Александр Николаевич Скрябин (1872-1915) — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Александр Николаевич Скрябин (1872-1915)

2021-02-05 131
Александр Николаевич Скрябин (1872-1915) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А.Н. Скрябин – великий русский композитор конца XIX – начала ХХ вв., новатор, «гениальный искатель новых путей», выдающийся пианист. Несмотря на короткий по времени творческий путь, им создано множество произведений в жанрах симфонической и фортепианной музыки. Им написаны 3 симфонии, оркестровые «Поэма экстаза» и поэма «Прометей», Концерт для фортепиано с оркестром; среди множества фортепианных сочинений – 10 сонат, поэмы, прелюдии, этюды, мазурки, вальсы. Творчество Скрябина оказалось созвучным сложной и бурной эпохе рубежа столетий и начала нового ХХ в. В своих крупнейших сочинениях он обращается ко всему человечеству, утверждает идеалы добра, света, веру в безграничные возможности творческого духа. Другая сфера характерных образов музыки Скрябина – мир тончайших лирических переживаний.

Родился в Москве 6 января 1872 г. Мать, талантливая пианистка, в том же году умерла; отец получил дипломатическое образование, служил за рубежом. Будущего композитора воспитывала сестра отца, ставшая и его первой учительницей музыки. Маленький Скрябин очень любил импровизировать за роялем; к самому инструменту он относился с трогательной нежностью. У мальчика были превосходный музыкальный слух и память.

По семейной традиции он в 10 лет был отдан в Кадетский корпус, где учился с 1882 по 1889 г. Освобожденный из-за слабого здоровья от тягостной строевой службы, Скрябин имел возможность больше времени отдавать музыке. Тогда же начались регулярные занятия под руководством теоретика и композитора Георгия Конюса; позже мальчик брал уроки фортепиано у известного московского педагога Николая Зверева, теории – у выдающего композитора, ученика Чайковского Сергея Танеева. В январе 1888 г. Скрябин поступил в Московскую консерваторию в класс Василия Сафонова (фортепиано) и Сергея Танеева (контрапункт). С педагогом по композиции Антоном Аренским отношения не сложились, поэтому Скрябин закончил консерваторию лишь по классу по фортепиано (в 1892 г.), получив малую золотую медаль. За этот ранний период творчества было написано немало фортепианных пьес, в которых ощущается влияние Шопена, но ощущается уже и своя, скрябинская нота.

По окончании консерватории начался новый период в жизни и творчестве Скрябина (1892-1902). Молодому композитору и пианисту нелегко пробить себе дорогу, т.к. с детских лет он отличался мечтательностью, жизненной неприспособленностью. «Чрезвычайно тонкая, изнеженная и чуткая натура», - характеризовал молодого Скрябина один из его товарищей по консерватории. В 1894 г. Скрябин впервые выступил со своими произведениями в Петербурге. Его высоко оценили коллеги музыканты; Римский-Корсаков назвал его «взошедшей звездой первой величины». Большое значение в жизни Скрябина имела поддержка петербургского промышленника и мецената Митрофана Беляева, который публиковал в своем издательстве все сочинения молодого композитора, организовывал его выступления за рубежом (в Германии, Голландии, Франции, Бельгии). Скрябин-пианист исполнял исключительно собственные произведения, покоряя слушателей новыми звучаниями и своеобразием утонченной и одухотворенной манеры игры. С 1898 по 1903 г. Скрябин был профессором Московской консерватории по классу фортепиано, оставил воспоминания о себе как о талантливом педагоге, который умел воспламенить творческую фантазию учеников, увлечь их за собой. В этот период сочинены 3 фортепианные сонаты, 12 этюдов, 47 прелюдий, фортепианный концерт, оркестровая поэма «Мечты», 2 монументальные симфонии (Первая симфония завершается хоровым финалом на слова самого Скрябина – гимном Искусству).

В период творческого расцвета – 1903-1908 гг. – Скрябин в основном живет в Швейцарии, выезжая с концертами в Париж, Амстердам, Брюссель, в Америку. Выступления проходили с грандиозным успехом. Скрябина живо интересуют события в России – революция 1905 г., общественный подъем. Он проявляет большой интерес к философии, пытается осмыслить роль искусства в движении человечества к светлому будущему. Его идеи находят отражение в таких грандиозных сочинениях как Третья симфония (подзаголовок – «Божественная поэма») 1904 г. и «Поэма экстаза» 1907 г. Они звучат как гимн всепобеждающей воле человеческого духа. Среди других значительных произведений этого периода – 4 и 5 фортепианные сонаты, 5 поэм для фортепиано (Скрябин является создателем жанра фортепианной поэмы). В этих сочинениях отмечается усложнение музыкального языка, переосмысление традиционного сонатно-симфонического цикла (переход к одночастности).

С возвращением Скрябина на родину в январе 1909 г начинается заключительный период его жизни и творчества. Он сосредотачивается на одной цели: создать произведение, способное изменить мир, преобразить человечество – «Мистерию». Для этого все искусства должны объединиться под главенством музыки. На пути к Мистерии появляется «Поэма огня» - «Прометей» с участием оркестра громадного состава, хора, солирующего рояля, органа, а также световых эффектов (в партитуре выписана партия света). Одновременно с этим создаются для фортепиано 6-10 сонаты, поэма «К пламени», прелюдии, этюды. В них предельно усложняется музыкальный язык, происходит отказ от традиционной тональности, гармонии, мелодики. В последние годы жизни композитор работал над так называемым «Предварительным действом», исполнение которого должно было подготовить «Мистерию», стать ее прологом. Он написал слова и сочинил музыку, но не успел зафиксировать ее в партитуре, сохранились лишь отдельные наброски. Скрябин скончался скоропостижно от общего заражения крови 14 апреля 1915 г.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.