Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

2021-02-05 105
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С.В.Рахманинов – великий русский композитор, гениальный пианист, дирижер.

Родился 1 апреля 1973 г. в имении Онег, ныне Новгородская область. Учиться играть на рояле начал в 4 года. В 1882 г. был принят в младшие классы Петербургской консерватории, где, пользуясь доверчивостью опекавшей его бабушки, прогуливал занятия и бездельничал. В 1885 г. его перевели в Московскую консерваторию, в класс известного педагога Николая Зверева. Живя в пансионе Зверева (1885-1889), Рахманинов прошел суровую, но очень разумную школу трудовой дисциплины, которая превратила его из отчаянного лентяя и проказника в человека исключительно волевого и собранного. «Лучшим, что есть во мне, я обязан ему», – так впоследствии говорил Рахманинов о Звереве. С 1889 г. занимается у блестящего молодого пианиста Александра Зилоти, по классу которого оканчивает консерваторию как исполнитель в 1891 г. Класс композиции (у Антона Аренского) Рахманинов окончил годом позже. В 1892 г. он представил на выпускной экзамен по композиции оперу «Алеко» по поэме А.С. Пушкина «Цыгане», сочиненную за 17 дней. Его работы была высоко оценена П.И. Чайковским, который, будучи председателем экзаменационной комиссии, поставил молодому композитору «пятерку», окруженную со всех сторон четырьмя «плюсами». Впоследствии, Чайковский помог поставить «Алеко» в Большом театре (премьера состоялась в 1893 г.). В консерваторские годы Рахманиновым были написаны также такие известные сочинения, как Прелюдия до-диез минор (ор.3, №2), Первый фортепианный концерт, романс «В молчаньи ночи тайной». За ними последовали: Элегическое трио для ф-но, скрипки и виолончели «Памяти великого художника» (памяти Чайковского) (1893), Музыкальные моменты ор. 16 (1896), романсы «Весенние воды», «Островок» и множество других, симфонические произведения – фантазия «Утес» (1893) и Каприччио на цыганские темы (1894). Таким образом, уже в начальный период творчества Рахманинов заявил о себе как о сильном, глубоком, самобытном таланте.

Жизнь в эти годы складывалась сложно. Решительный и властный в исполнительстве и творчестве, Рахманинов был по натуре человеком ранимым, часто испытывал неуверенность в себе. Мешали материальные затруднения, житейская неустроенность, скитания по чужим углам. И хотя его поддерживали близкие ему люди, в первую очередь семья Сатиных (Наталья Сатина впоследствии станет его женой, спутником всей его жизни), Рахманинов чувствовал себя одиноким. Сильное потрясение, вызванное провалом его Первой симфонии, исполненной в Петербурге в марте 1897 г., привело к творческому кризису. Несколько лет Рахманинов ничего не сочинял, зато активизировалась его исполнительская деятельность как пианиста, состоялся дирижерский дебют в Московской Частной опере Саввы Мамонтова (1897). В эти годы он познакомился с Л.Н. Толстым и А.П. Чеховым, началась дружба с Федором Ивановичем Шаляпиным, продолжавшаяся до конца их дней. В 1899 г. Рахманинов впервые выступил за рубежом (в Лондоне), в 1900 – побывал в Италии, где появились наброски будущей оперы «Франческа да Римини» по «Божественной комедии» Данте. Так постепенно готовился внутренний перелом, и в начале 1900-х гг. произошло возвращение к творчеству.

Новый творческий период начался со Второго фортепианного концерта, в мощных звуках которого современники услышали наступление нового века, ощущение обновления, грядущих перемен. Всеобщее признание в России и за рубежом получает пианистическая и дирижерская деятельность Рахманинова. Два года (1904-1906) он работал дирижером в Большом театре, оставив в его истории память о замечательных постановках русских опер. За этот период написаны лучшие зрелые произведения Рахманинова: фортепианные - две тетради Прелюдий (ор.23 и ор.32), две тетради Этюдов-картин (ор.33 и ор.39), две сонаты, Третий фортепианные концерт; оперы «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь» (по одной из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина); симфонические – Вторая симфония, симфоническая поэма «Остров мёртвых», вокально-симфоническая поэма «Колокола»; хоровые – кантата «Весна», «Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение»; множество романсов – «Сирень», «Здесь хорошо», Вокализ и др.

После событий Октябрьской революции, 24 декабря 1917 г. Рахманинов с семьей навсегда покинул Россию. Более четверти века он прожил на чужбине, в США, и этот период был в основном насыщен изнурительной концертной деятельностью, подчиняющейся жестким законам музыкального бизнеса. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки соотечественников за рубежом и в России. Так, осенью 1941 г. он направил более 4 тыс. долларов в фонд помощи Красной Армии. За рубежом Рахманинов жил замкнуто, ограничив круг друзей выходцами из России. Первые годы пребывания за границей его не покидала мысль об утрате творческого вдохновения: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. Только спустя 8 лет Рахманинов возвращается к творчеству. Произведения последнего периода – Четвертый фортепианный концерт, Три русские песни для хора и оркестра, Рапсодия на тему Паганини для ф-но с оркестром, Третья симфония, Симфонические танцы – посвящены России, наполнены раздумьями о ее судьбе, жгучей тоской по навсегда утраченной родине.

Рахманинов умер 28 марта 1943 г. в Беверли-Хиллз (США), не дожив трёх дней до своего 70-тилетия.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.