозначе-
ние некоторых признаков может осуществляться также с помощью
звукоподражания и движения, в особенности это относится к изо-
бражениям живых объектов. Это внесет в игру разнообразие и
послужит эмоциональной разрядкой.

Особое внимание следует уделить контактам с ребенком-по-
мощником. В начале игры на эту роль рекомендуется выбирать
более активных и сообразительных детей. Вначале нужно, чтобы
помощник точно повторял за воспитателем слова, обозначающие
признаки предмета. Повторяя эти слова, ребенок и сам начинает
осознавать их смысл. Загадывайте загадку не спеша, каждый раз
сообщая помощнику один из признаков предмета, делая неболь-
шие паузы. Начинайте с внешних отличительных признаков —
форма, величина, цвет. В последнюю очередь называется назначе-
ние (т. е. для чего этот предмет нужен людям). По мере того как
дети будут осваиваться с игрой, привлекайте их к более активно-
му составлению загадки, т. е. к самостоятельному выделению при-
знаков предмета и их словесному обозначению.

Особое внимание следует уделить соблюдению правил игры,
требующих волевых усилий, чтобы удержаться от преждевремен-
ного ответа. Многие малыши пытаются отгадать загадку, не до-
слушав ее до конца, услышав лишь первые признаки предмета.
Для них непривычно новое правило — говорить разгадку только
по окончании текста, даже если уже успел отгадать загадку рань-
ше всех. Соблюдение правил требует сознательных волевых уси-
лий и развивает способность к таким усилиям. Поскольку роль
помощника является самой привлекательной, давайте ее только
тем детям, которые стараются выполнять это правило.

Чтобы не утомлять малышей, важно вовремя закончить игру.
Поэтому при первом ее проведении загадывайте не более пяти —
семи загадок. При повторении игры в дальнейшем содержание
картинок (и соответственно загадок) должно меняться, но не пол-
ностью, а лишь частично, так как не все дети его усвоили.

Картинки для игры можно подобрать из различных настоль-
ных игр (разные виды лото).

12*                                                                                                                                   179


ПАРНЫЕ КАРТИНКИ

Особенности игры и ее воспитательное значение. Цель игры
состоит в том, чтобы учить малышей сравнивать окружающие их
предметы по совокупности отличительных признаков, а также по
их назначению. Для этого детям предлагается специальный набор
красочных парных картинок с привлекательным и разнообразным
содержанием. Содержание картинок отвечает естественной по-
требности детей приобщиться к окружающей действительности —
предметной, природной и общественной.

Игровая ситуация дает возможность детям активно обмени-
ваться впечатлениями и, решая обучающую задачу, осмысливать
и осознавать свой пока еще небольшой и несистематизированный
жизненный опыт. Выполнение правил игры и вопросы взрослого,
направляющие рассматривание картинок, сравнивание их, создают
благоприятные условия для систематизации и обогащения пред-
ставлений ребенка об окружающем мире. Сравнивая картинки,
дети учатся выделять знакомые им качества предметов (цвет,
форму, величину), назначение, а также знакомятся с действиями
живых объектов. Таким образом, решая задачу — подобрать к
каждой картинке точно такую же, дети приучаются производить
элементарный анализ и синтез отличительных особенностей объ-
ектов, устанавливать их тождество или различие и определять, в
чем оно состоит. Одновременно малыши учатся передавать в
связной речи совокупность признаков и качество изображенных
объектов и таким образом делают важный шаг на пути к их опи-
санию.

180


В игре принимает участие небольшая группа детей, между ко-
торыми возникает познавательное общение, что имеет важное зна-
чение для их сближения и развития взаимопонимания.

 

Игровой материал. Парные картинки, специально подобран-
ные по содержанию и художественному оформлению. Составить
разнообразный набор предметных парных картинок можно, ис-
пользуя следующие настольно-печатные игры: «Лото малышам»,
«Предметное лото», «Лото на четырех языках», «Ботаническое ло-
то» и др. Очень важно, чтобы содержание и художественное
оформление парных картинок затрагивало детей эмоционально,
напоминало им то, что они наблюдают в жизни. Картинки жела-
тельно подбирать сериями, например: предметы одежды, игруш-
ки, знакомые растения (цветы, деревья, овощи, фрукты), живот-
ные (птицы, домашние животные, дикие звери и пр.), а также лю-
ди (дети и взрослые, разные члены семьи). Картинки членов
семьи есть в «Лото на четырех языках».

Для получения парных картинок из одного лото можно исполь-
зовать не только маленькие картинки, но и большие карты, раз-
резав их на отдельные предметные картинки.

Учитывая особенности обучающей задачи игры, необходимо
к одинаковым парным картинкам подобрать для сравнения до-
полнительный комплект картинок с похожими изображениями,
имеющими лишь некоторые отличительные признаки. Например,
для сравнения пары картинок, где нарисована кукла в красном
платье с черными косичками, можно использовать картинку, где
нарисована кукла в голубом платье со светлыми кудрями. К паре
картинок с новогодней наряженной елкой можно подобрать
картинку из ботанического лото, где нарисована ель, растущая в
лесу; картинку с игрушечной машинкой можно сравнивать с
изображением настоящей машины.

Для хранения и использования игрового материала нужна спе-
циальная коробка, где парные картинки находятся отдельно от
дополнительных картинок, предназначенных для определения раз-
личий.

Описание игры и приемы ее проведения. Игра проводится с
подгруппой детей в четыре —шесть человек. По приглашению вос-
питателя малыши, выразившие желание поиграть в эту игру, са-
дятся за общий шестнместный стол. Каждому из играющих со
своего места должны быть хорошо видны все картинки. Непосред-
ственным участником игры является также и воспитатель. Он то-
же садится за стол и в ходе игры подает пример выполнения иг-
ровых правил и решения познавательной задачи.

Начинается игра с самого простого варианта — подбора пар-
ных картинок с одинаковыми изображениями (аналогичный ва-
риант уже встречался в предыдущих играх, см. игру «Кому
дать?»). Воспитатель открывает коробку с картинками и достает
двенадцать пар картинок. Он показывает малышам выборочно не-
сколько картинок, вместе с детьми любуется ими, вызывая их ин-
терес к изображенным предметам, поощряет высказывания детей,
их попытки поделиться своими впечатлениями. Затем взрослый
предупреждает детей, что в коробке есть еще много более интерес-
ных картинок, с которыми они сейчас все вместе поиграют.

181


Тщательно перемешав все парные картинки, воспитатель раз-
дает их детям. Каждый получает по четыре картинки, на которых
изображены разные предметы. Несколько картинок взрослый бе-
рет себе (при этом пара к одной из его картинок есть у кого-либо
из детей). Остальные три картинки, приготовленные для сравне-
ния, пока остаются в коробке.

Покончив с раздачей картинок, воспитатель предлагает детям
разложить свои картинки на столе, внимательно рассмотреть изо-
браженные на них предметы, а затем перевернуть их изображе-
нием вниз. Он произносит вместе с детьми следующие знакомые
им слова: «Разноцветные картинки показали свои спинки и по-
прятались от нас. Мы поищем их сейчас!» С этими словами пе-
дагог открывает одну из своих картинок (пара от которой есть
у кого-либо из детей). «Посмотрим, что тут у меня прячется», —го-
ворит воспитатель, вводя детей в игровую ситуацию. Он называет
изображенный на картинке предмет и кратко описывает его от-
личительные признаки, например: «Вот какая кукла у меня спря-
талась. Смотрите, у нее косички с красными ленточками, на нож-
ках— белые носочки и коричневые туфельки, а платье красное.
У кого из вас прячется такая же кукла? Поищите ее, найдите и
лам покажите!» Воспитатель кладет картинку на середину стола,
чтобы всем было видно, а дети ищут такую же среди своих кар-
тинок. Тот, кто найдет у себя такую же картинку, кладет ее ря-
дом для сравнения. Дети вместе с воспитателем сравнивают две
одинаковые картинки.

«Эта кукла стоит, — говорит воспитатель. — А эта что д


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.