Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)

2021-02-05 73
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Великий русский композитор ХХ века, пианист, дирижёр. Родился 11 (23) апреля 1891 г. в селе Сонцовка (ныне Донецкая обл.) в семье агронома. Заниматься музыкой начал с 5 лет под руководством матери, летом 1902 и 1903 — Рейнгольда Глиэра, приезжавшего в Сонцовку. К моменту поступления в Петербургскую консерваторию (1904 – 13 лет) был автором 4 опер, симфонии, 2 сонат и фортепианных пьес. В 1909 окончил консерваторию по классу композиции (учился у А.К. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова и Я. Витола), в 1914 — дирижирования (у Н.Н. Черепнина) и фортепиано (у А.Н. Есиповой). В консерваторские годы зародилась творческая дружба Прокофьева с композитором Николаем Яковлевичем Мясковским, продолжавшаяся до конца жизни.

Становление Прокофьева как композитора протекало в противоречивой, сложной обстановке, отмеченной интенсивными поисками новых тем и выразительных средств во всех областях искусства. Присматриваясь к новым течениям, отчасти испытывая на себе их влияние, Прокофьев вместе с тем стремился к независимости и самостоятельности. Произведения, написанные за предреволюционное десятилетие, охватывают почти все жанры. Большое место занимает фортепианная музыка: 2 концерта для фортепиано с оркестром (1912, 1913), 4 сонаты, циклы («Сарказмы», «Мимолётности»), Токката и др. пьесы. Кроме того, в эти годы Прокофьевым созданы 2 оперы («Маддалена», 1913, и «Игрок» по Ф. М. Достоевскому, 1915-16), балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1915-20), «Классическая» (первая) симфония (1916-17), 1-й концерт для скрипки с оркестром (1921), хоровые и камерно-вокальные сочинения. Уже в ранний период выявляются характернейшие черты творческого облика Прокофьева — активное отношение к жизни, оптимизм, энергия и воля. Обширен диапазон тем и образов: тонкий лиризм романсов на слова А. А. Ахматовой (1916) и напряжённая экспрессия «Игрока»; живописность и поэтичность сказки «Гадкий утёнок» для голоса и фортепиано (1914) и стихийная сила оркестровой «Скифской сюиты» (1914-15); острый гротеск «Сарказмов» и скоморошья сказочность балета «Сказка про шута...». С 1908 г. Прокофьев начинает регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижёр — исполнитель собственных произведений.

Весной 1918 Прокофьев направляется через Японию в США. Пребывание за рубежом вместо предполагаемых нескольких месяцев продолжалось 15 лет; это – второй, зарубежный период творчества Прокофьева. Первые 4 года композитор проводит в поездках по Америке и Европе (главным образом Франции) в связи с постановкой своих сценических сочинений и сильно расширившейся концертной деятельностью. В 1922 он живёт в Германии, а с 1923 — в Париже. Зарубежный период отмечен активным интересом к театральным жанрам. Он создаёт оперы: комическую «Любовь к трём апельсинам» по пьесе итальянского драматурга XVIII в. Карло Гоцци (1919), замысел которой возник ещё до отъезда за границу, и экспрессивную драму «Огненный ангел» по роману Валерия Брюсова (1919-27). Творческое содружество с балетной труппой Сергея Дягилева, который поставил в 1921 «Сказку про шута...», стимулировало создание новых балетов для этой труппы: «Стальной скок» (1925) и «Блудный сын» (1928). В 1930 для парижского театра «Гранд-Опера» был написан балет «На Днепре». В области инструментальной музыки наиболее значительными работами этого периода были: 5-я соната для фортепиано, 3-я и 4-я симфонии (1924, 1928, 1930-47), 3-й, 4-й и 5-й концерты для фортепиано с оркестром (1917-21, 1931, 1932). В последние годы пребывания за рубежом творческая активность Прокофьева стала снижаться — давал себя знать длительный отрыв от Родины. «В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостаёт: свои песни, мои песни». В 1927, 1929 композитор приезжает на гастроли в СССР и в 1932 принимает решение окончательно возвратиться на Родину.

В течение нескольких лет (с 1933) ведёт занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории. В творчестве Прокофьева наступил период расцвета. Выдающимся достижением советского и мирового искусства стал балет «Ромео и Джульетта» (1935-36), в котором композитор создал образы подлинно шекспировской глубины и реалистической силы. Первой и лучшей исполнительницей роли Джульетты стала великая балерина Галина Уланова. Значительное место в предвоенные годы занимала работа Прокофьева для кино. Одним из этапных произведений Прокофьева стала музыка к кинофильму «Александр Невский» великого кинорежиссера ХХ ст. Сергея Эйзенштейна, послужившая основой для одноименной кантаты. В 30-е гг. Прокофьев пишет произведения для детей: сборник фортепианных пьес «Детская музыка» (1935), симфоническую сказку «Петя и волк» для чтеца и оркестра (1936), знакомящую детей в остроумной, живой образной форме с тембрами различных инструментов, детские песни. Конец 30-х — начало 40-х гг. отмечены новым взлётом творческой активности композитора. Он начинает работу почти одновременно над целым рядом сочинений: сонатой для скрипки и фортепиано, тремя сонатами для фортепиано (6-я, 7-я, 8-я), лирико-комической оперой «Обручение в монастыре» по комедии английского драматурга XVIII в. Шеридана «Дуэнья», балетом «Золушка». Завершение большинства из них было отодвинуто начавшейся Великой Отечественной войной 1941-45. Важнейшей работой военных лет стала опера «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого (1941-52) — одно из центральных произведений в творчестве Прокофьева и крупнейшее достижение советского оперного искусства. Тема войны отразилась и в других сочинениях того времени: в 7-й сонате для фортепиано (1939-42), 5-й и 6-й симфониях (1944, 1945-47). С этой же темой связана и последняя опера Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» по Б. Н. Полевому (1947-48).

В послевоенные годы творчество Прокофьева приобрело черты особой ясности, классической стройности, мудрой простоты. Всё большее место начинают занимать в нём светлые лирические или фантастические образы (9-я соната для фортепиано, 1947; соната для виолончели и фортепиано, 1949). По-прежнему привлекает композитора мир детства, юности: вокально-симфоническая сюита «Зимний костёр» (1949) и оратория «На страже мира» на тексты С. Я. Маршака (1950); балет «Сказ о каменном цветке» по П. П. Бажову (1948—50); 7-я симфония (1951-52), за которую Прокофьев первым из советских композиторов был посмертно удостоен Ленинской премии (1957).

Умер Прокофьев 5 марта 1953 г. в Москве.

Прокофьев вошёл в историю музыкальной культуры как композитор-новатор, создавший глубоко самобытный стиль, свою систему выразительных средств. Творчеству Прокофьева в высшей степени присущи действенность и активность. Яркой индивидуальностью отмечена лирика Прокофьева — вдохновенная, глубокая и вместе с тем сдержанная, кристально чистая. В процессе развития творчества Прокофьева всё яснее выявлялись его тесные связи с традициями русской музыки (М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова). Присущая композитору острая наблюдательность сделала его одним из выдающихся мастеров музыкального портрета, сочетающего внешнюю характерность с психологической правдивостью. Это предопределило главную роль театральных жанров в творчестве Прокофьева. Стремясь к сценическому реализму, преодолению оперно-балетных условностей, Прокофьев значительно усилил в балете роль пантомимы, в опере отказался от стихотворного либретто, заменив его повсюду свободным прозаическим текстом, широко использовал музыкальную декламацию на основе живых интонаций человеческой речи. Большое место в творческом наследии Прокофьева занимают фортепианные сочинения, в которых своеобразно преломились особенности пианизма Прокофьева: конструктивная ясность, отчётливость звучания, упругость и энергия ритма. Симфонические (симфонии, увертюры, сюиты) и вокально-симфонические (оратории, кантаты) произведения в целом отразили характерную для Прокофьева эпическую направленность. Большинству из них присущи объективность, повествовательность тона, драматургия, основанная на сопоставлении контрастных образов.

Творчество Прокофьева составило эпоху в мировой музыкальной культуре ХХ века. Самобытность музыкального стиля композитора открыла новые пути в музыке и оказала мощное воздействие на творчество многих композиторов.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.