Кто раньше дойдет до флажка ? — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кто раньше дойдет до флажка ?

2021-02-05 112
Кто раньше дойдет до флажка ? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности игры и ее воспитательное значение. Цель этой
игры та же, что и предыдущих — воспитание выдержки и способ-
ности управлять собой. Однако теперь задача, стоящая перед
ребенком, усложняется: во-первых, в игре отсутствует воображае-
мая ситуация, и, во-вторых, ребенок должен преодолеть естест-
венное желание бежать (ведь он стремится быть первым). Все
это представляет для малыша большую трудность и в то же
время воспитывает волевые качества его личности.

Игра носит характер соревнования в скорости ходьбы. Ее уча-
стники учатся оценивать действия сверстников. Контролируя дру-
гих, ребенок лучше осознает правила игры и таким образом при-
учается к самоконтролю.


59


Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель спраши-
вает детей, кто из них умеет ходить очень быстро. Ну конечно же
все! «А вот мы сейчас проверим, — говорит педагог, — действи-
тельно ли это так. Я знаю одну интересную игру. Называется она
«Кто раньше дойдет до флажка?»


Вначале нужно подготовить все необходимое. Взрослый про-
водит на земле линию — отсюда начинается игра. Напротив черты
нй расстоянии 25—30 шагов ставится длинный стол, на который
кладется флажок. Воспитатель вызывает сначала двух детей. Он
предлагает стать «на старте» и по сигналу (хлопок или звук буб-
на) дойти до флажка. При этом взрослый подчеркивает, что
к флажку нужно идти, а бежать не разрешается. Тот, кто побе-
жит, будет считаться проигравшим. Остальным ребятам он пред-
лагает посмотреть, кто из их сверстников раньше поднимет фла-
жок.

Воспитатель дает сигнал, двое детей наперегонки идут к флаж-
ку, а остальные — наблюдают, оценивают действия сверстников,
награждают победителя аплодисментами.

После такого наглядного объяснения воспитатель выбирает
четырех-пятерых детей, предлагает им стать у черты (на старте)
и подает сигнал. Победитель получает приз (тот же флажок или
бумажную медаль). Все остальные участники соревнований, если,
конечно, они не нарушили правил, аплодисменты.

Загем выбирается новая пятерка (или четверка) детей, на
столе появляется новый флажок, и игра продолжается.

По окончании игры устраивается «парад победителей»: все
дети, получившие флажки или награды, маршируют под какую-
нибудь веселую песенку, а остальные поют им или хлопают.

Правила игры.

1. Двигаться к флажкам можно только шагом. Переходить на
бег запрещается.

2. Тот, кто выполнил первое правило и быстрее всех дошел
до флажка, становится победителем.

3. Если к флажкам одновременно приходят двое детей, оба
считаются победителями и получают награды.

Советы воспитателю. Прежде чем предложить эту игру, по-
пробуйте провести подобное соревнование в беге. В дальнейшем,
объясняя детям правила новой игры, вы сможете напомнить им,
что они уже участвовали в соревновании и знают, как оно про-
ходит.

В процессе игры следует объяснить ребятам, что быстрая
ходьба получится, если шаги делать большими и ровными. Пока-
жите им наглядно, как этого достичь. Сосредоточенность на ходь-
бе поможет детям выполнить основное правило игры — не пере-
ходить на бег.

Дошкольники нуждаются в двигательной и эмоциональной
разрядке, поэтому после соревнования нужно разрешить им воз-
вращаться на свое место бегом, или прыжками, или любым дру-
гим способом.

Я ПРИНЕС ТЕБЕ ПОДАРОК

Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра
воспитывает у детей желание сделать что-то приятное для дру-
гого, например, подарить ему то, что нравится самому. Такое

60


стремление является основой гуманного отношения к людям и
чрезвычайно важно для нравственного развития ребенка.

Игровая ситуация такова, что ребенок сам выбирает, кому он
хочет сделать подарок и что именно подарить. Таким образом,
дети учатся самостоятельно принимать решения, что для трех-
четырехлетнего ребенка довольно сложно.

Игра создает атмосферу праздничности, сюрпризности, кото-
рая обогащает жизнь детей и которой так не хватает им в дет-
ском саду.

Игровой материал. В качестве игрового материала можно ис-
пользовать разнообразные атрибуты, изменяющие внешний облик
ребенка. Это прежде всего разные украшения (бусы, значки, го-
ловные уборы, ленточки и пр.), которые так любят малыши. Мож-
но использовать следующие предметы: елочные бусы, мишуру,
заячьи ушки (шапочка), козырек на резинке, поясок с пряжкой,
косынки, ленты, юбочки (лоскуты на резинке), фартучки, флажки,
султанчики, воротники с галстуками, звездочки, значки, искусст-
венные цветы и пр.

Число предметов должно соответствовать числу детей в груп-
пе. Имея по два-три экземпляра перечисленных предметов, можно
организовать игру со всей группой. Кроме этого потребуется
нарядная коробка, чтобы положить в нее выбранный подарок.

Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель пред-
лагает детям поиграть в детский праздник. «Давайте сделаем так:
пусть каждый выберет из вещей то, что ему понравится, положит
вещь в коробку, а потом подарит тому, кому захочет, и вместе
с ним попляшет. Посмотрите, какие красивые подарки приготов-
лены для вас», — говорит педагог. Затем он вместе с детьми под-
ходит к столам, на которых заранее разложен игровой материал,
покрытый тканью. Открывает его и дает возможность детям по-
любоваться различными украшениями и атрибутами. Взрослый
объясняет, что ими можно украсить себя на празднике.

Дети по очереди выбирают приглянувшиеся им вещи, а затем
возвращаются на место и рассаживаются на заранее подготовлен-
ные стульчики, которые стоят спиной к столам с подарками.
Игра начинается. Воспитатель спрашивает одного из участников
игры, кому он хочет сделать подарок, дает ему коробку, и малыш
отправляется к столам с подарками. «Интересно, что выберет
Петя (называет имя ребенка) и кому он подарит свой пода-
рок?»— говорит воспитатель, обращаясь к детям. И гут же
объясняет важное правило игры: не поворачиваться к столам и не
подглядывать, что выбирает Петя.

Когда малыш вместе с коробкой, в которой лежит подарок,
подходит к тому, для кого этот подарок выбран, воспитатель
предлагает повторить вместе с ним следующие слова:

Я принес тебе подарок,
Если нравится, возьми,
Всем ребятам покажи
И со мною попляши.

61


Торжественная передача подарка происходит при активном
участии воспитателя, который помогает открыть коробку, показы-
вает всем детям подарок, подсказывает, что надо поблагодарить
за него, помогает надеть или приладить украшение. Затем пред-
лагает малышам поплясать.

Оба ребенка пляшут, а остальные участники игры поют пе-
сенку и хлопают им. Потом эти двое садятся на место, а за по-
дарком отправляется следующий ребенок, которому передается
коробка.

Так по очереди (в соответствии с тем, как они сидят) все
дети дарят подарки друг другу.

Когда у каждого участника игры будет подарок, дети встают
и начинается торжественное шествие под музыкальное сопровож-
дение (песня, бубен и т. д.). Все ходят по комнате, демонстрируют
свои подарки, обыгрывают их, танцуют и т. д.

После этого предметы возвращаются обратно на стол, и игра
начинается сначала. Каждый ребенок может выбрать другого
партнера и другой подарок.

Правила игры.

1. Перед тем как выбирать подарок, нужно подумать и решить,
кому qH будет вручен.

2. Подарок можно сделать любому из детей, но только тому,
у кого еще ничего нет.

3. Не разрешается оглядываться назад и подсматривать за
тем, что выбирает ребенок.

Советы воспитателю. Сама игровая ситуация задумана таким
образом, чтобы создать атмосферу праздника. Поэтому постарай-
тесь сделать все, чтобы дети испытали радость не только от пре-
поднесенного им сюрприза, но и от того, что они сделали прият-
ное для своего друга.

Эта игра, если она проходит весело, эмоционально, поможет
сплотить группу, создать доброжелательную атмосферу, при ко-
торой каждый ребенок (даже самый застенчивый) будет чувство-
вать себя свободно, комфортно.

В младшем дошкольном возрасте взрослый должен быть орга-
низатором поведения детей. В данной игре может случиться, что
ребенку потребуется помощь при выборе партнера (кому дарить)
и предмета (что дарить). Помогите малышу, подскажите ему, кто
ждет от него подарка или что подарить тому или иному ребенку.
Незаметно для всех помогите застенчивому воспитаннику пре-
одолеть свою робость и вручить подарок сверстнику. А того, кто
не может справиться с собой, так как ему не терпится получить
подарок, успокойте, отвлеките.

Воспитатель является также участником и организатором са-
мого праздника — т. е. финала игры, который может проходить
в любой форме. Важно, чтобы игра не утомила детей и закончи-
лась вовремя.


3. ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Обычно к трем годам дети уже обладают достаточно большим
запасом слуховых впечатлений, однако они еще не умеют управ-
лять своим слухом: прислушиваться, сравнивать и оценивать зву-
ки по силе, тембру, характеру. Малыши, как правило, не отдают
себе отчет в том, что именно они слышат, т. е. воспринимают на
слух. Это происходит потому, что окружающие звуки чаще всего
воспринимаются ими неосознанно, сливаясь с другими, более
важными для них впечатлениями. Звуки порою не замечаются
детьми, слабо выделяются ими.

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточи-
ваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень
важная человеческая способность. Без него нельзя научиться
внимательно слушать и слышать другого человека, любить музы-
ку, понимать голоса природы...

Способность слушать и понимать звуки не возникает сама по
себе даже при наличии острого природного слуха. Ее нужно целе-
направленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. Конечно
же, лучше всего это делать в игре. На воспитание этой способнос-
ти и направлены игры, представленные в данном разделе.

Общая цель этих игр — открыть для малыша особый мир зву-
ков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о
чем-то важном. Большинство игр имеет характер загадок, в кото-
рых дети по звуку отгадывают его источник.

Последовательность игр в разделе определяется нарастанием
сложности слуховой задачи и осознанности слухового восприятия.
Вначале дети отгадывают источник звука — голос своего ровес-
ника или озвученную игрушку: «Кто разбудил Мишутку?», «Кол-
пачок и палочка», в игре «Встречайте гостей» разные звуки ста-
новятся сигналами, которые предвосхищают конкретные события
и настраивают детей на соответствующие игровые действия.
В дальнейшем (игры «Что выбрал Петрушка?», «Звуковые за-
гадки») дети под руководством воспитателя улавливают особен-
ности знакомых звуков и передают их характер с помощью доступ-
ных им средств — движением, звукоподражанием или словом. Это
способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравни-
вать звуки между собой, различать их. Так в игре постепенно
формируется способность слышать и понимать звуки.

Для успешного формирования целенаправленного слухового
восприятия в игре необходимо соблюдать два основных условия.
Во-первых, нужно обязательно отделить «загадочный» звук от
других звуковых впечатлений. Для этого необходима полная ти-
шина в моменты загадывания и отгадывания звуковых загадок.
Тишина в группе нужна и для того, чтобы все участники игры
могли сосредоточиться на звуке и оценить ответы друг друга.
Во-вторых, нужно сделать так, чтобы ребенок, отгадывающий
звуковую загадку, не мог видеть источника звука. Для этого мож-

63


но отгородить источник звука ширмой или посадить ребенка спи-
ной к звучащему предмету.

Для успешного развития детского слуха очень важно прово-
дить эти игры систематически, повторяя их изо дня в день.

КТО РАЗБУДИЛ МИШУТКУ?

Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра
учит детей прислушиваться к окружающим звукам, целенаправ-
ленно воспринимать и различать их. На первых порах лучше нсе-
го с этой целью использовать голоса знакомых людей. От детей
требуется узнавать друг друга по голосам. Ежедневно дети слы-
шат свои и чужие голоса, но при этом они не обращают внимания
на их звуковые особенности. В данной игре дошкольники учатся
не только различать голоса друг друга, но и управлять своими
голосами. Все это имеет большое значение для их эстетического
развития, ведь слух является основой восприятия не только речи,
но и музыки. Известно, что, если ребенок не умеет слушать, он
не сможет воспринять и воспроизвести даже самую простую ме-
лодию.

64


Игра эта проста по своему содержанию и близка интересам
детей и их опыту—игровому, познавательному и житейскому.
Центральное место в ней занимает игрушечный мишка, который
воспринимается ребятами как живой. Звуковая задача адресуется
этому персонажу и решается ребенком как бы от его лица. Эта •
игровая ситуация подсказывает ребенку игровые действия и свя-,,
занное с ними решение слуховой задачи. Она создается образной
речью взрослого и колыбельной песенкой.

 

Игра сближает детей, учит их прислушиваться друг к другу,
понимать друг друга, быть внимательнее к сверстникам. Кроме
того, она приучает дегей к сдержанности, к организованному по-
ведению в коллективе. Ведь согласно правилам нельзя ни подгля-
дывать, ни подсказывать, нужно соблюдать тишину и пр. И что
особенно важно, обучение в игре происходит незаметно для малы-
ша, без принуждения и назиданий, которые часто не доходят
до трехлетнего ребенка и потому малоэффективны.

Игровой материал. В качестве материала используется мягкая
образная игрушка (желательно мишка) средних размеров, наряд-
но одетая (с бантиком, с пояском, с передником и пр.). Мишка
может быть заменен зайчиком, куклой, котенком и др.

Описание игры и приемы ее проведения. В игре участвуют
все дети группы. Вместе с воспитателем они садятся на стульчики,
расположенные полукругом. Один стул поставлен напротив сидя-
щих детей, он остается свободным. Неожиданно для ребят взрос-
лый приносит игрушечного мишку и предлагает познакомиться
с ним. Педагог обращает внимание детей на мишкин наряд и со-
общает, что Мишутка хочет поиграть с ними. Воспитатель пред-
лагает поиграть в такую игру: кто-то будет укладывать мишку
спать, а кто-то его разбудит словами: «Мишутка, Мишутка, до-
вольно спать, пора вставать!»

«Давайте все вместе скажем эти слова», — предлагает воспи-
татель. Дети хором повторяют слова. Взрослый, убедившись в том,
что ребята запомнили текст, предупреждает, что будить мишку
будет только тот, кого он назовет.

Воспитатель подзывает к себе одного ребенка, передает ему
мишку, предлагает сесть спиной к остальным детям на свободный
стул и просит не поворачиваться, пока его не позовут. Взрослый
объясняет, что убаюкивать мишку будет этот ребенок, а будить
другой. «Мишка сам должен догадаться, кто его разбудил, под-
сказывать ему нельзя», — продолжает он.

Воспитатель начинает рассказывать: «Настала ночь. Набегал-
ся, нагулялся наш Мишутка, устал. Давайте уложим его спать
и споем ему колыбельную песенку: «Баю-баюшки-баю, Мише п?-
сенку спою. Баю-баюшки-бай-бай, поскорее засыпай». Взрослый
вместе с детьми поет колыбельную песенку, а ребенок, сидящий
к ним спиной, убаюкивает Мишутку. Воспитатель продолжает:
«Спит Мишутка, крепко спит и снится ему что-то вкусное-вкус-
ное... Вот настало утро. Все уже давно встали, умылись, оделись.
А наш Мишутка спит да спит. Надо его разбудить». Он указывает
рукой на одного из ребят и, не называя его по имени, предлагает
ему четко и достаточно громко произнести знакомые слова: «Ми-
шутка, Мишутка, довольно спать, пора вставать!» Педагог просит
детей соблюдать полную тишину («а то Мишутка не услышит
и не узнает, кто его разбудил»), не подсказывать Мишутке. Что-
бы облегчить детям выполнение этого правила, можно предло-
жить им тыльной стороной ладони прикрыть рот («чтобы слова
не выскочили»).

65


«Проснулся Мишутка? — спрашивают воспитатель и дети.—
А знаешь, Мишутка, кто тебя разбудил? Иди к нам и найди его».

Ребенок с мишкой подходит к детям, находит среди них того,
i то произнес слова, и кладет мишкины лапы ему на плечи или
хсаживает мишку ему на колени. Все аплодируют мишке, а он
кланяется. После этого участники игры вместе с воспитателем
просят мишку сделать что-нибудь забавное. Например, топнуть
ножкой или покружиться, попрыгать, а ребенок, получивший
мишку, «помогает» ем\ (действует игрушкой).

Выбирается новый ребенок, который будет убаюкивать Мишут-
ку, и игра начинается снова.

Правила игры.

1. Укладывает и будит мишку только тот, на кого укажет
соспитатель.

2. Когда мишка спит и когда его б\дят, соблюдать полную
тишину.

3. Не подсказывать Мишутке (т. е. ребенку, который его дер-
жит), кто будил.

4. На активные роли выбираются только те, кто выполняет
все правила игры и соблюдает тишин\.

Советы воспитателю. Игру следует проводить живо, так, что-
бы дети воспринимали мишку как равноправного ее участника.
Достичь этого можно с помощью образного рассказа, который
сопровождает все игровые действия детей. Не превращайте игру
в простое упражнение на различение голосов. Только образная,
эмоциональная игровая ситуация будет способствовать как раз-
витию слуха, так и переходу к сюжетной, творческой игре.

Игру желательно проводить неоднократно Перед ее повторе-
нием напомните детям содержание и уточните правила. В даль-
нейшем содержание игры можно варыгровать. Например, вместо
того чтобы укладывать спать и будить мишку, можно учить его
выполнять какие-либо действия: прыгать, плясать, кувыркаться
и т. п. Но при этом организация игры сохраняется: мишка (т. е.
ребенок, который его держит) должен назвать того, кто предло-
жил evy выполнить те или иные игровые действия.

В игре содержатся две активные роли — тот, кто отгадывает
загадку, и тот, кто ее загадывает. Первая связана с отгадыванием
слуховой загадки, а вторая с управлением своим голосом (гово-
рить нужно четко, достаточно громко, но не кричать).

Выполнение этой роли способствует формированию привычки
разговаривать спокойным голосом. Это очень важно для воспи-
тания культ\ры общения и для преодоления постоянного шума
и группе из-за привычки детей перекрикивать друг друга.

На активные роли привлекайте всех детей, не забывайте о
робких, замкнутых, эмоционально скованных воспитанниках. Че-
редуя участие в игре разных по характеру детей, следите за тем,
чтобы каждый ребенок выполнил обе роли.

66


КОЛПАЧОК И ПАЛОЧКА

Особенности игры и ее воспитательное значение. Задача этой
игры, как и предыдущей, состоит в формировании целенаправлен-
ного восприятия звуков, что необходимо для успешного их
различения. Однако в сравнении с предыдущей она является бо-
лее сложной для малышей. Ведь теперь требуется различать не
только голоса сверстников, но и звуки, издаваемые с помощью
предметов. Детям предлагается узнать по звуку одну из трех
игрушек. И хотя игрушки хорошо знакомы им, это знакомство
обычно связано с целостным восприятием, включающим звуковые,
зрительные и осязательные впечатления. Сам по себе звук, исхо-
дящий от предмета, для ребенка не существует отдельно от его
внешнего вида, узнавать предмет только по звуку еще довольно
сложно для маленького ребенка. Ведь чтобы отгадать, например,
какой из тхаех предметов звучит, необходимо помнить все три
звука и связывать каждый из них с целостным представлением
о предмете.

В данной игре ребенок должен отгадать загадку не от лица
игрового персонажа, как было в предыдущей игре, а от своего
лица.

Кроме того, игра сближает детей, учит их считаться со сверст-
никами, радоваться их успехам. Красиво оформленные предме-
ты— колпачок и палочка («волшебные помощники») превращают
отгадывание звуковых загадок в волнующие события, затрагива-
ющие лично каждого ребенка.


67


Игровой материал. Для игры нужны три озвученные игрушки,
контрастные по тембру и характеру издаваемых звуков. Приводим
несколько вариантов сочетания подобных игрушек. / вариант


погремушка, колокольчик (или звояочек от велосипеда) и детская
гармошка; // вариант: озвученная неваляшка из пластмассы, ба-
рабан, резиновая игрушка с пищиком; /// вариант: игрушечная
музыкальная шарманка, бубен и деревянная погремушка-тарах-
телка (можно заменить деревянным молоточком, ударяющим по
дощечке, или двумя деревянными ложками, которыми постуки-
вают). Для этой игры пригоден любой из перечисленных наборов.
Игрушки нужно хранить в специально оформленной, красивой
коробке.

Кроме набора игрушек потребуются еще два важных атрибу-
та— картонный колпачок с кисточкой или помпончиком (как у
петрушки или у клоуна) и палочка. Колпачок можно изготовить
из плотной бумаги (оклеив его для прочности с внутренней сто-
роны марлей) или плотной ткани. Он должен быть легким и на-
деваться глубоко на голову ребенка, удерживаясь на носу и не
касаясь его глаз. Такой колпачок должен исключать возможность
видеть что-нибудь вокруг. Необходимо красиво его оформить,
сделать привлекательным для детей и удобным для употребления.
Не менее привлекательной должна быть и «волшебная палочка»,
чтобы малыши поверили, что это не обыкновенная палочка, а
именно сказочная, волшебная. Палочка должна быть ровной,
достаточно прочной (чтобы не сломаться при постукивании о пол)
и длинной (примерно один метр), чтобы ребенок мог дотронуться
екх из центра круга до тех, кто стоит в кругу.

Описание игры и приемы ее проведения. В игре принимают
участие все дети группы. За несколько дней до первого знаком-
ства с ней малыши узнают о том, что их ждет сюрприз. Они при-
меряют колпачок, рассматривают «волшебную палочку», любуют-
ся атрибутами вместе с воспитателем. Во время прогулки на уча-
сток выносятся разные звучащие предметы, которые будут
использованы в игре (погремушка, озвученная неваляшка, детская
гармошка, деревянная колотушка и др.). Воспитатель показывает,
как извлекать из каждого предмета чистый красивый звук. Нуж-
но, чтобы дети услышали, как звучит гармошка, и увидели, как
добиваются чистого звучания, т. е. какие именно движения нужны
для этого. Только тогда можно дать игрушку детям, чтобы оли
попробовали извлечь не слишком громкий, но отчетливый, чистый
ьвук. Такие упражнения учат детей соотносить свои движения
и слуховые впечатления. После того как воспитанники научатся
пользоваться звучащими игрушками, можно знакомить их с пра-
вилами игры.

Пригласив детей сесть поудобнее, воспитатель садится за сто-
лик, где находится коробка с игрушками. «В прошлый раз вы по
голосу отгадывали, кто будит Мишутку, — говорит он, — и сего-
дня мы тоже будем загадывать и отгадывать загадки, но по-дру-
гому, еще интереснее. В одних загадках нужно будет узнать по
голосу, кто говорит, а в других догадаться, какая игрушка зву-
чит». Педагог открывает коробку, вынимает из нее по эчереди
каждую игрушку и не спеша показывает, как тарахтит погремуш-

68


ка, как звенит звонок или колокольчик, как протяжно порл гар-
мошка.

Взрослый дает малышам возможность не только услышать
звук, но и увидеть звучащий предмет. Потом достает колпачок
и палочку и сообщает, что эти предметы волшебные. Они будут
помогать загадывать и отгадывать загадки. Но помогут они толь-
ко гем, кто играет дружно, умеет правильно ходить по кругу,
стоять тихо-тихо и внимательно слушать.

Воспитатель предлагает детям взяться за руки и встать в крут.
Затем выбирает ребенка, который выходит на середину круга:
он будет отгадывать первую загадку. Педагог дает ему «волшеб-
ную палочку» и надевает на голову колпачок. Затем, двигаясь
вместе с детьми по кругу в хороводе, произносит следующие сло-
ва. «Раз, два, три (короткая пауза)... четыре, пять! Будет палочка
стучать!» (Слова повторяются два-три раза).

С последними словами все останавливаются, а ребенок, кото-
рому предстоит отгадывать загадку, дважды громко и четко уда-
ряет «волшебной палочкой» о пол, подавая сигнал о том, что
сейчас начнется самое главное: если настанет полная тишина,
палочка «выберет» того, кто будет загадывать первую загадку.
Подсказывая малышам по ходу игры каждое очередное действие,
воспитатель предлагает им сделать два шага вперед, чтобы при-
близиться к ребенку, находящемуся в центре круга. Взрослый
замыкает круг и предлагает ребенку, стоящему в центре, медлен-
но вращаться внутри круга, держа палочку на вытянутой руке
(горизонтально). «Палочка сама выберет того, кто ей понравит-
ся»,— говорит он. Незаметно для детей взрослый направляет дви-
жения ребенка. Тот, кого слегка коснется палочка, должен ухва-
титься за протянутый ему конец, назвать отгадчика по имени и
произнести следующие слова: «Узнаешь мой голосок? Назови ме-
н*\ дружок!» (Это обращение можно заменить другим, более ко-
ротким и легким, например: «Кто я? Назови меня» или «Это я,
отгадай мою загадку, назови меня!») Ребенок, находящийся в
центре круга, должен назвать имя того, кто произнес эти слова.
Если загадка отгадана верно, все участники игры дружно хло-
пают в ладоши. Аплодисменты адресуются и тому, кто загадал,
и тому, кто отгадал первую загадку. Колпачок и палочка возвра-
щаются на стол с игрушками, а оба ребенка занимают место
в общем кругу. Круг снова расширяется, и в середину выходит
новый ребенок, ему надевают колпачок и передают «волшебную
палочку». Все повторяется сначала: дети снова водят хоровод под
уже знакомые слова, останавливаются на стук «волшебной палоч-
ки», которая затем так же, как в первый раз, показывает, кому
загадывать следующую загадку. Воспитатель напоминает о со-
блюдении полной тишины, чтобы можно было отгадать загадку,
и передает выбранному ребенку одну из озвученных игрушек.
«Послушай и отгадай, какая игрушка у меня в руке?» — спраши-
вает ребенок и извлекает чистый звук средней громкости (этому
он научился за время подготовки к игре).

69


Воспитатель вместе с детьми аплодисментами поддерживают
играющих. Если ребенок не может отгадать загадку или дает
неправильный ответ (что бывает редко), участники игры выра-
жают свое сочувственное отношение к случившемуся следующим
образом: опустившись на корточки и держась руками за голову,
они шутливым тоном произносят слова: «Ох, ох! Ох, ох! Колпа-
чок нам не помог! Ему кто-то помешал, вот он и не отгадал!»
В конце игры все, кто загадывал и отгадывал загадки, выходят
на середину круга, а остальные дети под народную плясовую
мелодию поют им, приплясывая кто как умеет, величальную
песенку:

Все ребята молодцы'
Мы вам всем похлопаем,
Ножками потопаем,
Ручками помашем,
С вами вместе спляшем!

Правила игры.

1. Запомнить слова, которые говорят перед тем, как загадать
загадку; стараться загадывать так, чтобы нетрудно было узнать,
кто говорит или какая игрушка звучит.

2. Правильно ходить по кругу; вовремя останавливаться и
стоять тихо, чтобы лучше были слышны голоса и звуки, не ме-
шать «волшебной палочке» выбирать детей. («Волшебная палоч-
ка» выбирает только тех, кто сохраняет тишину, не мешает зага-
дывать и отгадывать загадки.)

3. Играть дружно, спокойно дожидаться своей очереди. («Вол-
шебная палочка» выбирает прежде всего того, кто выполняет
правила игры. Она может выбрать одного и того же ребенка
несколько раз.)

Советы воспитателю. Эту игру лучше проводить на воздухе
или в зале, поскольку она требует пространства и свободы дви-
жений. Предварительно нужно поучить детей ходить по кругу.

Многие дети во время игры хотят стоять рядом с воспитателем
и держать его за руку. Чтобы избежать конфликтов между детьми,
следует сразу упорядочить их передвижение в кругу. Например,
кто уже загадывал (или отгадывал) загадки, становится по ле-
гую руку от воспитателя, а остальные справа.

Робких и застенчивых ребят лучше привлекать на активные
роли под конец игры. Успешное решение задачи другими детьми
придает им смелости и уверенности. Одобрение воспитателя явля-
ется важным подкреплением их усилий, повышает активность.

ЧТО ВЫБРАЛ ПЕТРУШКА?

Особенности игры и ее воспитательное значение. В предлагае-
мой игре малыши продолжают учиться узнавать на слух источник
звука. Решение такой задачи способствует обострению слуховой

70


чувствительности и восприимчивости к звукам, что важно для
развития музыкальных способностей.

Коллективный характер данной игры позволяет воспитателю
развивать у детей организованность, поощрять чуткое отношение
к тем, кто испытывает затруднение. Игра помогает воспитывать
у детей умение управлять своим поведением, считаться друг с
другом.

Игровой материал. Материалом для игры служат музыкальные
и озвученные игрушки. Приведем несколько вариантов наборов
таких игрушек:

набор 1: барабан, озвученная неваляшка, резиновая игрушка
с пищиком;

набор 2: погремушка, звонок или колокольчик, игрушечная
гармошка, бубен или барабан;

набор 3: музыкальная шарманка, бубен, деревянная колотуш-
ка или две деревянные ложки.

Игрушки лежат в красиво оформленной коробке. Нужна так-
же настольная ширма.

Описание игры и приемы ее проведения. В игре участвует вся
группа детей. Усадив их на стулья, воспитатель предлагает по-
играть в новую игру. Стремясь заинтересовать ребят, взрослый
достает красивую коробку и, не снимая крышки, слегка покачи-
вает ее в руках, заставляя звучать находящиеся в ней игрушки.
«Как вы думаете, что лежит в коробке? — спрашивает он. — Да-
вайте еще раз послушаем». Попросив детей соблюдать полную
тишину, педагог повторяет те же действия, и звуки слышатся
громче и яснее: «Да, в коробке что-то лежит. Как вы думаете,
что это?»

Предоставив детям возможность высказаться о том, что им
послышалось, и настроив их на внимательное слуховое восприя-
тие, воспитатель развязывает ленту на коробке, открывает ее
и вынимает одну за другой игрушки. Показывая каждую игрушку,
взрослый просит детей назвать ее и послушать, как она звучит
(при этом обращает внимание на то, как извлечь из игрушки
красивый звук средней громкости). Педагог подзывает к себе
кого-либо из детей, передает ему в руки игрушку и поручает
«заставить» игрушку прозвучать, чтобы все еще раз могли услы-
шать, как она красиво «поет».

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у каждой
игрушки есть свой голосок — одна поет протяжно (гармошка),
другая — свистит (свистулька или резиновая пищалка), а третья—
стучит (бубен, ложки и пр.). Он задает вопросы о том, что слы-
шат дети, и побуждает их к словесному обозначению воспринима-
емых звуков или к звукоподражанию. При этом взрослый дает
наглядные примеры воспроизведения звуков. Так ребята узнают,
что металлический колокольчик звенит и будто говорит им
«дзинь-дзинь», бубен стучит и говорит «там-там-там», маленькая
шарманка, если покрутить ее ручку, поет песенку. Если срели
игрушек есть барабан, дети узнают из пояснений воспитателя,

71


что он барабанит свою песенку: «трам-трам-там-там-там», а слу-
шая звучание детской гармошки, они заметят, что она издает
певучие, протяжные звуки. Резиновая игрушка с пищиком издает
отрывистый звук.

Познакомив детей со всеми игрушками, воспитатель ставит
на стол ширму и прячет за нее игрушки. Затем начинает объяс-
нять правила игры наглядно-действенным способом.

Педагог вызывает кого-нибудь из детей, надевает ему на го-
лову колпачок Петрушки, предлагает зайти за ширму и выбрать
ту игрушку, которая ему больше нравится. Затем показать, как
она звучит, а остальные дети должны догадаться, какую игрушку
выбрал Петрушка. Если ребята отгадали загадку, Петрушка по-
казывает им игрушку, кланяется и все хлопают ему в ладоши.

Правила игры.

1. При загадывании загадок соблюдать тишину и слушать
внимательно, как звучит предмет.

2. Отгадывают звуковую загадку все дети вместе.

Советы воспитателю. Проводя игру, постарайтесь удовлетво-
рить стремление каждого ребенка выполнить активную роль.

Наверняка в вашей группе есть дети, которым трудно соблю-
дать тишину и управлять своим поведением. Этих воспитанников
лучше вызывать раньше (но не самыми первыми). Выполнив
активную роль, такой ребенок не может долго участвовать в игре.
Чтобы он не нарушал тишину и не мешал остальным, предложите
ему какое-нибудь спокойное занятие (альбом, картинки, кубики
и пр.), напомните, что нельзя вскакивать с места и мешать осталь-
ным детям, играть.

При повторении игры можно менять игровой материал. Пра-
вила обращения со звучащими игрушками должны неукоснитель-
но соблюдаться.

ЗВУКОВЫЕ ЗАГАДКИ

Особенности игры и ее воспитательное значение. Обучающая
задача этой игры во многом совпадает с предыдущей. Но теперь
детям нужно не просто отгадать звучащий предмет, а передать
характер звука словом или голосом. Это способствует более осо-
знанному и тонкому различению и воспроизведению звука, что
является новым шагом в развитии слухового восприятия.

Игровая ситуация и задачи хорошо знакомы детям. Новым для
них является тип партнерства (активная роль выполняется не-
большими группами). Дети учатся управлять своим поведением:
сдерживать естественное желание ответить первым и пр. Все это
имеет большое значение для развития волевых качеств личности
ребенка.

Игровой материал. К материалу из предыдущей игры можно
добавить несколько музыкальных игрушек, например рояль, ду-
дочку, триолу, балалайку, трензль и др. Подбор игрушек должен
обеспечить разнообразие звуков —как протяжных, мелодических,

72


так и ударных, отрывистых. Потребуется также и настольная
ширма.

Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель показы-
вает детям приготовленные для игры предметы и предлагает от-
гадать загадки: он будет с помощью игрушек извлекать звуки,
а ребята, не видя предмета, должны отгадать, что звучит.

Педагог загораживает игрушки ширмой и предупреждает де-
тей, что сидеть надо так тихо, как будто никого нет в комнате,
тогда хорошо будет слышен звук каждой игрушки. Он сообщает
детям еще одно важное правило игры: когда игрушка кончит
звучать, нужно хором сказать следующие слова: «Голосок мы твой
слыхали и загадку разгадали. Ты... (назвать игрушку)».

Разгадав загадку, дети вместе с воспитателем должны обозна-
чить словом или передать звукоподражанием характер услышан-
ного звука.

Загадав детям две-три загадки, воспитатель несколько изме-
няет организацию игры. Он подзывает к себе ребят (четы


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.