Игры , развивающие речь и мышление — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Игры , развивающие речь и мышление

2021-02-05 103
Игры , развивающие речь и мышление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практически во всех играх, описанных раньше, дети встреча-
лись с игровыми действиями, в которых активно участвуют и
речь и мышление. (Эти два важнейших психических процесса
неразрывно связаны друг с другом.) Но в указанных играх ис-
пользовался тот уровень развития речи и мышления, которого де-
ти уже достигли.

Игры настоящего раздела нацелены на то, чтобы развивать эти
процессы в необходимом единстве.

Развитие речи ребенка идет по нескольким направлениям. Это
и отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и раз-
витие связной речи, т. е. умения выразить свою мысль словами,
и формирование речевого мышления. Все эти направления пред-
ставлены в играх данного раздела.

На отработку артикуляции и уточнение произношения труд-
ных для малышей звуков направлены только две первые игры
(«Чудесный сундучок» и «Мешочек, впусти!»). Причем акцент в
них делается на интонационной выразительности речи, которая,
как правило, страдает у малышей. Следующие игры («Зайчик и
мишка» и «Где спрятался зайчик?») направлены на развитие
пространственных представлений ребенка и на усвоение их сло-
весного обозначения. В увлекательных сюжетных ситуациях де-
ти усваивают значение основных предлогов и наречий, обозна-
чающих пространственные отношения предметов (близко, дале-
ко, впереди, позади, напротив, рядом),
и сразу же закрепляют
знания. Это обогащает словарь ребенка и развивает его прост-
ранственные представления.

В большинстве игр этого раздела слово связано с движением
и действием (реальным или воображаемым). В играх «День
рождения куклы Аленушки» и «Где мы побывали, что мы пови-
дали?» связь речи и движения является основой развития мыш-
ления ребенка: словесное выражение своих действий способст-
вует их осознанию и пониманию, а движения и воображаемые
действия наполняют слова конкретным содержанием.

В некоторых играх дети учатся выделять назначение (функ-
цию) предмета. Вначале этому способствуют сюжетная, вооб-
ражаемая ситуация и действие с предметом («День рождения
куклы Аленушки»), в дальнейшем дети учатся формулировать
назначение предметов с помощью слов, загадывая и отгадывая
загадки («Кому дать?»^

157


Для развития мышления ребенка очень важно не только вы-
деление существенных признаков предмета, но и синтезирование
их в едином представлении. Развитию этой способности посвя-
щено несколько игр данного раздела. В игре «Отгадай-ка!» при-
мер синтезирования признаков дает сам воспитатель. Вместе со
сзоим помощником (ребенком) он перечисляет характерные осо-
бенности предмета, т. е. загадывает загадку, а дети ее отгадыва-
ют, т. е. строят целостный образ предмета по совокупности его
признаков. В то же время, выполняя роль помощников воспита-
теля и перечисляя вслед за ним признаки предметов, изображен-
ных на картинке, дети делают первые шаги к описанию предмета
через анализ и синтез его характерных особенностей.

В следующей игре малыши уже сравнивают предметы по со-
вокупности признаков. В игре «Парные картинки» они сами (по
опорным вопросам воспитателя) перечисляют признаки изобра-
женного предмета, т. е. производят элементарный анализ и син-
тез. Рассуждая и обмениваясь впечатлениями, дети устанавли-
вают тождество или различия предметов. Игра учит их рассуж-
дать и делать выводы.

В заключительной игре данного раздела («Игрушки-артис-
ты») малыши учатся устанавливать смысловые связи и отноше-
ния между действующими персонажами и понимать разные жиз-
ненные ситуации. Передавая эти отношения посредством связной
речи, дети осмысливают содержание жизненных ситуаций.

Таким образом, игры, представленные в данном разделе, обес-
печивает органическую связь между мышлением и речью, кото-
рая взаимообогащает эти важнейшие психические процессы и
способствует познавательному развитию ребенка.

ЧУДЕСНЫЙ СУНДУЧОК

Особенности игры и ее воспитательное значение. Задача на-
стоящей игры —учить детей ясно, громко и отчетливо произно-
сить знакомые слова. Игровая ситуация включает также требова-
ния к интонационной стороне речи (выразить свою просьбу, бла-
годарность и пр. с соответствующей интонацией). Кроме того, де-
ти учатся вести диалог, т. е. слушать высказывания сверстников
и отвечать на них словами и действиями.

Игра построена на сюрпризах, которые дети получают из чу-
десного сундучка. Свойственные малышам любопытство, желание
поскорее узнать, какая игрушка кому приготовлена, и радость при
ее получении обеспечивают активную заинтересованность игрой,
способствуют успешному выполнению ее требований.

В этой игре речь является средством доброжелательного, веж-
ливого общения детей друг с другом. Дети учатся оказывать по-
мощь друг другу, разделять затруднения других. Игра объединя-
ет малышей, развивает у них чувство солидарности.

Игровой материал. Образные игрушки, характер которых по-
зволяет выполнять выразительные движения, связанные с много-

158


кратным повторением определенных речевых звуков в разных
сочетаниях: куклы небольших размеров, самолетики, зайчики,
машинки, уточки, птички, лягушата, солдатики или матросы, по-
гремушки и озвученные неваляшки и т. п. Игрушек должно быть
не меньше, чем участников игры. Желательно иметь несколько
игрушек в запасе.

Для игры нужна также большая картонная коробка или ящик
из-под посылки (к ним следует приделать откидную крыип
Такой сундучок можно красиво оформить, обклеив цветной бума-
гой. Для прочности его лучше сперва обклеить марлей, а поверх
нее цветной бумагой. Каждый вид игрушки нужно иметь в четы-
рех экземплярах. Одинаковые предметы рекомендуется для удоб-
ства выложить на картонный планшет или хотя бы проложить
каждый ряд игрушек плотной бумагой. Это избавит детей от лиш-
них поисков и облегчит воспитателю организацию игры.

Сундучок можно привезти в группу на большой игрушечной
машине или тележке. Она же будет заменять подставку для сун-
дучка. В качестве подставки можно также использовать обычный
детский стул.

Описание игры и приемы ее проведения. Пообещав малышам
показать что-то очень интересное, воспитатель приглашает их за-
нять места на стульчиках и приносит нарядный сундучок с иг-
рушками. Поднимает его, слегка покачивает, так, чтобы дети
услышали звук, и спрашивает: «Как вы думаете, что там такое?»
Возбудив у детей любопытство и предоставив им возможность
немножко погадать, воспитатель садится за столик и приступает
к объяснению игры. Он ставит сундучок напротив сидящих малы-
шей с таким расчетом, чтобы им было легко следить за ходом
игры, удобно вынимать игрушки и чтобы при этом оставалось
достаточно свободного места для игровых действий. Стараясь
ввести малышей в игровую ситуацию и вызвать у них активный
интерес к игре, воспитатель снимает с сундучка ткань, которой он
обернут, и от имени сундучка обращается к детям со следующи-
ми словами:

«Я чудесный сундучок,
Вам, ребята, я — дружок.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.

Здравствуйте, ребята! Примите меня поиграть с вами!»

Дети вместе с воспитателем здороваются с сундучком и при-
нимают его в игру. Приступая к наглядно-действенному объясне-
нию игры, взрослый то обращается к детям, подсказывая им нуж-
ные слова, то говорит от имени сундучка. В результате происхо-
дит примерно такой диалог между малышами и чудесным сун-
дучком:

Дети. Сундучок, сундучок, что ты нам принес?

Воспитатель (от имени сундучка). Я всем вам принес
игрушки.

159


Дети. Вот спасибо! (Хлопают в ладоши.) А какие игрушки
ты принес?

Воспитатель. Я принес вам много игрушек: машинки, са-
молетики, куклы, зайчики, уточки и лягушата.

Дети. Чудесный сундучок! Ты игрушки всем принес?

Воспитатель. Игрушек у меня полным-полно, хватит всем!

После такого диалога воспитатель подзывает сразу четверых
детей, предлагает им подойти к сундучку и обратиться к нему со
следующими словами: «Сундучок, сундучок, пожалуйста, открой-
ся и скажи, какие игрушки ты принес?» Педагог предупреждает,
что брать можно только те игрушки, которые назовет сундучок
(ведь именно эти игрушки он принес малышам), говорить слова
нужно четко, громко, не торопясь, чтобы сундучок услышал и по-
нял, о чем его просят. Затем воспитатель напоминает слова, ко-
торые нужно сказать сундучку, и вместе с вызванными детьми
произносит их. Остальные участники игры помогают им.

Выдержав небольшую паузу, воспитатель медленно откиды-
вает крышку сундучка и называет игрушки, приготовленные для
вызванной четверки детей. Дети берут названные игрушки. Все
они одинаковые и лежат в сундучке сверху. Малыши показывают
всем свои игрушки и садятся на места. Вызывается новая четвер-
ка. Вместе с воспитателем эти дети произносят нужные слова,
берут приготовленные для них одинаковые игрушки, показывают
их всем и возвращаются на места. Так, быстро, оживленно и ве-
село происходит раздача игрушек. Опустевший сундучок закры-
вается, а воспитатель напоминает детям, что сундучок хотел уз-
нать, как они любят играть, и предлагает поиграть полученными
игрушками.

Выходит какая-нибудь одна группа детей, получивших одина-
ковые игрушки. Им предлагается показать сундучку, как они иг-
рают своими игрушками. Воспитатель подсказывает игровые
действия и показывает выразительные движения, которые выпол-
няются по подражанию. Например, если у детей в руках куколки,
они могут с ними поплясать, а все остальные споют им плясовую
песенку. По показу воспитателя дети-музыканты играют на вооб-
ражаемых инструментах, произнося определенные звуки: на ду-
дочке— «тру-ру-ру», на балалайке — «трень-трень-трень» и т. д.
Малыши, получившие самолетики, заводят мотор, произнося
«трррр...», а потом «летают высоко-высоко» по комнате. Осталь-
ные участники игры произносят те же звуки: они помогают заво-
дить мотор. Дети, получившие зайчиков, прыгают, а все осталь-
ные помогают им словами «скок-скок-скок». Солдатики дружно
маршируют, а все остальные изображают игру на барабане, про-
износя «трам-та-ра-рам». Уточки ходят по комнате вразвалочку,
произнося «кря-кря-кря», а остальные тоже крякают.

Таким образом, все участники игры, подражая воспитателю,
выполняют различные игровые действия, выразительные движения
и упражняются в произнесении различных звуков, обычно затру i
някмЦих речь многих младших дошкольников. Заканчиваться игра

160


может по-разному: можно устроить хоровод вокруг сундучка,
спеть ему песенку и пригласить в гости еще раз, можно свободно
сгруппироваться вокруг сундучка и поблагодарить его, а можно
от имени сундучка дать оценку играм (похвалить детей и попро-
щаться с ними), а затем вынести сундучок из комнаты.
Правила игры.

1. Нужные слова говорить громко, не спеша, отчетливо произ-
нося каждый звук.

2. Брать из сундучка только те игрушки, которые были назва-
ны; обязательно показывать полученную игрушку остальным
участникам игры.

3. После показа действий с игрушками следует возвращать
их в сундучок.

4. Разговаривать с сундучком выразительно, передавая воп-
рос или просьбу соответствующей интонацией.

Советы воспитателю. По своему характеру предлагаемая игра
является забавой, поэтому необходимо, чтобы раздача игрушек
проходила живо и не утомляла детей. Для этого заранее поду-
майте и подготовьте игрушки, предназначенные тому или иному
ребенку, и расположите их в сундучке так, чтобы было удобно
брать.

Продумайте заранее также состав каждой четверки играющих:
лучше объединять робких, застенчивых детей с более активными
и смелыми. Это поможет тем, кто пассивен, преодолеть свою ро-
бость. Важно также обеспечить непрерывную активность всех
участников игры, которая может проявляться в том, что вызван-
ным детям помогают остальные.

Эту игру желательно повторить несколько раз, усложняя ее
правила. Например, можно разрешить детям, когда они освоятся
с правилами, выбирать игрушки по собственному желанию. Пока
малыши еще недостаточно организованы и не подготовлены к вы-
полнению сложных правил, можно упростить раздачу игрушек
(эти действия будет выполнять взрослый).

При повторении игры состав игрушек может пополняться, раз-
нообразя тем самым содержание игровых действий. Важным ус-
ловием успеха предлагаемой игры является пример эмоциональ-
ного поведения воспитателя.

МЕШОЧЕК, ВПУСТИ!
(ВАРИАНТ ИГРЫ Н. В. КОРОЛЕВОЙ)

Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра на-
>правлена на расширение и уточнение активного словаря детей и
упражнение в правильном произнесении звуков, которые многие
: малыши еще плохо выговаривают. Кроме того, в игре дети учатся
внимательно слушать ответы сверстников и смело, громко и чет-
Вр произносить слова при всех. Они приучаются также приходить
помощь друг другу в случаях затруднений и соблюдать пра-
вила общения.

161


Каждый ребенок по очереди решает задачу индивидуально, са-
мостоятельно ориентируясь на несколько требований. Это расши-
ряет объем внимания и помогает готовить ребенка к занятиям
учебного характера. Вместе с тем в этой игре содержится задача,
которую малыш решает на виду у всех. Решение этой задачи при-
обретает для ребенка особую значимость — ему важно получить
признание сверстников. Такое признание помогает преодолевать
неуверенность, робость, а в некоторых случаях и пассивность.
Трудно переоценить значение этого для воспитания личности ре-
бенка.

Игровой материал. Разнообразные миниатюрные игрушки,
изображающие предметы обихода, транспорт и животных. Это
может быть игрушечная посуда: чайник, чашечка, стакан, блюдце,
тарелочка, поднос, мисочка, кастрюлька, сковородка, половник,
вилочка, ножик, кружка. Можно использовать и некоторые пред-
меты кукольного гардероба: пальтишко, платье, передник, труси-
ки, рубашку, куртку, кофточку, юбку, сарафан, брюки. Из игру-
шечного транспорта можно взять грузовичок, лодочку, автомо-
биль, кораблик, вагон.

При подборе игрушек нужно учитывать и звуковые особен-
ности названия, чтобы дать возможность детям поупражняться в
правильном звукопроизношении сложных для них слов.

Цгрушек должно быть столько, сколько детей в группе, лучше
с небольшим запасом. Это позволит вызвать повторно тех воспи-
танников, которые больше всех нуждаются в подобных упражне-
ниях, а также тех, кто не смог без посторонней помощи справить-
ся с задачей и был огорчен своей неудачей.

Для игры нужен красивый, просторный мешочек из непро-
зрачной ткани, собранный сверху на тугой резинке. Желательно
иметь также новую для детей образную игрушку, например зай-
чика, мишку, петрушку и т. д.

Весь этот материал следует хранить в специальной коробке
с отделениями для игрушек и мешочка.

Описание игры и приемы ее проведения. В игре участвуют все
дети группы. Пока они рассаживаются, воспитатель ставит по-
ближе к ним большой стол и предлагает всем поиграть в новую
игру. Он ставит на стол коробку с игровым материалом, откры-
вает ее и вынимает одну за другой игрушки, показывает их детям
и раскладывает на столе рядами. (Игрушки располагаются на
некотором расстоянии друг от друга.) Вынимая из коробки ме-
шочек, воспитатель неожиданно находит под ним игрушечного
зайчика. «А ты как сюда попал?» — шутливым тоном обращается
он к игрушке.

Разыгрывается сценка, будто зайчик сознается в том, что ему
очень хотелось побывать в гостях у малышей и, когда воспитатель
вышел из комнаты, он прыгнул в коробку и спрятался под ме-
шочком. Он очень просит простить его и принять в общую игру.
«Ну как, примем зайчишку в игру?» — обращается воспитатель
к детям.

162


Вызвав разыгранной сценкой живой интерес и симпатию к
зайчику, воспитатель усаживает его подле себя на краю стола и
просит сидеть тихо и следить, чтобы никто не мешал играть. Пе-
дагог берет в руки мешочек и знакомит детей и зайчика с его
•устройством и с правилами игры: «Смотрите, какой красивый ме-
шочек. Нравится? Он тоже пришел поиграть с вами. Он умеет
открываться и впускать игрушку, вот так». Взрослый показывает,
как растягивается собранный на резинке вход и как мешочек
пропускает игрушку. Затем подзывает ребенка и предлагает ему
взять со стола игрушку, которая лежит с самого краю, в первом
ряду.

«Скажи, что ты взял? — спрашивает воспитатель. — Что это
такое? Как ты думаешь, для чего это нужно (вместе с остальны-
ми детьми помогает ему уточнить назначение предмета). А те-
перь подойди к мешочку, скажи: «Мешочек-мешочек, пожалуйста,
впусти!» — и назови то, что у тебя в руках».

Если ребенок правильно называет предмет, мешочек в руках
воспитателя растягивает резинку, а зайчик одобрительно кивает
головой и хвалит малыша: «Молодец! Правильно назвал и хоро-
шо сказал». Если ребенок ошибается в названии игрушки или
произносит слова невнятно, слишком тихо, мешочек сжимается и
не впускает игрушку, а воспитатель предлагает малышу повто-
рить слова или исправить свою ошибку и назвать предмет пра-
вильно, громко и отчетливо. Если это у него не получается, педа-
гог спрашивает остальных участников игры, кто хочет помочь ему,
и теперь два ребенка вместе говорят нужные слова, выражая ин-
тонацией просьбу впустить игрушку. Мешочек открывается и впу-
скает ее.

В случаях, когда дети не знают, как называется предмет, им
может помочь зайчик. Воспитатель поручает ему показывать лап-
кой, кто хорошо приготовился и кого можно вызвать выбирать
игрушку. Ребенок выходит. Взрослый предлагает ему встать ли-
цом к остальным участникам игры, чтобы всем было видно, ка-
кую игрушку он берет и впускает ли ее мешочек. Управляя ме-
шочком, воспитатель оценивает действия ребенка от лица зайчи-
ка и отправляет его на место. Приглашается другой ребенок, и
все повторяется.

Вызывая детей по очереди, воспитатель старается все время
поддерживать тесную связь с остальными участниками игры. Он
просит их оценивать правильность сказанного и помогать тому,
кто затрудняется или робеет, не решаясь самостоятельно действо-
вать и говорить.

Постепенно стол освобождается от игрушек, а каждый ребенок
решает предложенную обучающую задачу и получает одобрение
от сверстников, воспитателя и зайчика.

Правила игры.

1. Брать со стола нужно только ту игрушку, которая лежит
на краю стола и является первой в ряду.

И*                                                                                              163


2. Называет игрушку только тот, кто ее взял, т. е. кого вызвал
воспитатель.

3. Нельзя мешать вызванному ребенку и подсказывать назва-
ние игрушки. Тех, кто не выполняет это правило, воспитатель и
зайчик долго не вызовут к мешочку.

Советы воспитателю. В начале игры вызывайте уверенных в-се-
бе и смелых детей, которые могут дать наглядный пример осталь-
ным. Но в дальнейшем нужно приглашать всех участников игры
по очереди, а робких и пассивных, в особенности тех, кто потер-
пел неудачу, непременно вызвать повторно.

При назывании игрушек особое внимание обратите не только
на правильное произношение слов и уточнение названий предме-
тов, но и на интонацию просьбы, когда дети обращаются к ме-
шочку. Это поможет устранить недостаток речи, который наблю-
дается у многих детей, — ее монотонность и невыразительность.

Использование в качестве игрового персонажа образной иг-
рушки (зайчика) будет способствовать активизации воображения
детей, служить эмоциональной разрядкой.

Не забывайте в ходе игры поощрять детей за организованное
поведение, готовность помочь друг другу и правильное называние
игрушек.

ЗАЙЧИК И МИШКА

Особенности игры и ее воспитательное значение. Цель данной
игры заключается в том, чтобы, приучать детей различать и пра-
вильно обозначать наречиями и предлогами пространственные от-
ношения между предметами. Играя, малыши приобретают новые
знания и представления и тут же применяют их в действиях. Это
имеет важное значение как для обогащения словаря, так и для
развития пространственного воображения и мышления.

Обучающая задача заключается в том, что ребенок должен
обозначить словом разные варианты пространственных отноше-
ний, которые наглядно воспроизводятся с помощью действий с
игрушками. Игра носит характер забавного зрелища (спектакля
игрушек). Взрослый, используя игрушки, демонстрирует разные
варианты пространственного расположения двух персонажей
(зайчика и мишки). То они становятся друг напротив друга, то
расходятся, то сходятся, то перегоняют друг друга и пр. С по-
мощью взрослого дети узнают значение следующих наречий и
предлогов: напротив, рядом, наверху, внизу, впереди, позади, да-
леко, близко.

Вопросы воспитателя побуждают детей осмыслить эти поло-
жения и попытаться * передать их словом. Малыши активно и с
удовольствием усваивают каждое новое слово, которое произно-
сит взрослый. Отвечая на его вопрос, они используют на практи-
ке приобретенное представление и новое слово. Таким образом,
процесс усвоения новых слов опирается на активный интерес де-
fefl к содержанию спектакля. Эмоциональная включенность детей

164


в забавное зрелище является важным условием приобретения но-
вых знаний.

Игра имеет коллективный характер. Все ее участники дружно
отвечают на вопросы взрослого, сообща решают познавательную
задачу, учатся у воспитателя и друг у друга. Даже те дети, кото-
рые еще не могут самостоятельно решить поставленную задачу,
подражая другим, делают маленький шаг на пути к усвоению
пространственных отношений и новых слов. При повторении иг-
ры их самостоятельность повышается. Игра сближает детей как
партнеров, дает им новый социальный опыт.

Игровой материал. Две образные игрушки (желательно зай-
чик и мишка), примерно одинаковых размеров и привлекатель-
ные для детей; небольшой стол, покрытый тканью, и открытая
ширма. При повторении игры могут вноситься дополнительные
предметы декорации (куст, дерево, забор и пр.).

Описание игры и приемы ее проведения. Игра начинается е
короткого рассказа воспитателя: «Жили-были два неразлучных
друга — зайка-незнайка и мишка-шалунишка. Они любили вмес-
те играть и баловаться. Хотите с ними познакомиться? Давайте
позовем их все вместе: «Зайка! Мишка! Идите к нам!» Дети вмес-
те с воспитателем зовут друзей, которые тут же появляются с
противоположных сторон стола (в руках воспитателя) и одно-
временно приближаются друг к другу —зайка прыжками, миш-
ка вразвалочку. Они останавливаются на небольшом расстоя-
нии друг от друга, кланяются и здороваются. «Здравствуй, миш-
ка».— «Здравствуй, зайка», — разными голосами произносит воо
питатель. «Вот они и встретились, — говорит он детям. — Посмот-
рите внимательно и скажите, как они стоят — напротив друг дру-
га или рядом?» Дети хором отвечают, выбирая нужное слово.

165


«Правильно, они стоят напротив и смотрят друг на друга,— го-

ит воспитатель и продолжает голосом мишки. — Зайка, иди ко
мне поближе, давай посидим вместе». Зайка приближается, иг-
рушки поворачиваются лицом к детям, садятся, мишка обнимает
зайчика. «Теперь как они сидят? Подумайте и скажите — напро-
тив или рядом? — спрашивает воспитатель. — Правильно, конечно,
рядом, очень близко друг к другу». Вдруг зайчик вскакивает и
прыжками убегает от мишки. «Догоняй меня!» — говорит зайчик.
Л1ишка неуклюже старается его догнать, но никак не может, он
говорит: «Ой, устал, отдохнем немножко!» Игрушки останавли-
ваются, а воспитатель опять задает вопрос детям: «Только что
они были близко, а теперь как — близко или далеко?» Дети отве-
чают, а воспитатель подтверждает правильность их ответа. «А кто
из них впереди и кто позади? Подумайте и скажите». Дети отве-
чают, а воспитатель оценивает их ответ.

Неожиданно зайчик подбегает к мишке, прыгает ему на спину
и садился верхом. Мишка становится на четвереньки и возит зай-
чика по сцене. Во время остановки воспитатель задает детям воп-
росы: кто из персонажей находится внизу, а кто наверху?

После этого начинаются веселые проказы игрушек, которыми
заканчивается спектакль: мишка и зайка догоняют друг друга,
зайка прячется за спиной мишки и поглядывает на ребят, мишка
поднимает зайчика, они прыгают, кувыркаются, прощаются с деть-
ми и убегают со сцены. Так заканчивается этот веселый спек-
такль.

Правила игры.

1. Внимательно смотреть на сцену и слушать.

2. Во время спектакля не мешать артистам.

3. Отвечать на вопросы воспитателя.

Советы воспитателю. Игра требует специальной подготовки.
Нужно тщательно отрепетировать все игровые действия, научить-
ся управлять игрушками (освоить технику спектакля), говорить
голосом мишки и зайки, приготовить необходимы^ материал.

Этот забавный спектакль обязательно повторите в ближайшее
время. При этом дополните обстановку декорациями: поставьте
нарисованные и вырезанные из картона елочки, сделайте огород,
где растет морковка, поставьте бочонок с медом. Все это помо-
жет разнообразить действия персонажей и соответственно их про-
странственные отношения.

Эта игра от начала до конца должна быть совместной. Самое
важное — не требуйте от детей индивидуальных ответов, задавай-
те вопросы сразу всем участникам игры. Всегда можно уловить,
кто из детей отвечает активно и самостоятельно, а кто запазды-
вает или вовсе молчит. С такими воспитанниками поиграйте от-
дельно.

Перед тем как повторять спектакль, специально напомните
детям правила игры, подчеркните, что их нарушение может сор-
вать спектакль — игрушки-артисты убегут и пе будут ничего по-
казывать. Соблюдение правил игры является не менее важной

166


стороной воспитательных воздействии, чем познавательное содер-
жание самой игры. Правила дисциплинируют, учат сосредоточен-
ности внимания и целенаправленному восприятию, обдумыванию
получаемых впечатлений. Кроме того, в них содержится важный
нравственно-волевой компонент: дети приучаются считаться не
только со своими желаниями, но и с желаниями сверстников. Ведь
неуместная активность может огорчить других детей и воспита-
теля, испортить весь спектакль. Сознательное соблюдение правил
поведения во время спектакля воспитывает чувство своей принад-
лежности к коллективу, т. е. элементы группового сознания. А это
очень важно для формирования нравственных качеств личности.

ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗАЙЧИК?

Особенности игры и ее воспитательное значение. Цель этой иг-
ры во многом сходна с предыдущей: развитие пространственных
представлений детей и их словесного обозначения. Малыши по-
лучают возможность использовать уже приобретенные знания и
представления в новой, более сложной игровой ситуации. Эта иг-
ра сложнее предыдущей и по своему содержанию и характеру
совместной деятельности.

Обучающая задача требует, чтобы ребенок не просто ответил,
где находится спрятанный зайчик, но и отгадал, почему он здесь
спрятался. В решении этой задачи нужно не только применить
имеющиеся знания, но и проявить находчивость, догадливость.
Для этого требуются элементы творческого мышления.

По своему характеру эта игра уже не забава, а игра-задача,
которая требует от ребенка более целенаправленных усилии мыс-
ли. Несмотря на коллективный характер деятельности, игра рас-
считана на разделение ответственных ролей: кто-то из детей пря-
чет, а кто-то ищет. Обучающую задачу решают и те и другие, но
по-разному. Те, кто прячет, решают вместе с воспитателем, как
загадать загадку, т. е. как найти такое место для зайчика, чтобы
его можно было не только назвать словами, но и выполнить иг-
ровое действие с зайчиком. Тот, кто ищет, должен самостоятельно
решить познавательную пространственную задачу (обозначить сло-
вами, где находится зайчик по отношению к пред-метам обстанов-
ки) и отгадать игровое действие с ним, которое придумали те,
кто спрятал зайчика.

Эта игра учит детей согласованному выполненню разных игро-
вых ролей и ответственности друг перед другом.

Игровой материал. Образная игрушка (желательно зайчик).
Дополнительно можно использовать и другие образные игрушки
(предметы кукольной мебели, посуду, машинки и пр.).

Описание игры и приемы ее проведения. «Хотите поиграть се-
годня в загадки? Только это будут загадки особенные! Нужно от-
гадать, где спрятался зайка-озорник и что он там делает»,—
с такими словами обращается воспитатель к детям и предлагает

занять свои места. Затем подзывает кого-нибудь из детей (же-

167


лателыю более смелого и развитого ребенка), предлагает ему
отойти подальше, к стене, стать спиной к детям, закрыть глаза и
руками уши и не оглядываться, пока его не позовут.

Обращаясь к остальным детям, воспитатель шепотом сговари-
вается с ними, куда спрятать зайчика. Он предлагает место, где
можно спрятать зайчика, и подсказывает, что он там будет де-
лать. Например: «Давайте поставим зайчика на аквариум, пусть
Вова догадается, что зайчик хочет посмотреть, как плавают рыб-
ки». Педагог просит детей не выдавать секрет: «Не говорите, где
спрятан зайчик и что он там делает. Водящий должен сам его
найти и сказать, где он спрятан, а мы посмотрим, правильно ли
он нашел и правильно ли угадал, что делает зайчик».

«Пора!» — говорят хором дети, и водящий отправляется на по-
иски. Воспитатель предупреждает, что он должен не только най-
ти игрушку, взять и принести ее, но и сказать, где он ее нашел
и что зайчик там делал. Если ребенок затрудняется в правильном
словесном обозначении места, воспитатель предлагает детям по-
мочь ему. Кто-либо из детей подходит к водящему и подсказывает
ему на ушко, где спрятался зайчик. Но загадку, что он там де-
лает, ребенок должен отгадать самостоятельно. В этом ему мо-
жет помочь наводящий вопрос воспитателя. Если ответ правиль-
ный, дети хлопают в ладоши и говорят: «Молодец!» Затем выби-
рается новый водящий.

Так" по очереди дети ищут спрятанного зайчика и отгадывают
разные игровые действия, а остальные вместе с воспитателем при-
думывают новые загадки. Приведем несколько примеров таких
загадок: зайчик залез на шкаф за флажком и боится спрыгнуть;
зайчик подошел к машине и хочет на ней покататься; зайчик сел
верхом на лошадку и ждет, когда его покатают; зайчик сел за
игрушечный столик и хочет, чтобы его покормили.

Конкретное содержание таких сюжетов зависит от обстановки
в группе и от находчивости воспитателя.

Правила игры.

1. Прятать игрушку каждый раз на новом месте, которое
можно легко заметить и обозначить словом.

2. Придумывать, куда спрятать игрушку, и отгадывать могут
только те, кого вызовет воспитатель.

3. Запрещается подсказывать и выдавать секрет, где спрятал-
ся зайчик. Кто подсказывает — не будет выбран водящим.

Советы воспитателю. При выборе места (где спрятать зайчи-
ка) исходите из того, какие новые предлоги и наречия должны
усвоить дети. Задача игры не в том, чтобы учить искать игрушки,
а в том, чтобы расширять словарный запас и развивать сообра-
зительность.

В начале игры вызывайте искать игрушку более уверенных в
себе детей. В дальнейшем к роли водящего нужно привлекать и
пассивных, робких, заторможенных детей. Ведь участие в такой
игре помогает преодолеть застенчивость и неуверенность в себе,

168


которые часто являются препятствием в обучении детей и в их
социальном развитии.

Если ребенок не может отгадать игровую загадку, помогите
ему наводящими вопросами.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.